Вопрос на тему «Церковь»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 11
Вопрос 2473:
Мы каждый раз, совершая молитвословия, или таинства, включаем в них прочтения Символа Веры. И во втором члене символа читаем:…рождена, несотворенна, единосущна Отцу… Но если слово единосущный ни разу не встречается в Библии, то как могли вселенские епископы включить его в столь важный документ, и какие последствия это имело для Церкви в дальнейшем?
Ответ И.Т. Лапкина:
Это слово было искусственно введено в обиход, так как речь шла о деле исключительно спорном, горнем в соединении с земным, и неподдающемся рассудочному изъяснению. Само слово о равенстве Христа, Сына Божия Богу Отцу Иегове должно было разом прекратить споры, отрезать от православия лжеумствования Ария и других еретиков, посягающих на Божественность Мессии. Было множество попыток вводить различные слова, масса символов веры, и уже принятых, но потом отвергнутых одной или обеими сторонами. Но эти символы не прижились. О последствиях введении нового слова никто, похоже, не думал, так как святая Библия уже несколько столетий не стояла на первом месте, а потому был дан зелёный свет человеческому творчеству, вторгаться в неведомое, запредельное, неописанное никем.
Пс.130:1-2 – «Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди»
Даже в рассуждении о мудрости, о заповедях Божьих нужна осторожность, так как она сотаинница судеб Божьих.
Втор.30:12 – «Она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошёл бы для нас на небо и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?"»
Даже дом Божий построить на земле мудрости не хватит, а тут взялись рассуждать о самом Божестве.
2Пар.2:6 – «И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве только для курения пред лицом Его»
Но не все же были на соборе Соломонами, так почему же вторгались в неприступный свет – это похоже уже не на мудрость свыше, потому что вышняя мудрость скромна.
Иак.3:14-15,17 – «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна»
Прем.Сол.7:21-30 – «Познал я всё, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь всё проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто осквернённое не войдет в неё. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может всё, и, пребывая в самой себе, всё обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звёзд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба»
Сир.42:18 – «Он проникает бездну и сердце и видит все изгибы их; ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века»