Синагога в неверии
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 16
Указатель: Мрк.6:1-7
27 сентября 2005 г. К празднику Воздвижения Креста. Мрк.6:1-7
– «Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге». И далее говорится: «И дивился неверию их;
потом ходил по окрестным селениям и учил». Господь учил в синагоге, что мы неоднократно и слышим при
Евангельском чтении. А что такое синагога? Да ведь далеко не каждый это знает. Я хотел показать, что синагога очень
похожа на наше место собрания, и в этом есть много положительного. Лук.4:31 – «И пришёл в Капернаум, город
Галилейский, и учил их в дни субботние». Говорится, что Он по субботам учил в синагоге. Суббота – это
заповедь Божия. И эта заповедь дана человеку с первых дней, как только он узнал о Боге Иегове. Бог открылся ему и сразу
сказал: чти день седьмой. Лев.23:3 – «шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя,
священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших». А на то,
чтобы в воскресенье не работать, воскресенье – праздник, ходить в храм – ни одного указания в Библии нет. Отсюда мы
делаем вывод, что мы переносим всё относящееся к субботе на воскресенье, потому что суббота действительно указывала на
воскресенье. Те, которые не понимают этого перехода, - что суббота была образом, - тогда они правы по -своему, и они так
же с евреями празднуют субботу, как адвентисты отмечают субботу, то есть застряли на той ступеньке, на которой остались
иудеи, распявшие Христа. Пророк Исаия упрекает народ еврейский за не исполнение суббот, а как раз наоборот, за то, что
они их исполняют, а их исполнение отвергнуто Господом. Ис.1:13 – «Не носите больше даров тщетных: курение
отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и
празднование!» Он говорит слова, которые, по всей вероятности, именно эти слова, стоили ему жизни – его
просто убили. Иудеи были самыми ревностными поклонниками Единого Вечного Бога.
И вдруг Он приходит и говорит, что их ревность не нужна, их служение Богу не нужно. Рим.10:2 – «Ибо
свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». «Да как так, мы же каждую субботу
собираемся на моленье!» «Не надо такого». «Мы жертву приносим, приходим и свечи зажигаем». Богу надо не это. Они
посчитали Его врагом. Ст.14 – «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня;
Мне тяжело нести их». Награбили за неделю, нагрешили, теперь пришли, уселись подремать сюда. Богу это не
нужно. Ты неделю всю подготавливайся: как я приду? душа моя, как лилия, распахнётся ли перед Господом? какой аромат
молитвы моей будет? Вот оно, юродство. А придя в храм, даже ребёнку можно наказать: ты смотри, не пропусти ни одного
Слова Божия! Заметьте, как только началась проповедь, так все до одного и упали. Не то что ноги не держат, а это
отношение такое, притом 20 минут службы только прошло, сказал проповедь, через 5 минут прочитали Евангелие и опять, уже
второй раз не лень им садиться. Не лень! Опять упали. Это ваше отношение к проповеди. Если проповеди не было бы, вы бы
облегчённо вздохнули: «Если бы нас не трогал, а то опять нас зацепил, опять сказал, опять потеребил». Это моя задача –
немного вам просвещение дать, от юродства русского маленько оттащить вас. Этот праздник самый близкий к юродству,
который сегодня отмечают, так отгребитесь от него, отшатнитесь, подойдите к истинному смыслу сегодняшнего праздника.
Суббота и собрание перед Господом – это заповедь Божия. Когда Бог за беззаконие разгромил Израиль, то разметал его,
побил, остатки отправил в плен, и вот там до них стало доходить. Есть такая книга «Плач Иеремии» – пишет её пророк
скорби и печали. И в этой книге Плач.2:6 – «И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний,
заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и
священника». Как верующие ещё недавно скорбели, что нельзя было справлять Рождество, Пасху, а сейчас это
официальные государственные праздники. Как скорбели находящиеся в узах. Они тайно старались друг друга поздравить. Есть
нечего, с голоду умирали, но копили неделями, чтобы по крохе собрать кусочек, более праздничным день сделать. Бог у них
отнял всё, и отнял собрания. У нас ещё не отнял, мы сами собрание не посещаем, пренебрегаем им.
Деян.13:44 – «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие». А почему в
субботу? Да потому что там, где Апостол Павел проповедовал, были евреи, и место собрания у них было в синагоге. Слово
«синагога» означает собрание, школа – вот она, синагога, рядом, через стенку, учат учеников – это государственная школа.
Когда она возникла? Слово «синагога» встречается только в Новом Завете – 66 раз. Цифра настораживающая такая – ровно 66
раз – в четырёх Евангелиях и в Деяниях: Павел – в 14 посланиях, и другие Апостолы больше нигде слово «синагога» не
употребляют. Оно исчезло. Считается, что синагога – это установление после пленения и даже в самом пленении Вавилонском
возникла, и установил её Ездра. Когда люди были изгнаны от места поклонения – храма, люди рассыпаются, и надо было иметь
соединительное, скрепляющее начало. И стали где-то собираться, читать Слово Божие. А после чтения Слова Божия давайте
Бога прославим, пропоём, хоть потихоньку, чтобы соседям не мешать. Пропели. Так, давайте ещё помолимся, Бога
поблагодарим. Вот из этого и было составлено: молитва, благодарение, пение, чтение Слова Божия – всё! Зайдите к любым
баптистам, адвентистам – у всех это одинаково: чтение Библии, совместная или частная молитва, чтение Слова Божия и
проповедь. А потом уже стали появляться роли: кто будет читать, стали свои должности появляться. Вы не думайте, что
любая секта в один раз организовалась – это дело ревности. У Ездры была такая ревность, что он бороду повыдергивал тем ,
кто не ходил в храм. Неем.13:25 – «Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у
них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за
сыновей своих и за себя». Это совсем никуда не годится, скажут, хулиган какой-то. А Господь прославил
Ездру-книжника и чтеца: ибо он собрал ветхозаветные книги, кабы ни Ездра, у нас Библии не было бы – он собрал по одной
книге, соединил их вместе.
Что такое синагога? Синагога – это прообраз христианской церкви – так понимают все толкователи. У нас-то всё точно так
же: так же благословение, должно быть чтение Слова Божия (тут мы хуже синагоги стали!) и молитвы. Вы не думайте, что у
евреев молитвы были абы как составлены. Вот я сегодня прочту одну из 18 молитв, которую они читали: «Даруй мир,
блаженство, благословение, милосердие и сострадание нам и всему Твоему народу Израиля. Отец, благослови нас всех светом
Твоего лица, ибо в свете лица Твоего Ты дал нам, Господи Боже наш, закон жизни, любви и праведности, благословение
милосердия и мира. Благослови. Благослови Твой народ Израиля во все времена и в каждое мгновение мира. Благословен
Господь, благословляющий Свой народ Израиля миром». Вот только одна молитва, которую читали в синагогах.
Считают, что в Иерусалиме было около четырёхсот синагог. Синагога должна быть непременно построена там, где не меньше 10
правоверных иудеев. А что их 400 в Иерусалиме, это и в Талмуде написано. Если собирается десять евреев верующих, то
должна быть открыта синагога. Нас сегодня собралось здесь – осколки Потеряевки – девятнадцать человек с детьми. Это
очень хорошо. У них трижды в неделю совершалось богослужение, и закон гласил: каждое богослужение – суббота,
понедельник, четверг (собираются они три раза в день) – должно быть не меньше десяти человек. Десять-то не всегда
набёрешь, так они стали платить деньги в специальный день, в который купленные молельщики приходили, чтобы закон не
нарушить. Может, нам действительно поступать так, что кто не ходит в субботу вечером, собирать деньги да давать им,
чтобы как-то восполнить их, чтоб приходили хотя спать, сидели: «хоть посплю, зато в храме», монахи тем утешали себя две
тысячи лет. Святые говорили, когда дьявол будет выгонять из монастыря, из кельи, то ты скажи: «Стены охраняю». Прихожу в
храм – стены подпираю.
Итак, Слово Божие мы читаем дома, читаем в дороге, но основное чтение, конечно, в храме. Устройство синагоги было такое,
что постепенно ввели в обычай, чтобы всегда горел светильник, и они его зажигают. У нас не зажгли сегодня, маленько от
синагоги отличаемся. У них располагалось так строение: где у нас алтарь находится, там у них передняя часть их синагоги,
и она всегда была повёрнута к Иерусалиму. И там находился – особое место на стене – ковчег, где хранились свитки
Священного Писания. Проповедовать мог любой иудей, который знал содержание Священного Писания, о чём и читаем в
Евангелии от Лук.4:16,17,20 – «И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день
субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было
написано:... И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него».
Рядовое чтение из пророка Исаии, и Он прочитал. Иудеи высоко ценили строительство синагог. Лк.7:5 – «ибо он
любит народ наш и построил нам синагогу».
Деян.16:13 - «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный
дом». Когда Апостол Павел зашёл в синагогу, то к нему подошёл старший, были пресвитера, так и
назывались, и спрашивает: Деян.13:15 – «После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать
им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите». Да, у нас есть. И Павел начал
говорить, и все Писания поворачивает ко Христу: это о Христе говорится, и это о Христе... И так заинтересовал их, что на
следующую субботу почти весь город собрался. И тогда начальники позавидовали успеху Павла. И спрашивается: а кто
синагоги строил? Вы помните сотника? О сотнике ходатайствовали, когда у него слуга болен был: «Господи, он хороший, он
нам синагогу построил». То есть на частные пожертвования: какие-то коммерсанты, военные, в достатке живущие люди
строили. А иногда строили сообща, собирали деньги.
В Деян.15:31, уже в Новом Завете, говорится о Первом Вселенском апостольском соборе. Деян.15:21 –
«Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую
субботу». Синагога была объединяющим началом. Я припомнил, что в моей жизни было много мест собрания,
которые Господь мне позволил устроить. Я скажу, и вы не будете того отрицать. В лагере-стане собирались, когда были
здесь трения у нас, что в храме длинные богослужения, а батюшки нет, и мы отдельно собирались. Это как бы нынешняя
синагога, отдельный молитвенный дом. Вы знаете, что собирались у меня и на «скворечнике» - в деревянном домике, молились
на веранде – это тоже собрание. Потом собирались на «саманном» – место третье. Собирались у нас на Второй Строительной –
четвёртое; на улице Никитина, где дом сгорел – пятое. Тут церковь уже зарегистрированная была; и вот сейчас шестая на
улице Ползунова 6. Это что такое? И сегодня я подумал: Господи, как не хватает одного, чтобы семь было. И вспомнил, что
есть ещё на «картонном» «Зал для Царствия», что здесь собрала сестра детишек и там молится с ними, учит их молиться.
Господь мне позволил семь молитвенных мест собрания в жизни создать, хотя и Богу понятно, что запрос мой не так и велик,
чтобы это сделать. Всё зависит от ревности. Бог благословил меня и в этом. А что синагога? Синагога – прообраз
христианской церкви. У нас почти всё по их образу идёт. А хорошо ли было, что Римская Империя распростёрлась до окраин
вселенной? Очень хорошо, говорит Златоуст, ибо никаких границ нет. А сейчас пойди проповедовать в Латвию – тебя не
пустят, а когда был Советский Союз, мы свободно туда каждый год ездили, а сейчас нужны особые визы. Тогда было хорошо.
Хорошо, что были синагоги – в синагогу заходи и можно было проповедовать. Господь всё уже заранее устроил, чтобы
Евангелие пустило корни, проповедь Евангелия нашла место в сердцах людей, было где собраться людям. И Господь в синагоге
проповедовал, Он не отрицал её. Но если синагога не приняла Христа? Они изгнали Его. Эта синагога сделалась отступницей,
враждебной. Иоанн Златоуст называет её синагогой антихриста. К нам на занятия пришла одна еврейка, и она даже ходит к
нам сейчас на богослужения, и она первый вопрос задала мне: «Я недавно из Израиля приехала. А вы что думаете о синагоге?
Что это синагога сатаны?» Я говорю: «Да, так написано». Она любит свой народ. Я говорю: «Это Златоуст сказал, а не я».
«Ну как же так, там же Бога славят!» Но евреи ждут антихриста.
И хотя мы очень похожи на синагогу, но разница очень большая. У нас всё построено по чину, устроенному Христом, по чину
Мелхиседека, а не по чину Аарона. У нас заменена жертва кровавая на бескровную, а в синагоге жертва никогда не
приносилась. Синагога располагалась четырехугольником – сегодня раскопки показали. Двери у них были с двух сторон, у нас
– только с одной стороны. Были у них и охранники, как у нас наблюдатели; были старшие, кто-то читал – чтецы. Не будьте
юродивыми! Повторяю, в синагоге полная тишина была, такое же и у нас правило введено. Я сколько раз говорил: когда
придёте, и если хотите, то приложитесь к иконе, к Евангелию, но не разворачивайтесь, не кланяйтесь народу. Чего
кланяешься? Я же говорю: чего юродствовать-то? Я батюшке уже показывал, что даже иподиакон, даже в форме, даже во время
литургии не имеет права кланяться народу – сие разрешается только диакону. В церкви должно быть чинно всё. В храме
больше народу не кланяться. Неразумные или юродивые, как малолетние дети? Вот и раскланиваются... Я уже неоднократно
говорю: отставить! Почему? Потому что если в синагоге никому не разрешалось нарушать установленный порядок, то тем более
в храме. Мы – православные, сегодня не работаем, соблюдаем праздник, соблюдаем пост по случаю двунадесятого праздника
Воздвижения животворящего Креста Господня, но в душе мы должны знать: празднование наше у Креста означает празднование
рядом с воскресшим Христом, Который синагогу превратил в молитвенный дом, а ныне и в храм Божий. Аминь.