размер шрифта

Поиск по сайту




Один у нас Наставник

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Указатель: Мф.23:10

Мф.23:10 – «и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос». Если человек первый раз читает Евангелие и он любит Бога и Слово Божие, то он должен понять только так, чтобы слово «наставник» нигде не звучало. С этим ещё можно согласиться, потому что это слово встречается на работе, на заводе, где ученики есть. Впереди же говорится «не называйтесь учителями». А учителей-то хватает с первого класса. Так и написано «не называйтесь». И вот сектанты буквально это приняли. И написано «не называйте никого отцом». Так как «отцом» назвать нельзя, слово «отец» исключили из обихода. Но он родился, у него отчество есть, и родившего зовут «папочка». На слуху «отец» не звучит. Вот почему мы должны ценить православную веру, у нас не просто Евангелие, Писание, но Писание в понимании святых отцов Вселенской Церкви. И мы верим, что им дано было понимать Писание. В 11-ом веке Болгарский архиепископ Феофилакт исследует Писание, святых отцов, собрал и дал толкование. Но и здесь, ни в одном месте, нигде не подчёркивает он то, чтобы все до одного были благовестниками, все были проповедниками – нигде ни разу. С чем это связано? Отношу к тому, что он сам был монах. Самый лучший монах. Но и он никак не мог подняться до уровня, который Господь даёт. Но нужно забыть, что ты архиепископ, патриарх, а помолиться Богу и сказать: «Открой». Соф.2:1 – «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный». Иоан.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Вы думаете через Библию иметь не только грамоту, ни кандидатские богословские звания, а жизнь вечную. И всё Писание от первой книги Бытия свидетельствуют о Христе. Я открываю Библию, чтобы узнать о Христе. Мне Писание свидетельствует о Христе, любой стих Писания. Открой Слово Божие и ты в нём должен увидеть Христа. Писание нужно уметь читать. Когда Христос сказал эти слова, они были совершенно неожиданными для израильтян. Или им было что-то понятно, были ли у них наставники до этого? И Христос сказал им: «Не называйтесь». Были ли учителя в израильском народе? 2Пар.35:3 – «и сказал левитам, наставникам всех Израильтян, посвященным Господу». Наставники были, специальное левитское колено. Иов.33:23 – «Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой [путь] его».– Ты будешь раскаиваться: Пр.5:13 – «что не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим». Значит, и наставники были у евреев, и учителя. Рим.2:20 – «наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины». К каждому прихожанину обращается. Каждый может быть учитель младенцев, которые только начинают верить. По большей части в домашних-то условиях приходится не словами учить, а делами. Дети очень тонко всё подмечают. Это нам кажется, какие-то обезьянки вокруг нас только играют. Ребёнок всё видит и он может выдать такую характеристику тебе, от которой содрогнёшься.
1Кор.4:15 - «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Кто нам подсказывает, как нам поступать, - это наставники во Христе. Сегодня везде: батюшка – отец, только имя подставляй: Иван, Василий, дальше отец диакон, даже отец чтец. Все отцы. Но нельзя быть отцом, если ты не родил никого. Отец только тот, кто родил. Женились, живут, и пока детей нет - он ещё не отец. Он может быть мужем, она может быть женой. Матерью же делается тогда, когда есть ребёнок. И Павел говорит: «Я родил вас благовествованием». Но если бы благовествования не было, то отцов бы не было. И слово «отец» есть обман. Это только по названию, как принято называть по должности: товарищ такой-то. Он тебе не товарищ совсем, он враг тебе, но так было принято называть. Хочешь быть отцом – начинай благовествовать. Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших». Значит, наставники есть. А Христос говорит: «Не называйтесь учителями, и наставником никого не называйте». Но Павел наставляет: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Наставник тот, кто даёт мысль Духом Святым, а остальные наставники в том смысле, что их задача наставить людей прийти к Наставнику единому, ко Христу. И все учителя для того, чтобы научить всех прийти к Учителю, ко Христу. Учителей много, и когда Христос сказал эти слова, смысл был только один, чтобы всё было направлено к Нему. Наставление относится, как правило, к тому, кто что-то уже знает; а учитель – это первоначальная ступень. Наставник тому, кто учился, он уже наставляет на путь как бы известный – вот такое небольшое различие можем установить для себя.
Евр.13:17 – «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». Кто-то нам подсказывает что-то, и ты не становись в позу, а радуйся, что подсказывают. Возьми чистый лист бумаги перед тем, как сесть обедать, и напиши, кто у тебя учителя. «Я прямо из Библии научаюсь», - очень многие отвечают поспешно. Хорошие слова. Но на деле-то должны быть и те, кто учит тебя. Учителя – святые отцы. Слово «учитель» в Священном Писании встречается 84 раза. 84 раза Господь подводит нас к кому-то и показывает: «Вот это твой учитель, а вот это лжеучитель». Оказывается, слово «лжеучитель» тоже в Библии есть. Иоан.3:10 – «Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?». Христос учителем называет Никодима. Деян.5:34 – «Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом». Учителя есть, это подтверждается Писанием. Деян.13:1 – «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители». Спросят нас: «В Потеряевской церкви были ли пророки и учителя?» А это в каждой церкви должно быть. Рим.12:7 - «учитель ли, - в учении;» пребывай неустанно. Это очень трудная должность – быть учителем. Пребывать в учении, то есть он непрестанно должен совершенствоваться, себя поднимать на другой уровень, искать новые методы, к каждому находить подход. Это не просто научить читать «Мама мыла раму». А теперь, когда он вырастет, чтобы он раму не высадил у мамы, чтобы не зашёл в чужой дом через раму, чтобы мама мыла раму и после слезами не умывалась. Вот теперь приведи его к этому.
1Кор.12:28 - «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями». Разговаривая с сектантами, мы их на этом стихе ловим. Вы знаете Апостолов? Они чётко всех называют. Пророков. Начинают из древности, а надо новых знать, потому что, «во-вторых», а не «во-первых», иначе Павел пророков «во-первых» поставил бы. Пророки, если евреи, то они на втором плане теперь, потому что вплотную ко Христу подошли только Апостолы, стали ближайшими к Нему. И в-третьих, учителями. Когда мы разговариваем с еретиками, сектантами и спрашиваем их, кто же учителя, они начинают перечислять Апостолов: Матфей, Павел. «Вы же уже называли Апостолы – во-первых. Назовите в-третьих - учителей. Кто они?» Ответа нет. А мы можем называть, начиная с Игнатия Богоносца, Иринея Лионского, Поликарпа Смирнского, Иоанна Златоустого. До сегодняшнего дня мы можем в каждом веке назвать, открыв жития святых, и показать. Там церковь, где есть учителя. Где учителей нет, там лютый самообман. 1Кор.12:29 – «Все ли Апостолы? Все ли учители?» Не все, но друг для друга можем быть все, когда говорится о церковном служении. Евр.3:13 – «наставляйте друг друга». Еф.4:11 – «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Когда мы отойдём из этой жизни, а мы должны уже сегодня настроиться на это, мы всех их встретим. Уезжая в город, мы смотрим, что нужно заехать туда, сюда и успеть до заката солнца приехать. Ты должен сегодня уже обдумать – кого ты хотел бы увидеть на небе. Меня очень интересует пророк Михей. И если я окажусь спасённым, то я постараюсь его найти. Пророка Иеремию, любимого мной, пророка печали и слёз. Даже одна книга в Библии называется «Плач Иеремии». Некоторые: 1Тим.1:7 – «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают». Чтобы знать, о чём говорить, надо много знать. У нас есть 3-х томник Блаженного Феофилакта, нами изданный. Господь позволил потрудиться, другую компановку дать, по стихам. Некоторые ещё ни разу его не прочитали. Силой нельзя заставить. Неужели бы Вам не хотелось знать толкование Нового Завета? Даже Библию некоторые не прочитали. Вот это стояние в храме таким ничего не даст, и поэтому-то нет у них духовного роста. Когда читаем Писание, мы очищаемся через Слово Божие. Я хотел бы увидеть Анфима Никомидийского. И говорю Вам определённо, что по результативности в одном городе он был выше всех, кого знают в христианской истории. Всю церковь научить так, чтобы ни один не дрогнул, ни один не попятился, ни один не пошёл на компромисс. И сравните, что сделал Сергий Страгородский. Всех разложил, лишь бы сохранить церковную структуру. Во-первых, слово «структура» отстутствует в Библии и Христос её не устанавливал – это всё человеческая выдумка. Почему Анфим Никомидийский не заботился сохранить церковную структуру, а постарался всю её поднять на небо? Всех до одного. Его нашли и хотели отпустить, а он воинов убедил арестовать его и казнить. Вот как представляли реальность неба. 1Тим.2:7 – «для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине». 2Тим.1:11 – «для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников». Значит, учителя есть, хотя и написано – не называйтесь – сами себя не называйте. Но если ты передаёшь учение Христа, то скажи: я передаю Его учение. В данном случае ты учитель, но как бы субподрядчик. Каждое предложение постарайся так составить, чтобы оно указывало на Христа.
2Тим 4:3 – «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху». Почему ты в ту секту пошёл? Там много платят, хорошо помогают. Выбирают веру, как в карточной игре. «Там многое понятно». Это не то что ужас, а помешательство, самое настоящее жульничество в вере. Веру не выбирают, вера – это дар Божий, и ты должен посмотреть, как верили Апостолы, как верили учителя церковные. Мы должны всё время благодарить и утром, и вечером: «Господи, благодарю, что Ты сохранил мой разум, не отнял веру и дал веру святую, чистую, православную. Ничего выше и чище её нет». И кажется, что сегодня нет ничего более заброшенного, не знаемого для последователей православных, как вера их. Не знают. Называешь учителей - не читали; толкование – не слышали; каноны церковные – не ведают, а это отвержение уже целых соборов. Каноны – это вехи, которые указывают нам путь в Царство Небесное. Тит.2:7 – «Во всём показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповреждённость». Чистота, и никакой примеси не должно быть. Чтобы чистое открыть Евангелие, показывать, приводить места Писания –этого нет и у сектантов нынешних. И вот начинают: надо содружеством заниматься, социальной работой, с кем-то объединяться. Выступает по радио или по телевидению митрополит, и он может за 20 минут не привести ни одного места Писания. У него задача – показать самого себя. И говорят неверующие: «Смотри, какой грамотный, как он говорит!» Ты покажи на Христа, зачем тебе людей ослеплять? Ты прямо подведи их ко кресту и скажи: «Вот Христос; вот Библия. Ищите здесь ответ». Путеводителем, законоучителем называется от слов «закон» и «учитель». Евр.5:12 – «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища».
Итак, сегодняшнее чтение говорит : не называйтесь учителями, в смысле – не изобретайте новые учения. Любое сектантское учение, где говорят: «У нас учителей нет», – вот там-то они и есть. Они вывели новое учение что без Церкви можно спастись. Всё время повторяйте: «Вне Церкви нет спасения». Где нет законно рукоположенного епископата – там нет Церкви. Это самоизмышленное общество, пусть даже и самое хорошее, святое в своих мыслях, но путь его заканчивается здесь, на земле. Итак, будем избирать учителей, как святые говорили: избери такого учителя, строже которого нет во вселенной, чтобы он мог обличить, наставить, и к обличающему тебя тори дорогу, ищи его. И вот такого учителя мы нашли – Христа, св. отцов и св. Анфима Никомидийского. Если бы мы знали его речи, не выдуманные, как у Диимитрия Ростовского, а знали лишь одну бы проповедь его и послушали сегодня. По его делам мы бы сказали, как он выглядел, и как он привёл людей ко Христу и к мученичеству. Думаю, в каждом богослужении вставлял что-то такое, чего до него ни один не говорил. Я думаю, он всегда говорил: «Дети мои, всё здесь временное, и мы скоро умрём, а там вечность. Какое счастье ждёт тех, кто знает Христа». Серафим Саровский говорил, что если бы взглянуть один раз на Царство Небесное, мы бы так желали его, что если бы здесь вся комната была бы наполнена червями, и каждый тебя прогрызал, то ты бы сказал: «Сто лет терпеть буду, но только бы увидеть то, чего глаз не видел и ухо не слышало. Дети мои! Чем раньше мы уйдём с земли, тем лучше. Быть может, Бог сподобит нас принять мученические венцы!» Нам сегодня скажут: «Вас-то гнать будут?» Мы не знаем, обстановка может внезапно измениться. Мы не знаем, наш ли это покровитель, Анфим Никомидийский, но в названии нашей общины его имя есть. Мы каждый день будем ему молиться, тем более, у нас в деревне уже есть свой Анфим. И мы будем просить Бога, чтобы Бог из этих детей избрал кого-то быть подобным великому страстотерпцу Анфиму, и нас всех сподобил быть там, где чада Анфима Никомидийского. Аминь.

«Нам есть, что вспомнить!» -тешится вчерашний,
Поездки за границы вспоминая.
Теперь завистливо зенки свои таращит, –
И эта истина исконно-прописная.
Развернут в прошлое, душа и голова,
Вперёд ни шагу сдвинуться не хочет,
Заслугами былыми привык он всех клевать,
С заморенной душой, смертельно-тощей.
А впереди разверстый зёв траншеи,
Что братскою могилой нарекли,
Он благовестников не допускал в три шеи,
Теперь сподобился на хадж в Иерусалим.
Безверьем поглощён ещё с пелёнок,
Он диким кабаном пёр – во главе секач.
Дела из дерева, из сена и соломы,
Хватал и рвал, к кремлю дорвался вскачь.
И что же? Всё нещадно прогремело,
Идеология сплошного людоедства.
Усохла краснота, ушла проказой белой,
И их вождям нет в мавзолее места.
Всё в прошлом, только пустота вокруг,
Она клыкастая, хвостатая, с рогами.
Вот-вот скопытится и душу подметут,
И не припомнят хвастовства регалий.
Те трупы коммунистов глотки драют,
Все смерды смертные смердят, не продыхнуть,
Враги Христа, утерянного рая
Отвергли благодати чистой путь.
Богач в аду припоминать обязан,
Как доброе своё уже сглотнул сполна,
А Лазарь злое, в черепках проказа,
У богача теперь усохла и слюна.
Нам есть что вспомнить, чадам благодати,
Межи прошли прекрасными местами.
Моря воды, богач же жаждет капли,
О, только б в благовестье не устали. 05.11.06. ИгЛа

Список всех проповедей

341

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: