Вопрос на тему «Проповедь, благовестие»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 8
Вопрос 2031:
Чем мотивировали святые свой подвиг молчания? Как-то объясняли же они свою замкнутость и нежелание сказать даже слово приходящим к ним? Сравнить бы с теми, кто свободно разговаривал.
Ответ И.Т. Лапкина:
Ребёнку сказали, что с руками немытыми можно занести инфекцию в рот. Выходов много: мыть чаще руки; не брать заразное; полоскать рот; есть чеснок и лук; проверяться у врачей. Но кто-то подсказал: лучше всего заклеить рот; связать руки, обмотав их, как мумию. Монашество пошло этим путем. От языка много греха бывает? «Так я вообще не буду разговаривать и не будет греха». Образ несмышленых детей. Грех-то не на языке рождается, а в сердце.
1Пет.3:10 – «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей»
Почему для молчунов не стал примером Христос? Он же не молчал и не грешил языком.
1Пет.2:22 – «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его»
Прит.17:28 – «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным»
Мрк.7:21 – «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства»
В пример всем молчальникам ставят Арсения Великого. Он был ещё раньше назначен воспитателем двух сыновей Феодосия Великого – императора всей Римской империи. Он воспитывал, учил только двух сыновей его: Гонория и Аркадия. И каков же результат педагогической деятельности? Гонорий был в Риме, о нём мало что пишут. Но Аркадий оказался злым и угрожал смертью самому Арсению, когда был ещё школьником; подкаблучником у злой, эгоистичной, сребролюбивой и мстительной своей жены Евдоксии, главной губительницы Иоанна Златоуста.
Арсений Великий – 8 мая. «Однажды к преподобному пришёл архиепископ Александрийский Феофил вместе с одним вельможей, желавшим побеседовать с преподобным и принять от него наставление. Преподобной же, помолчав немного, сказал им: «Исполните ли вы то, что я скажу вам?» Они обещали исполнить всё, что бы он ни сказал. Тогда преподобной сказал: «Не приходите никогда туда, где будет Арсений». Пришедшие удивились ответу преподобного; однако послушались его и удалились. Спустя некоторое время архиепископ пожелал снова видеть Арсения, поэтому послал спросить его: «Откроешь ли ты келлию твою, когда к тебе придет архиепископ?» Преподобный же отвечал посланному: «Если ты придешь, то открою; но если я открою келлию тебе, тогда мне придется открывать её для всех; но в таком случае мне придется удалиться из келлии». Услышав такой ответ, архиепископ не пошёл к преподобному, так как боялся, как бы он не ушёл из того места.
Случилось однажды, что один странствующий инок пришел к келлии преподобного Арсения, так как хотел видеть его. Подойдя к двери, он постучал в неё. Арсений, думая, что это пришёл его послушник, прислуживавший ему, тотчас же открыл дверь. Но, увидав постороннего человека, упал на землю лицом вниз для того, чтобы не видеть пришельца. Однако этот последний стал упрашивать преподобного подняться с земли. Арсений же не хотел вставать и сказал: «Я не встану до тех пор, пока ты не уйдёшь отсюда». И действительно, не поднимался с земли долгое время. Инок долго упрашивал преподобного; но, так как преподобный не соглашался исполнить его просьбу, то инок ушел оттуда».
Иоанн Прозор. – 27 марта. «В другой раз преподобный, ласково беседуя со мною, спросил меня: «Хочешь быть епископом?»
Я же отвечал ему: «Нет, потому что я уже епископ». Святой же спросил меня: «В каком же городе ты епископ?» Я отвечал ему: «Я надзираю за кухней, трапезой, палатками, кадками и пробую, например, вино и если оно кислое, то прохожу мимо него, если же сладкое, то пью его; смотрю также в котлы с пищею и, если где недостает соли или других приправ, то я добавляю к пище эти приправы и потом поедаю пищу, сделавшуюся от приправы вкусною. Так же поступаю и в других случаях, везде выбирая для себя самое лучшее. Вот это мое епископство, на которое поставило меня сластолюбие».
Преподобный, улыбнувшись, сказал мне: «Перестань шутить, потому что ты действительно будешь епископом и должен будешь перенести многие труды и скорби; если ты хочешь избежать этих трудов и скорбей, то ты не уходи из пустыни, потому что здесь, в пустыне, тебя никто не может поставить епископом».