Храм новозаветный
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 13
Указатель: Лук.24:53
Лук.24:52 – “Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою
радостью”. Каждую субботу в течение года я изъяснял евангельские воскресные чтения. Сегодня
заканчиваем третье Евангелие. И отныне можно сказать, что вы не скажете, что не знаете ничего, уже не имеете такой
возможности отговориться незнанием. Я разъяснил уже не предложение, а сами слова. Ст. 53 – “И
пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога”. Всё ясно: каждый день приходили и
молились. Но теперь мы посмотрим глубже. Как это касается нас, чтобы слово Божие было живо и действенно, заговорило с
нами. Слово “храм” в Библии встречается 421 раз. Я думаю, это немало, больше, чем один раз на каждый день в
году. Но новозаветного храма нигде нет. У нас как принято? “Куда идёшь?” – “Иду в храм”. Если
говорить по большому счёту, мы говорим не евангельским языком. Храм был один во всей вселенной, в Иерусалиме, на горе
Мориа, построенный Соломоном, и был разрушен. Построен заново Зоровавелем и опять был сожжён. И третий храм будет
построен антихристом, где он и воссядет, и Бог его разрушит. А храмов других нет таких, это мы уже сами взяли на себя
такую миссию, и теперь говорят: вот если алтарь есть, жертвенник есть, бескровная жертва приносится, тогда это храм. А
если просто собираемся, молимся, а нет здесь антиминса, не совершается жертва, то это – молитвенный дом. Евангелие это
опровергает. Оказывается, что это не так.
Давайте хотя бы раз узнаем, что такое храм, что такое собираться в храме и что такое прославлять и благословлять Бога.
Что Бог нас благословляет – это понятно: “Господи, дай благословения! Батюшка, дай благословения!» А здесь люди
собирались Бога благословлять. Но: Евр.7:7 – “Без всякого же прекословия меньший благословляется
большим”. Апостол Павел так говорит. А кто больший? Тут тоже надо вникнуть. Пророк Осия в
14:3 говорит так: “Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними
всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесём жертву уст наших”. Нас иногда упрекают: вы и
молиться не можете, у вас молитвенники, одни книги, а надо молиться своими словами. Да, мы молимся и своими словами, нам
это не запрещает Церковь. Но здесь говорится: возьмите с собою молитвенные слова. Пусть нам объяснят сектанты, что это
такое? Взять – это надо что-то зажать в руке. А что взять, если ничего нет? Сектанты-то, они ведь тоже говорят
трафаретные слова. Если будете у баптистов, то посмотрите, как они молятся все одинаково. Сильно не разгонишься, потому
что зависит от глубины твоего мышления, от знания Священного Писания. Можно молитву, Псалтырь прочитать так, что душа
будет млеть перед Богом. В Новом Завете место, где собирались верующие называлось молитвенный дом. Деян.16:13
– “В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев,
разговаривали с собравшимися там женщинами”. Деян.16:16 – “Случилось, что, когда мы шли в
молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание
доставляла большой доход господам своим”. И нигде в Писании ни разу синагога или молитвенный дом
не называются домом молитвы. Сектантам всё это непостижимо трудно понять – они свои молитвенные синагоги называют домом
молитвы – вопиющая безграмотность и незнание Писания. А храм назывался домом молитвы. Ис.56:7 – “Я приведу
на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на
жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов”. Мф.21:13 – “и
говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом
разбойников”. Как будто одно и тоже, а на самом деле не одно. В молитвенное доме могут быть и
собрания, могут быть беседы, собеседования, но в храме ничего этого не было, только приносились жертвы и редко когда
произносилась проповедь. “Молитвенный дом”, на берегу, вот как у нас на берегу Оби – на наше положение очень
похоже. Мы не на другом конце города оказались, а близ реки молитвенный дом. Во Второзак.8:10 даётся пояснение, как
прославлять Бога: “И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую
землю, которую Он дал тебе”. Вот слово “благословение” имеет несколько смыслов.
Благословлять Бога – это означает выражать Богу благодарность. Мысленно про себя повторите: “Богу выражать
благодарность”. Иногда мы выражаем благодарность друг другу словами или делами. Когда мы просим Бога благословить
нас, то это означает, что мы призываем Его помощь, Его благодать и расположение к нам. Помощь.
А Бог от нас помощи никакой не ищет. Вот какой смысл имеет слово «благословлять»: вышестоящего благословлять, а
нижестоящего расположить к успеху все его дела: «Благослови, Господи, чтобы мой путь был успешен». Это благословением
называется. Мы читаем, что благословляли Бога, когда садились пить и есть. Отроки, когда находились в печи:
Дан.3:24 – “И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа”. Евангелие
от Луки 1:64 – “И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя
Бога”. Захария, когда разрешились уста его и он заговорил, написано, и благословил Бога, что Бог
призрел на израильский народ и теперь посылает пророка. Иак.3:9 – “Им (языком)
благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию”. Мы нашим языком
должны прославлять Бога за Его милости и благословлять ближнего, ибо написано: Рим.12:14 –
“Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте”, желайте им спасения. Я
врагу не могу желать успеха в его злых намерениях, он со мной воюет, а я говорю: “Господи, дай ему силы нас
победить, дай победы на сопротивныя” – раньше так пели в церквах. Кому? О властях и воинствах. А у власти нет
большего желания, как нас уничтожить. Выходит, мы сами выпросили, чтобы нас они победили. Сирах.50:24 –
“И ныне все благословляйте Бога, Который везде совершает великие дела, Который продлил дни наши от утробы и
поступает с нами по милости Своей”, – говорит о том, как нужно благословлять. Слово
“благословлять Бога” – это очень редко где встречается, всего 15 раз в Библии. Благословить Бога и 15 раз?
Но есть такая одна книга небольшая, односюжетная, “книга Товита” – в ней словосочетание “благословлять
Бога” встречается 9 раз из 15. Все благословения Бога переходят только в одну книгу. Кто хочет научиться
прославлять Бога, прочитайте книгу Товита. Благочестивый отец наказывает сыну, как благословлять Бога за всё, что он
видит, что ему Бог посылает: за прошлое, за настоящее, за будущее. Тов.8:15 – “И благословил Рагуил
Бога, говоря: благословен Ты, Боже, всяким благословением чистым и святым! Да благословляют Тебя святые Твои, и
все создания Твои, и все Ангелы Твои, и все избранные Твои, да благословляют Тебя вовеки!”
Запомните, книга Товита учит всех, как благословлять Бога. 2Ездр.9:46 – “и когда он объяснял закон,
все стояли прямо; и благословил Ездра Господа Бога Всевышнего, Бога Саваофа, Вседержителя”.
В Откровении 21:22 мы читаем, что Иоанну Богослову было показано Царство Небесное и он по привычке, видимо, решил в
храме поклониться, но: “Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и
Агнец”. В Деян.3:1 написано: Иоанн и Пётр шли в храм в час молитвы девятый, молились, уже после
Пятидесятницы – они в храме ежедневно пребывали, и Иоанн ищет храм. Если земля есть отражение небесного, то какой-то на
небе должен быть храм. И Иоанн увидел храм. Оказалось, что сам Господь Бог Вседержитель есть Храм нового Иерусалима и
Агнец. Вот что означает храм. Иоан.2:19 – “Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня
воздвигну его”. И мы так же являемся храмом Духа Святого. 2Кор.6:16 – “Какая
совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них;
и буду их Богом, и они будут Моим народом”. Вот первоначальный смысл, который был в раю. Бог
сотворил храм, Сам Он является храмом. Числа 6:23-27 это единственное место, где таинственно показывается то, как
мы должны благословлять Бога во Святой Троице. Я нашёл только одно подобное место: “скажи Аарону и сынам
его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на
тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так
пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их”. Скажу, что даже не все
архиереи это знают, потому что в 2Кор.13:13 говорится, что трижды Бога просим о благословении:
“Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми
вами”. Это речь идёт о Святой Троице. А в Числах говорится о том, как священник выходит к народу,
благословляет Его. У евреев сохранилось предание, что священник делал это дважды при жертвоприношении, утром и вечером.
Дважды благословлял народ, трижды призывая имя Господа. Дома прочитайте и увидите, что больше нигде не встретите, чтобы
трижды благословение кряду встречалось.
Об этом говорит: Левит 9:22 – “И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и
сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную”, когда священник выходил, обращался к
народу лицом, поднимал руки и просил благословения на всех тех, кто пришёл в храм. А то разницы нет – то приду, то не
приду, на даче побуду. Большая разница. Ты должен сказать: “Аминь!” на благословение священника. Это перешло
к нам от ветхого Израиля, потому что Писание говорит о том, что они собирались в храме, пребывали там. Где они
собирались? Где были места собраний. А где места собраний были, об этом говорит Левит 6:16: то место, где поставлена
была скиния, и называется местом собрания – еклессия, а место собрания есть церковь. “...а остальное из него
пусть едят Аарон и сыны его; пресным должно есть его на святом месте, на дворе скинии собрания пусть едят
его”. Псалмопевец Давид 73:8 тоже напоминает о церкви ветхозаветной: “сказали в сердце
своем: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле”. Не одно собрание в
храме, а много собраний. И собраниями назывались многие места, где собирались дети Божии. Премудрость в притчах 1:21
говорит так, что “в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь
свою”. О каких же местах собраний говорит Соломон, когда написано: трижды в год Израилю нужно было
собираться в храме? Конечно, это те места, где помимо храма собираются люди. Мф.18:20 – “ибо, где
двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них”. Где тайно собирались по домам, враги
вылавливали христиан в местах собраний, но там пребывает Господь. И здесь написано: и ежедневно они пребывали в храме и
прославляли Бога. Главное, почему они приходили в храм, что весь народ израильский там собирался. Как на Иордан Христос
пришёл потому, что Иоанн привлёк их крещением, чтобы явить Его, так и в храм ходили и для молитвы, и для того, чтобы
охватить народ проповедью своею. В Деян.4:31 читаем: “И, по молитве их, поколебалось место, где они были
собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением”.Это было не в
храме. Так что ограничивать пребывание Бога храмом, хотя и написано “пребывали в храме”, Апостолы не могли и
в скором времени прекратили в храме собираться, они рассеялись по всему миру. И то, что они получили от храма, то
благословение, которое ещё сохранялось, которое на учение они получили, теперь они как посыльные, посланники и
избранники, свидетели Божьи понесли по всему миру. И прославляли и благословляли Бога. Спрашивается: а за что
прославлять и благословлять Бога? Вот Пасха Господня, Пасха; Пасха всечестная. Найдите это место, оно на Пасху поётся:
“Пасха красная”. Я покажу, что два запева всего делается. Первый раз слово Пасха повторяется 10 раз и второй
раз 7. Не знаю, кто составлял, автора нет, нигде я не мог разузнать про автора, и неизвестно, в каком веке написано, но
что-то здесь есть и таинственное. “Пасха священная нам днесь показася” – это все мы узнали от храма, о Пасхе
никто не имел понятия там, где не было храма. Пасха - это избавление, это - Агнец пасхальный. Нам показася. Как? То есть
там был образ, тень, а теперь истина пришла во Христе. 1Кор.5:7 – “Итак очистите старую закваску,
чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас”. Пасха
новая, святая. Откр.15:4 – “Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един
свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои”.
Пасха таинственная – там открыто было – ягнёнок, а эта Пасха таинственная, потому что избавляет от невидимого греха,
выводит из невидимого рабства, не из египетского, а из дьявольского, и вводит не в Ханаан, а в небо. И всё это
таинственная Пасха. Пасха всечестная. Ничего нет выше, чище, святее нашего Господа Иисуса Христа. Пасха –
Христос-Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных. А в церковь сегодня каких только не нанесёт прохожан,
лишь бы яйца были, колотить. Пасха для верных, для тех, которые поверили, верою приняли её, верных Он выводит на небо. В
церкви же это поётся! Пасха двери райские нам отверзает. Небо отверзается, двери райские. Из тех, кто был в храме, вы
верите или нет, что сегодня двери райские отверсты тем, которые приняли Христа, как Спасителя; которые уверовали в Его
Жертву, в пречистую Кровь, которые омылись Его Кровью, которые приняли Его, как Своего Спасителя?! Им небо открыто.
Пасха всех освещающая верных. В Песне песней, когда жених перечисляет качества, превосходства своей невесты над другими,
Он находит семь качеств её и описывает её вид внешний, грудь, чрево, уста, ноги. А она перечисляет, как хорош
возлюбленный её, и находит 10 качеств у него. Я посмотрел – здесь точно так же. В одном стихе написано 7 раз слово
“Пасха”, а в другом – 10. Может, и это так, что семь это - полнота, а три это - Троица, то есть относится к
Троице. И далее, Пасха красная; красная означает прекрасная, это не цвет красный. Но и цвет красный, красный угол - это
означает прекрасный, чистый, светлый. Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам воссияла, как из гроба; Пасха!
Радостью друг друга обымем; Пасха. О, Пасха - избавление скорби. Какая бы скорбь ни была – вспомни это песнопение
пасхальное и скажи: “Я же был в храме, ежедневно пребывал в храме”. Не ежедневно, но хотя бы раз в неделю
надо придти в храм, и мы узнаем о великой чудной Пасхе Господней, ибо из гроба сегодня как из чертога воссиял Христос.
Жены радости исполнил, говоря: проповедуйте Апостолам. То есть женам дана власть быть Апостолами над Апостолами, они
первые благовестницы. Никогда и никто так не возносил падшее существо женское, как Христос, и не где-то, а в воскресении
Своём. И это всё мы узнаем в храме Божьем. Итак, ученики пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.
Научимся Его прославлять и благословлять, и особенно за чудную победу Его на Голгофском кресте и за воскресение Его
славное из мёртвых. Аминь.
“Храни вас Бог!” – не трудно пожелать,
Не вдумываясь в сокровенность смысла;
В уключине остался след весла,
Что вырвала волна, над головой нависнув.
Несёт и кружит прямо к водопаду,
К трагическим узлам, путей развязке;
Кормильца-рыбака напрасно ждут у хаты,
Не видя волн неистовую пляску.
Да сохранит Всевышний дорогих,
Попавших в переплёт у злой стихии.
Им красный угол, честь и пироги,
Когда их жизнь оплошность не похитит.
Храни вас Бог, написанные строчки,
Слова Апостолов и умерших пророков;
Теперь они и в переводах точных,
А думали тогда, что нет в них проку.
Храни вас Бог, построенные печи,
В которых жар не только от углей.
Сердцебиенье пламени, что лечит, –
В мороз залечь на ней, что есть милей?
Да сохранятся и колодцы наши,
Когда исчезнет поселенье вовсе.
Пусть пьют прохожие, кто рядом жнёт и пашет –
А кто копал – их след совсем заносит.
Устойчива, не портится в кладовых
Имеющее с Библией сродство,
И к применению в любой момент готово, –
Забвеньем светлое тотчас не заросло.
Храни нас Бог на виражах событий,
Когда и руководству сгинуть просто.
Не оценив, что предками добыто,
За новизной неслись, а вынесло к погосту.
И сохранится то, что с Иеговой,
С любовью сделанное, в Духе Иисуса;
Оно целительно, нетленно и готово,
Дух к небу вознесёт, в могилу прах опустит. 22.8..05. ИгЛа