размер шрифта

Поиск по сайту




Синагога в неверии

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: Мрк.6:1-7

27 сентября 2005 г. К празднику Воздвижения Креста. Мрк.6:1-7 – «Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге». И далее говорится: «И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил». Господь учил в синагоге, что мы неоднократно и слышим при Евангельском чтении. А что такое синагога? Да ведь далеко не каждый это знает. Я хотел показать, что синагога очень похожа на наше место собрания, и в этом есть много положительного. Лук.4:31 – «И пришёл в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние». Говорится, что Он по субботам учил в синагоге. Суббота – это заповедь Божия. И эта заповедь дана человеку с первых дней, как только он узнал о Боге Иегове. Бог открылся ему и сразу сказал: чти день седьмой. Лев.23:3 – «шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших». А на то, чтобы в воскресенье не работать, воскресенье – праздник, ходить в храм – ни одного указания в Библии нет. Отсюда мы делаем вывод, что мы переносим всё относящееся к субботе на воскресенье, потому что суббота действительно указывала на воскресенье. Те, которые не понимают этого перехода, - что суббота была образом, - тогда они правы по -своему, и они так же с евреями празднуют субботу, как адвентисты отмечают субботу, то есть застряли на той ступеньке, на которой остались иудеи, распявшие Христа. Пророк Исаия упрекает народ еврейский за не исполнение суббот, а как раз наоборот, за то, что они их исполняют, а их исполнение отвергнуто Господом. Ис.1:13 – «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!» Он говорит слова, которые, по всей вероятности, именно эти слова, стоили ему жизни – его просто убили. Иудеи были самыми ревностными поклонниками Единого Вечного Бога.
И вдруг Он приходит и говорит, что их ревность не нужна, их служение Богу не нужно. Рим.10:2 – «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». «Да как так, мы же каждую субботу собираемся на моленье!» «Не надо такого». «Мы жертву приносим, приходим и свечи зажигаем». Богу надо не это. Они посчитали Его врагом. Ст.14 – «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Награбили за неделю, нагрешили, теперь пришли, уселись подремать сюда. Богу это не нужно. Ты неделю всю подготавливайся: как я приду? душа моя, как лилия, распахнётся ли перед Господом? какой аромат молитвы моей будет? Вот оно, юродство. А придя в храм, даже ребёнку можно наказать: ты смотри, не пропусти ни одного Слова Божия! Заметьте, как только началась проповедь, так все до одного и упали. Не то что ноги не держат, а это отношение такое, притом 20 минут службы только прошло, сказал проповедь, через 5 минут прочитали Евангелие и опять, уже второй раз не лень им садиться. Не лень! Опять упали. Это ваше отношение к проповеди. Если проповеди не было бы, вы бы облегчённо вздохнули: «Если бы нас не трогал, а то опять нас зацепил, опять сказал, опять потеребил». Это моя задача – немного вам просвещение дать, от юродства русского маленько оттащить вас. Этот праздник самый близкий к юродству, который сегодня отмечают, так отгребитесь от него, отшатнитесь, подойдите к истинному смыслу сегодняшнего праздника.
Суббота и собрание перед Господом – это заповедь Божия. Когда Бог за беззаконие разгромил Израиль, то разметал его, побил, остатки отправил в плен, и вот там до них стало доходить. Есть такая книга «Плач Иеремии» – пишет её пророк скорби и печали. И в этой книге Плач.2:6 – «И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника». Как верующие ещё недавно скорбели, что нельзя было справлять Рождество, Пасху, а сейчас это официальные государственные праздники. Как скорбели находящиеся в узах. Они тайно старались друг друга поздравить. Есть нечего, с голоду умирали, но копили неделями, чтобы по крохе собрать кусочек, более праздничным день сделать. Бог у них отнял всё, и отнял собрания. У нас ещё не отнял, мы сами собрание не посещаем, пренебрегаем им.
Деян.13:44 – «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие». А почему в субботу? Да потому что там, где Апостол Павел проповедовал, были евреи, и место собрания у них было в синагоге. Слово «синагога» означает собрание, школа – вот она, синагога, рядом, через стенку, учат учеников – это государственная школа. Когда она возникла? Слово «синагога» встречается только в Новом Завете – 66 раз. Цифра настораживающая такая – ровно 66 раз – в четырёх Евангелиях и в Деяниях: Павел – в 14 посланиях, и другие Апостолы больше нигде слово «синагога» не употребляют. Оно исчезло. Считается, что синагога – это установление после пленения и даже в самом пленении Вавилонском возникла, и установил её Ездра. Когда люди были изгнаны от места поклонения – храма, люди рассыпаются, и надо было иметь соединительное, скрепляющее начало. И стали где-то собираться, читать Слово Божие. А после чтения Слова Божия давайте Бога прославим, пропоём, хоть потихоньку, чтобы соседям не мешать. Пропели. Так, давайте ещё помолимся, Бога поблагодарим. Вот из этого и было составлено: молитва, благодарение, пение, чтение Слова Божия – всё! Зайдите к любым баптистам, адвентистам – у всех это одинаково: чтение Библии, совместная или частная молитва, чтение Слова Божия и проповедь. А потом уже стали появляться роли: кто будет читать, стали свои должности появляться. Вы не думайте, что любая секта в один раз организовалась – это дело ревности. У Ездры была такая ревность, что он бороду повыдергивал тем , кто не ходил в храм. Неем.13:25 – «Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя». Это совсем никуда не годится, скажут, хулиган какой-то. А Господь прославил Ездру-книжника и чтеца: ибо он собрал ветхозаветные книги, кабы ни Ездра, у нас Библии не было бы – он собрал по одной книге, соединил их вместе.
Что такое синагога? Синагога – это прообраз христианской церкви – так понимают все толкователи. У нас-то всё точно так же: так же благословение, должно быть чтение Слова Божия (тут мы хуже синагоги стали!) и молитвы. Вы не думайте, что у евреев молитвы были абы как составлены. Вот я сегодня прочту одну из 18 молитв, которую они читали: «Даруй мир, блаженство, благословение, милосердие и сострадание нам и всему Твоему народу Израиля. Отец, благослови нас всех светом Твоего лица, ибо в свете лица Твоего Ты дал нам, Господи Боже наш, закон жизни, любви и праведности, благословение милосердия и мира. Благослови. Благослови Твой народ Израиля во все времена и в каждое мгновение мира. Благословен Господь, благословляющий Свой народ Израиля миром». Вот только одна молитва, которую читали в синагогах.
Считают, что в Иерусалиме было около четырёхсот синагог. Синагога должна быть непременно построена там, где не меньше 10 правоверных иудеев. А что их 400 в Иерусалиме, это и в Талмуде написано. Если собирается десять евреев верующих, то должна быть открыта синагога. Нас сегодня собралось здесь – осколки Потеряевки – девятнадцать человек с детьми. Это очень хорошо. У них трижды в неделю совершалось богослужение, и закон гласил: каждое богослужение – суббота, понедельник, четверг (собираются они три раза в день) – должно быть не меньше десяти человек. Десять-то не всегда набёрешь, так они стали платить деньги в специальный день, в который купленные молельщики приходили, чтобы закон не нарушить. Может, нам действительно поступать так, что кто не ходит в субботу вечером, собирать деньги да давать им, чтобы как-то восполнить их, чтоб приходили хотя спать, сидели: «хоть посплю, зато в храме», монахи тем утешали себя две тысячи лет. Святые говорили, когда дьявол будет выгонять из монастыря, из кельи, то ты скажи: «Стены охраняю». Прихожу в храм – стены подпираю.
Итак, Слово Божие мы читаем дома, читаем в дороге, но основное чтение, конечно, в храме. Устройство синагоги было такое, что постепенно ввели в обычай, чтобы всегда горел светильник, и они его зажигают. У нас не зажгли сегодня, маленько от синагоги отличаемся. У них располагалось так строение: где у нас алтарь находится, там у них передняя часть их синагоги, и она всегда была повёрнута к Иерусалиму. И там находился – особое место на стене – ковчег, где хранились свитки Священного Писания. Проповедовать мог любой иудей, который знал содержание Священного Писания, о чём и читаем в Евангелии от Лук.4:16,17,20 – «И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:... И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него». Рядовое чтение из пророка Исаии, и Он прочитал. Иудеи высоко ценили строительство синагог. Лк.7:5 – «ибо он любит народ наш и построил нам синагогу».
Деян.16:13 - «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом». Когда Апостол Павел зашёл в синагогу, то к нему подошёл старший, были пресвитера, так и назывались, и спрашивает: Деян.13:15 – «После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите». Да, у нас есть. И Павел начал говорить, и все Писания поворачивает ко Христу: это о Христе говорится, и это о Христе... И так заинтересовал их, что на следующую субботу почти весь город собрался. И тогда начальники позавидовали успеху Павла. И спрашивается: а кто синагоги строил? Вы помните сотника? О сотнике ходатайствовали, когда у него слуга болен был: «Господи, он хороший, он нам синагогу построил». То есть на частные пожертвования: какие-то коммерсанты, военные, в достатке живущие люди строили. А иногда строили сообща, собирали деньги.
В Деян.15:31, уже в Новом Завете, говорится о Первом Вселенском апостольском соборе. Деян.15:21 – «Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу». Синагога была объединяющим началом. Я припомнил, что в моей жизни было много мест собрания, которые Господь мне позволил устроить. Я скажу, и вы не будете того отрицать. В лагере-стане собирались, когда были здесь трения у нас, что в храме длинные богослужения, а батюшки нет, и мы отдельно собирались. Это как бы нынешняя синагога, отдельный молитвенный дом. Вы знаете, что собирались у меня и на «скворечнике» - в деревянном домике, молились на веранде – это тоже собрание. Потом собирались на «саманном» – место третье. Собирались у нас на Второй Строительной – четвёртое; на улице Никитина, где дом сгорел – пятое. Тут церковь уже зарегистрированная была; и вот сейчас шестая на улице Ползунова 6. Это что такое? И сегодня я подумал: Господи, как не хватает одного, чтобы семь было. И вспомнил, что есть ещё на «картонном» «Зал для Царствия», что здесь собрала сестра детишек и там молится с ними, учит их молиться. Господь мне позволил семь молитвенных мест собрания в жизни создать, хотя и Богу понятно, что запрос мой не так и велик, чтобы это сделать. Всё зависит от ревности. Бог благословил меня и в этом. А что синагога? Синагога – прообраз христианской церкви. У нас почти всё по их образу идёт. А хорошо ли было, что Римская Империя распростёрлась до окраин вселенной? Очень хорошо, говорит Златоуст, ибо никаких границ нет. А сейчас пойди проповедовать в Латвию – тебя не пустят, а когда был Советский Союз, мы свободно туда каждый год ездили, а сейчас нужны особые визы. Тогда было хорошо. Хорошо, что были синагоги – в синагогу заходи и можно было проповедовать. Господь всё уже заранее устроил, чтобы Евангелие пустило корни, проповедь Евангелия нашла место в сердцах людей, было где собраться людям. И Господь в синагоге проповедовал, Он не отрицал её. Но если синагога не приняла Христа? Они изгнали Его. Эта синагога сделалась отступницей, враждебной. Иоанн Златоуст называет её синагогой антихриста. К нам на занятия пришла одна еврейка, и она даже ходит к нам сейчас на богослужения, и она первый вопрос задала мне: «Я недавно из Израиля приехала. А вы что думаете о синагоге? Что это синагога сатаны?» Я говорю: «Да, так написано». Она любит свой народ. Я говорю: «Это Златоуст сказал, а не я». «Ну как же так, там же Бога славят!» Но евреи ждут антихриста.
И хотя мы очень похожи на синагогу, но разница очень большая. У нас всё построено по чину, устроенному Христом, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона. У нас заменена жертва кровавая на бескровную, а в синагоге жертва никогда не приносилась. Синагога располагалась четырехугольником – сегодня раскопки показали. Двери у них были с двух сторон, у нас – только с одной стороны. Были у них и охранники, как у нас наблюдатели; были старшие, кто-то читал – чтецы. Не будьте юродивыми! Повторяю, в синагоге полная тишина была, такое же и у нас правило введено. Я сколько раз говорил: когда придёте, и если хотите, то приложитесь к иконе, к Евангелию, но не разворачивайтесь, не кланяйтесь народу. Чего кланяешься? Я же говорю: чего юродствовать-то? Я батюшке уже показывал, что даже иподиакон, даже в форме, даже во время литургии не имеет права кланяться народу – сие разрешается только диакону. В церкви должно быть чинно всё. В храме больше народу не кланяться. Неразумные или юродивые, как малолетние дети? Вот и раскланиваются... Я уже неоднократно говорю: отставить! Почему? Потому что если в синагоге никому не разрешалось нарушать установленный порядок, то тем более в храме. Мы – православные, сегодня не работаем, соблюдаем праздник, соблюдаем пост по случаю двунадесятого праздника Воздвижения животворящего Креста Господня, но в душе мы должны знать: празднование наше у Креста означает празднование рядом с воскресшим Христом, Который синагогу превратил в молитвенный дом, а ныне и в храм Божий. Аминь.

Список всех проповедей

199

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: