Оставлять куски другим
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 18
Указатель: 1Тим.5:18
Все Евангелия растолкованы святыми отцами, такими, как Иоанн Златоуст, а Блаженный
Феофилакт из всех святых отцов собрал общее толкование. Что означает 5 хлебов, рыбы –всё изъяснили. Но я нигде, ни у
кого не прочитал, чтобы объяснены были слова, почему такой смысл в этих словах, не тот, который мы привыкли обычно
воспринимать, почему они через эти притчи, через эти действия Господа не побуждали народ к всеобщей проповеди. Ни у
одного святого отца я этого не нашёл. Поэтому я говорю вам это не по святым отцам, а по смыслу самого Священного
Писания. Когда вы читаете, чтобы вы научились проникать в таинственный смысл Духа Божия. Вот человек - руки, ноги.
Корова ходит на четырёх ногах, бык. Я сказал: «ну, что ты как корова». Обиделась – оскорбил. Я коровой тебя назвал?
Да тебя возвысили, от коровы-то молоко есть, корова хозяина признаёт, а от тебя ни того, ни другого, как от козла
молока. А если уж быком назвать, вовсе разобидится. А Священное-то Писание говорит: 1Тим.5:18 – «Ибо
Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей». 1Кор.9:9
– «О волах ли печётся Бог?» Если бык зайдёт на гумно, гони его оттуда, но если ты на нём молотишь, и он из этой кучи
что-то схватит, не заграждай рта, потому что некоторые вешали мешок, чтобы он не мог ухватить зёрнышка, закрытый
рот, запеленатый. 1600 лет вешали мешок быку скупые хозяева, а закон срывал (он тайно это делал, когда никто не
видел, нельзя было делать явно), и, наконец, Павел говорит: не о быках речь, это говорится о нас. 12 быков стояли
задом вместе, рогами наружу, на них было море, море, полное воды, в нём мыли руки. 3Цар.7:44 – «одно
море и двенадцать волов под морем». Быки и быки. Оказывается, что это прообраз 12 Апостолов, которые
понесут проповедь всему миру. Море – мир, вот раскрывается какой смысл, и это ещё не всё, это означает жертвенность.
Откр.4:7 – «второе животное подобно тельцу». Ириней Лионский, Андрей Кесарийский подробно это
разъясняют. Это готовность принести себя в жертву за Иисуса Христа, за дело Его, за Евангелие.
Мы видим облака каждый день. Но спроси любого, что означает облако? - Ну, капельки воды, повышенной концентрации
влажность. И всё? А Павел говорит: Евр.12:1 – «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей,
свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам
поприще». Все люди вместе - это капельки; а вместе собранные - облако. Может быть облако свидетелей
мысли, дел, поступков. Как слово «облако» разворачивает на другое, многогранное, широкое значение даёт. И вот к
этому я и хотел бы подвести каждого. Когда вы видите что-то, уразумевайте, о чём речь идёт. Сказали «ласточка». Ты
подумай, чем она отличается от других птиц? – «Ну, мошек ловит». Главное в том, что она гнездо вьёт у алтаря:
Пс.83:4 – «И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей
Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!» Ни один воробей не свил, ни одна сорока не залетела, и
голубей нет в храме. Ласточка, обыкновенная ласточка. Об этом говорит псалмопевец Давид в Израиле. Три тысячи лет
назад сказал, и ни одного гнезда нигде нет, пройдите по храмам, разузнайте. И только в Потеряевке есть. За три
тысячи лет, может, в первый раз подтверждение Писания. Да два гнезда свито у нас в храме на передней стенке алтаря.
Второе гнездо, как ладья, будто по морю плывёт, и на иконе крещения; и начали вить его в день, когда у нас было
крещение. Ты не хочешь думать, а подумаешь, что что-то в этом есть. Ты скажешь «воробей», и каждый день видели его.
Что он означает? По телевизору не показывают про это. Мультики ваши - в стороне, а Библия говорит: Пр.26:2 –
«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется». Мф.10:29
– «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без [воли] Отца
вашего». В оригинале, в греческом языке написано: не два ли воробья продаются. Оказывается, про
воробья написано в Священном Писании. И как ты только вспомнил какую-то обиду, скажи, что если уж воробей не падает
без воли Отца, то даст ли Он погибнуть мне? Нет, я не ниже воробья. Как один святой встретился со львом в пещере, а
как его выгнать? А он его давай укорять: «Иди, лев, мне спать негде. Меня Бог почтил душою, а тебе души не дал, лев,
я выше тебя». Лев уши развесил, наконец, вышел, рыкнул на прощанье ему. Согласился с этим монахом? Ты с животными
можешь разговаривать, если ты знаешь Писание, а если не знаешь, то ты сам как животное безгласное будешь стоять, бык
больше скажет, чем ты; ослица больше проговорит.
Мф.14:20 – «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных». Я
хочу объяснить слово «насытились», что оно означает в Священном Писании, а потом перенести на нашу жизнь. Это не
просто наелся до следующего раза. Исх16:12 - «Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером
будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом - и узнаете, что Я Господь, Бог ваш». То есть когда мы
в нужде, то Бог даёт преизбыток. Когда первые приехали поселенцы сюда, то у людей ничего не было, никакой зарплаты,
а где заработаешь, нет ничего. Пенсию только один человек получал – мать наша. Где деньги-то? Я сам стал выделять
людям на хлеб деньги. Мне дали немножко денег в Америке, я их разменял, и каждому давал пособие, чтобы людей-то
как-то сохранить. И это было чудо Божие, чтобы люди прославили Бога. Мы приняли это как от Бога. «Исход» на нас
исполнился. Втор.31:20 - «ибо Я введу их в землю, как Я клялся отцам их, где течёт молоко и мёд, и они
будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и
нарушат завет Мой». Когда первые поселенцы были, не было так удобно им. А сейчас какие-то мысли о
богатстве, чего-то большего захотелось. Да ты работай больше, посмотри, сколько у нас всего здесь пропадает. Ты не
знаешь, что у нас здесь пропадает? - я тебе покажу. У нас золото под ногами валяется, начинай только работать. А тут
доходит до того, что сено уже начинают покупать в соседнем селе. 4Цар.4:43 – «И сказал слуга его: что
тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и
останется»». Говорится о чуде при пророке Елисее, когда двадцать хлебцов было, и насытились, и
осталось. Так что то чудо, что сотворил Иисус Христос, не первое было. И вот как псалмопевец Давид говорит.
Пс.64:5 - «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома
Твоего, святого храма Твоего». Значит, мимо рта проходит, уже пошло в уши, в глаза. В храме
насыщается душа. Ты не пришёл в храм, а душа твоя жаждет, голодает, а ты даже этого не знаешь.
Мы разворачиваем смысл слова «насыщаться». Оказывается, пища не только через рот приходит, но через уши, а дальше в
сердце проходит. Открой его, чтобы насытиться. И Давид знал, что когда придёт в храм, то насытится лицезрением
храма. А проповеди даже не было, только через жертвы. А если и проповедь есть, да ты насыщенный пойдёшь более, чем
дома. Пс.80:17 - «Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы». Скала - камень,
и как из скалы потечёт? То есть то, что не приносит прибыли, может давать прибыль. Внимательно посмотрите,
соберитесь и скажите, правильно ли мы пользуемся землёю? Лучшие агрономические методы используем или нет? То, что у
нас есть, не пропадает ли? То, что добываем, не портится ли? Половина дела - заработать, а другая половина -
правильно истратить и сэкономить. Из скалы Бог даёт мёд. Пс.106:9 - «ибо Он насытил душу жаждущую и
душу алчущую исполнил благами». Значит, Бог насыщает душу. В храме - если проповедь, дома - если
читается Слово Божие; от друзей, если они знают Священное Писание: в переписке, в телефонных разговорах - если люди
богобоязненные. А сегодня возьмите, может быть, около 50-ти миллионов мобильных телефонов на руках, это бум, взрыв.
Но многие ли говорят по делу? Многие ли для того, чтобы похвалиться Господом, рассказать о чудных делах Его? Все,
буквально все разговаривают. Раньше видишь, идёт один, разговаривает, значит, старик вышел из ума, недержание речи у
него. Идут, все разговаривают, рядом никого не видят. Пр.1:31 - «ибо Он насытил душу жаждущую и душу
алчущую исполнил благами». Пр.12:11 - «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться
хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен». Если у тебя земля есть, участок – дома
лежать не придётся. Землю надо очень хорошо обрабатывать. Я вам напоминаю, как у адвентистов приехал их
руководитель, профессор, и он так сделал в течение одного года, что вся тульская область (а у адвентистов не более
двух гектаров, кажется, было) стала приезжать, смотреть, как на их земле такое растёт. А он приехал со своими
граблями, со своей тяпкой, буквально на медицинских весах удобрение взвешивал, сколько нужно растениям. Оказывается,
многое надо знать, а не просто в землю толкнуть. «А у нас и так растёт». А раз сидишь дома - скудоумный, и не
обижайся. Пр.12:14 - «От плода уст [своих] человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам
рук его». Насыщается от Слова Божия и от того, что язык говорит. Когда учу другого, я учусь сам.
Вот слово «насыщаться», и как оно разворачивается к нам. Мы насыщаемся беседою с другими. Пр.13:4 -
«Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится». Это духовно и интересно. Надо быть
прилежным к слышанию. Еклл.6:7 - «Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается».
Если все силы бросили только на то, чтобы хорошо жить, - конечно, многое потеряете. Златоуст говорит: «Кто ищет
земное, то потеряет и земное и небесное». У тебя не будет так, как должно быть. Ис.55:2 - «Для чего вам
отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и
вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком». Я вот сколько раз вас просил об этом, чтобы вы
написали, сколько времени вы потратили в течение года на телевизор и сколько времени потратили на чтение Библии.
Неужели ты не ужаснёшься, что делается? И сколько дети проводят на молитве. Ребёнка вытолкнут, гляжу, пасут одни в
поле, и никогда не видел старших с детьми. Ну, выдели один час на ребёнка, пройдись с ним по логам, расскажи, как
они возникли, какая трава, про коров расскажи – не будь быком. Скажи, вот здесь наша земля, вот здесь можно
прогонять. Вот здесь надо заложить трубы. - А зачем они, трубы? Уже трубы готовые брат сделал. Выкупите их, сделайте
переход до второго мостика хотя бы. – «А зачем они нам нужны? Его никто не заставлял, чтобы он их сделал». «Он и так
беднее всех живёт здесь». – «А нам это не надо». Корова идёт по грязи, вымя грязное, лопаются соски, но ничего не
сделают. Вы видите, вам нужно возить сено, а на платформе колёс нет. Дорого стоит. Поставь сам колёса. – «Вы не
сделали, - я тогда не возьму», - да тебя укорю. Написано: «в почтительности предупреждайте». Нахалы. Да какие же вы
верующие после этого?! Да ты сделай так, чтобы после тебя другим досталось. Ты сделал, - молодец, хороший, теперь и
другой его сосед возьмёт. Вот это означает «куски». Ты сделай так, чтобы после тебя осталось что-то, а не брошенные
книги валялись. Ты возьми несколько экземпляров. Я вам говорю, что через мои руки прошли тысячи Новых Заветов. Я
сразу закупал партию в две тысячи. Мне-то ведь это не надо. Это только для тюрьмы. В городе нет ни одного
учреждения, в котором не было бы моей книги, Библии, которые мы доставали из Средней Азии через баптистов.
Благословен Господь, что есть люди, любящие Бога (старший пресвитер). Помогали, мы покупали за свои деньги и мы
везли, везли и везли. А то все знают - демократия, перестройка. Как «Алтайская правда» написала сейчас: «Благодаря
таким (указывают на меня), устои тоталитарного режима всё время подмывались». Даром-то не упало ничего, и Солженицын
не на пустом месте строил. Но не закончена жизнь, надо преобразовывать. Ты оставь детям остаток, и чтобы они этим
насытились.
Соф.3:7 – «Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не
постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия».
Вот что нам Бог даёт. И как мы с этим знанием обращаемся? Нам большие знания Бог дал. Как мы обращаемся с мирскими
людьми, что мы им говорим? Ос.4:10 - «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо
оставили служение Господу». Служение Господу оставить - это лишиться всего. Повторяю, служение
Господу не только в храме. Это и занятия, это и ежедневное наше пребывание перед Богом, это утренняя молитва. Не
так, что ребёнок встаёт позже, и ему говорят: «иди в другую комнату помолись». Я знаю, у тех, кто так делал, дети
все потерянные. Ты сама помолиь с ним, хотя ребёнок и встал позже, ты его пожалела. В одно время надо поднимать,
одновременно молиться. Ты оставь все дела свои, выключи сепаратор свой, дробилку, встань с ребёнком на колени.
Установите алтарь в душе ребёнка, чтобы он насытился общением с Богом, с родителями, у тебя есть опыт. Положи руку
свою ему на плечо, на голову, испроси на него благословения. Тогда не будет стоять вопрос, куда дети поедут после
окончания школы. В никуда - в мир, в прелюбодейный мир. Бог его назвал прелюбодейным и грешным. Не думайте, что там
какая-то перспектива. Перспектива блуда, лжи, насилия, воровства. Ос.13:6 - «Имея пажити, они были
сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня». Я смотрю, у вас
какие надписи в храме на стенах. Оставляли Господа, забывали, и Господь говорит: Иер.15:6 – «Ты оставил
Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал
миловать». Хотя в другом месте говорит так: Евр.13:5 – «Имейте нрав несребролюбивый,
довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя».
В одном месте - не оставлю, когда? Подойдите к этим двум плакатам. Под каким ты хочешь стоять? Перед тем, где «Я
устал миловать, проклинаю», или там, где «Я тебя не оставлю, если Слово будет у тебя в руках»? Найди выход. Люди
ищут какую-то энергетику, становятся под крест под куполом, как заходят, так забегают сразу. Так объяснили по
телевизору, и люди с ума сошли, под купол лезут все, друг друга сшибают, а храм пустой. Вот что возьми в сердце, что
у нас здесь написано. Иер.23:39 – «за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я
дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего». Поставь себе правило такое: дня не начну без чтения
Писания, не выйдет ребёнок из дома, пока не положит три поклона, и не скажет родителям: «благословите». Приучите
себя и его к этому. Утром позавтракали, перестаньте жевать. Постоянно что-то жуют. В лагере у нас этого нет, мы это
исключили. Пережёвывайте духовное, что имеете. Мф.5:6 - «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся». Насыщение правдой. Потому то, что вам даёт фильм дурной, это не насыщает душу, а
развращает. Мрк.7:27 - «Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у
детей и бросить псам». Это в первую очередь говорит о верующих, чтобы мы заботились о своих.
1Тим.5:8 – «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрёкся от веры и хуже
неверного». Еф.4:19 – «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают
всякую нечистоту с ненасытимостью». Оказывается, насыщается человек и мерзостью. Вкусивши однажды
грех, он не может отстать. Если ребёнок что-то своровал, пресеките это, примените самые жёсткие меры. В Тунисе рубят
руки. В Саудовской Аравии отрубают сначала правую руку, и на втором воровстве левую ногу – ребёнок это знает. Учёные
это называют клептоманией - тяга к воровству. Дети верующих, а ворами растут, страха нет никакого. Сир.6:17 -
«ибо на воре — стыд, и на двоязычном — злое порицание». Покажи, расскажи, обведи вокруг, чтобы он
видел. Положи деньги на виду, чтобы он понял, что надо мимо проходить, чтобы он сразу отскочил и обошёл. Фил.
4:12 – «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть
голод, быть и в обилии и в недостатке». Это о телесном. Когда у нас есть - благодари Бога. Когда
ничего нет - да не столь это важно, мы с голоду не умираем. Самое главное, что мы имеем возможность вместе молиться,
насыщаться лицезрением Господа Бога, читать Священное Писание. Итак, если мы будем трудиться для Господа, то после
нас что-то останется. Эти двенадцать полных коробов, которые мы можем оставить, закладывать туда уже сегодня.
Аминь.