размер шрифта

Поиск по сайту




Что тебе до того?

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Иоан.21:23

2 июля 2005 г. Иоанн.21:23 –«И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрёт. Но Иисус не сказал ему, что не умрёт, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Священное Писание привлекает человека к себе красотой, точностью, призывом, повелением и страхом, чтобы его не просто читали, а исследовали. Когда разговариваешь с людьми, которые редко берут в руки Библию, то они упираются в то, что им кажется непонятным. «Я вот читаю: воюют одни, другие... Ничего не понял, какое отношение это к нам имеет?» Златоуст говорит: «Не оставляй без внимания даже одной чёрточки, одной запятой». Всё в Библии имеет такую великую силу, что то, что мы ценим, что изучаем, всё вместе взятое не стоит одной буквы Святого Писания. Разные институты существуют, в них учат различным специальностям, тому, что есть на земле, – агрономический. А агрономия подразделяется ещё на много подотделов. Кто умеет пшеницу сеять, в сое не разбирается, на рисовых плантациях утонет. А что есть человек? Заканчивает медицинский: по глазам – окулист, есть ЛОР, отдельно какой-то другой орган изучают. Всё исчезнет, но ни одна черточка из Слова Божия не исчезнет – настолько прочно и точно в нём всё высчитано. Мф.24:35 – «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». В 9-ом томе «...открытым оком» я сделал подсчёт и показал, сколько чёрточек, сколько точек в Священном Писании, и поэтому их не просто нужно считать, а исследовать. Если ты не знаешь – учись. Ставь всегда четыре вопроса: кто сказал, когда, кому, и с какой целью? Сказал Апостол Павел, сказал во время расцвета Римской Империи, во время, когда христианство вышло на арену, – до 66 г., времени казни его; сказал не только тогдашней церкви, но и к нам, ко всем. Помни, что Священное Писание обладает расширяющимся действием. Сказано было к Титу, а относится не к нему только, а относится это и к Тимофею, ко всему священству, это относится ко всем епископам, жившим тогда. И это не всё, но относится ко всем архиереям до сегодняшнего дня. Кроме того, Слово Божие имеет свойство сжиматься, от вселенского масштаба до определённой одной личности. Итак, явится Господь, все перед Ним на Суд предстанут, вся Вселенная. И сжимается до одной личности: я сегодня умираю, упал с крыши, и я предстану перед Богом.
Как Священное Писание исследовать? Слово, смысл, как мы его применяем, какой смысл вкладываем в это слово сегодня, как Священное Писание этими словами ведёт человека? А цель только одна – довести человека до желаемой пристани, до Царствия небесного. Мы работали, потели, старались. А ведь в прошлом году то же самое было, но нет уже ни того навоза, ни той живности, ни тех гусей, ничего нет. И в позапрошлом году это же было. Не надо забывать, что мы здесь в гостях, современным языком говоря, в краткосрочной командировке. Сейчас я постоянно задумываюсь: если лет человеческих 70, а мне уже 66 с лишним, то мне всего лишь 3 года осталось. Одно чувство – страх: как? всё кончилось? Весь песок просыпался в песочнице, когда опрокидывают её. Второе: наконец-то я закончил путь. Сколько ни строил, до конца никак не достроил. Всё кончилось – я ухожу.
Господи, прости, я положил всё на Твой алтарь, что у меня было. Да, многим я не угодил, многим надоедал, кого-то цеплял где-то – простите меня ради Христа. Но я хотел как лучше. Господь это всё высчитывает, там вечность, и многое из того, что сегодня кажется таким важным, окажется, что там этого ничего не надо – земля остаётся здесь. Душа выйдет, мы с той стороны взглянем – неужели я был здесь? Сколько приходилось читать про людей, которые были в клинической смерти, обмирали и душе было приказано вернуться сюда, а она не хотела. Не хочу не только потому, что тело смердит, что оно больное – Бог исцелит человека, когда человек воскресает, оно будет без болячек, как правило. Но снова умирать нужно, опять болеть, приближаться к смерти? Не хочу! Там же наступает вечность. Там уже нет ни стона, ни печали, ни слёз, ни воздыхания. Откр.21:4 – «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». У тебя здесь дети – дочки, сыновья, ты так любил, оставить их так жаль. Но тогда Бог даёт чувствования иные, неземные – там будет иное измерение. И в этой жизни мы должны вживаться в тот образ, который мне надо создать для вечности. Кем я буду в совершенном веке? Уже надо теми категориями сегодня мыслить, каждый день приближаться к тому вечному состоянию.
Я поставил себе задачу исследывать подробно о воскресении: четыре Евангелиста, пишущие о воскресении Христа, пусть предстанут перед нами и расскажут, что они хотели нам сказать; почему они отрывали нас от этой жизни, показывали такое немыслимое чудо. Три дня во гробе – и вдруг Он воскресает, воскресает уже не как уничиженный Человек, но как Бог Совершенный. Как Златоуст говорит: «Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо; Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел». Итак, я думал, что я уже закончил рассмотрение описаний о воскресении Иисуса, но стал ещё раз просматривать и нашёл несколько тем в Евангелии от Иоанна.
Когда Пётр был вызван Христом, как Иоанн Златоуст толкует, на Вселенскую проповедь, то Он увидел Иоанна, идущего сзади, и говорит как бы так: «А он что, почему не вместе со мной? Мы же всегда были с ним вместе, у нас общие планы и хозяйство общее, и если по-нашему сказать, мы давно дружим». Господь говорит: «Что тебе до того? Ты иди за Мною». Как будто некая грань отделила Петра от этой суетной жизни. «Что тебе до того?» Всё здесь останется, все эти замки, запоры, сараи как будто никогда не были нужны, эти наши бани, все наши платья-костюмы – это всё было только для того, чтобы мы познали Христа, прославили Его, чтобы во всём, что Бог нам даровал, мы увидели Его любящую десницу. Как Он нас любит! Вот пойди по хозяйству всё посмотри и за всё - за всё возблагодари Бога. Всюду мне угрожали смерть, болезни, страдания, а теперь сие отдаляется от меня, стало больше свободного времени, чтобы я начал перерождаться в вечный образ. Задача-то какая – «Ты иди за Мною». А как мои дети здесь? Они ещё не выросли, я их на ноги не поставил. «Что тебе до того? ты иди за Мною». Когда наступает смерть – что тебе до того? Глаза закрылись, смертная чаша поднесена к устам, ты её опорожни. Обо всём позаботится Господь. Есть такой рассказ «Чем люди живы?» Живы любовью. У женщины двойняшки, мужа задавило берёзой, а жена в родах умирает... Что теперь будет? Но так Бог всё усмотрел, Ангела послал, он забирает её душу. А девочек-младенцев забрала барыня, у которой своё дитя умерло и воспитала обоих. Что тебе до того? Мы многим интересуемся, изучаем, накапливаем большой опыт, начинаем заботиться о других. Это уже совершенство, приближение к совершенству. Заботимся о душах ближних, начинаем сострадать, что развалилось такое государство. Сейчас прямо стоит вопрос о распаде России, на области может распасться. Это сделать даже очень легко. Чуть-чуть только толкнули, и Казахстан долой отошёл; Татарстан выходит, Чечня вычленяется, до Красноярска хотят отдельное государство сделать, Новосибирск столицей. Мы сейчас перед этим стоим вплотную. А что тебе до того? Был страшно любопытный пророк, он страдал, мучился, сгорал от нетерпения. Моя любимая страна в порабощении, злые нелюди царствуют, какая-то компартия, какие-то людоеды сжирают её, уничтожают, а верующим нет возможности жить, храмы закрывают. И Господь ему говорит: 3Ездр.8:51 – «А ты заботься о себе, и подобным тебе ищи славы».
Игнатий Брянчанинов говорит о том, что когда ты видишь всё нечестие, которое разрушает государство, разрушает семьи, то ты не покусись его остановить рукою, тебе не удастся, оно сметёт тебя. Ты начни делать там, где ты есть, заботься о себе, о своей душе и о подобных тебе. Сколько вопросов разных, неразрешимых, и их тем больше, чем больше человек что-то знаёт. У кого забота о Потеряевке, что будет дальше? А вы бы знали наши тайные беседы с батюшкой, когда мы говорили, и нам некоторые люди вопросы задают: а вас не будет, а что, как будет дальше? Мы должны всё это обдумать. Но в конечном счёте – что тебе до того? Ты иди за Мною. Не было её и, может, её и не надо. Но нам было здесь хорошо в эти годы, мы ходили в храм – будем благодарны за это Господу.
Сегодня в церкви совершается страшное разложение. Как будто была поставлена задача, как недавно Солженицын по телевидению говорил, – выбрать самых дурных людей и посадить на нашу голову, самых жадных, самых корыстных, с предательским духом, кому ни Родина и ничто не нужно, но только бы схватить побольше и удрать куда-то. Трусость и корысть. Я знал, читал одного человека – Краснова-Левитина – он шесть сроков отсидел за Слово Божие, историк, и он говорит: «Моя церковь больна трижды этой проказой – корыстью и трусостью». И сколько я ни боролся, сколько ни говорил, но обрёл тысячи врагов и практически ничего не успел. В одном только месте – в Москве – один батюшка вытащил церковный ящик из храма и говорит: «Это не просто торговля, это проклятый жид присосался к нам здесь». И тут же во дворе его сожгли. Даже торговлю невозможно убрать, даже псалтирное чтение на русском языке ввести. Да, у нас это есть, но дальше-то мы ничего не можем сделать. И мне задают вопрос: «Вот вы сумели, сделали, а где ещё такое есть, сколько у вас последователей?» Только руками разведёшь. Другие-то слышали же, видели, про нас печатали, говорили, фильмы ставили. Кто решится повторить подобное? Каждый ищет своего. Но любовь: 1Кор.13:5 – «не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». Вы видели, кто приезжает к нам, какой-то казак малохольный, будто не в себе человек, реального-то ведь у него ничего нет, а реально могло быть только то, чтобы ты отдался Христу. Что тебе до того, до всего? Ты покайся перед Богом, прими Его своим Спасителем, поверь, что Он умер за тебя. Все остальные радости-слабости как бы и не были, их просто не вспомянешь, кроме того, что будет сокрушение об увлечениях ими.
Сегодня много говорят о мироточении икон, считая, что это особая святость. Зарубежная церковь носилась с Иверской иконой Божией Матери, и я читал, когда ещё были первые о ней повествования: вот с нами Бог действительно, а не с Московской патриархией, у нас икона мироточивая, с ней Иосиф Муньос ездит по другим приходам. Но вот только в одном городе Иванове сегодня тысячи икон, и это уже устаревшие данные, уже на сотни тысяч исчисляются. Ну и что? Да диавол тебе сделает так, что твои ботинки будут мироточить. Всё будет мироточить и благоухать. А нужно одно – следовать за Господом, вникать в закон совершенный и вникать в самого себя. Сегодня всех от священников до епископов и до патриарха нужно подвергать пересмотру – правильно у них или неправильно. А если они ведут народ неправильно? Скажи им и помолись - больше ты ничего не сделаешь. Мы патриарха никогда не вывернем на правильный путь, нам это не дано. Но мы благодарны Богу за нашего епископа, что он оставил нас живыми, за одни эти Библейские надписи по стенам, за то, что Библия на русском языке лежит на аналое – только за это нас легко уже можно было смести. Господь говорит: Мф.9:9 – «следуй за Мною». А куда за Ним? Мы должны проследить путь Иисуса. Он сходит с небес и идёт по земле. Куда Он идёт, в какие жилища заходит, с кем дружбу водит, чем Он занимается, какие слова говорит? Следовать за Господом – это пройти по Его стопам. Сегодня можно сказать: кровавыми стопами. «Следуй за Мной!» Не в монастырь, - и я постоянно это подчёркиваю, что удаляться от указаний Христа есть антиевангельский путь. Христос нигде в затворе не был, и единственная попытка у учеников была на Фаворе построить монастырёк. Господь отверг это. Туда иди, к бесноватым. Беснуется мир.
Давид говорит: Пс.26:3 – «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться». 4Цар.9:19 – «И послали другого всадника, и он приехал к ним, и сказал: так говорит царь: с миром ли? И сказал Ииуй: что тебе до мира? Поезжай за мною». Говорится о том, как Бог пророчество приводит в действие. Было сказано, что Иегова дом Ахава выметет до мочащегося к стене. И вот наступил этот момент.
Человек, знающий Бога, никогда не может сказать, что ему безразлично, как дела обстоят в церкви. Почему некоторые братья у нас не всегда бывают на богослужении? Взяли такую моду – в субботу не приходить. И вы знаете, кого нет постоянно. Или он, или она приходит, а то и обоих нет. Не заболел и не уехал – не поэтому не был, а с первого года, с первого дня, как поселились, взяли эту моду. Плоды зреют! Какая же разница между тем, кто ходил, и тем, кто не ходил? Разница большая. В первую очередь, ты не выразил благодарности Богу, как благодарный сын, ты не почтил день субботний, не почтил начало воскресного дня, ты не услышал проповедь, душа твоя здесь не отдохнула перед ликом Божьим. Постарайтесь этих людей найти, побеседуйте с ними. Не скажи, как братоубийца: ну какая разница, был или не был. Быт.4:9 – «И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» Я пытался говорить с этим человеком, но у меня не получилось. Не приходят на богослужение под разными причинами: то в огороде надо тяпать, то ехать куда-то. Но будет конец, когда всё это будет отрезано. Человек скажет: «Совершилось внезапно». Нет, это не внезапно, но постоянно к тому шло. На качелях у нас канат. Я настаивал, чтобы не крутились на нём. Дети крутились. Канат-то, как рука, толстый. Наконец оторвали. Вот эта развёртка, всё время нарушение правил и приведёт к обрыву. Я не просто вижу канат, я вижу связь с Господом. В крещении мы дали обещании, в крещении мы облеклись в новую одежду. Но если ты пренебрегаешь данными обещаниями служить Богу доброй совестью, в конце концов Бог проречёт нам: Иер.15:6 – «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать». «Я тебя миловал одну субботу, вторую, третью, миловал год – а ты только дальше и дальше уходишь от Меня. Я устал миловать». Господь разве устаёт? Это выражение такое. Быт.6:3 – «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть». Не скажи: что тебе до того? До этого дело есть и тебе, если ты верный слуга Божий.
Рим.14:12 – «Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу». Этот отчёт за себя и означает и мои пути. Господь говорит: «Что тебе до того? ты иди за Мною». Иоан.3:20 – «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы». Иез.3:20 – «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрёт, то, если ты не вразумлял его, он умрёт за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих». Это означает – зайди в дом к отсутствующему ныне брату, побеседуй с ним, и не завтра, а сегодня, завтра мы решим вопрос о детях. Мы заботимся, думаем, как это лучше сделать, и вы помолитесь, чтобы всё было сделано правильно и хорошо. Дети, оставленные без надзора, купаются, бегают, катаются. Но они не получают наставления. Плоды растут. Ты этого бычка после уже не привяжешь. Сир.18:19 – «Прежде, нежели начнёшь говорить, обдумывай, и прежде болезни заботься о себе». Это к тому, что если ты пренебрегаешь службой, пренебрегаешь чтением Слова Божия, молитвой, общением с ближними, и нет тебя на исследовании Слова Божия – это болезнь. «Прежде болезни заботься о себе». Этих призывов вы столько от меня слышали – не два и не три. Я переполняю свои слова Словом Божьим. Не оставляйте народ Божий. Евр.10:25 – «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Таков вот обычай у мнимых братьев. Во времена Апостола Павла такое тоже было. Это чужие люди, они уже отошли. Не оставляйте! «Это собрание ещё не наше». Какое доказательство? Это наше собрание – Свято-Анфимовская община. Постоянно одни и те же люди не приходят. Не потому, что мы без них помолиться не можем, а потому, что этот человек оторвался, с корабля уже вылез, он уже в волнах. Мы кричим, а он не понимает. У него разум не в том направлении работает. Помолиться и сказать им о Суде Божьем. Потерпеть, опять помолиться, и снова сказать. Итак, слово, которое мы прочитали, что Господь сказал Петру: «Что тебе до того?», оно имеет нить через всё Священное Писание. «Что тебе до того?» – на каждый день мы подобное встречаем. А до того мне дело, что я забочусь о нём, я люблю этого брата и хочу быть глашатаем для него, хочу быть поддерживающим его, потому что он – член моей Церкви Святой Православной. Благословен Господь, даровавший нам и сохранивший эту беседу, разговор Христа с Петром. Аминь.

Свидетели идут перед судом,
Как мало тех, кто истину целует;
Не суд, а подлости и дикой лжи роддом,
Себе судьбу готовят очень злую.
Что сеешь по пристрастью языком,
За все слова ненужные, пустые
Нам отвечать, таков Христа закон –
От ужаса вся внутренность застынет.
Что мыслим, что болтаем, что ворчим,
Ворочаем на жерновах зубовных,
Где шёпотом, в истерике кричим,
За всё, что сказано, забыл и не упомнил.
Они же копятся, никак не исчезая,
И слева, справа чаши наполняют;
Оплакивать кровавыми слезами,
Что проглаголали ночами или днями.
А на суде мирском отображаем
Геройство, подлость или лизоблюдство
И приплюсовываем зёрна к урожаю,
Проклятия за то и гимны воспоются.
И нашу речь лишь Библия очистит,
Лишь Дух Святой просеет мысли наши;
Есть христиане, есть и коммунисты –
Два полюса – из белизны и сажи.
Христос есть Истина, предвечный Судия, –
Нас трогают Иисуса изреченья.
Судебная коллегия – Апостолы сидят,
В посланиях стращают нас мученьем.
Свидетелем бывает даже холм
И пыль от обуви, и всё, что окружает,
На нашу полноту прогнётся в гневе стол...
Себя проверим на молитве жаркой.
Мы, каждый, все свидетели Иисуса,
Евангелие миру возвещаем.
Вход в Царствие так узок и лживых не пропустит,
Никто не проскользнёт с ненужными вещами. 21.10.05. ИгЛа

Список всех проповедей

259

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: