размер шрифта

Поиск по сайту




Каноническая территория

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 13

Указатель: 2Кор.10:7

15 сентября 2005 г. Как указано в календаре, читаем 2Кор.10:7-18. У меня есть желание говорить на другие темы, например, почему в церкви принят обычай называть храм в честь такого-то священномученика. Но пока до этого время не доходит, я иду точно по годовому кругу, по указанным чтениям. 2Кор.10:14 – “Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым”. Это послание было вызвано тем, что Павлом стали пренебрегать, не признавать его. Сегодня есть такое выражение, общепринятое в церковных кругах, - “каноническая территория”. Разделили, сидя в кабинете, провели границу – вот это Алтайская епархия, вот это – Томская, и здесь никто не может трудиться. Претензия к нам: почему Зарубежная церковь вдруг открывает свои приходы? А вот претензий к иеговистам нет, к баптистам нет, потому что они совершенно никого не признают. А мы касаемся их, они уже нам не разрешают здесь говорить, проповедывать. И Апостол Павел как бы (так как не было такого понятия – каноническая территория) говорит: моя каноническая территория – ваши сердца; я вас обратил благовествованием не потому, что вы родились в христианских семьях, а восприняли то, что я вам проповедывал. Вы вслушайтесь в слова: “я не напрягаю себя” – или «мы, Апостолы», “как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас”. То есть мы достигли до всей Вселенной, мы дошли и до города Коринфа благовествованием Христовым, проповедью о Христе. Проповедь эта коснулась ваших сердец: вы признали себя погибшими грешниками, вы поняли, что вам не спастись никак, кроме как жертвой Иисуса Христа. Проповедь может быть и о недобрых делах, а благовестие – это только о спасении во Христе. Проповедники есть в любой религии - и у мусульман, и у буддистов, те, которые распространяют своё вероучение. А благовестие – только у христиан, благая весть - даром, бесплатно нам даруется спасение. Благодать.
Недаром Апостол Павел говорит: 2Кор.10:16 – “так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе” – вот она территория. Чужой удел – это когда пришёл и начинает переделывать, как говорят, из бочки в бочки рыбу перекладывать. А ты вот найди рыбное место сначала, выйди на перепутье улиц, по изгородям, созови, как послал хозяин звать людей на брак своего сына. Не сказал: идите туда, где уже отдельно люди собрались, а идите по всем распутиям, благовестием собирайте, расскажите, что Сын Божий сошёл на землю, родился от Девы Марии, что Он любит вас, Он ждёт, Он простирает Свои объятья с Голгофского креста. И люди откликнулись на этот призыв. Сколько ты ни живи на земле для своей утробы, сколько ты ни трудись, как Сирахов говорит, хотя бы тысячу лет жил, хотя бы тысячу детей нарожал, но умирать-то будешь. Сир.41:7 – “в аде нет исследования о времени жизни”. Там будешь вопрошён об одном: жил ли ты по Закону Божию, как Григорий Нисский говорит, сроднился ли ты с Богом? Бог имеет дело только с тем, что сродственно Ему. Если не родился человек свыше, он вообще пожалеет, что он родился на этот свет, ему ничто не поможет там. Нужно на земле приобрести сродство с Богом. А так ли это было в других местах, в других народностях, где побывал Павел?
Я хочу провести ваш ум и вас самих за Апостолом Павлом по Священному Писанию. 2Фесс.2:13 – “Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению”. Фессалоники, город Солунь находится совершенно в другом месте, чем Коринф, но, оказывается, и там такой же принцип работы. Не такой, как сейчас, когда назначают священника, говорят: вот тебе четыре деревни. И с первого месяца чтоб по 15 рублей с каждого прихода, - архиерей говорит. А кто там? Ну найди какую-нибудь бабушку, где собираться будут. Главное – научить людей правильно справлять службу по книжке. Он привозит книгу, оставил её там... обязательно ревностные найдутся Серафимы, они умеют читать. Первым делом они рассчитались яйцами куриными, потом – сметаной, а потом стали приносить деньги. На следующие два месяца архиерей говорит: чтобы по 50 рублей с каждого прихода. “Да нет там ничего!” “Собирай!” Священник начал работать на стороне, чтобы добыть архиерею дань, ясак с мёртвых душ. Ну что это имеет общего с тем, что говорил Апостол Павел? А как он должен был делать? Иерей Павел обязан был приехать в эту деревню, выйти на площадь поговорить, познакомиться и рассказать им о Христе, о чуде, которое совершилось во Вселенной, об Откровении, которое дал Бог людям, что на землю сошла Любовь, что Бог любит человека падшего, но кающегося и в конце времен открылся им в любви Своей. Может быть, кто-то примет тебя, как Евангелиста Марка в Александрии сапожник один принял. И вскоре он поставил его уже епископом. Я вам рассказывал, как к нему подошёл Марк, а тот - сапожник; Марку надо починять обувь. Сапожник проткнул шилом ладонь, Марк его сразу исцелил, тот удивился: как это? “Именем Иисуса Христа”. Принял в дом. А сын его сделался пресвитером. Начало общине Александрийской было положено. Может быть, и послания были от Марка к Александрийцам, но история не сохранила. Да так и могло быть, потому что Апостолы поддерживали крепкую дружественную, родственную связь с теми, кто родился от них. И Апостол Павел говорит: 2Фесс.2:14 – “к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа”. Рассуждаем так: а если не через благовестие? а если по привычке? То все остальные слова уже здесь нельзя приставить: ни для достижения славы, ни для славы Господа нашего Иисуса Христа. Путь только один, проложенный Христом, другого пути не было и не будет. Христос вчера, сегодня и во веки тот же, и действия обращения Духом Святым одни и те же. Бог непосредственно, конкретно обращается к каждому человеку.
Иоанн Златоуст говорит: все, что говорится в Библии, ты усваивай. “Помилуй меня, Боже” - это Давид говорит, он согрешил тяжко – усваивай, что это ты согрешил. “Избавь меня от кровей” - это я кровь пролил, потому что ненавидящий брата – есть человекоубийца. Всё, что ты слышишь от кого-то о Боге, бери к себе.
Ис.61:1 – “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы”. А как узнать, что Дух на Нём? Будьте внимательны. Говорить о спасении, что ни один человек на земле не спасётся сам по себе, что грехи мира легли на Агнца, что Христос искупил нас даром, чтобы мы покаялись. Мы согласились на этот путь спасения. Бог жаждет покорности, чтоб мы слушали Слово Его: “послал Меня благовествовать нищим...” И что ещё? “послал Меня исцелять сокрушенных сердцем”, тех, которые измучились, не знают, где найти спасение. Что ещё? «проповедывать пленным освобождение», - которые приняли диавола, во грехах находятся, и узникам открыть темницы”. Послал меня благовествовать и проповедывать – эта миссия Христа. А так ли это было? Проверим. 700 лет от пророка Исаии до Христа как один день прошёл, и, наконец, на земле рождается Сын Божий. Сходится ли с тем, что о Нём пророки прорекли, и как Его жизнь показала? Лк.4:43 – “Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан”. Пророк говорит: пошлю... А Он говорит: “Слово пророка воплотилось, и Я для этого послан”. Христос точно выполнил назначение миссии Своей как Мессия, что назначил Ему Отец Небесный. А Апостолы поняли это? Деян.5:42 – “И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе”. В храме еврейском – вот таких христианских храмов тогда и не было и о них не упоминается в Священном Писании; и по домам, притом ежедневно. У нас некоторые в субботу не могут прийти: сегодня хлебоуборка, иные на картошке... Ладно, но завтра все будут здесь; тем более, это не воскресный, а престольный праздник-то. И всё равно, какие мы счастливые, что Бог дал нам возможность сегодня собраться, присутствовать на епископском богослужении – это же не каждый день такое! – получить благословение архиерея, услышать его проповедь. Вы всегда это цените, я постоянно подчёркиваю, как мы мучились те годы, когда мы хотели иметь вот такую свободу, но нигде не могли найти епископа. Ныне Господь нам позволил сие. Долго ли будет продолжаться такая свобода, мы ничего не знаем, но и за один день поблагодарили и ложимся спокойно спать, завтрашний день родит свои заботы.
Когда Апостолов стали гнать, то настрого гонители их предупредили - не благовествовать: мы вас гоним не за веру во Христа, а за проповедь. Христиане испугались, быть может. Деян.8:4 – “а между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали”. Как Иоанн Златоуст говорит, что как костёр разбросали сами иудейские начальники - и вся Вселенная вспыхнула огнём благовестия: они ходили и благовествовали. Иоанн Златоуст говорит: я один ничего не сумею сделать, если вы Слово, которое я вам сказал, не понесёте ближним, не будете учить своих детей и внуков, соседей, друзей.
В Деян.8:35 говорится о диаконе Филиппе, как он встретился с евнухом, прислушался, что тот читает; а тот читал книгу пророка Исаии и как раз о Христе, что Он был обезображен паче всякого человека. Вопрошают некоторые ныне, как с человеком начать разговор? Диакон Филипп легко подошёл и говорит: а ты понимаешь, о чём это? Сегодня садятся в поезд, разговаривают, жалуются: смотрите, опять какие законы; как по ЖКХ, теперь платить в два раза больше; смотри, на бензин как подняли цены... Ты сразу встревай в это дело: действительно тяжело, а нужно ли много ездить? Мы куда попало ездим; меньше будем ездить, больше времени для дела Божия. Ты посмотри, как люди сразу здесь, в купе вагона, начнут разделяться. Нет того слова, той позиции, в которую нельзя было бы вставить Слово Божие – это я вам говорю, а я имею опыт проповеди более сорока двух лет. У меня часто проповедь начиналась из-за бороды: ты чего её отрастил, как обезьяна? Всё, уже она утонула, я ей говорю: так мне Бог мой дал, Великий Иегова, Он мне дал бороду. И вижу на изображениях Иисуса Христа и Апостолов с такой бородой. А женщине Он бороду не дал. Разговор уже начался, я уже вплотную вышел на благовестие об Иисусе Христе. Учитесь просить у Господа милости на благовестие. И Филипп отверз уста свои и начал от сего места Писания, с 53-й главы пророка Исаии, и благовествовал евнуху об Иисусе. Не пустословьте, с кем встречаетесь! Не думайте, что вот ты уедешь в другое место и тебе Бог даст большее поприще, какую-то каноническую территорию. Ты научись пользоваться тем, что есть: у тебя маленькая дочка – пой ей песни божественные - вставай рано; как мы слышали нашу мать, в темноте, ночью, она определяла по звёздам время - часов не было (по-нашему, я понимаю, это было четыре часа – идти на дойку надо было). И мы слышали её молитвы, нам неохота было вставать, трудно, но это всё запечатлелось. Пойте утренние и вечерние молитвы, сколько можете, чтобы дети, даже спящие, слышали напевы божественные.
В Деян.8:14 читаем, что когда уже покрещённый, радующийся евнух отъезжает, Господь Филиппа отнёс, и тот, проходя, благовествовал всем городам. Вот нам бы такого Филиппа на Алтайский край-то, да чтобы он научил других диаконов, а ведь сколько диаконов, 400 – это немало, да 15 тысяч священников – это же дивизия целая. И если бы все начали подражать Анфиму Никомидийскому, диакону Филиппу, то что бы у нас сейчас получилось? Деян.14:7 – “и в других местах благовествовал”. Деян.16:10 – “После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там”. Было видение Апостолу Павлу: какой-то муж, македонянин явился ему и говорит: приди к нам и помоги. Ничего больше не сказал. Вот мы бы начали гадать: в чём помочь ему? картошки привезти? Павел решил сразу: Господь призывает. “После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там”. Понимаете, они все сны толковали только о проповеди. Как святой Поликарп, только заснул, будит диакона: давай выйдем отсюда, эта гостиница ненадежная, здесь Господь погубит нас. Тот говорит: “Отец, ты столько размышляешь о проповеди, о Боге, что даже поспать не даёшь. Спи, отец, смотри, какое здание железобетонное”. Он снова через полчаса говорит: нет, дом нехороший, бежим отсюда! Выскочил – и в это время дом рухнул. Да дом-то хороший! Не надейся на прочность этих балок – всё зависит от Господа. Если эти люди не знают Бога и они не приняли святое благовестие, то они вообще и не нужны на земле – Бог их просто стирает.
Об этом читаем в Деян.17:18. Апостол Павел на Афинской площади благовествовал об Иисусе Христе и воскресении из мёртвых. А другие Апостолы точно так говорили или нет? Или по-другому обращали людей, что первым делом нужно храм построить, собрать людей, научить их молиться, крест для поклонения построить, крестный ход в Коробейниково? Понимаете, сколько всего сегодня придумано! Да пусть это делается, если бы люди-то обращенные были. Люди вообще не знают ничего. Нынче крестный ход растянулся длиной на три километра – вообразить невозможно. Летел вертолёт и не понял, что это за беда? Вертолётчики сделали срочную посадку, спрашивают: что это? Им никто не мог объяснить, куда люди идут и зачем: “Мы идём встречать Божию Матерь”. Она в Коробейниково, в иконе. Олицетворение иконы – это неприкрытое идолопоклонство, самое настоящее! Почему не объяснили, что чудотворная икона Божьей Матери там; мы молимся, решили почтить её. Но так и говорят: идём к Богородице. Это написано уже в епархиальной газете.
1Пет.1:12 – “благовествовать Духом Святым, посланным с неба” – вот как нужно, чтобы Дух Святой пришёл и вселился в нас. Для того Дух Святой придёт, чтобы возвестить вам, и Он придёт, чтобы облечь силою, чтобы вы могли благовествовать. 1Иоан.3:11 – “Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга”. Павел говорит: от начала. И Иоанн говорит: от начала. 2Фесс.2:13 –Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению”. С самого начала. Так они научились от Христа, и их никто не мог переучить. Значит, у сегодняшних, которые учат по-другому, другой учитель – не Апостол и, конечно, не Евангелие. Я решил узнать, а часто ли встречалось в Новом Завете это слово “благовествовать”? Оказывается, 67 раз. 67 раз – и почти никто не услышал. Хотите делать по-другому? Так давайте сейчас научим людей, чтобы они приходили, постояли и ушли – и ни проповеди, ничего нет. Я не где-то беру, а краевой, областной центр. Приходят люди, храм полный был. Была ли проповедь? Не было проповеди. Сестра наша подошла к тамошнему батюшке и говорит: “Батюшка, ведь народ-то ничего не понимает совершенно”. “А ты что, от Лапкина?” Первое же слово, которое он сказал, обличило его. Они распустили эту молву, что мы баптисты, и поэтому мы проповедуем. Не потому что мы баптисты, а потому что мы любим Господа и так Евангелие нам повелевает благовествовать. И слово “благовестие” последний раз встречается, когда наступает катастрофа этого мира и приближается вечность. Откр.14:6 – “И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу”. Для чего у нас Евангелие? Чтобы на полочке у нас стояло или в алтаре лежало на престоле, или у нас на аналое лежала Библия? - “но чтобы благовествовать живущим на земле и всем племенам и колену, и языку и народу”.
Любое сегодняшнее так называемое православие не попало ни в племена, ни в колена, ни в языки, ни в народы. Там, где нет благовестия, мы не услышали ни голос Христа, ни голос Апостола, ни голос Ангела. И в этот вечер, начало завтрашнего дня, нашего престольного праздника, я ко всем вам обращаюсь: там, где вы есть, непрестанно благовествуйте о любви Божией. Я вам рассказывал, как пришлось встретиться с обращённым человеком, он говорит: «Я в Стокгольме обратился от человека, который по-русски ничего не знает; видимо, он попросил русских написать: “Христос любит тебя”. И повесил на грудь и на спину этот плакат. Он ходил, я увидел и говорю: “Христос любит меня?”. И тот мне подарил Библию». Вот где началось благовестие. Но он прошёл мимо православия, его не захватило оно, он оказался в секте. Наша задача – таким людям указать на Христа, чтобы они пришли в святую православную Церковь – как столпу и утверждению истины. (1Тим.3:15). Аминь.

Привязанность, привычки разорвать
Не просто нелегко, а невозможно;
Они с тобой за стол и сунутся в кровать,
Как наша плоть, срослись плотней, чем с кожей.
Но нужно рассмотреть их все подряд,
От утренней побудки до отбоя,
Каков и почему на нас такой наряд,
И почему мы в храме дремлем стоя.
Семь наблюдателей, хронографов при нас
Не смогут дать рецепт предельно точный,
Всё расписать точнейше без прикрас,
Столкнуть с насиженной, как с куликовой кочки.
Пришлось и мне ревизией заняться,
Когда раскрытой Библии вкусил,
Поверить, от привычек все напасти,
Мне, побеждённому, отстать от них нет сил.
Взмолился на коленях к Иисусу
Прийти на помощь немощнейшей твари,
Проверить выпивки с друзьями и закуски,
По-новому ослу багаж затарить.
Бог разметал, пожёг и вымел прах,
Под новостройку место расчищая.
Я испугался, понял – это крах,
С карьерою расстался и с мечтами.
Привычки съехали, не раз потом стучались,
Указывали на свои права и бывшие места,
Меня судили, погружали в жалость
И, страшно вымолвить, пеняли на Христа.
Христу пришлось не раз ко мне стучаться...
Блаженны дни, когда тот стук расслышал,
Вошёл под кров не только лишь в Причастье,
Но Сам, живой, жил под моею крышей.
К лозе небесной привязал ослёнка,
Очистил храм души, изгнал торговлю...
Маршрут к концу и финиш недалёко –
Господь, проверь одежду – не оказаться б голым. 27.9.05.ИгЛа

Список всех проповедей

229

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: