размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 233

Вопрос на тему «Внутренний мир человека»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 1

Вопрос 233:

Пытаюсь выполнять свои христианские обязанности, но мучает тщеславие и осуждение других. Думаю, что поэтому впадаю в смертные грехи, как мне с этим бороться?

Ответ И.Т. Лапкина:

Повторять всё, что сказали святые отцы в «Добротолюбии» и иных книгах, которые уже и в магазинах некуда ставить, думаю, ничего не даст вам. Если это прочитаете, начнёте ещё больше тщеславиться, что больше других знаете, и ещё больше будете осуждать и в первую очередь меня. Моя добрая подруга тётя Тоня, Царство ей Небесное, говорила в таких случаях: «Прикуси язык и на одну змею будет меньше, требуха вонючая, было бы чем тщеславить при утреннем туалете. Как обычно, надуют пузыри своим отработанным воздухом и машут перед правителями, стоящими на могиле своего отца, кому от этого польза?» С тщеславием бороться нам помогает Господь, сшибает нам рога, сокрушает зубы, подрезает высокий рост. Нужно жить честно, открыто, говорить правду по Писанию, и тогда у тебя будет врагов до преизлиха, о тщеславии и не вспомнится. Дадут по затылку такое ускорение, что едва ноги будешь успевать переставлять. Святые говорят, что это такой грех, что как ни брось его, он всё будет шипом вверх. Если ты не постишься, не молишься, какой же ты христианин? А если исполняешь эти добродетели, то начинаешь превозноситься над другими. Тщеславятся, как правило те, которые вписываются в этот стих:

2Кор.10:12 – «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно».

Нужно иметь интересную полезную работу, и чтобы у тебя было много иждивенцев. Если у тебя и нет детей, то это не льгота на многоспанье, нужно работать в таком напряжении постоянно, как будто бы у тебя десять детей. Нашим родителям некогда было тщеславиться, они работали до упаду, чтобы прокормить десять детей. А вот с осуждением других – тут дело потруднее, думаю, что никогда от него не избавиться. Рассказывают, умирал один праведник и всю жизнь молчал, и братия его за это любили, никого-то он не осудил даже взглядом, даже вздохом. Закрыть глаза отходящему брату собрался весь монастырь, и братия слёзно просили оставить им на память какое-либо наставление, хотя бы и краткое, да как бы это и не забыть от такого духоносного мужа, воплощения неосуждения. Он долго молчал, потом глубоко вздохнул, обвёл их всех глазами, помулявил языком губы и изрёк: «Все вы свиньи», и с тем и ушёл. Настоятель сделал полную ревизию «свинарнику», многих изгнал, попросился сам на покой, а на его место избрали Дамаскина. Этот всю правду говорил в глаза и осуждал пьяниц и воров, и крепко их бил, истязуя как на духу. В него стреляли прямо в упор несколько раз огорчённые братия Валаама, но пули почему-то меняли свою траекторию, и они сами со скоростью пули все исчезли. Божьей милостью и недосмотром властей его избрали епископом. Писатели-классики приезжали поучиться у этого самородка-самоучки. Производительность монастыря выросла в сотни раз и монахи, как стахановцы, брали почётные призы на всероссийских выставках по сельскому хозяйству. Чтобы избавиться от осуждения кого-либо, лучше всего иметь рядом духовную подругу, которая бы пресекала подобные разговоры. Если сильная наклонность к осуждению, пойди к тому человеку, скажи ему прямо, в чём ты его судишь, соблазняешься, только ничего не утаивай, не приукрашивай словами, даже передай в той интонации, как судила его. Он тебе тут же отсчитает сдачу, и тебе на сегодня хватит. И так поступай каждый раз. Очень скоро на тебе не будет живого места, куда садить синяки, и ты успокоишься; только будь искренним, а то гремят грехами друг перед другом, как Брежнев медалями: «я осуждаю, я тщеславный». Один раз близкому человеку можно сказать, а дальше лицемерное бахвальство, вроде: «вот какой я, не боюсь самокритики».


256

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: