Вопрос на тему «Богослужение»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 18
Вопрос 3201:
Нельзя ли в церкви петь более понятные песнопения, а то стоишь, как посторонний, а так хочется участвовать в общем пении. Всегда ли так было, что народ безмолвствовал при пении?
Ответ И.Т. Лапкина:
Не всегда. Вот что пишут знатоки песнопений:
«Православный молитвослов». Николай Нахимов. «При пении слова молитв и священных песен так сливаются, что часто пропадают для слушателя, как пропадают для него даже слова Евангелия и Апостола в потрясательных гласах чтецов, редко к тому же искусных. Создаётся положение для молящихся поистине ужасное, и длится оно у нас, всё усиливаясь, страшно сказать, уже десять веков. Мы будем глубоко благодарны всем лицам, которые почтут наш труд серьёзной критикой: такие издания, как наше – дело не личное, а православно-общественное. Мы просим только наших будущих критиков не обличать нас в такой, примерно, форме: «Смотрите, братие, что сей еретик написал! Да где же он учился богословию?» А, обличив, наставить, т.е. указать, что и почему у нас ошибочно, а главное, как именно должно быть исправлено. Все сделанные таким образом указания мы печатно же обсудим и, в чём прегрешили, чистосердечно покаемся. «Я сделал, что мог; пусть те, кто могут, сделают лучше».
Во избежение возможных недоразумений обратим внимание благочестивого читателя на то, что предлагаемые переводы предназначены исключительно для уяснения смысла молитв, но ни в коем случае не для замены церковно-славянских текстов на русские при богослужении или даже во время домашней молитвы. Автор подчёркивает это в своём послесловии, и это ясно также из того, что переводы сознательно сделаны чисто прозаическими, без малейших намёков на какую-либо метрику или ритмику, которыми так пленяют нас церковно-славянские тексты… Переводчики оставляют без перевода иные слова, как «умиление», считая его понятным. И немудрено: ошибочность здесь проистекает из того, что слово, на пути из славянского языка в русский, изменило своё значение, так что в русской классической литературе оно употребляется уже неверно по отношению к ц.-слав. богослужебным текстам. Предлагая читателю переводы одного из лучших дореволюционных исследователей ц.-слав. богослужебной литературы, издательство надеется, что они будут полезны для уяснения смысла наших широко известных и ценимых во всём мире, поразительных по красоте слога и глубокомыслию, но к сожалению, часто столь малопонятных молитв и песнопений». Число гласов в Сирийской церкви доходит до 257. Св. Иоанн Дамаскин избрал 8 наиболее простых. Св. отцы церкви заботились об искусном пении, одобряли только благоговейное, скромное и порицали в нём театральность. «Несчастный бедняк, – говорит иона Златоуст, – тебе бы надлежало с трепетом и благоговением повторять ангельское славословие, а ты вводишь сюда обычаи плясунов, махая руками, топая ногою, двигаясь всем телом». Что касается чтения и большей части песнопений, то в первые три века христианства он предоставлялся настоятелям. В одних церквах пел весь народ, в других – только клир. Иногда во время богослужения некоторые из его участников пели новые песни по собственному вдохновению. Этим начали пользоваться еретики. Во избежение таких соблазнов в церкви, Лаодикийский собор (368г.) определил, чтобы во время богослужения пел только клир, а мирянам предоставлено лишь ответное пение на ектениях, Символа веры и молитвы Господней.
Ариане совершали всеночное бдение, а утром шли в храмы за город, и их стройное и благозвучное пение привлекало и православных. Поэтому Иоанн Златоуст обратил особое внимание на чин ночного богослужения, сам совершал его и придал ему более торжественности благолепия. В противовес арианским хождением по городу с пением Златоуст установил крестные ходы с зажжёнными свечами, с преднесением крестов». Богослужение в православии – это совершенно неприкасаемая цитадель. Богослужение заняло место Слова Божия и потому православные так намертво держатся за букву, как протопоп Аввакум. Мы поём после богослужения в трапезной. В 16 т. «…открытым оком» помещено более 60 песнопений и мотив известен. На большее невозможно пойти – совершенно невозможно. Конечно, если есть победы, то сердце воспёт песнь Богу в любом месте.
Неем.12:38,40 – «Другой хор шёл напротив них, и за ним я и половина народа, по стене от Печной башни и до широкой стены,.. Потом оба хора стали у дома Божия, и я и половина начальствующих со мною».
Надписания псалмов указывают 52 раза, что псалмы пели не по одиночке, а хор.
Исх.14:31 – «И увидели зраильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию».
1Цар.21:11 – «И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: «Саул поразил тысячи, а Давид — десятки тысяч»?»
В церкви были профессиональные певцы.
2Пар.29:28 – «И всё собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение».
Когда беда затопляла народ, не до песен было.
Пс.77:63 – «Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен».
Пс.136:4 – «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?»
Но если сердце настроено на победу, то и в заключении будешь петь.
Дан.3:51 – «Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога».
Сир.44:5 – «Мудрые слова были в учении их; они изобрели музыкальные строи и гимны предали писанию».
Пример, оригинал и эталон
Всегда держать перед собой незримо;
Всё для того, чтоб не брататься с злом,
Пройти соблазн, не замечая, мимо.
Но где маяк в потёмках обрести,
Где тот светильник, столп на высоте,
Один на всех и знатных, и простых,
К которому бы вёл друзей, гостей?
Пример Христа недостижим и свят,
Он кроток и смирен превыше меры;
За Ним грядущим не отвращаться вспять –
Рабом последним будь и станешь первым.
Вчера, сегодня и вовеки Тот же,
Смиреньем поражающий врагов;
Молясь Ему, мы многое возможем,
Приемля от Его щедрот, даров.
Все наши знания, дискуссии и споры
По Библии нам надобно сверять;
Тогда не спрятаться за знаньем, словно в норы,
Отвергнем легион учителей-зверья.
К сияющим Евангельским вершинам
От навыка потянется душа;
Не будешь мерить всё своим аршином,
Но с Божьей помощью вопросы разрешать.
Куда бы в обольщенье ни забрёл,
В какую бы пучину ни стянуло,
Лишь воззовёшь к Христу, и, как орёл,
Он вынесет Иуду и Саула.
И даже им, предателям, тиранам,
Он не отказывает, не изгоняет вон;
Елей любви и строгости на раны,
На песнь хвалы перелицует стон.
Взирайте на распятого Иисуса,
Поправшего мрак всяких заблуждений.
Препятствия к добру все потрясутся,
Герой родится, победитель, гений.
01.08.06. ИгЛа