размер шрифта

Поиск по сайту



1802.

Вопрос на тему «Жития святых»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Вопрос 1802:

Издают маленькие книжечки с избранными житиями. Почему всегда издаются только одни и те же жития? Их не более пятидесяти. Это издатели нам облегчают возможность приобрести их? Или остальные не столь необходимы нам?

Ответ И.Т. Лапкина:

Если бы издавали пусть и неполные жития, но серией, то есть всеохватно, тогда это предположение можно было бы принять. Но выбрасывают из житий чрезвычайно тенденциозно, убирают то, что может натолкнуть на определенные размышления. Жития безжалостно стилизуются, кастрируются с совершенно определенной целью – приукрасить, показать монашество в героическом, возвышенном виде, в золотосияющей патетике. Ни жития Иерона, ни Феодота, ни других нестандартных героев веры не издают в отдельном виде. И в честь их вы не встретите храмов; нет среди нас и людей с такими именами. Хорошо знают Александра Невского, Сергия Радонежского, про новых матронушек и про юродивых. Причина только в том, что на Руси, судя по житиям, никогда не заводилась вера Евангельская, но Афонская, пышно византийская в богослужениях. На русскую землю пришла не проповедь Евангельская, а уставное богослужение и требы. На том и простояли более тысячи лет. Прочтите несколько раз вот эти два изречения Апостола Павла. Гал.2:14 – «Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейскиФил.1:27 – «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую».

Эти сверхкрамольные Павловы речи как-то проникли же на Русь? И они более тысячи лет почти никому не потребовались, так и остались в засургученном виде горевать на полочках у архиереев и у грамотных городских батюшек. Поступать прямо по истине Евангельской? Найдите мне хотя бы одного такого священника, который бы ратовал за это, чтобы он старался каждый стих «Деяний Апостолов» воплотить в своем приходе. Возможно ли такое? И мог ли Апостол Павел просить русских людей жить достойно благовествования Христова, если этого благовествования Христова не было, нет и не предвидится. Согласно научения батюшкиного, согласно кургузых житий, которые столетиями кромсала пещерная мысль отшельника – это еще найдете. Но за веру Евангельскую подвизаться, бороться – что крамольнее этого можно сегодня придумать? Вера храмовая, вера иноческая, с их вычурными, подстать театральным подвигами, переодеваниями в мужскую одежду женщин, блужданиями по островам и горам тысяч монахов – это на слуху. Родившись в такой среде не евангельской, став иноком и епископом, он всякое отклонение от этого трафарета мышления заранее объявляет не православным, видит в этом посягательство на веру своих предков. И потому жития святых, чей жизненный путь прошел под лучезарным светом Евангелия, кто жил по-первоапостольски, они мешают и их лучше скрыть. Потому такие одиозные жития нам и подкладывают. В полных житиях, в «Древних иноческих уставах» найти можно много интересного, кричаще не евангельского, что противно и здравому смыслу, а не только православному слуху.


251

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: