размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 2564

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Вопрос 2564:

Будет ли возможен настоящий прочный мир между исламом и христианством?

Ответ патриарха Алексия II: «Возможность мира между христианством и исламом никогда не вызывала сомнения у Русской Православной Церкви. Тот факт, что на протяжении столетий в России православные мирно живут бок о бок с мусульманами, является доказательством возможности такого мира. Есть множество примеров взаимопомощи и сотрудничества на уровне местных религиозных общин. Наш опыт сосуществования мог бы быть весьма полезен для всего мира, и Русская Православная Церковь рада этим опытом поделиться. Православные весьма заинтересованы в том, чтобы как можно меньше людей верило в «необходимость» борьбы цивилизаций по Сэмюэлу Хантингтону. Мне представляется очевидным, что традиционным религиям зачастую вообще бывает легче найти мир друг с другом, чем с носителями идей, противостоящих любым проявлениям религиозности. С такими настроениями мы боролись в Советском Союзе. Не изжиты они и в западном мире.

Русская Православная Церковь активно поддерживает институциональный диалог с мусульманами в рамках Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств. Одна из целей такого диалога — минимизировать опасность возникновения противоречий, создающих угрозу миру. И опять же подчеркну, что результаты этого диалога ещё раз подтверждают: мир не только возможен, но вполне реален и необходим».
 

Ответ И.Т. Лапкина:

Думаю, что только от страха говорят так. Да никогда не было мира с мусульманами, а была война, как у Ермака с Кучумом. И православные не были примером для мусульман. Те хотя не лукавят, так с кинжалом и спят. А тут крест и тут же шашка. Может Ермолова и Лермонтова не было? Хана Астраханского и прочих завоевателей Константинополя? Вот как об их Магомете написано в «Житиях святых» у Димитрия Ростовского.

9 июля - Феодор Едесский: «Если же ты, царь, действительно хочешь узнать обманщика и предтечу антихриста, то такой обманщик Магомет, который ввёл в заблуждение всё племя сарацинское и даже на Персию излил яд своего нечестия».

Царь сказал: «Почему вы не хотите признавать пророка Магомета? Разве он не о Боге проповедовал сарацинам, арабам и персам? Не сокрушал ли он идолов и не учил ли добродетельной жизни?» Святой отвечал: «Если кто-нибудь выведет человека из темницы и заключит его в другую мрачную темницу, то разве он этим сделает тому человеку благодеяние? Не обманул ли он его, переведя из одной тьмы в другую? Так с вами поступил и ваш Магомет. Мы же знаем, что к свету ведёт только один истинный, верный путь – я говорю о правой вере в Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Трёх Лицах. Я же ни в каком случае не стану слушать ложных учений, но остаюсь при том, что сказал: Магомет не пророк и не посланник Божий, а обманщик, лжец и предтеча антихриста. Ты же, еврей, твёрдо знай, что Христос уже пришёл в мир, чрез непорочное рождение от Пречистой Девы и потому тебе уже нечего ожидать рождения Его по плоти. Тот же, кого ты ждёшь, будет мерзкий антихрист, который смутит всю вселенную, а Магомет обманщик – предтеча этого антихриста!»

Присутствовавшие при этом споре персы и сарацины приходили в ярость от речей святого, а христиане радовались, говоря друг другу: «По благодати Христовой, инок победил!»

Сир.8:19 – «Не заводи ссоры со вспыльчивым и не проходи с ним чрез пустыню; потому что кровь — как ничто в глазах его, и где нет помощи, он поразит тебя».

Вот ещё житие бесстрашного воина Христова. Георгий Новый – 26 мая. «В то время Болгариею владели сарацины; когда блаженному Георгию исполнилось двадцать пять лет со времени его рождения (родители его в это время уже отошли ко Господу), то сарацины начали склонять его к своему нечестью, говоря ему:

— «Георгий! Оставь христианство и прими нашу веру. Послушай посланника Божия Магомета, прими наш закон». При этих словах сарацины начали возлагать на честную главу святого Иоанна тафию (шапку), которую по своему обычаю носили на головах своих и в которой входили в свои молитвенные дома. Но святой отвечал им, говоря так: «Не подобает нам, христианам, подражать нечестивым обычаям вашим и носить на головах своих тафии; не подобает нам отрекаться от Христа, Бога истинного, Творца неба и земли, и лишать себя плодов крещения святого. Скажите мне: могу ли я веровать Магомету, которой не был послан ни Богом, ни Божьими пророками, ни Апостолами, но был простым военачальником полка сатанинского, нося с собою хоругви диавола? Вот вы и сами не знаете, во что вы веруете; вы сами отступили от пути истинного».

Обличив так сарацин, святой Георгий начал громогласно исповедывать Христа истинным Богом, Создателем и Творцом всего существующего, видимого и невидимого, земного и небесного. Затем, плюнув в лица нечестивым и назвав их людьми безбожными, святой бросил на землю тафию и начал попирать её ногами, говоря сам себе: «О Георгий! Чего ты медлишь? Христос призывает тебя!» Нечестивые сарацины, исполнившись гнева, взяли святого и с великими побоями и руганью представили его своему правителю, донося на него и говоря: «Вот сей хулит и поносит нашу веру». Игемон же, будучи поражен красотою лица святого и его мужественным взглядом, начал с лестью говорить ему: «Если отречешься от Иисуса Христа, Которого вы называете Сыном Божьим, и если подчинишься приказанию самодержца Селима и исполнишь его волю (сему Селиму многие царства повинуются), то получишь многие дары и всевозможные почести от царя нашего и будешь поставлен начальником всех воевод великого города Средца».

Но мученик Христов снова исповедал Господа Иисуса Христа в присутствии многочисленной толпы, сарацинскую же веру обличил и укорил. Тогда мучитель, придя в ярость, приказал бить палками святого без милосердия. И мучим был святой Георгий жестоко, так что его плоть прилипала к палкам, кровь же его текла каплями из язв. Но несмотря на это святой не показывал намерения подчиниться нечестивому повелению царскому. Тогда правитель приказал резать его по всему телу ножами, с головы до ног и опалять его раны горящими свечами; всё тело святого было опаляемо свечами, так что не было видно и лица его, и начала таять плоть его, как тает воск от огня. Но мученик Христов доблестно переносил страдания, призывая и исповедуя имя Господа Иисуса Христа. После этого мучитель приказал воинам водить мученика по городу, ударять в тимпаны и кричать: «Не ругай посланника Божия Магомета и не поноси его преданий о вере сарацинской». Святой же молился ко Христу Господу и увещевал сарацин веровать во Христа».

Страдание святых 42 мучеников – 6 марта. «Однажды в темницу ко святым вошли некие люди и, как бы милосердуя о них, подали им небольшую милостыню, при чём советовали святым пощадить себя и освободить от тяжкого темничного заключения, — освобождение же это произойдёт тогда, когда они перейдут в могометанскую веру. Но святые не хотели слушать сих лукавых слов, желая лучше во все дни своей жизни терпеть тяжкую нужду и темничное заключение и даже принять самую жестокую смерть, нежели отречься от Христа и перейти в нечестивую Магометову веру. С таким прельщением сии лукавые совратители не однажды приходили ко святым, но много раз. Однако они ничего не достигли, хотя и обещали святым от имени своего князя не только свободу, но и почести и большие дары.

Однажды некоторые из знатнейших мужей, придя и подав узникам милостыню, сели около них и, притворно прослезившись, стали плакать, как бы сожалея о них, столь долгое время содержимых в заключении, и говорили между собою: «Ко сколь многим страданиям приводит неверие в великого пророка Магомета!.. Разве только то их сделало бессильными, что они отвергают великого пророка Магомета, рабы которого, верующие в него, одержали такую славную победу? Ибо, будучи весьма милосердым, Бог, видя, что человек, желающий в жизни осуществить тяжёлый закон Иисуса, изнемогает, послал своего пророка Магомета, чтобы он освободил людей от сего труда и от всяких неудобств, обещая после всех радостей настоящей жизни и на том свете блаженство и уча, что те, кто его послушают, могут спастись одною верой, не творя добрых дел».

Выслушав сии нечестивые речи агарян, премудрые мужи посмотрели друг на друга и кротко улыбнулись. Потом сказали вместе с псалмопевцем:

Ис.1:23 - «князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».

Посмотрев на агарян, они отвечали им:

«Неужели это учение вашего пророка? и неужели вы веруете, что действительно праведно и приятно Богу, когда плоть бывает побеждаема всякими вожделениями, нечистыми и страстями похотениями и наш разум до того покоряется страстям, что даже никогда и на мысль не придёт воспрянуть от скверных плотских деяний посредством воздержания? Какая будет разница между человеком, живущим так, и бессмысленными животным?

Точно так же и мы рассуждаем о Магомете, вашем учителе и о Единородном Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе. Господь наш Иисус Христос, придя в мир и быв человеком, от Пречистой Девы рождённым, о чём также, как мы слышали, и вы часто говорили, имел о Себе свидетельства всех древнейших святых пророков, предвозвестивших Его пришествие в мир. Пришёл и ваш великий пророк и законодатель Магомет, которого вы называете посланным от Бога, и что же? Не подобало ли бы ему иметь свидетельства от двух пророков или хотя от одного, дабы было ясно, что он действительно послан от Бога?»

Сии речи святых привели в стыд гимнософистов, увидавших себя побеждёнными после сих слов…

«Нисколько не опечалимся, – сказали они, - ибо умеем прощать согрешающим по неразумию, хотя бы и сказали что нехорошее о нашем пророке». «Не вы ли говорите, - продолжал святой,- что пророк Магомет самый последний из пророков?»

«Да, это так», — ответили те. Тогда святой Васой сказал: «Исаия, коего и вы исповедуете, как пророка Божия, говорит в одном своем пророчестве:

Ис. 9:14 – «старец и знатный, — это голова».

При этом сам же Исаия объясняет свои слова дальше, разумея под главою,— смотрящих на лица, т. е. творящих неправедный суд, а под хвостом разумея пророка.

Ис.9:15 – «а пророк-лжеучитель есть хвост»

Не разгневайтесь, мужи, - ваш пророк не «хвост» ли, как самый последний (по вашему же слову) из пророков? И не учит ли вас беззаконным делам? Ибо разве не беззаконие то, что ваш пророк положил для вас законом, напр., если какой-нибудь муж, возненавидев свою жену, отвергнет её, то снова может взять её к себе не прежде, чем она будет взята другим мужчиной. Умолчим о других беззаконных постановлениях Магометова закона; сказанного довольно для уразумения пророчества Исаии, что не о ком либо ином, а только о вашем пророке Магомете, изрёк он пророчество, говоря:

Ис.9:16 – «И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут».

«Умеем и мы философствовать, – сказали гимнософисты, - но, поелику так угодно Богу, кто мы, чтобы противиться Его воле? А Магомет не имеет нужды в свидетельстве человеческом, ибо поставлен от Бога, от Коего и принял такие законы». «Неужели от Бога он принёс вам такой закон, чтобы иметь многих жён и с ними, во время ваших постов, проводить целые ночи до восхода солнца в объядении и телесных удовольствиях?» —спросил святой Васой...

«Тем не менее, - возразил воевода, - наш пророк Магомет учит, что всесильный Бог — виновник всякого злого дела человеческого, равно как и доброго». «Мы молим Единого Истинного Бога, дабы не только протосимвол, ваш князь, но и весь сарацынский народ отступили от нечестивого Магометова заблуждения и воздали достодолжную честь и поклонение Единому Богу, проповеданному пророками и Апостолами Христовыми. Мы не можем оставить свет и добровольно перейти во тьму»…

«Но и теперь, если вы согласитесь послушать нас и исповедуете пророка Магомета, то, как я вам сказал, вскоре увидите всех домашних своих, и увидев их сильно возрадуетесь».

На сию речь воеводы святые как бы одними устами вскричали:

«Да будет проклят Магомет и все исповедующие его пророком». Когда святые произнесли эти слова с большою смелостью и дерзновением о Боге, тотчас разгневанный воевода повелел вооруженным воинам, взяв каждого из святых, связать им назади руки и как овец повести на место казни… После него и другие святые по порядку и по чину своих прежних санов, как бы призываемые на царский пир, один за другим шли под меч, не показывая никакого страха пред смертью, ни робости или малодушия, так что воевода сильно удивлялся, видя, что мученики с такою радостью идут на смерть. Так святые сорок два мученика окончили свою жизнь мужественною смертью за своего Господа, в шестой день месяца марта».

Михаил черноризец - 23 мая. «Царь, расспросив святого, приказал его развязать и убеждал его перейти в магометанскую веру.

Святой же сказал царю: «Нельзя мне оставить Бога моего и стать последователем беса».

Герман, архиеп. Казанский – 6 нояб. «Особенно ревностно заботился Герман о распространении истинной веры Христовой между магометанами и язычниками».

Иоанн Дамаскин – 4 дек. «Наконец, Иоанн Дамаскин написал также апологию против магометанства, которое в то время господствовало в Сирии».

Николай игум. Студийский – 4 февр. «Знаменитая в продолжение многих веков Студийская обитель в настоящее время представляет развалины: сама обитель обращена в магометанский скит, а храм — в магометанскую мечеть».

Иоанн Новый – 18 апр. «В то время Константинополь уже находился под властью мусульман, исповедывавших магометанскую веру. Многие и из христиан, соблазнившись магометанским нечестием, уклонялись в магометанство; в особенности же много было ремесленников и купцов, ранее исповедывавших христианскую веру, но потом перешедших в магометанство».

Кирилл и Мефодий – 11 мая. «На это многие из присутствующих сказали: «Мы знаем, что Даниил пророчествовал Духом Божиим, о Магомете же знаем, что он лжец и губитель спасения многих».


193

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: