размер шрифта

Поиск по сайту




Чему кланяемся

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Иоан.4:22

Иоан.4 глава с 4 по 48 стих – повествование о Самарянке. Эту историю знают почти все. Часто она читается и притом, как будто всё понятно на первый взгляд. Вот она говорит Христу: Иоан.4:19 – «Господи! вижу, что Ты пророк». Он приоткрыл завесу над её интимной жизнью. Мне приходят письма, где люди меня вопрошают, как будто я пророк. Я заявляю: я не пророк, мне ничего этого не открыто. Но я уверовал 27 сентября 1962 года в 17.00 в городе Вентспилсе, на ул. Карла Розенберга 18-4 в Латвии. Вот это я могу засвидетельствовать. А уж как после уверования я жил, позорил имя Господне, звание христианина, или где-то удалось мне что-то сделать – Бог будет судить. Павел говорит: 1Кор.4:3-4 – «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.». Но я люблю Слово Божье, это я могу засвидетельствовать. Люблю моего Господа. Мне хотелось, что бы Слово Божье заговорило с людьми, как оно заговорило со мною. Я не буквы читал, а как бы слышал голос неба,не слыша голоса. Это небо говорит со мной. Мне было с чем сравнивать, я слишком много читал. Я поставил себе задачу: Слово Божье сделать доступным для людей. Я его переписываю, начитываю всю жизнь. И даже вообразить нельзя, сколько уже написано, сказано, сделано мной. И поэтому сравнивать мои речи, проповеди нельзя ни со Златоустом, ни с кем, они – великие, гиганты. Я грубый человек, неотёсанный, ни образования Богословского не имею, у меня нет ни семинарии, а один строительный колледж – строительный техникум. Но я люблю моего Господа.
Кто у другого похитит, называется вором, похитителем, татем. В литературе называется плагиатом. Он чужое стихотворение берет и своим именем его подписывает – видите, какие у меня стихотворения! А мои стихи неуклюжие, косолапые, но когда человек доходит до них, читает, он говорит: «Да тут трёхэтажный смысл заложен». Всё по Писанию. Я не претендую на название их стихами. Ещё раз говорю, что меня называют проповедником только потому, может быть, что на безрыбье и рак рыба. Такая есть пословица. Но я хочу, чтобы Сслово Божье было живо и действенно. Я ни у кого не ворую сказанные мною слова. Иер.23:30 – «Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга». Поэтому, что означает это слово: Иоан.4:24 – «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»? Проповедей я прочитал сотни баптистских, адвентистских, всяких - и, смотря на этот отрывок Евангелия от Иоанна, 4 глава, я думал, какие места Писания ещё не освещены никем? Какое бы слово ни взял, а я начитывал все 12 томов Златоуста и прочёл его 6 раз, то ясно, что я и это место проходил. В 8 томе Евангелие от Иоанна толкует Златоуст, но я нашёл место, окно, где Златоуст не коснулся. Смотрю у Серафима, на этот стих ничего нет. У меня есть в одном экземпляре, может быть, на весь Алтайский край полное толкование Феофана Затворника на Новый Завет. Я боюсь его из рук выпустить. Толкование на Послания, на Евангелие. Отдельными книгами выпустили за рубежом. Я его привёз, и как 13 книг Златоуста держал в руках в самолёте. Но у него на это ничего нет. И я понял, что надо на эту тему попытаться сказать. И начал исследовать. Казалось, что я знаю? Стал исследовать и вижу – если знаю, то очень мало. Очень. Но исследование приоткрыло, что это такое. Господь говорит: «они пришли и узнали». Иоан.4:10 – «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». И это понятно. Образно можно показать, что кто знает Христа, тот просит у Него и пищу, и одеяние, и благословение на дорогу, чтобы Он с нами в машину сел. С родными нашими и близкими Он был в путешествиях, в тайге, в больнице. Мы всюду, везде приглашаем нашего Господа. Но разговаривает Он с Самарянкой: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев». Если бы было сказано: «Знаем, кому кланяемся», – вопрос бы отпадал, но речь идёт «чему» – это значит неодушевлённое. Вы не знаете, чему кланяетесь. Евреи знают, язычники - никто. Они кланяются ложным богам деревянным, серебряным. Чему? Неодушевлённым, бездушным идолам. А потом бы сказал, что мы знаем, Кому кланяемся; но, однако Христос говорит: «А мы знаем, чему кланяемся». Смысл сразу открывается, что евреи чему-то кланяются неодушевлённому.
А разве это есть? Да, и Христос говорит «мы», как бы и Себя включая в число их. Если Иаков говорит: Иак.3:2 – «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело», то все толкователи понимают, что он говорит не только о прихожанах, но и о самом себе. Мы, то есть я вместе с вами. Я такой же грешник и первый из грешников. Мы, то есть я в числе тех, о ком говорю и кто мне близок. Да, мы знаем, что Христос постоянно с нами, постоянно слышит, что Он - Спаситель мой, и мы уверовали по Слову Его; по Слову Его сейчас дойдём, что Он имел ввиду, наш Христос. Что было неодушевлённое, чему иудеи кланялись, и что не было осуждено Иеговой? В книге Левит 26:1 я нашёл стих-ответ. Что значит исследование? Означает, всё время надо искать, перебирать, перекладывать и искать. Исследовать, сравнивать. Дали бы нам сейчас деньги, кучи денег из разных стран и сказали, что можно пользоваться только такими-то деньгами, не нашими. Мы ещё не знаем, какими, но нам показали бы, и вот из кучи теперь выбери, исследуй, смотри. И сказали бы, что из этих денег можно пользоваться лично нам только одной ассигнацией, которая, допустим, в 10 франков. Теперь её найди и сравни с указанной. И стал сравнивать. Поклонения было очень много. За что осуждаются язычники? Везде осуждаются за поклонение бездушным идолам. Но евреям было сказано так: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш». Нас сектанты обвиняют сегодня не за то, что у нас иконы, а за то, что мы кланяемся им. У нас, говорят, тоже картины есть. Но, однако, зачем вы огни жжёте перед иконами, это же явно, что Бог запрещает, и не покланяйся изображения, как дальше написано. Вот тут нам труднее отвечать. Что это не идолы, некоторые сектанты уже понимают. Это не идолы. Потому что об идолах в 134 псалме написано, где Давид говорит, что он проклинает их. Пс.134:18 – «Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них», кто идолов делает. Мы хотим знать – это относится к нам? Сектанты еретически смело отвечают: «Да!» Ну, хорошо, я принял. Я хочу быть подобным иконе, да будет. Это идол? Я хочу быть подобным ему, если это идол? Что здесь изображено? Христос и Павел. Я хочу быть подобным Апостолу Павлу. Да будут подобны им. Сектанты суемудрые сразу пятятся: «Нет». Если я буду подобен изображённым на иконах, то сектант проигрывает без икон. Значит не об иконах речь идёт, а об идолах.
В книге Есфирь 3:2 говорится, что когда Аман дал повеление, добился разрешения, чтобы все перед ним кланялись, как перед падишахом, но Мардохей не кланялся и не падал ниц. Падать ниц – лицом до земли. Не кланялся, потому что он находил, что это запрещено. Есф.4:17 – «И молился он Господу, воспоминая все дела Господни, и говорил: Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля; Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной; Ты — Господь всех, и нет такого, кто воспротивился бы Тебе, Господу. Ты знаешь всё; Ты знаешь, Господи, что не для обиды и не по гордости и не по тщеславию я делал это, что не поклонялся тщеславному Аману, ибо я охотно стал бы лобызать следы ног его для спасения Израиля; но я делал это для того, чтобы не воздать славы человеку выше славы Божией и не поклоняться никому, кроме Тебя, Господа моего, и я не стану делать этого по гордости». Иезек.8:16 – «И ввёл меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу». Речь уже идёт об евреях. Что неодушевлённое было у евреев, мы нашли «а мы знаем, чему кланяемся». Значит, это запрещено евреям, а они это делали, значит, и нам кланяться нельзя. Дальше. 1Ездр.10:1 – «Когда так молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал». Ездра повергался перед домом Божьим. Вот и ещё нашли мы «а мы знаем, чему кланяемся». Ибо спасение от иудеев? Где? Единственное место в мире - это храм Божий, где приносилась жертва, где говорится об Агнце Божьем, об Иисусе Христе.
Мы знаем, чему кланяемся. Давид говорит: Пс.5:8 – «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём». Храм – неодушевлённый, но он указывал на одушевлённый храм, на Самого Христа. Смотрите, куда нас уводит исследование. И выходит, переводчики не ошиблись, хотя иные говорят, что это ошибка. Христос не сказал: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем кому кланяемся». Нет, но стоит слово «чему», тоже неодушевлённое. Исх.33:10 – «И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой». И Бог это не запрещал. Второе, что мы нашли – столб, а это и есть Христос, это Господь охрану давал им. Днём вел их облаком, потому что свет не видать днём, а ночью столб огненный. И он стоял, и чтобы вместе их не собирать, каждый у шатра своего поклонялся, глядя на этот столб. Поклонялись не столбу, но через «что» попадали на «Кому». В пасхальном слове Иоанн Златоуст говорит так: «Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо; Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел, и опустошался». Он делает сравнение, контрастность. 4Цар.18:22 – «А если вы скажете мне: «на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?» Говорится, что народ покланялся перед жертвенником: и 2Пар.32:12 и что перед жертвенником единым поклоняются. Перед жертвенником, а жертвенник - это неодушевлённое, и как мы поём, молимся «кресту Твоему покланяемся, Христе». На жертвенник клали овец, волов и приносили их в жертву, тельца, вола, агнца – это Христос, Его положили на крест.
Мы знаем, чему кланяемся; и не просто жертвеннику, а жертвеннику, облитому кровью Христовой, жертвеннику, на который Тело Христово вознесено. Поклоняйтесь перед одним жертвенником! Мы знаем, чему кланяемся. И если мы понимаем, что переводчики сделали перевод правильно, то ответ находим только здесь. Вот почему псалмопевец восклицает: Пс.98:5 – «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» Подножие – это неодушевлённое, и как святые отцы растолковали, что подножие ног Его - это крест, где прибиты ноги Его и подножие ног Его есть земля. Ни клянитесь: Мф.5:35 –– «ни землею, потому что она подножие ног». Всё сходится в одно – повеление, приказание, призыв поклоняться неодушевлённому. Мы кланяемся кресту? Да. Мы спасены: Кол.1:20 – «Кровию креста Его». Неем.9:3 – «И стояли на своём месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему». Как прийти к этому поклонению неодушевленному предмету и через неодушевленный предмет, прийти к Богу Творцу. Четверть дня, – если двенадцать часов в дне, то четверть получается три часа дня.
Может быть, отсюда и взяли, что литургию по продолжительности к трём часам подгоняют. К тому же, мы знаем, чему кланялся Христос. Нужно учить минимум четверть дня, четверть нашей жизни, если лет человеческих 70 лет, то двадцать три года надо отдать на учёбу; и если в институте пять лет, то выходит, что нужно духовных четыре с половиной института закончить, чтобы знать, чему кланяться.
Итак, Господь говорит самарянке, что они не знают, чему кланяются. Чего не знают язычники? Иеровоам, когда отделилось десять колен и пошли за ним, а два осталось за домом Давида, то он боялся, что народ Божий будет ходить на поклонение в храм, принося жертву в Иерусалимском храме и отойдут от него, и он сразу надумал поставить два жертвенника и: 3Цар.12:28-30 – «И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, [и оставили храм Господень]». Отдельно там сектантские дома поставил. Приходите, покланяйтесь. Зачем вам в православные храмы ходить-то. И ставить стал священников, кто хотел из народа, любого. Там покланялись самаряне, а Господь говорит: вы не знаете, чему кланяетесь. Бог Деян.17:25 – «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.». Бог живёт не в храме, как поговорка есть, а в рёбрах, не в стропилах здания, а что бы в сердце нашем Он ощущался. Итак, знаем ли мы, чему кланяемся? Когда до этого места дойдёте, то скажите: «Мы Кресту Твоему поклоняемся, Христе Боже, когда его выносят, когда мы его на себе имеем, видим на кладбище, когда он явится на небе перед пришествием Христа, а где крест, это не просто поперечина поставленная какая-нибудь, а это жертвенник, а о жертвеннике говорилось в Ветхом Завете: Исх.29:37 – «семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: всё, прикасающееся к жертвеннику, освятится». И если кровью ягнят освященный жертвенник освящает прикасающихся к нему, то тем более, когда человек прикоснётся ко Кресту Христову с верою.
Итак, знаем ли мы, чему кланяемся? Поклоняясь кресту, мы поклоняемся Христу, ибо Христос с крестом неразрывен. Без креста не было бы и Искупителя мира Христа. Вот это первоначально Павел преподал своим прихожанам. Это же нам сегодня в евангельском чтении преподаёт Дух Божий, святые отцы, которые заповедовали это читать. Богу нашему слава во веки. Аминь.

Хлеб насущный подаст ли Отец по утру
И услышит ли скучные наши молитвы,
Не напрасно ли лестовку ревностно тру,
Среди прочих просителей серо-безликий?
Хлеб насущный, конечно, не только пшеничный,
И не только лишь хлеб, но и краб камчадалу,
Может, даже картофель – сибирская пища
Стал мороженной манной, коль скупо подали.
Хлеб насущный над сущностью нашей навис,
Без него нас голодная смерть раздирает,
И тогда погребальный церковный солист
Будет крайним из всех обиралой.
Нет, конечно, не хлебом лишь жив человек,
Если крупно во всём разобраться,
Говорится про душу, душевный сусек,
Он у тех, кто не тешится праздно.
Хлебом назван Спаситель и Тело Его, –
Без Христа литургии, Причастья не будет;
По молитве священника в Чашу легло –
Всё для вас, православные люди!
Хлеб насущный... Нас Библия кормит и учит,
Её умно разрезали главы, стихи;
Нет и не было пищи приятней и лучше,
Не прорвало бы только мозги и мехи.
Этот хлеб нам по водам велели пускать,
Раздавать, не жалея, по тюрьмам, больницам,
Если даже листочек – всего полкуска,
И тогда донести, не лениться.
Хлеб насущный любила ли грешная Русь?
Напекла на юродстве и высохшем кале.
Лучший Пекарь всегда был и есть Иисус,
Даже камень Он в хлеб превращает и скалы.
Толкованьем святых колос твёрдый размолот,
Остаётся раздать – даже детям по вкусу,
Слово – огненный смерч, сокрушительный молот...
«Сам умножь этот хлеб!» – вопием к Иисусу. 14.10.05. ИгЛа

Список всех проповедей

206

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: