размер шрифта

Поиск по сайту




Не лицеприятствуй!

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 20

Указатель: Иак.2:1-7

03.02.07 .Иак.2:1-7- «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?». Так по порядку будем читать и узнавать, как себя вести . Кто не хочет быть богатым? Ты спроси, кто собирается замуж, по каким критериям ты хочешь выбирать жениха? Иоанн Златоуст говорит: «Каждая желает выйти за богатого». А за бедного-то выйди. Да какая же беднота-то тебя ждёт? Да ещё дети пойдут, пелёнки купить не на что будет. Надо, чтобы сильный был; неплохо, чтобы знатный был; и красивый. И всё это было в одном человеке в такой степени, как не было в стране во всей. Самсон. И, однако же на коленях усыпила и предала. Так не пересуживаем ли мы в себе, когда ищем по другим качествам, кроме тех, которые дал Господь. Богатыми верою – вот, что главное. А богатые, они не вас ли в суды тащат? И Апостол Иаков говорит об этом, чтобы мы не взирая на лица обращались с людьми.
Что значит «не взирать на лица»? А по положению? Богатому человеку – место другое совсем. Вот Сирахов и говорит об этом: Сир.14:28 –« Заговорил богатый, - и все замолчали и превознесли речь его до облаков; заговорил бедный, и говорят: «это кто такой?» И если он споткнётся, то совсем низвергнут его». Как это всё на сегодняшнее похоже. Рекламные ролики что угодно раскрутят, а ни одного здравого слова нет, а везде на первых обложках. Правду говори – никому ты не нужен, никто тебя слушать не будет. Так ведь это было 2000 с лишним лет назад. Сегодня-то разве это не так? Выступают архиереи – читаю и не могу найти ни одной речи, которая прямо звала бы ко Христу, ни одной. «С властями надо ближе, поднимать основы православной культуры…». Что угодно, но только не то, к чему призывает Господь, – чтобы люди были богатые верою . Культурология какая-то, традиции, корни. Ни одного такого слова нет в Писании. Ещё «окормлять» - новое слово придумано. Да не по этим словам Господь будет нас судить, а по Слову Своему, которое, войдя в душу нашу, растворилось верою, пропитало человека всего и даровало ему новую жизнь. Есть ли в нас новая жизнь, – родился свыше или нет, – как узнать? У тебя другое мышление будет. Что ты любил – то останется позади; чего ты не знал - выйдет на первый план. Гал.2:6«И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более» . Иоанн – возлюбленный ученик Господень. Пётр – глава Апостолов, как привыкли его называть. И Павел, в недавнем времени ещё был гонитель, человек, который никакого отношения не имел к христианам, даже к рядовому христианину, и пришёл. Напугали они его? Нет. Когда читаешь послание к Галатам, как на душе делается легко. Павел, какой же ты молодец, ты не уступил никому, какую ты свободу нам отстоял, чтобы мы не склонялись, не горбатились перед мнением великих людей. Пусть это синод, митрополит, патриарх. Ты каждое слово вынеси во свет Библии, и какое оно отражение даст через Слово Божие. Вникай в себя и в учение . Вникай в то, что сказали, и вникай в учение Божие. И какими бы они великими ни были, ты никогда не предпочти их тому, что сказал Господь. Сегодня начинают пугать: а вот соборные правила, вселенские. Ни в одном соборном правиле не говорится, чтобы их ставили выше Слова Божия – запомните это очень хорошо. Соборные правила – это далеко не Слово Божие. Их меняли. Это люди собирались во имя Божие, боролись с ересями. А теперь на первое место выходит толкование Зонары, Вальсамона, Аристида. Толкование – это далеко не само правило.
Итак, мы желаем слышать Слово Божие, Слово живого Бога. А через кого Он заговорит? Может, через самого немощного. Если бы где-то было сказано, что будет время, когда скотина заговорит, и она будет правее вас; птицы заговорят, и они будут правее вас, – да кто бы тогда поверил! Камни возопиют – было сказано. Что птицы, звери – всё-таки, живое существо. Камни возопиют! Самые ничтожные отбросы вдруг проговорят языком ясным; косноязычные, глухонемые заговорят. Конечно, важно иметь авторитет. Я говорил на днях: если бы сейчас дали возможность выступить по радио, рассказать о том, что мы говорим, дать знать о книгах, – до проспекта, наверное, человека в три очередь стояла бы. Никто не знает. Но надо довериться Господу. Довериться, и всё будет в своё время. Сир.40:41 – « и нельзя сказать: «это хуже того», ибо все в свое время признано будет хорошим ». Когда писали Апостолы послание, то кто их знал? Писания их прятали, запечатывали, как протопоп Аввакум; вы думаете, как он из заточения выслал? Сидел, скоблил гвоздём топорище, и внутри топорища послание спрятал, опять опилками всё замазал, заклеил. Дорогой обыскали - ничего нет, один топор у ямщика. А уж когда к Морозовой заехал, тогда там распечатали. А потом на весь мир прогремело слово огнепального Аввакума. Свобода дороже всего, и Бог нигде не повелевал из-под меча, огнём заставлять, чтобы люди верили; а надо, чтобы человек полюбил Господа. Ис.53:2 – « Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему ». Если к нам так относятся – всё правильно. Другое дело, если были мы знатные, были дети князей из-за рубежа, или здесь дети губернатора, ясно как бы к нам относились, тут бы и охрана стояла. А вот как подумаешь – да и хорошо, что мы никто. Пс.39:5 – « Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи ». Идёшь один, и тебя никто не видит. Может, десять киллеров рядом проехало, они даже и не видят, что это за маленький человечек торопится. А тот не успеет движение одно сделать, за ним уже навострили пули. Иак.2:9«Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками». Всё понятно, но я не могу одно слово до конца осилить: перед законом, перед каким? Перед законом оказываетесь преступниками , – ясное дело, что я пошёл к краевому судье, он меня пять лет не принимал. А прокурор только позвонил, его приняли – закон такой. Если глава администрации - мгновенно все охранники по сторонам, принять. Неужели каждого какого-то с немытыми сапогами принимать его там. А вот здесь, если он всех не принимает так, - виновен перед законом, но перед каким? Перед государственным он не виновен, он правильно делает. Если всех принимать, то и работать некогда. К Моисею все лезли, а потом оставил себе только самые наиважнейшие дела.
Исх.18:22 – « пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя] ». И что они так не всех принимают - это тоже правильно. Перед каким законом? Я нахожу, что это только перед Божьим законом. Перед Божьим законом мы все равные, нет ни мужеского пола, ни женского, ни иудея, ни еллина. Когда любовь будет явлена, тогда будут глядеть. Пока же неузнанный человек - по одёжке принимают. Спиридона тримифунского вызвали, а охранник не пропускает. Смотри, как епископы ходят, какие у них шлейфы сзади. Сзади идёт чтец или иподьякон, как паж королевы английской. А здесь идёт, ничего у него нет, охранник его и ударил. Он развернулся, и говорит: «По второй щеке меня ударь, награду получу и за эту щеку». И только потом узнал он кто. Читаем про Феодосия, когда он едет в кибитке, князь его отправил. Кучер и не знает кого он везёт. И говорит: «Знаешь что, ты бы пересел на лошадь, а я в кибитку». «Пожалуйста». Пересел. Когда рассветало, все-то видят, что игумен едет на лошади, а вместо форейтора. И все ему кланяются. Слуга не поймёт, чего они мне, кучеру, кланяются сегодня со всех сторон. Не взирая на лица . А потом только и узнал, кого он отправил самую низкую работу выполнять, ноги себе мыть. А Я вам ноги умыл , – Господь говорит. Нужно научиться своё место определять пред Богом: Лук.17:10 – « Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ». Я нахожусь в основании пирамиды. Меня почему-то называли всё время чернорабочим и ассенизатором, ибо я делал самую низкую работу: стоял в дверях. Самое опасное место – холод и жар, – помогал шапки снимать. Я сегодня подумал: а есть ли люди на земле, которые бы всем угодили? И не мог найти нигде, ни одного, никогда. Даже, делающий открытие, он обязательно теснит того, кто сделал ранешнее открытие, и оно обязательно уже ниже этого. Вот если бы не открывал, я на первом месте стоял! Всюду и везде так. На наши книги очень сильно гневаются. И то, что сейчас мы ещё живы, и так всё стоит - это только великая милость. Мы оказались при великом переломе, при окончании зарубежной церкви. Никому до нас дела нет. А дальше как-то это дело будет, я не знаю. Не знаю, но уже заранее надо молиться, чтобы они, не взирая на лица, посмотрели, чтобы нашлись люди, которые бы читали. А придётся ломку делать очень большую. Если бы я не трогал монашество, не задевал богослужение, то всё бы вот так и шло в сонном порядке.
Мы говорим-то о великом деле, чтобы люди пришли к Господу, и чтобы проповедь достигла всех, не взирая на лица. Чтоб проповедали все до одного. Всегда смотрели на лица. Богатый, – значит в монастырь, знатный – в монастырь. А эти там окаянные бедуины пусть по степи ходят. Из них как раз и вышли мусульмане. Да шесть-то столетий… да, если бы сегодня Пахомий живой был. Да неужели кто на приём к нему не пошёл? Он такой же был простой, такой добрый. Я бы сказал: «Пахомий, брат Великий, одиннадцать тысяч мужиков ты заблокировал. Ты думаешь или нет, что после тебя будет? Через два века праха не останется, всё рассыплется».
Не взирая на лица, идите ко всем! Не смотрите, что они бедные, ничего не знающие, в чалмах. Идите скорее и проповедуйте. Эти люди очень восприимчивы к вере. Но уже ничего нельзя вернуть, Пахомия нет. И Феодора Освященного нет, и Антония нет, и Павла Фивейского, основателя монашества нет. Но если бы, не взирая на лица, прислушались, что мы говорим, да сегодня бы взахались и сказали: «Великий, великий», а вот гномик говорит о том, что надо идти в мир. Наше-то слово если бы услышали! Конкретно об этом надо сейчас начать молиться, чтобы тех, от кого что-то зависит, Господь коснулся. Чтобы Слово Христово проникло к ним. Всегда спрашивают: «А что вы оканчивали?». Ничего я не заканчивал. «Кто вы такой?» Печник и сторож. Но Господь открыл мне истину, и я хочу её донести до всех. Только заговорил и уже слышу: а кто это такой? Когда дохожу до этого места, то останавливаюсь. Это обо мне сей стих. Ну и что, что собор? Ну и что, что патриарх! Подумаешь, президент! Правда превыше всего. И сегодня надо молиться, чтобы Господь нашёл молодых делателей, и послал туда, где живое Слово Духа Божия ещё не звучало. Сегодня давят патриотизмом, ищут виновных в стране. Когда мы восстанем, то как будет? Никогда мы не восстанем, и не будет. Точное обещание Богом дано только евреям, что эта нация не исчезнет никогда, несмотря на все гонения. Эта единственная нация, которая получила от Бога благословение остаться живой при всех её недостатках. А русский народ может до одного человека испариться, ибо нам нигде обещание не дано, и поэтому мы можем только надеяться на Слово Божие и к чужому обещанию прильнуть. Господи, будем плодиться и размножаться через Слово Твоё. Сир.12:2«Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его». Вот это тоже надо помнить. Что красота? Присваивают какие-то медали: «Мисс мира». От неё-то ничего не зависело. Это всего лишь пища, по определённой схеме, которую Бог заложил, сумела надуть кожу, которая на невзрачных мускулах, костях, – только и всего. От вожделения умирают, всё отдают; половину имения за эту красоту. И всю власть, и половину царства отдаст человек. Не хвали человека за красоту. Пр.31:30 – « Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы ». Похвалы достойна только душа, преданная Господу, ибо она весьма дорога. В книге Левит уже было заложено то, что говорит Иаков. У нас в законе этого нигде нет. Хотя перед законом, говорится, мы все одинаковые, все равные. Теоретически, на бумаге. Мы никак не равные и не можем быть равными. Во-первых, стартовые возможности разные. Больные и сильные; невидные и представительные. А когда человек ещё умеет угодить всем, то он быстро продвигается. И книга Левит говорит так: Левит.19:15«Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего». Лицу великого угождать выгодно: ты угодишь ему, а он тебя продвинет дальше, за тебя слово замолвит. По партийной лестнице так и шли за исполнительность. Да это и сегодня никуда не делось.
Особенно это лицеприятие в судебных органах, в юстиции. Человек идёт в последнюю инстанцию, за что-то судится, его обидели, отняли землю, и Давид говорит: Пс.81:2«доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?». Три тысячи лет назад сказано правдолюбцем, и как будто сегодня. Следовало бы вывесить сей лозунг на каждом судебном заседании: «Доколе будете вы судить неправедно?». И показать это место. Я думаю, многим судьям сие тоже не понравится. Но кто-то же должен это сказать! Надо обдумать, вымолить у Бога такого человека, кто проник бы туда, взял бы и крепко прибил такой плакат. Вывешивали же красногвардейцы знамя в потёмках. Проснутся, а знамя висит. Вот сейчас кто-то бы написал, «Доколе будете вы судить неправедно?» - псалом такой-то. Ничего в этом нет особенного; потому, что епископ туда не идёт.
Пр.18:5«Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде». Меня больше всего интересуют именно люди, связанные с судебными делами: адвокаты, судьи, прокуроры. Как я дохожу до этого места, то долго размышляю: они в великой опасности, и за них особая должна быть молитва. Адвокат в самом начале, прежде, чем браться за дело, должен уже иметь прозрение от Бога, не взирая на лица, без лицеприятия, а прав он, или не прав? Не прав, а ему дали возможность за деньги защищать его. Не подходи к этому делу, откажись, потому что есть у дьявола адвокаты. А есть адвокаты, конечно, и у Бога. Это хорошая должность, всё поставить на место, примирить людей, рассказать. Но очень и очень опасная. Неслучайно, один человек написал произведение «Разрушенный и восстановленный ад», где показывают, что ни один из судебных органов не спасается, ни один. Во-первых, – взятки, ума не хватает. А должна быть прозорливость великого Соломона, чтобы он сразу определил, кто прав, и нашёл какое-то подобное решение. Пр.24:23«Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо». Не только это нехорошо, а погибельно, разрушительно для государства. Пр.28:21«Быть лицеприятным - нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду». Речь опять идёт о том, что он имеет. Кусок хлеба – это не надо понимать буквально. Сегодня «куском» называют тысячу долларов. «Ему сунул три куска». Это уже там была заложена терминология блатная. Мал.2:9«За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона». Вот здесь должны быть все одинаковые перед законом Божиим. Если там суд ничего не решает, то здесь абсолютно все равны перед законом, совершенно одинаковые. И князь склоняется, идёт на исповедь в Прощённое воскресенье. Он открывает все свои тайны. Он никто, он раб, ведомый на заклание, раб, которого уже повлекли на эшафот. Причина главная – это всё-таки корысть, кусок хлеба. Подобное бывает и в частной жизни, в домах. Я иногда спрашиваю, у которых несколько детей: «Скажите, а какого ребёнка вы больше всего любите?». «Да, мне все одинаковые». Я не очень в это верю. Дети одинаковые не могут быть. Если один всё время огорчает, а другой всё выполняет, и как одна душа с тобой живет. Даже у Христа и то был ученик, которого Он любил больше. А теперь и вопрос: «Ты этого больше любишь, а за что?». По ответу на сей вопрос я смогу тебя узнать: что у тебя за главное стоит, по какому принципу ты определяешь? Если по тому, что он всегда рвётся к небу, зовёт тебя, приходит исповедует что-то, спрашивает, как правильно сделать, советуется, то как это дорого, когда вы вместе часто садитесь за Слово Божие, вместе с ребёнком ищите ответ. Так можно узнать, что ребёнок приближается к спасению.
Лук.14:10«Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою». Это лицеприятие по отношению самого себя, какую цену сам себе дашь. Втор.16:19«не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых». Опять дары, опять недаром. Тов.4:6«ибо, если ты будешь поступать по истине, в делах твоих будет успех, как у всех поступающих по правде».Иоан.3:21«а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Вот мы уже и рассмотрели этот путь. Без лицеприятия поступающий – он уже со Христом. Это ежедневно и в наших поступках, и в рассуждениях. Многое человек себе может позволять. Могу и не поститься, а проповедовать о посте. Кол.3:25«А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия». Перед Богом все равны. Иоанн Златоуст говорит о кладбище, если могилы раскопать: «Посмотри, где князь, где царь, где нищий, ни всё ли прах, не всё ли пепел». Как это быстро всё улетит. И поэтому, если мы ближним своим подсказываем, с кем работаешь, ты обязательно увидишь неправду. Вмешайся и попытайся остановить её. Если вышестоящий начальник перед тобой – не лицеприятствуй, подойди к нему и скажи. Кто бы он ни был, какой бы высокий пост ни занимал, ты всё время знай, что твой пост выше. Ты уполномоченный представитель Царя неба, от Него послан. Ты подойди ему и скажи: «В Писании говорится не так». Люди ругаются, что ему можно сказать, как? Я всегда ему говорил так: написано в Евангелии, что за каждое слово человек даст ответ в день Суда: Мф.12:36 – «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». В ответ я скверного слова не получил ни одного. Дальше говорю: Мф.12:37«ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Писание действует на другом уровне; мы даже не знаем, что у человека внутри срабатывает. Сказал бы: «Да пошёл ты». Никогда ни один так мне не ответил. А если он курит? Такому человеку говорю: 1Кор.3:17«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы».
Случалось, что цыганка курит, и я поступил, может быть, и неправильно, папиросу выхватил и сказал о Боге, и она промолчала, раскрыв глаза. Вы всегда выхватывайте меч, чтобы он сверкнул перед глазами, а меч – есть Слово Божие. Перед Господом все равны. Какая есть специальность, перед которой все равны? Это врач. Хотя бы иной на твоих глазах убил несколько человек, но вот он сам ранен, его привезли к врачу и просили сохранить ему жизнь, и ты обязан точно так же трудиться, остановить кровь, всё сделать как положено. Так вот, мы являемся все-таки все духовными врачами. Какой бы ни был человек, мы никогда заранее не можем вынести приговор: «Этот человек не годен для Царствия Божия», мы не можем так сказать. Мы скажем: «Господи, это создание внешне такое, а душу его мы не знаем и не видим». Почему святые и вывели: «Мы видим согрешающего, а не видим кающегося». Итак, если Господь даёт нам это понять, то никогда по вопросу лицеприятия чтобы не были преступниками божественного закона – святой Библии, не стали ропотниками Иуд.1:16«Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти». Да не будет того с нами . Аминь.

Когда б раскаяние пастырей коснулось,
Их вымело бы всех из алтарей.
Неверие их в храм надуло с улиц,
Холодных, чёрствых, им ли нас согреть.
Когда слова от Бога Иеговы
Коснулись то, что ризами прикрыто,
Поднялся бы к ненастью птичий гомон
Пузатых, супермодных, гладко бритых.
Раскаянье бы как-то снизошло
Под темечко, к сердечным закоулкам.
И выплюнет неверья кашалот,
Как некогда Иону – кит был глупый.
Ни свечки и ни люстры не помогут
Развеять мрак седых тысячелетий.
Грехов тьма тьмущая, преизобильно много,
Их ненаученностью ежечасно лепят.
Простите, мёртвые, живого мертвеца,
Я лгал, обманывал вас, жадно обокрал;
Нам свет из Библии, как свечка, не мерцал,
Я как один из вас – тупой баран.
Небрежность к Слову принесло плоды –
Все опаршивели, коростами покрылись.
Какой расчёт с попом был у Балды,
Какой доход стал у церковной крысы?
Раскаянье не купишь за долги,
Цепляет день неделю и года;
Пестом тяжёлым день и ночь толки,
Но глупость не отделится, отец Балда.
Мертвее мумии и резанных мощей –
Без благовестия в продымленные уши,
И будут загружать себя хотя бы чем,
Но не подвигнут к раскаянью туши.
Когда б раскаяние тронуло сердца
Холодные, поповские под ризою-попоной!
Бог даст, сумели бы немало наверстать,
Сосуды доверху елеем бы наполнить. 25.02.07. ИгЛа

Список всех проповедей

418

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: