размер шрифта

Поиск по сайту




Внутреннейшее за завесой ныне открыто

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Евр.6:18-20

Евр.6:18-20 – «Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека».

То, что мы сегодня слышали, здесь говориться о верности Божьей. И эта верность ещё усугубляется тем, что Бог даёт клятву, а Авраам здесь ни причём. Он просто взят как пример. Когда изображают святых девочек Веру, Надежду и Любовь, то рисуют крест, якорь и сердце. Крест – это вера, «веруйте в Сына Божьего» всюду и везде. В какого? «Я ничего не знаю, кроме Христа распятого», и не желаю знать. Распятие. Но вера ещё говорит о том, что ты получишь или что ты желаешь там быть, «ибо и бесы веруют и трепещут»; дальше этого вера не идёт, вера говорит лишь о том, что ты представляешь. Но твое соединение с тем, что ты представляешь, ещё не наступает, пока нет надежды, человек вступает на вторую ступень – надежду – я хочу, я надеюсь.

Рим.5:5 – «Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

Только в одном месте в Библии показана надежда в виде якоря, «как бы якорь», который брошен во внутреннейшее, за завесу. Думаю, что якорь не каждый видел, и тем более не каждый видел, как этот якорь работает. Якорь – это как полускобка и посередине эту полускобку соединяет главный стержень. Якорь очень тяжёлый, и это для того, чтобы он сразу же утонул и клыками начал зарываться в дно, когда цепь натянется под углом, но никак не вверх. Когда подтянут якорь под днище, то он выворачивает часть земли со дна моря или реки, где он воткнулся, поднимается к борту корабля. Якорь крепится на цепи; толщина звена иногда бывает в руку. И цепь очень длинная. Когда бросают якорь, он ложится на дно, а судно сносит. Якорь никогда не бывает под кораблем, он далеко от корабля; должен лечь, и так якорь устроен, что сбоку ещё штырь приваривается, чтобы ему никуда не опрокинуться. Он обязательно этим рогом должен начать запахивать и зацепить землю. Если грунт очень мягкий, то он ползет и тянет за собой, как бы пашет грунт. Корабль ветром дует, волнами бьёт. Слово «якорь» встречается ещё только дважды – в «Деяниях Апостолов», когда было очень трудно, и корабельщики забрасывали якоря с «носа». Не один, а несколько; бывает и четыре якоря. Вот что такое наша надежда. И она идет не куда-то, а во внутреннейшее.

Есть двор для язычников, есть для евреев, есть, где женщины молились, сам непосредственно храм и есть ещё святая святых – внутреннейшее. Что же там делается? Люди, евреи 980 лет посещали храм со времени Соломона и никто, кроме первосвященника, не видел внутреннейшее. Если разбирать дальше, то хотя первосвященник и видел раз в год, заходя туда, во внутреннее, но и он ничего не понимал. Он приносил жертву и выходил. Понимали буквально так, что он там ладану наложил, дым пошёл. Вот это Богу и нужно. Павел такое понятие опровергает.

Пс.49:10-11 – «Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною».

В кадильницу положил ладан и уже думаешь, что великое дело совершил; да ещё с обманом – сделают такой ладан, что глаза щиплет. Как делать настоящий ладан указано. А какое там всё-таки внутреннее устройство?

Исх.25:40 - «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе».

На горе Моисею был показан проект, не потому, что так на небе, а потому что по-другому нам пока не принять. И Бог дал такой образ, чтоб через него приходили к самой истине. На земле устройство по образу небесного, и Павел это доказывает. Сейчас мы в небесное не можем войти; но теперь давайте в обратном порядке рассмотрим, разглядим то, что здесь на земле; а оно по образу небесного. И от видимого земного нам легче понять: а что же там, на небе? И там уже не внутреннее, а внутреннейшее, не доступное человеческому разумению.

На земле было устроено в храме море медное на 12 волах, означающих 12 Апостолов, которые будут молотить, пахать сердца человеческие, целину по другим государствам. На них море человеческое, это миллионы судеб, которые они понесут на своих плечах. И притом не в одно место они сойдутся, как в монастырь, за монастырскую стену, но по всему миру.

3Цар.7:25,44 – «Оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их [обращены были] внутрь под него; одно море и двенадцать волов под морем».

Здесь тоже смысл есть. По три, во имя Святой Троицы, в разные четыре стороны, и так же ворота небесного града устроены.

Откр.21:12 – «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых».

Всё это имеет таинственный смысл.

И мы верим, что если нам нужно что-то узнать, мы должны очень хорошо смотреть. Допустим, один из наших приезжает в другую общину, к примеру, в Красноярск. Они не знают, как у нас. Но, глядя на него, замечают, как он стоит, за семь минут до начала богослужения замолк, встал, руки сложил, и начинает молиться, оказывается. Они не знают наш устав, но, глядя на одного человека, они поймут, что у него борода не подправленная, усы не порчены, перстосложение правильное, поклоны как положено, ногу одну не ослабляет. Запрещают одну ногу ослаблять, чтоб ноги были ровные, нигде не облокачивается. Они ещё не знают нашу общину, но, глядя на него, они уже, пусть не все, но один хотя бы умный человек скажет: «Смотри, какой у них там порядок». Он же не мог приехать и стать у них другим. И мы, присматриваясь к нашему Искупителю Иисусу Христу, можем понять, что же там на небе есть? Конечно, нам не просто это. Поэтому Апостол Павел говорит:

Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».

Человек, даже если это и Апостол Павел, - ступень ниже, чем Христос, и через эту ступеньку мы переходим прямо ко Христу. Павел говорит:

1Кор.9:1 – «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?»

И, глядя на Апостолов, если они среди нас жили бы, говорили: «смотри, как он стоит». Может быть, он совсем бы не кланялся? А может быть, и икон у них там нет. У нас как есть, так уже есть. Но мы должны посмотреть туда, куда якорь забросили, «во внутреннейшее, за завесу», в небо. А для нас – Апостольские времена и то вожделеемое состояние их. И точно также они искали себе преемников. Находились ученики. Сейчас первая ступенька – чтец, а на самом деле, первая иерархическая – дьякон. Далее пресвитер, а потом епископ, а там архи, митрополит, патриарх – это всё в одно входит. Потом многое будет введено в церковь.

Я видел, как рукополагают в дьяконы; бедный дьякон, на нем «лица нет». Как на свадьбе, я сравниваю только так. Вот его учат, как поворачиваться, раскланивается; раскланивается, посмотришь, как кулик на болоте, непрерывно кланяется, его батюшка кадилом гоняет вокруг престола, вокруг аналоя, из двери в дверь, как в догоняшки играют. Я говорю: сколько раз кадишь? Кадить иконы три раза, на архиерея – 12 раз. Это его приучат, он по-другому не будет думать. Всё ли у нас видимое нами на службе по образу небесному? Вы хотите знать образ небесный?

Посмотрим на Апостолов. Избирают Марка, у него дядя Варнава, и куда они двинулись? Начали Марка учить кадилом плавно махать? Пошли на проповедь по вселенной. Семь дьяконов избрали когда? Когда увидели, что Апостолы опустились на низкую ступень – занимаются обедами, с тарелками возятся. Им ли этим заниматься? Разве они администраторы, повара, хлебопекари-просвирни? Чем вы занимаетесь? Нам словом надо заниматься, Библией, а мы чем попало начинаем заниматься, давайте настоящих раздаятелей, и они будут раздавать, как надо. И снова поставили Апостолов на своё первое место – это были священники Бога Всевышнего по чину Мельхиседека.

Деян.6:2-4 – «Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».

И вот они натаскивают своих молодых опытом подражания. Учат, как ходить, крутить кадилом, выходить – сегодня это всё крайне необходимо и ничем не заменимо; но не это же было в начале? Апостолы, как птенцы, разлетелись из гнезда, священник должен показать пример и дьякон должен идти по всей вселенной, по соседним деревням, по соседним домам, кварталам. И ты должен за ними идти, позвонить, зная, с чего начинать говорить. Вот чем занимались они, а не как правильно разжечь кадило да сколько раз поклониться архиерею. Давайте заглянем во внутреннейшее, за завесу. И забросим туда якорь надежды, а о надежде совсем мало люди знают.

В Библии 77 книг, но слово «надежда» больше всего встречается в Послании к римлянам - 13 раз. Примерно на равных идут три книги – Книга Иова, следующая Псалтырь и Притчи. Эти книги вбирают почти основное количество слова «надежда»: «Надежда моя на Господа», «Надежда не постыжает», «Уповаю на Господа, и надеюсь на Него». А когда Иова постигли скорби, якорь его начал трещать:

Иов.17:15 – «Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?».

И он начал завидовать даже пню. Пень, говорит, замер в пыли, его спилили, но едва почувствует влагу и уже начинает пускать ростки.

Иов.14:7 – «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него [выходить] не перестанут».

А для меня надежды нет. И, размышляя о надежде, об этом якоре, говорит:

Иов.11:20 – «глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет».

А мы надеялись, что ещё пройдёт немного времени, и через 20 лет нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Ничего нет! Написано:

Иов.27:8 – «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?».

Иов.8:13 – «Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет».

Иов.8:14 – «Упование его подсечено, и уверенность его – дом паука».

О надежде очень хорошо сказано: итак, мы надеемся получить обещанное под условием «если». Если не оборвём, сами не перепилим этот якорь, цепь. Если надежду сию сохраним до конца и не ослабеем в нашем подвиге. В каждом отрывке Писания, который мы читаем, нужно выбрать главный, золотой стих и на нём остановиться.

Доказательство, что Христос есть истинный первосвященник, мы, православные, в это верим, исповедуем: «Во Единого Бога Отца» – и далее перечисляем: «Бога от Бога, Света от Света». Да, нас конкретно что касается сегодня здесь?

Чтобы заглянуть, что там вверху есть, мы должны сначала посмотреть в Священное Писание. Слово Божие говорит нам такие слова, что самое высшее, что есть здесь, на земле, – это жертва Христова; и где мы читаем о кресте – это означает жертва Христа. Другого смысла нет, хотя потом подумали и начинают: кипарисовые крестики, и каких только крестов люди не делают, медные кресты, серебряные, золотые. Но вначале крест смысл имел такой: страдание и жертва Иисуса Христа. Потом всё это сместилось, сузилось.

Что там делают священники в алтаре? Мы всего и не знаем. Тайная молитва, а мы во внутреннейшее совершенно не заглядываем; но известно, что не было при Апостолах, чтобы были тайны от овец у пастыря в молитвах, никто этого раньше не знал. Потом это всё придет.

Мы уже у нас ничего не изменим, но для себя мы должны знать: Христос первосвященнической молитвой молился при народе, Апостолы молились при народе, как написано:

Деян.4:24 – «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них

На земле разрешалось и повелевалось совершать жертву только в Израиле, в Иерусалиме, в храме, во святом святых, на жертвеннике – то есть сжималось до последней точки. Сейчас у нас всё дошло до чаши. Главное – это чаша. Христос – это чаша.

Но Апостолы совсем так не учили. Вы разве не слышали о том, что многие болезни оттого, что к чаше люди подходят недостойно?

1Кор.11:29-30 – «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает».

А как о Теле рассуждать? Да так, что Он из того тайного, святейшего места, из-за внутреннейшей завесы, куда глаз человеческий не проникает, Он сошёл на землю через преблагословенную Деву Марию. Принял это тело, жил Человеком и взял на Себя грехи мира, и этим телом, страданиями, телом, подобным нам, Он нас искупил. Мы, приступая к чаше, должны думать не о том, чтобы только не уронить частицу из чаши-потира – это забота священника; не о том, что вы не пили, не ели – принимать натощак. Но рассуждать о Теле Господнем: что Он, на Своём теле, там, на Голгофе, поднял мой грех. О, к Кому я приступаю.

И Он меня с Собой сродняет, даёт мне надежду, забрасывает мой якорь туда, во внутреннейшее. И чтобы это слово понять «во внутреннейшее», значит, недоступнейшее, человеческим умом не постижимое; но всё-таки завеса немножко открывается через Священное Писание.

1Кор.13:12 – «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан»;

когда-то это откроется. И, смотря туда, рассуждая о теле Господнем, мы скажем: Господи, Ты обещался, что мы можем достигнуть неба. Да, «приходящего ко Мне Я не изгоню вон». Поэтому, если мы всё-таки поняли, что наш якорь заброшен туда, то надо крепко держаться. Волны, бури могут тебя на скалы снести, разбить вдребезги. Для чего якорь? Чтобы тебя не снесло на мель. А когда снесло на мель, мы читаем в 28 главе «Деяния Апостолов», разбито было всё и пришлось на досках уплывать.

Поэтому наше спасение и в этом якоре – насколько крепко сцеплена наша вера, звенья, скажем, догматы, чтобы нигде не было разорвано. Святые отцы потрудились сделать крепкой эту цепь. Поэтому ты не мудрствуй, что что-то тебе хотелось бы по-своему разуметь – оставь сектантские и еретические замашки. Сравнивай всё, что у нас есть. Много написал Симеон Солунский, какая вещь что означает, все одеяния священнические, поручи, дикирии; но на высшее, что в Священном Писании, ни один святой никогда не посягнёт, если он святой. Размышляя об этом, мы должны применять к себе это, что лично мне Господь обещал спасение во Христе Иисусе. А Он обещал мне:

Лук.22:29 – «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство».

Что это значит? А то, что вы искуплены, поверили, крепко держитесь за якорь, надеясь на неложное обетование Иисуса. Теперь не сдвигайтесь ни налево, ни направо. Удержите в себе слышанное крепко и подсказывайте другому. Если ты видишь человека немощного, скажи: «У тебя какая надежда, что получишь?» Запомните – вне Церкви нет спасения.

Христос не просто умер за наши грехи, но пришёл собрать воедино рассеянных, создал Тело Своё – Церковь, и у Тела этого, единого Тела, есть якорь. Секты, ереси не имеют этого якоря, им не обещан этот якорь, они собственные надежды придумали спустя сотни лет и забрасывают якорь, но куда? Во внутренние свои измышления: «я спасён, я омытый, во мне Христос говорит». Да один стиль разговора показывает, что не Христос во внутреннем у них. Христос нигде не говорил, что будет к тебе каждый день приходить и тебе всё это разъяснять. Почему? Многое мы должны узнавать друг от друга. Однажды, открытое здесь, ты храни и не жди иных откровений. И поэтому во всём малом, что мы сегодня услышали, говорится о том, как мы должны содержать всё, что касается точности спасения.

Второе: взирай на Начальника Совершителя веры, и тогда будешь иметь настоящую надежду, которая перейдет в реальность, когда увидим всё наяву. И надежда имеет временное существование – только при этой жизни.

Рим.8:24 – «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?»

И 12 колен Израилевых надеялись и верили, и они получили. Поэтому наша надежда сегодня, здесь имеет под собой очень прочное основание, потому что в этом помогает вера, но превыше всего – Любовь. Если научимся любить здесь, то с нею и войдем в вечность. Аминь.

Список всех проповедей

282

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: