размер шрифта

Поиск по сайту



1676.

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 6

Вопрос 1676:

В Церкви много говорится о послушании, об от­сечении своей воли, о следовании церковным ус­тавам. А для разума человека, для его творче­ства остается ли место?

Ответ о.Максима (Козлова): Как говорит Сам Христос Спаситель, мы должны поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4:23). В духе, то есть с той свободой и ответственностью, к которым мы призваны как православные христиане. В истине, то есть в духе послушания абсолютным ценностям, абсолютным законам, которые действуют в жизни каждого из нас. И в верности этим двум главным жизненным ориентирам не только остается, но, более того, расширяется место для подлинного творчества. Но оно проявляется не в самодовольном утверждении того, что я хочу открыть миру, что я желаю возвестить и чем облагодетельствовать человечество в XX веке, какую еще скверну собираюсь на всех вылить. Нет, творчество тогда будет смиренным, радостным и глубоким, тогда будет полным соработничеством Богу, участием во внутреннем преображении мира, когда оно будет в духе и истине. Это мы слышим в гимнографии и органной музыке, видим в церковной иконе и полотнах художников, читаем в лучших произведениях светской и духовной словесности... Собственно, творчество — это радостный или, напротив, трагический ответ на происходящее в мире. Примеров тому было много в эпоху христианской цивилиации. А когда мир стал от нее отступать, искусство стало всё больше приходить к «черным квадратам».

Ответ И.Т. Лапкина:

Один из самых непонятных ответов дает здесь о. Максим Козлов. Практически ни на один вопрос он не ответил здесь. Когда Господь говорил с Самарянкой, то тогда шёл спор между иудеями и самарянами, где же, на каком месте Бог лучше слышит, где можно достойно приносить жертвы Богу? И тогда Господь Христос разъяснил, что Бог есть дух, духовный, а не видимый, не ограниченный каким-то определенным местом обитания.

Иов.33:4 – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь».

Деян.17:25 – «Сам дая всему жизнь и дыхание и всё».

И этому Богу нужно поклоняться не в видимом образе и не в образах, а в истине. Видимо – это идолопоклонство, почти то же, что и иконопочитание, во что оно вылилось в православии и у католиков. И не в баранах и козлах, в указывающих образах, в теневом прообразе на Христа. А в самой истине, когда мы уже познали, что за наши грехи именно Единородный Сын Божий пролил Свою пречистую Кровь.

Ин.14:6 – «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

И для разума остается место в христианине.

Прем.Сол.7:28 – «Ибо Бог никого не любит, кроме живущего с Премудростью».

1Кор.12:8 – «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом».

Еф.1:8 – «Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении».

Кол.1:9 – «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном».

Что до послушания, то оно должно быть только тогда, когда оно не противоречит Священному Писанию.


И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной..
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

14.7.18. И.А. Бунин


239

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: