размер шрифта

Поиск по сайту



2188.

Вопрос на тему «Монашество»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Вопрос 2188:

Зачем некоторые юродствовали? И почему Церковь этот вид дурачества стала считать подвигом?

Ответ И.Т. Лапкина:

Священство совершенно не заботилось о том, чтобы их прихожане знали Библию. А где нет света, там тьма гнездится вольготно. Так для умного надо многое знать, а под дурака играть, для этого что нужно? Терпение и крепость, чтобы по настоящему не свихнуться. Серафим Саровский говорит, что из тысячи юродствующих только один настоящий юрод. А остальные от... На все почему один ответ: «Не знали ни Бога, ни Библии». А поэтому всякое необычное явление стали давать в образец, потому что на месте Библии была зияющая пустота.

Прем.Сол.7:28 – «Ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью»

Прем.Сол.10:8 – «Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились»

И остались с юродством и уродством.

Михаил Клопск. – 11 янв. «Осталось доселе неизвестным, откуда пришел в обитель святой Михаил, и кто были его родители. Событие это совершилось летом, в то время, когда вся братия была на утрене; на девятой песни канона, иеромонах, совершавший божественную службу, окадил храм и пошёл покадить в своей келлии, которая находилась около храма; нашедши келлию открытой, между тем как он её запер, уходя в храм, иеромонах вошёл в неё и увидел сидящего человека в иноческой одежде; перед ним горела свеча, и он переписывал книгу Деяний святых Апостолов. Возвратившись в храм, иеромонах сказал о виденном игумену и братии. Те, по окончании богослужения, пошли к келлии и нашли её запертой извнутри. Игумен сотворил молитву, но ответного возгласа из келлии не последовало. Начали стучать в дверь; но она оставалась запертой. Тогда игумен приказал разобрать крышу над сенями; войдя в них, нашли запертой и внутреннюю дверь. Когда, по приказанию игумена, она была взломана, и все вошли в келлию, то нашли там старца, который сидел и писал. Настоятель спросил его: «скажи мне, человек ты, или дух?» Старец повторил слова игумена. Игумен сотворил молитву, старец произнёс те же молитвенные слова, что и игумен. Тогда настоятель стал осенять пришельца крестным знамением и окаждать ладаном; старец же уклонялся от каждения и вёл себя, как юродивый.

Вместе с братиею святой Михаил пошёл в храм к литургии, во время которой пел на клиросе с монастырскими певцами. Игумен поручил ему прочесть Апостол, и все были до глубины души утешены красотою и вдохновенностью его чтения. По выходе из трапезы, на которой святой исполнял положенное чтение, игумен ввёл преподобного Михаила в назначенную ему для жительства келлию, и с того времени блаженный остался в монастыре Живоначальной Троицы, неся послушание чтеца в храме и на трапезе, и великое сердечное умиление испытывали все слушавшие его чтение. Ни игумен, ни братия не могли узнать, однако, имени новоприбывшего брата, откуда он пришёл и каково его происхождение».

Иоанн Устюжс. юрод. – 29 мая. «Всегда ходил с грустным и жалостным лицом, так что те, кто видел его, думали, что он не в полном уме… Тогда мать его отправилась в бывший там монастырь Живоначальные Троицы, приняла иноческое пострижение и вскоре избрана была игумениею этого монастыря. Всё время она имела сына при себе, но блаженный отрок, познав суету мира сего, принял на себя вид юродиваго, и мать, видя, что он так ведёт себя, предоставила его воле Божией... Днём старался казаться людям юродивым и бегал по улицам, чтобы не узнали его притворства… Отдыхал он обыкновенно на навозе и ходил совершенно нагим, только на пояснице носил одно разорванное рубище. Но когда случалось ему одевать на себя рубашку, то и она всегда была ветха и никогда он не мыл ее. Много терпел преподобный от легкомысленных людей оскорблений, насмешек и побоев…

Однажды вследствие зимнего холода он влез в сильно раскаленную печь, лёг в ней на горящие угли, как на постель, и нисколько от этого не пострадал… Проведши так жизнь свою, блаженной Иоанн, узнав о своем отшествии ко Господу, помолился о всем мире, оградил себя крестным знамением и, легши на землю, предал святую душу свою в руки Божии».

а) «Юродивый собственно значит глупый, безумный. Так называются христианские подвижники, представлявшиеся глупыми или странными из смирения и ради вечного своего спасения».

Симеон юродивый – 21 июля. «Пусть не соблазнится кто-либо читая про некоторые странные и вызывающие смех действия, которые святой Симеон творил в притворном юродстве, глумясь над пустым и горделивым миром, но обсудит каждый слова апостольские:

если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным (1Кор.3:18-19)

И еще:

«мы безумны Христа ради, потому что немудрое Божие премудрее человеков» - 1Кор.4:10; 1:25

Из Иерусалима пошёл преподобный Симеон в город Эмессу и там начал своё Христа ради юродствование: подходя к городу, увидел на сорной куче дохлого пса; сняв свой пояс, он привязал пса за ногу и повлёк его в город, быстро прошёл через ворота и тащил по улицам. Собралось множество детей, которые бежали за ним с криком: «Монах юродивый, монах юродивый!» И бросали в него камнями и били палками. А утром в воскресенье, он вошёл в церковь при начале литургии, имея за пазухой орехи. Прежде всего Симеон начал гасить свечи, а когда хотели его выгнать, он, вскочив на амвон. бросал орехи в женщин и едва с большим трудом могли изгнать его из храма. Он же, убегая, опрокинул продаваемые хлебы и так сильно был избит хлеботорговцами, что едва остался жив.

…Увидав блаженного старца продавец , не подозревая его юродства, обратился к нему со словами: «Что бродишь, старец? Поди ко мне и продавай сочиво, бобы, крупу и прочую снедь». Он тотчас согласился и, севши в каморке того человека, начал даром раздавать припасы приходящим нищим, и сам их ел, потому что не вкушал пищи целую неделю. И когда всё раздал и ничего не собрал денег, то человек тот начал сильно бить его и вырвал у него бороду и выгнал из своего дома; но старец, не уходя, сел у ворот.

…Когда он юродствовал в городе, один содержатель корчмы взял его к себе и держал его, как раба. Был же он нрава жестокого и немилосердного и редко когда давал старцу пищи, хотя ради него и получал много прибыли, так как горожане говорили, глумясь: «Пойдем пить в корчму, где юродивый». Старец своим юродством веселил пивших».

Василий Блаженный – 2 авг. «Блаженный настолько был беден, что не имел для себя даже малой пещеры и не носил на теле своём одежды, а пребывал всегда без жилища и ходил нагим и летом и зимою, зимою замерзая от холода, а летом страдая от зноя. Находясь постоянно среди шума и криков, но имея душу свою свободною от страстей, он всегда проводил Христа ради жизнь юродивого. Он ничего не говорил и представлялся как бы лишенным дара слова, желая этим скрыть от людей свои добродетели и быть ведомым только Богу. Но

«не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14)

Вследствие чистоты жизни блаженного и его несокрушимого терпения, слава о нём дошла до слуха благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России самодержца, которому о жизни его рассказал преосвященный митрополит Макарий. Оба они весьма дивились его терпению и прославили Бога за то, что Он даровал в их время такого святого мужа.

…После этих слов блаженный предал душу свою в руки Божии. От тела его весь город наполнился благоуханием и множество жителей города стеклось на его погребение. Открылось умилительное зрелище. Царь и князья до святого храма сами несли на плечах своих тело блаженного, епископы и священники со всем причтом, прославляя его, пели псалмы и церковные песнопения, а народ со слезами восклицал, говоря: «Преблаженный Василие! молись усердно Христу Богу нашему за город наш Москву и за все русские города и селения, за христолюбивого царя нашего, его благочестивую царицу и за благородных детей их, а воинству его будь пособником в победе и одолении супостатов».


Не раз меня надежда посрамляла,
Я в ожиданиях жестоко обольщался.
Казалось от удара лопнут скалы,
И образумится церковное начальство.

Не день, не год, а целых сорок лет
Скрижали не ржавели, а звучали.
Петрова тень скользила для калек,
И исцеленные как будто не молчали.

Казалось, стоит только возвестить
О правильном крещенье с погруженьем,
То всех оживших морю не вместить,
Такое будет всюду пробужденье.

Но в той купальне только тишь и блажь,
Вода не возмущенная спокойна.
Попов, архиереев не сотрясает плач -
С трикирием шатается покойник.

Мне думалось: когда узнают люди,
Об истине, духовном заблужденье,
Ту истину преискренно полюбят,
И в храме цену потеряют деньги;

Вода в купели закипит от гнева.
Пусть даже та, что есть на самом дне,
Очнутся и поймут - их завело всех влево,
А правда справа - нет ничего родней.

Когда откроется неправда их попов,
Их разнесут, как мощи по кусочкам.
Так думал я, поверить был готов,
От умиления в руке зажал платочек.

Но, оказалось, никому не нужно
Смиренье перед Словом Иеговы.
Им ядовитое на завтрак и на ужин
Расписано - на сотни лет готово,

Надежда постыдила безнадёжно -
Скотомогильник не захотел ожить.
Не оживить сухой бычачьей кожи,
Нет обрезания - заржавлены ножи.

29.6.03 ИгЛа


195

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: