Книжникам можно спастись
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 2Указатель — Мф.13:52 [Зач.55]
09.09.2007. Мф.13:52 – «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Читалось сегодня по порядку, как в церкви положено, что книжник подошёл к Христу, и у всех сложилось такое впечатление, что книжник - это плохо. Книжники подыскивались, и где говорится, «фарисеи»;, через запятую идёт - «книжники». Всё они подыскивались. И когда человеку начинаешь говорить, что надо заниматься Словом Божиим, невежды в Писании в ответ тут же зло бросают: «Ладно, книжники вон занимались, да смотри как, Христа распяли». Эти люди невежды в вере, они не знают, о чём говорят. Слово «книжник» сегодня примерно эквивалентно слову «изучающий Писания», а ещё выше, я думаю, что у них были книжники ещё более известные - это библиотекарь. Библиотекарь не только книжки выдаёт, но он многое знает. Когда нет клиентов, он читает. Ну, если кто не знает, я могу просто напомнить. Кто озаботился о том, чтобы Ветхий Завет был известен всему древнему миру? Библиотекарь Димитрий Фаларей, – у Птоломея Второго Филадельфа был такой библиотекарь, как бы министр по образованию. А кто разбил святую Библию на главы, на стихи? Библиотекарь Стефан – католик. И вот этим-то всем мы обязаны книжникам. Переводы-то наши оттуда взяты? Новый Завет как раз отсюда, от библиотекарей, от книжников. Книжник – это очень хорошо, и это Христос говорит: Мф.13:52 – «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину». Понятие о книжнике в самом лучшем смысле. Книжник любой, если его подправить, научить Царству Небесному, он уже в Царстве Небесном окажется. Переменить надо отношение к слову «книжник», согласно того, что мы читаем в святой Библии. Я прочту сначала о том, что такое новое и старое, которое он выносит, что святая Библия о том говорит.Святая Библия очень мало об этом говорит в совокупности. Лев.26:10 – «и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового». То есть такое будет изобилие, когда старое ещё не доели, и его девать некуда. Значит, старое бывает устаревшее, отслужившее свой срок. Лк.5:36 – «При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой». Отношение нового к старому. Новое портить не надо. Вывод один: наше новое учение – учение христианское - должно приниматься целиком.
Слово «книжник» встречается в Библии 79 раз. 2Макк.6:18 – «Был некто Елеазар, из первых книжников, муж, уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо». Обычно под старость человек делается другим. Показываешь фотографию себя молодого, и ты перед ним стоишь: «Так это ты? Ну, совсем не похож! На кого ты похож сегодня!» А этот девяностолетний, и подчёркивают, весьма красивой наружности. У мужчин это особенно заметно. Борода скрывает морщины, и как благородно он выглядит. У нас с бородой есть пожилой инвалид войны, какой он благообразный. Заходит, как патриарх какой. И когда старец бритый, даже Папа Римский, глядишь и думаешь: «Зачем тебе это нужно?» Ясно, что евреи боялись портить образ Божий, данный им при сотворении. Но у Елеазара главное сокровище было – он знал закон. В законе написано: не ешь мясо животного, у которого нет одновременно двух качеств: раздвоенных копыт – глубокий разрез и жвачки. Вы как-нибудь присмотритесь к скотине и минут хотя бы пять посмотрите не корову или на овечку, как копыта у неё разрезаны, как они не отваливаются, как они удивительно устроены. У лошади, там понятно, копыто цельное и плотно, одинаково всё, и как чага на берёзе у ней копыта. Но у коровы каков разрез! В разрез и грязь попадает, там может и загнивание быть. Для чего Бог дал такой глубокий разрез? Чтобы и в потёмках ты узнал, что в рот взять. Бог так сделал. У свиньи тоже глубокий разрез, а жвачки нет у неё, и её есть нельзя. Язычники знали о законе евреев и любыми путями старались евреев накормить недозволенным. Вы не думайте, что язычникам некуда было сбывать мясо свиное. Ты хотя бы губы помажь, главное - нарушь заповедь. Если заповедь нарушил – Бог от тебя отвратится. Это понимали люди верующие. И когда Иудифь пришла в стан врага, она говорит: «Вам не победить этот народ». Это сказал и Ахиор язычник: «До тех пор, пока они не нарушают закон, они непобедимы и неуязвимы. Как только нарушат, Бог от них отступит, и они сразу сделаются уязвимыми». Запомните: наша неуязвимость - в соблюдении заповедей Божиих, пока мы находимся в Церкви Христовой. Допусти самое малое отступление от церковных установлений, и дальше неостановимая лавина понесёт, и уже никогда не остановиться.
Мне лично известны люди, которые минимум пять-шесть раз переменили веру. В пятидесятники пошли, потом в адвентисты и дальше. А разницы, теперь говорит, никакой нет, потому что все одинаково верят в Бога, везде хорошо. До обеда в одной секте, после обеда в другой. Бог же даёт человеку понятие о чистом и нечистом. И книжники это знали и тому же учили народ, спасая его от уничтожения. Если бы не книжники, то Израиль давно бы стал языческой провинцией. Сир.11:5 – «В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою». Я читал у одного писателя: «И настолько были мудрые у того человека мысли, что лицо его светились, а глаза его были, как натёртые снегом». На лице книжника написана мудрость, а мудрость есть слава Божия. Разговариваешь с человеком, и видно, что он не занимается – какая-то тупость, деревянность, похожее на бревно лицо. И человек, который много занимается, пусть даже не божественными как будто, а научными трудами, у него глаза буквально блещут. В университете проректор, ректор – доктора наук, физики, математики, гляжу на их глаза, и сколько же там мудрости. Господь и здесь отпечатлевается. Но приходят на занятия люди, окончившие академию, и после друг друга спрашивают: «Какое у тебя впечатление? Мне кажется, я ещё и не начинал учиться». Почему? Божественное услышал. Какие же мы счастливые, какую же Бог даёт нам мудрость, теперь надо её только брать. 1Кор.2:15 – «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может».
1Кор.14:24 – «Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится». Ездр.7:6 – «сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь всё по желанию его, так как рука Господа Бога его [была] над ним». Ездр.7:11 – «И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре священнику, книжнику, учившему словам заповедей Господа и законов Его в Израиле». Для меня Ездра, я повторяю, представляет загадку, и с этой загадкой я думаю неоднократно выходить, может статься, и на священный синод, – почему он не канонизирован? Он собрал книги Ветхого Завета, ставшие каноническими и для нас. Даже сказать нельзя, какое чудо он сделал. Он восстанавливает Иерусалим, храм, он в благоволении у языческого царя Артаксеркса, он за закон, произвёл развод за один раз во всём Израиле. Жили все – священники, князья, и никто не видел этой беды. Женились на иностранках. У него была мысль – провести по всей стране одновременно развод. Ужас какой. День развода в стране праздновался. Нечестивых, непокоривых жён и детей отпустить, ибо они не приняли нашу веру до конца. А некоторые не покорялись. Ездра бил князей, рвал волосы у них. 1Ездр.9:3 – «Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный». Вообще-то он был неукротимый фанатик, экстремист. Но написано также, что это был книжник, сведущий в законе. По-другому нельзя было тогда. И никто не верил, что наступит перелом в той обстановке. Наступил! Люди, побывавшие у нас один раз, отмечают, какой у нас порядок. А с каким трудом этот порядок устанавливается! Каждый день буквально, как только соберутся где-то, так начинают нарушать устав: то с надписями на одежде заходят, то юбки короче, чем положено по уставу. Только треск идёт, как вы устав подгрызаете, как мыши. Зачем вы это делаете? Вы подойдите ещё раз, прочитайте, что у нас можно, что нельзя, как стоять. Ноги держать вместе, не подгибать. Ты же не на палубе морского корабля, не морской пехотинец. Об этом и в житиях святых написано и у нас в уставе. И люди отмечают, какой здесь порядок, какая тишина – это помогает сосредоточиться. Это не спасительно ещё, но это уже ступеньки к порядку. Сие человека централизует, он задумался. Помолчи семь минут перед богослужением. Некоторые, видно, томятся, а некоторые углубятся в молитву. Ну, хотя бы один-то молится эти семь минут? Если молитва ни у одного человека не доходит до Бога, то это беда.
Иер.8:8 – «Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»;? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь». Если человек извращает Писания, а это всегда к собственной его погибели, то он всюду лживый, поэтому, какой бы ни был хороший сектант, у него всё время ложь. В первую очередь – отделение от Церкви. Сегодня можно всё делать, но придёт Господь, а Он придёт за Церковью. Я не встретил ни одного еретика, который бы мне объяснил, что такое ересь, ни один. У них нет настоящих книжников. Руководящие есть, у них свои академии есть. Объясните, что такое ересь? Я же тебе объясняю - это учение вопреки догматам Церкви, вопреки Писанию. В первые века была одна ересь, а сегодня 1001, и мы должны их все знать. А тебе, чтобы не заблудиться, можно и не знать, ты иди в церковь и скажи: «Господи, дай мне смиренно принять то, как верили подвижники, которые достойно завершили свой путь». Как Игнатий Богоносец, например. Златоуст-то, фактически, мученик. Его же в ссылку тащили, волокли, и чего только не делали с ним, и он, не дойдя до ссылки, и умер. А ведь таких-то тысячи, как при Анфиме Никомидийском, когда тридцать две тысячи через одного епископа взошло на небо. И они верили все по-православному, не по-сектантски. У них был епископ, без епископа вообще церкви нет. Подлинные книжники сие знают, а невежды не разумеют. Мф.5:20 – «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». Господь показал, вершина праведности в Ветхом Завете – книжники. Не сказал: саддукеи. А саддукеи – это все сектанты. Саддукеи – отделённые, они всё отнимают. У них было только Пятикнижие Моисея - Тора. Они ни пророков, ни псалмы, ни закон, ничего не принимали, только Пятикнижие. У сектантов у всех Библия содержит только 66 книг. Из саддукеев ни одного не было святого, ни одного. Это две группировки в Израиле, фарисеи и саддукеи, и они даже объединёнными силами пытались Христа уловить. Да, во зле они могли объединиться, а в праведности – нет. Фарисеи выдали нам Павла. Он фарисей от фарисеев. Саддукеи никого нигде ни одного не родили для подвига в христианстве. Ни в житиях, нигде нет. Значит, праведность была у книжников, но её надо превзойти. В чём? Не на себя надеяться, а на жертву Христа, что Он умер, пролил за нас кровь. Во Христе самое главное качество – это вера в Слово Божие, вера во Христа. Деян.4:12 – «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». И вот книжник, этому наученный, он войдёт в Царство Небесное. И так каждый. То есть ты в Ветхом Завете уже научен был, прими и новозаветное. Ты имел какую-то специальность? – употреби её в новом духе, если принял крещение. Кем ты был, разбирался в чём-то, примени это, когда обратился к Богу. Был музыкант - музыкальные способности поверни сюда. Был певец, окончил музыкальную школу, примени всё в церкви старое и новое.
Мф.23:13 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Я отношу это в первую очередь к православным. Книжники, они знают правильно закон, заканчивают академии, но всё запечатали мощами, крестными ходами, канонизацией. Прямо обращаться к Богу – это редко где услышишь, чтобы сказали: «Сегодня у нас занятия, приходите» - и чтобы народ образовывался в содружество, не на крестных ходах объединялся, сроднялся, как мы сроднились в Слове Божием. Мрк.9:16 – «спросил книжников: о чём спорите с ними?». Спор между книжниками и учениками Иисуса. Христос не учеников спросил. Я в Писании всюду нахожу, что спорят только незнающие. Так две стороны, кажется, обоюдная драка бывает. Нет, здесь не так. Который знает истину, он её возвещает, а спорит тот, кто не знает – невежда, неутверждённый в истине. Не спорь! Дойди до момента и скажи: «Дальше я не знаю». Я читал очень крупного миссионера Лазаря Кунцевича, на его трудах я учился беседовать с сектантами. И он говорит: «Сегодня я беседовал с молоканами, и их руководитель необычное место Писания применил, какой приём в борьбе: Иер.17:14 – «Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду; ибо Ты хвала моя». Я, говорит, никогда этого не встречал. Я прекратил беседу и сказал: «Мне нужно поехать домой, проверить, как это выглядит». Прекрати на этом месте. Не знаешь что-то, отложи, запиши, спроси, узнай, как понимали святые отцы. А не так, что спорите, лишь бы наша победа была. Не нужда худая победа.
Лк.20:46 - «остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах». Я беседую с книжниками, которые приезжают сюда к нам, даже священники. Я говорю: «А почему у вас бритые люди?», - простой вопрос. «А скажите, где борода оканчивается?». Я говорю: «Написано: Лев.19:27 – «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». А он показывает на бакенбарды: «А вот это борода или нет?». Да любой парикмахер знает. И волосы по-другому на голове и на бакенбардах, они вьются здесь. Он что угодно будет говорить. Его учили пять лет, как не принимать истину, и на этом всё стоит. Не украшай себя, женщина, и написано о платье. «А про губы не написано, чтобы не красить». Но Златоуст находит в третьей главе пророка Исаии. Прочитай его проповеди. Ис.3:19 – «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах».
Деян.23:9 – «Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу». Они очень любят спорить. И спорили с Павлом, с человеком, которому нет равных, которому Бог вверил вселенную, а они с ним спорили. Когда-то эта обстановка восстановится после воскресения из мёртвых, а сегодня мы мысленно её проиграем. Вот мы оказались бы там, а потом бы сказали: по милости Божией переходим в 2007-й год. И вот стоит Павел и вокруг него двадцать-тридцать книжников и фарисеев. Теперь посмотрите, книжники, фарисеи, вашего учения нигде нет, всё разрушено. Посмотрите: миллиард христиан, и против кого вы спорите?! 1Кор.1:20 – «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?». Уже тогда говорил: где они? Всё стёрлось, Бог обратил их споры, их доводы в безумие. Они учились и защищали разные научные степени звания и всё это обращено в безумие. А учение христианское, Церковь Христова, как корабль всеми огнями сияет. Лк.5:39 – «И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». Я разбираю слова «новое и старое» и нахожу ответ, что бывает и старее лучше, а бывает и новое. Новый друг не сравнится со старым. Старая дружба проверенная. А здесь житель нашей деревни с такой лёгкостью всё покинул, воображая, что заведёт новое общество. Ты оцени то, что сегодня у тебя есть. Самое драгоценное - то, что здесь все люди верят в Бога, которые могут помолиться, легко могут простить наши недостатки, когда попросишь прощения. Это люди, которые могут с тобой вместе склониться на молитве. Вас мало! Может быть, если бы было много, нам бы и не справиться. Мало и то не можем справиться. И поэтому Царство Небесное подобно книжнику, который научен этому Царству. Всё, что мы слышим и читаем, нужно тщательно проверять, ненужное отсеивать. Бывает и сектантская литература очень хорошая. Не скрываю того, что я сторонник, любитель слушать проповеди Ярла Пейсти, и считаю его лучшим проповедником их всех, каких я знаю. Я знаю, слушаю иногда трансмировое радио – прекрасные проповеди. Они говорят: «Пишите нам», - и адрес дают. Я им написал. Написал, получил хороший ответ, они выслали брошюру. Тогда я им пишу: «Ну, как же вы могли отойти от Церкви, когда ясно и чётко Христос написано, что её основал навсегда и одну?» Мф.16:18 – «и Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». После таких слов ответа ни разу не поступило. Снова пишу, но все мои письма летят куда-то в другое место. И я понимаю, что это новая патриархия и точно так же не отвечают, ибо они не желают знать истину. А знающий истину, он обязательно обратится. Пр.1:22 - «доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?» Как написано: «Глупый не знает и не спросит, потому что он есть невежда, а мудрый и знает, и ещё переспросит». Хотим ли мы наши книжные знания, какие нам Господь даёт, обратить на пользу ближнему? Необходимо смотреть на это через свет Евангелия, как смотрела Церковь первоапостольская Христова православная. Аминь.