размер шрифта

Поиск по сайту




Сели фарисеи на седалище

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: Мф.23:1-13

24 сентября 2005 г. Мф.23:1-13. Беру только несколько слов: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Вот причина где – их не садили, а они сами сели – пришли и сели! Залезли. Что означает седалище? Особо украшенное место, по-нашему сказать, кресло, с высокой, может быть, спинкой, как у судей. В храме Господнем встречается седалище – 1Цар.1:9. У ворот города седалище вдруг оказывается – 1Цар.4:13, когда первосвященник Илий сидел. Значит, оно выносилось, Илию оказывалась такая честь, что за ним кресло выносили, где бы он мог сидеть. 1Цар.20:25 – «Царь сел на своём месте, по обычаю, на седалище у стены, и Ионафан встал, и Авенир сел подле Саула; место же Давида осталось праздным». Говорится, что оно передвигалось. 3Цар.22:10 – «Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на седалище своём, одетые в [царские] одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними». Собираются цари и у каждого своё седалище, видимо, перевозили на особой колеснице, это место всегда возвышенное. Нас интересует, что означало Моисеево седалище? О Моисеевом седалище вообще ничего не упоминается нигде. Я посмотрел в словаре Нюстрема, архимандрита Никифора – вообще отсутствует. Тогда я стал во всей Библии смотреть – нет нигде! Смысл тот, что власть, которую Бог дал Моисею, люди желают присвоить себе. Вот я занимаю определённое место, а кто-то начинает делать то же, я могу даже шутейно как бы сказать: ты что, под меня копаешь, на моё место хочешь? Они сели на Моисеево седалище сами. Какое же у Моисея седалище? Слово «седалище» - от слова «сидеть» – это понятно.
Исх.2:15 – «И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя». Моисей заступился за обижаемого израильтянина, убил египтянина, и фараон дал приказание поймать и убить его, и тот убежал в землю Мадиамскую и сел у колодца. А у Рагуила, тамошнего священника, было семь дочерей. У нас в деревне пока семь дочерей ни у кого ещё нет. И взрослые пастухи их оттолкнули – в первую очередь своих овец напоить хотели. Моисей встал и защитил девушек. Вот первое седалище. Первый несостоявшийся заместитель фараона (нам того не достигнуть), а вот за обижаемых заступиться мы можем. Притом это седалище всё время пустое. Бог нас приглашает на него: Гал.6:2 – «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов», Бог посылает нас на помощь ближнему, для проповеди – я вам все места подобные зачитаю. Исх.17:12 – «но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захождения солнца». Когда воевали с Амаликом, Моисей поднимал руки – и побеждал Израиль. Когда он опускал руки в изнеможении, тогда побеждал Амалик. Держали руки до захождения солнца и была полная победа Израиля. От поднятия рук как много зависит!
Когда Израиль готовился выйти и принести Богу жертву, то фараон отпускал: взрослые, идите, а дети пусть не ходят. И скот с собой не берите. Фараон настаивает на своём, боясь подвоха, что они пойдут и не вернутся. Исх.10:26 – «пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу». Поэтому всё берём с собой. Мы не знаем, чью молитву Бог услышит. Мы должны ревновать, чтобы мы все были здесь, все до единого. Запомните, дети, вы получаете сейчас незримую похвалу, что вы пришли. Кто не пришёл, тот подаёт дурной пример. За детей, непришедших в храм, надо помолиться, чтобы Бог им простил пренебрежение в служении Иегове, и чтобы никогда такого не было. Какие бы ни были наслаждения в мире – игры, гости, - всё это ниже. Кто бы ни приехал, вы им говорите: «Сейчас сходим в храм, потом свои дела продолжим». Мы сказали: «Кто работает на уборке хлеба, тех мы не трогаем, потому что у них исключительное положение». У Израиля в исключительном положении были охраняющие, медицинские работники и животноводы, которые пасут сегодня. Медицинские работники, они всегда на особом учёте у Бога.
Исх.18:13 – «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера». Вот тут настоящее его седалище, хотя оно так не называется, но это так и было. Раз он уже в качестве вождя сидел и учил, и судил, то это уже настоящее его седалище было. Но оказалось, что на этом седалище он вёл себя неправильно. Подошёл к нему тесть и говорит: «Слушай, Моисей, ты неправильно делаешь. Почему ты разбираешь такие мелкие дела: у этого курицу украли, у того телёнок заболел, да тебе ли этими делами заниматься? Пусть десятиначальники решают, а повыше дела какие есть – тысяченачальники, а уж самые-самые важные, которые они не могут решить – ты. Один раз в неделю придут к тебе на один час и ты разреши их». На этом-то седалище надо, чтобы и контроль был какой-то, за нами чтобы смотрели.
Моисеево место дано ему Богом. Когда спрашивают: «Кто в этом виноват?», Господь отвечает: «В первую очередь виноваты те, которые являются вождями, руководителями народа». И вожди учили, самовластно захватив эту власть. Я спрашиваю: «Сегодня в государстве, в церкви кто это сделал?» Демос. Демос – это народ, демократия, правление народа. Демос ничего не может сделать, как и демон. Народ – это масса, и притом друг с другом не советуется, идёт, путается и не знает. Избрание должно совершаться Богом, чтобы мы все молились, как избрали первого царя в России. Было много группировок и все делились, и не было согласия. И вдруг нашли Мишу. Вчерашний Мишка, которого почти никто не знал. И оказалось, что отец у него патриарх, а самому Михаилу Фёдоровичу было 16 лет. Мать Марфа как узнала, так и вцепилась: «Мишеньку не отдам никогда». Положил же Бог на сердце одному человеку, и он сказал, кого избрать: «Мишу Романова». И стали молиться все. Обратились к вчерашним претендентам на престол. Свои кандидатуры все сняли. Миша остался один. Один остался – и спрятался. Саул тоже спрятался. Вот что значит не садиться самому на это седалище. И триста лет сидел дом Романовых. Разные они были, но самое главное – первое избрание было по всем канонам. Они доверились Богу, вопияли к Создателю, они просили Его милости. И нашли царя не где-то на площади, а в монастыре, где мать пряталась от ляхов-поляков. Когда прочитываешь это, то видишь – благословенна наша страна. Благословенна наша православная церковь, что она нашла таких людей, которые дали совет отложить споры и начать поститься. На Моисеево седалище, то есть в руководство церкви сегодня нанесло, надуло, натянуло таких, что надо просить: «Господи, смой их потопом Своим! Дай настоящих руководителей, которые знали бы Писание, руководили бы нами по Писанию и по Писанию Священному довели бы до Царствия Небесного».
У нас трагедия ещё и в том, что Господь говорит: Мф.23:3 – «итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Они учат правильно вас. А тут учат неправильно. Сегодня если бы Иисус был, то Он обязательно сказал бы: «Что говорят, не делайте, а на дела вообще не смотрите – они чужие тебе». Священнослужители совершенно не туда тянут людей, они даже не понимают, что это такое. Появилось много сектантов сейчас, и они с ними могут бороться только путём клеветы, только через милицию. Убили моего близкого иеромонаха Григория, а он к властям ходил на баптистов жаловаться в последнее время, писал на них доносы. Если бы в старое время, их бы всех забрали там. И баптистский пресвитер сказал: «Ты скоро узнаешь, что тебя ждёт». И вскоре ему кришнаит отрезал голову. Богу надо доверять! «А ты как бы боролся?» – меня вопрошают. Разъяснял бы. Мы боремся с сектантами, мы даём им толкование Священного Писания, рассказываем, но ведём себя весьма скромно: придём, послушаем, берём их книги, даём им свои материалы, приглашаем к себе. Больше ничего мы не можем сделать, потому что великий дар свободы Бог дал и им, и даром сим надо умно воспользоваться.
Иов.29:7 – «когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище своё». Но седалище, надо сказать, есть у каждого из нас – та роль, которую мы выполняем: седалище матери, седалище учителя, седалище старосты. Всё, что Бог нам дал – это наше седалище. Пс.93:20 – «Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?» Рядом с Богом никто не будет, кто помышляет вопреки Библии. Какой бы пост ты ни занимал, вот такой вывод сделай, когда задумаешься. А то Псалтирь читает, и даже не думает, какое у него седалище. Это наше местоположение, наш статус, которым мы пользуемся. Если ты отец, то твёрдо держи позицию, которую дал тебе Бог: ты глава – и на этом всё закрепляй. Я деревенских всех умоляю, прошу: всякий алкоголь истребите! Никаких забродивших банок варенья – разбей, свиньям отдай! Вы видите, какая огромная беда пришла, а ведь начиналось с малого. Пьяница здешний начал свидетельствовать: «Я с четырёх лет пью». С четырёх лет! Вы понимаете, что если один раз человек выпьет, – я про то читал, – 300 тысяч клеток отмирает. Тысяч! Их миллиарды, так поэтому вроде бы и немного, но ничего подобного. Человек ничего не понимает, только 50 слов в лексиконе у пьяницы и остаётся. Он ничего не может понимать, повторяет лишь одно, что там «было-было». Наше седалище – это то место, где нас будет искать Господь, когда придёт на эту землю. 3Цар.21:13 – «и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер». У них было своё седалище – для свидетелей. Но закончилось тем, что все до одного в конечном счёте после пострадали – были низвергнуты. Они дурно воспользовались, они встали со своего седалища – стали лгать, клеветать. И Бог всё это смёл. Сир.13:12 – «не ставь врага подле себя, чтобы он, низринув тебя, не стал на твоё место; не сажай его по правую сторону себя, чтобы он когда-нибудь не стал домогаться твоего седалища». Если он враг, остерегайся, близко его к себе не приближай – рано или поздно он себя покажет, он столкнёт тебя с насиженного места. Для меня дивно, что Златоуст, такой прозрительный, выбрал самого хорошего митрополита, а сам поехал в командировку. Приехал, а тот заперся, его не пускает – захватил престол. Сел на Златоустово седалище, запёрся в патриархии, не пускает. Да уж кое-как, с чёрного хода, зашли. Вот ты оставила кого-то за себя, поехала к родным, а другому наказываешь: посмотри за хозяйством. Приехала, а он у тебя в доме заперся: «Моё!» И тебя не пускает. Вот примерно такая ситуация. Это нам предупреждение, как относиться к седалищам. Иерем.26:10 – «Когда услышали об этом князья Иудейские, то пришли из дома царя к дому Господню и сели у входа в новые ворота [дома] Господня». Весь народ собрался против Иеремии, схватили его священники и сказали: «ты должен умереть». Князья сели у входа его, в воротах в доме Господнем. Почему на этом месте? Их Бог туда не садил, ибо они лжесвидетельствуют. Надо бояться залазить куда-то и самому садиться. Лучше подумать, а моё ли это место? Мне в жизни много раз говорили: «О, если бы вы согласились, то какую пользу принесли бы!» Это коммунисты мне говорили: какой пост занимал бы... Действительно, я учился, и не печником был бы, может, а на корабле капитаном, ибо на то учился. Но я теперь понимаю: Бог меня сохранил, чтобы я не посягнул на то, что мне не дано. Я больше всего боялся стать священником, всю жизнь протрепетал. Во сне не раз видел, как меня рукополагают, а я плачу-плачу: «Да как же я недосмотрел, да как это случилось?» Проснусь: нет, не священник! А другой плачет день и ночь, чтобы только бы его поставили священником. Надо знать своё седалище. Моё седалище – вот то, что я нахожусь здесь: печник, сторож. Думаю, что я неплохо здесь обосновался, под меня никто не подбивался, не спихивал. Мф.20:21 – «Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем». Иногда появляются ходатаи, которые желают продвинуть своих родственников. Не надо на это идти. Не надо через знакомых какой-то пост больший занимать. Учитель под директора школы копает: столкну его и буду... Неизвестно ещё, потянешь или не потянешь. И вот ходатайствовала мать за сыновей, да не худо ходатайствовала: Господи, а чтобы в Царстве Небесном один сыночек мой справа сел, а другой бы слева – тут Ваня, а тут Яша. Господь говорит: совсем не знаешь, чего ты просишь. Не знаешь! Надо знать, где твоё седалище.
2Пар.24:19 – «И он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали». Я зову тебя, Я приготовил тебе место в раю – наше седалище там, в раю. Только ты покайся, только прими вестников и Я тебе дам не Моисеево седалище, но как Христос говорит, что сядете на 12 престолах, и вы все будете в раю – каждый на своём месте. Иер.7:25 – «С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих - пророков, посылал всякий день с раннего утра». Иер.14:14 – «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего». Это те, которые сами захватили сие место. Патриарх выступал, а я говорю: «Ты послушай речь патриарха. Это просто государственный чиновник, и сие не речь пророка». Пять минут, десять патриарх говорит, а слова «Бог», «Библия» вообще отсутствуют. Ни разу не помянул нигде. Он сел на чужое седалище. Ты открой Моисеевы книги, и найдёшь, что здесь на каждом слове «Господь Бог, Господь Бог». Где Господь – там слово «Иегова» стоит. Моисей непрерывно устанавливал авторитет Иеговы. А люди этого не знают сегодня. Епископы говорят: «Мы – Ангел церкви», епископ, предстоятель, святейший. Святейшим даже Бог не назван ни разу в Библии! Иез13:6 – «Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется». Говорит, что те, которые не знают Слова Божия, они обнадеживают, что слово их сбудется. Так сектанты и другие, не знающие Писания, обещают Царство Небесное, но ничего этого не будет. Добыть настоящее седалище в Царстве Небесном, которое Господь даёт, возможно только тем, кто следует за Христом точно по Священному Писанию. Нам было за счастье называться православными, хорошо бы и быть ими, и достичь обещанного Царства Небесного.
Зах.7:12 – «И сердце своё окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков». И всё для того, чтобы приняли Его и наследовали жизнь вечную, в которой каждому будет своё седалище во славу Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Совокупность совершенства есть любовь...
«Любовь к чему? Насколько и когда?» –
Такой вопрос не в глаз, а только в бровь –
К невозрождённому тогда стучит беда.
Да разве мы не знаем, что любить –
Не женщину, греху на совокупность,
А ближнего, и дружбу ту крепить, –
Не только в видимость играть или в наружность.
В любви есть качества, каких не обрести
За просто так, по прихоти, с налёту.
Она от плоти, даже от кости,
От эликсира жизни, где в поднебесье клёкот.
Ей проницательность и нежность под залог
Свершений, неподвластных переменам;
Её Творец есть Иегова Бог,
Тот Крест Голгофский оголит рамена.
Нисшедшая с высот недостижимых,
Она и в вознесении осталась,
Пришла к неутомимым и двужильным,
Своим кольцом таким венчает палец.
Преступно не откликнуться тотчас,
Когда она смиренно постучится
И позовёт нас в самый первый класс
С любовью девицы, недостижимо чистой.
У ног её до старости отрада,
Рецепты от вражды и забытья.
Она закон и от грехов ограда,
Даст неземного хлеба и питья.
Любовь с ключами от любой вражды,
С водою слёзной от страстей, пожаров...
Когда нас позовут в нужде – не жди,
Но поспеши к сиротству, вдовству, к старым.
И там повсюду знамя разверни,
Любовь нуждается в обширных полигонах.
Бог есть любовь, Он с нею к нам проник,
Несчастен, кто её к другим прогонит. 18.02.06. ИгЛа

Список всех проповедей

288

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: