Проп.3 Шестопсалмие – Пс.102
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 9
Указатель: Пс.102
На этот 102-ой псалом было уже говорено несколько проповедей, поэтому коснусь только некоторых стихов в нём. В пятом стихе написано так:
Пс.102:5 – «Насыщает благами желание твое, обновляется, подобно орлу юность твоя».
На долю Давида слишком много выпало, сколько возможно перенести одному человеку, сколько пришлось ему претерпеть. Биография его была полна неожиданностей. Маленький пастушок находился в горах, не любимый братьями своими, но он был избранником Всевышнего Бога из всей страны. Во всей стране только он один полностью, во всём был угоден Богу. А родные братья его презирали.
1Цар.17:28-29 – «И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение. И сказал Давид: что же я сделал? не слова ли это?».
Какую неправду нашли во мне? Почему вы меня упрекаете? Отвернулся от них и пошёл.
Давид очень хорошо знал, что когда тяготы, нужды окружают человека, то не только пожилому, но и молодому не выдержать, когда руки опускаются. Когда человека доведут до состояния великого стресса, то он говорит: «Зла не хватает». Против Давида хватало зла и руки его не опускались, и Господь, наконец, вывел его на тактический простор.
Насыщает Господь благами желание твоё, – а желаний у нас много. Но написано, что перед лицом Господа надо проверять, какие наши желания, угодны они Богу или нет. То, что мы к чему-то привыкли, что нам нравится, что постоянно нас окружает, это не означает, что избрали мы лучшее.
Вот почему человек, который что-то читает, смотрит, то он имеет возможность выбирать лучшее, может сравнивать. Который же ничего никогда не слышал, то он, как только попал к еретикам, так сразу в ту яму и свалился. А у нас есть с чем сравнивать, потому что у нас читается Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, у нас есть богослужения. И мы спокойно находим указанное место Библии, на которое указывают сектанты, слушаем, сравниваем и видим их искусство обольщения.
Церковь установила от 3 до 5 лет подготавливать человека ко крещению, чтобы слушатель научился отделять левое от правого, добро от зла. Это навык, а не просто: подними руку, покажи желание креститься; хорошо мы спели, хорошо накормили. Ребёнка увести из дома очень легко, скажи ему, что у нас есть щенок, и мы тебе отдадим его бесплатно. Ребёнок бросает родителей, и пошёл, и уже находят его мертвым. Сколько этих щенков взрослым сегодня обещают, пока он сам не превратится в собаку!
Написано: «Господь насыщает благами желание твое», то есть желание, и не просто: «я хочу», а чтобы оно было благом насыщено. А благ только один Господь Бог; то, что ведёт к вечности, в чём ты не будешь раскаиваться. Когда закончится жизнь, обернёмся назад, то мы увидим, что вот здесь действительно была у нас радость, а я мог без неё прожить. А вот здесь – сколько времени я потратил, а мог без этого свободно прожить. Есть люди, которые ничего из мирской мудрости не знали, но они знали одного Бога, молились; да многого даже знать не надо было, не каждому дано постичь мудрость химии, биологии. Достаточно знать то, что есть Бог, что Он тебе дарует здоровье. А что пользы, если ты будешь знать, как происходит процесс пищеварения, а у тебя каждый день желудок болит? Что пользы уметь готовить все кушанья, когда во всех ларях пусто и ни крупы, ничего нет?
«Насыщает благами желание твоё». Если рассказать о всех чудесах, которые постигают верующих, когда мы доверяемся Богу, то только в конце скажем: «Да будет воля Твоя, благословен мой Бог, услышавший молитву мою».
Давид добавляет: «Обновляется подобно орлу юность твоя». А юности зачем обновляться, когда она сама по себе хороша? Прекрасно юность выглядит. Сегодня намажутся, навешают на уши, это только портит блестящую картину, которую дал Господь каждому человеку. Что прекраснее юности может быть? Но и она обновляется – обновляется на мудрую старость. С удивлением женщины рассматривают свои первые морщины, серебринки в волосах, начинают выдёргать, где-то хной подкрашивать, а потом видит, что ничего не помогает. Сейчас и кожу стягивают бедные люди. Верующий во Христа обновляется подобно орлу. Кто такие орлы? Птица, говорят, единственная, которая прямо, открыто смотрит на солнце.
Не знаю, так ли это, но блаженный Феофилакт так говорит. Орёл с высоты более километра видит самые маленькие передвиженья в траве, что не так, не по ветру движения травинки. И уже устремляет туда взор свой. Как он учит детей своих? Поднимает их на крыльях, а потом сбрасывает; так ни одна птица не учит. Он вьёт на недоступной скале гнездо своё. Это сейчас научились лазить, а раньше вообще никто не мог к нему пробраться.
Обновляется подобно орлу юность. Орёл всегда летит на высоте; это с нами происходит тогда, когда мысли наши на высоте, когда ты размышляешь о духовном. Какое бы событие ни случилось, ты понимаешь, что это всё идёт часто от того, что впереди уже было – последствия.
Вот только сейчас я дежурил во дворе храма, слышу, какие-то крики; выглянул, сидит у забора женщина. Оказывается её успели раздеть, она совершенно голая, сейчас её одели во что-то, вызвали милицию. А какой путь до этого у неё был? Она стоит нетрезвая. Сама по себе она может обновиться? Нет, не может. В Господе – да, обновляется. И в старости, говорит, будут и сочны, и плодовиты, и Давид это заметил.
И в изнеможении, уже совершенно потеряв силу и надежду на спасение, он вдруг, из той пещеры, где его губитель находится, взлетает снова на вершину и кричит оттуда, где его взять не могут. У него пример за примером лично из его жизни были. Хорошо, если человек что-то пережил, много ездил, – как Сирахов говорит, – много видел. Но если ничего не видел, по-книжному говорит, то ты спроси его: а так ли это? Про что-то он ещё и может сказать «да», а про вкус он уже не может ответить. Про зрение что-то и скажет, что хорошую фотографию видел; на слух можно записать, а вот на осязание никак, на запах никак; есть определенные органы чувств, которые прямо должны войти в соприкосновение, хотя без них можно обойтись.
Поэтому от старости, которая каждого поджидает, можно избавиться только обновлением во Христе, когда как орёл мысли – душа твоя будет взлетать к Господу. Мы знаем, что Господь находится в вышних, как написано:
Кол.3:2 – «О горнем помышляйте, а не о земном».
В 6 стихе Давид говорит: «Господь творит правду и суд всем обиженным». Как легко выиграть суд богатому, когда раньше было «телефонное право» – позвонили только из горкома партии и судимому бесполезно разговаривать было. Уже всё решено; надо мной суд в 1986 году ещё и не начинался, а мне потихоньку сказали: «Уже статья подобрана, определена, все уже знаем, что будет». Суд ещё идёт, внешне для проформы соблюдаются законы, а шестерёнки системы меня уже зажевали, крутятся, уже всё назначено, вынесено, из этого выйти нельзя никуда.
Здесь же говорит: «Господь творит правду и суд всем обиженным». Господи, так ведь расстреляют сто миллионов в России, какой же это суд? Суд промежуточный, который ведёт к славе вечной; это безбожных коммунистов-людоедов поражение; но сегодня мы скажем: Царь Николай Второй и сын его Алёша спасены; но если бы они жили в царском дворце, то умерли бы или нет? Конечно, умерли бы, не могли же они вечно жить. Царю Николаю сегодня уже было бы 150 лет – ясно, что они не были бы прославлены церковью. Да, церковь могла их и не канонизировать, ибо мученик остаётся мучеником перед Богом.
Поэтому суд Господь творит людям и на это надо надеяться. Сегодня со мной поступили несправедливо, лишнее с меня высчитали, везде судом решается, и на каждом шагу то квартирные вопросы, то ещё что-то отнимают родственники, бьются. Придёт день, когда Господь подведёт под всем черту. Кто-то кого-то раздел, где-то своровали, убили – но тогда встанем все перед Богом, и Господь сотворит суд всем обиженным. И чем больше нам сотворили обид, тем больше надежды, что Господь будет за нас. Вот если мы под таким углом будем смотреть на всё, то тогда огорчения наши будут быстрее проходить. Да, сегодня мне тяжело, справедливость даже после суда до конца не восторжествовала. Но будет праведный Суд Божий. Господь творит суд всем обиженным.
И коснусь только 18 стиха. «Правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их». Если ты не думаешь о себе, то подумай о детях, какое благословение несёт твоя жизнь во Христе. Если ты любишь внука и хочешь, чтобы он был благословен, то в первую очередь позаботься, чтобы ты сам был угоден Богу, а дальше от тебя пойдёт благословение на детей.
Очень часто сейчас жалуются: «Сын не слушается, дочь нас не почитает, они не молятся Богу». Переверни несколько страниц своей жизни назад, начни со дня рождения, и посмотри, каждый ли они день слышали молитву? Они слышали ли материны слёзы, её тихую молитву ночную, видели ли, как ты склоняешься перед Богом? Помнят ли алтарь домашний твои дети? И поэтому, если этого не было, то сегодня только одно чудо Бог может совершить, но ты знай, что фундамент веры для детей твоих не был заложен. Каким путём, куда эти дети придут, знает только Господь.
«Правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его». Этот завет мы заключаем с Господом во святом Крещении, мы обещаемся служить ему доброй совестью. Иоанн Златоуст говорит, что совесть выше Евангелия, то есть раньше появилась. Если мы желаем помнить заповеди Божьи, то мы должны сначала найти их здесь, в сердце – соответствует ли моя совесть тому, что я читаю?
На каждом шагу ныне воруют, сегодня везде воруют, даже на заводе, в раздевалке нижнее белье воруют. Мыло лежало, и то своровали. А как заповеди Божьи? Если ты заключил завет с Богом – служить Богу доброй совестью, то благодари Бога. Надо удивляться не тому, что много безумства творят. Я ещё Евангелие в руках не держал, но помню, в армии сказал: надо удивляться не тому, что много преступлений, а тому, что их мало. Как мало? Но без Бога вы должны на каждом шагу друг друга убивать; если Бога нет, то никаких сдерживающих принципов вообще нет, запрета никакого нет, если ты завет с Богом не заключал. Я не слышал нигде такого закона, чтобы жили по-совести. По какой совести? У меня одна, у мусульманина другая, у камчадала третья. По какой совести? По совести человека, сотворенного в раю до грехопадения. Вот эта душа по природе христианка; а сегодня душа по природе язычница.
Иов.14:4 - «Кто родится чистым от нечистого? Ни один».
Как от нечистого может родиться чистое?
Иак.1:18 – «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».
Иоан.15:3 – «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».
Он очищает нас в водах крещения. Итак, правда Его, Господня, почивает на сынах сынов. Проверять долго не надо, как растут дети, как правда Божия отражается на знакомых наших, на близких, кто от тебя духовно родился, на хранящих завет Его. Если мы сами не храним, то дети это всё видят. Я читал про одного человека, как он перед детьми таким себя благоговейным показывал, и только он один знал, что он совершенно неверующий. Ходил в церковь, причащался, молился и только для того, говорит, чтобы: «дети не убили меня, у меня наследство, и я знаю, что они будут бороться и они меня старого убьют. Я хотел в детях поселить страх Господень. Но сам я никогда не верил, никакого Бога вообще нет». Всю жизнь он заботился только о том, чтобы дети его не убили.
Правда же пребывает на тех, которые хранят завет Господень, заключённый в крещении. «Благословите Господа все Ангелы Его, крепкие силы, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его». И если гласу слова Божия повинуются Ангелы, херувимы, серафимы, небесные силы, то мы-то сегодня пониже их, потому что мы облечены ещё плотью.
1Кор.10:22 – «Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?»
Пс.89:10 – «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим».
Мы не просто летим, но сидим ли, лежим ли, но мы летим, приближаясь к тому Судному Последнему Дню; мы должны поглядывать, кто рядом с нами. Хотя бы приблизительно, не себя с собою только сравнивать.
2Кор.10:12 – «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно»,
но будем помогать ближнему.
У людей так: если кто-то рядом тебе на пятки наступает, то надо любыми путями прорваться вперёд, поэтому и ломают ноги. А у нас наоборот: чем большему числу мы поможем вместе добежать, тем более первое место мы получим, если хотим угодить Господу.
Начинается этот псалом: «Благослови душа моя Господа». И последние слова звучат так: «Благословите Господа все дела Его, во всех местах владычества Его, благослови душа моя Господа». Всё, что внутри псалма было сказано прославляющее Бога, оно заключается в благословении. Как бы трудно ни было, где бы не оскорбились, какой бы упрёк, рану не нанесли кому-то, что бы с нами ни сделали – всё мы должны заключить в эти скобки: Благослови душа моя Господа.
Сегодня я многого из происходящего со мной не понимаю, у меня такие трудности на этой недели были. В последний день перед отвозом детей в лагерь отказали в автобусе, везти их не на чем, поэтому прошу всех возвысить молитву. Но я сказал: Благослови душа моя Господа.
Через это что-то Бог хочет сделать. Каждый год помогали, а нынче нигде помощи нет. Только и остаётся одна молитва. И снова мы возвращаемся к 102 псалму в горестях, бедах своих, чтобы ни случилось. Даже ответа нет никакого, перетерпи, скажи, пока даже без глубокой веры: Благослови душа моя Господа, душа, ты ещё в теле находишься, благословляй Его, у тебя ещё там Суд будет, не возропщи, душа. Всё, что не по-нашему, это всё я посеял. Да будет Господь благословен в душах и телах наших. Аминь.
Список всех проповедей