Троица и благость
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 13
Указатель: Иоан.20:1, Еф.5:9
Православная церковь отмечает день Святой Троицы. В других христианских течениях этот
праздник называется день седьмиц или пятидесятница. Во всех нациях, народах “крещение” переводится
“погружение”, просто погружение, а слово “крещение” отсутствует. “Крещение” только
на русском языке и на церковно-славянском. Предпочтение отдаётся страданиям Христа на кресте. Также у нас слово Троица –
все понимают, есть Троицкий район, фамилия – Троицкий, а этого слова в Библии вообще нет. Чем это вызвано? Почему-то в
русском народе выходной день назван “воскресение”, а не у немцев, или у англичан. У них Sunday – “день
солнца”, а ведь это христианские страны. Что-то в этом есть. Я думаю, здесь или чьи-то молитвы, или Господь, видя
нашу немощь, показал самую сердцевину праздника, сам смысл, само понятие о крещении, что оно означает.
Другие мировые религии верят, что всё сотворил Бог, Аллах, Будда. Немного они слышали и о Христе, о Сыне Божьем.
Мусульмане считают, что Богородица зачала не от Духа Святого, у них в Коране о Христе написано – какое-то понятие есть.
А о Духе Святом в других религиях вообще никакого понятия нет. Сейчас в христианстве встречаем секты, которые полностью
отрицают третье лицо Троицы. Говорят, что это сила, энергия, исходящая от Бога. Так понимал и Несторий, говоря, что Дух
Святой не равен Отцу. Сколько споров было из-за Духа Святого. Нам, православным, дано учение о Духе Святом, иже от Отца
исходящего. Хотя католики и святые отцы, как Афанасий и другие верил, что Он и от Сына исходит. Но все понимали, что Бог
Отец равен Богу Сыну и равен Богу Духу Святому. В Духов день заповедано читать определённые места Писания.
Еф.5:9 – “...потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине”. А
чем проверить, что Дух Святой есть? По плодам. Вот верующий человек и неверующий. Как тот и другой разговаривают, как
ведут себя. 1Кор.6:19 – “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого
имеете вы от Бога, и вы не свои?” . Рим.8:9 – “Но вы не по плоти живёте, а по духу,
если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его”. Вот почему
Серафим Саровский сказал, что весь смысл жизни в стяжании Духа Святого. Непонятное слово сказал и запутались. Теперь
ищут этого от мироточивых икон. Непрерывно на каждом шагу: “Батюшка, благослови! Батюшка, благослови! Батюшка,
благослови!”. Батюшкино благословение на два дня, а владыкино на два года. Крещенская вода на столько-то дней,
часов. Совершенно не в том углу ищут. Но благодать Духа Святого касается сердца человека не зависимо от человека. Он
может быть отверженным, парализованным, проклятым. Но Бог видит сокровенное и награждает его. И об этом мы слышали в
песнопении Давида: Бог ищет сокрушённых сердцем, им посылает Духа Святого.
Вот куст крапивы, замечательный куст, без него у меня бы лагеря не было. А на нём сколько живности, это всё Дух Святой
даёт. Деян.17:25 – “Сам дая всему жизнь и дыхание и всё”. Нам не надо разделять, а как
же Отец, как Сын? Мы рассуждаем сегодня только о Духе Святом. В чём же плод Духа Святого? Еф.5:9 –
“потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине”.. Слово
“благо” по-русски означает «хорошо», а слово “благость” отсутствует. Но не скажешь же
“хорошесть”. Англичане говорят “о’кей”, это всё означает “хорошо”, или сейчас
говорят “нормально”. Благость только от Бога. Я решил посмотреть, что означает слово “благость”
в других местах. По словарям, у Даля вообще не нахожу, по известным энциклопедиям – тоже нет. Или они его вообще не
знали, или перевод был другой. Узнать слово “Благость” можно только по Библии. Не просто читать, а
исследовать. 1Тим.4:16 – “Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно”. Каждый
день занимайся и тогда ты будешь понимать. Гал.5:22 – “Плод же духа: любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие, вера”. Любовь означает не то, что сегодня понимают, а
означает жертвенность, умение оторвать от себя, помогать, молиться, помнить, добрый совет давать.
1Кор.14:14 – “Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся
без плода”. Вот здесь благость не доходит до ума. Мы должны всё время заботиться, чтобы
просвещался наш ум, чтобы понятно было. У нас благость есть в этих Библейских надписях на стенах в храмах, в том, что
священник с нами, можно с ним поговорить, любой на дом к нему приходит. Епископ с нами, мы свободно с ним разговариваем,
мы остались живы, все Библейские тексты читаем в церкви по-русски – это благость. Вчера была буря, столбы, провода
падали, а мы остались все живы – это всё милость Божия. Все эти милости в сердце сохраняй.
Слово “благость” неоднократно упоминает пророк Ездра. 3Ездр.7:68 - “Он подаёт дары; ибо
если бы не даровал по благости Своей, да облегчатся совершившие нечестие от своих беззаконий, то не могла
бы оставаться в живых десятитысячная часть людей”. Не осталась бы, болезни, микробы, поджоги,
воры... не перечислить. Выйдем на улицу, посмотрим, всё на месте, блоки батюшкины лежат. А вся земля со скоростью пули
летит во вселенной. Вообразить невозможно! Шаг один шагнул – благодарю Тебя, Боже. Всё, что есть, это даёт нам Дух
Святой. 3Ездр.8:36 - “В том-то и возвестится правда Твоя и благость Твоя, Господи, когда
помилуешь тех, которые не имеют существа добрых дел”. Какие слова нашли переводчики! Существа
добрых дел нет, а Он милует. “Вот я сегодня Богу угодил, много утром помолился”. А что ты
молился или не молился Богу, то ничего не прибавилось. Язычник молится перед деревом, и его Бог милует, посылает дожди в
своё время. Сейчас читали премудрость Соломона. Прем.Сол.12:22 - “Итак, вразумляя нас, Ты наказываешь
врагов наших тысячекратно, дабы мы, когда судим, помышляли о Твоей благости”. Если Бог нас
милует, то и нам надо быть к врагам более снисходительными. И далее:“и, когда бываем судимы, ожидали
помилования”. То есть как мы прощаем врагам нашим, так и Ты, Боже, прощай нас. Никто не благ
(добр) сам по себе. Если мы добры в чём-то – это мы от Него получили, лучик света о Него попадает на нас. Человек по
природе своей эгоистичное существо. Посмотрите, маленький ребёнок, а уже эгоистичен, уже игрушку к себе тащит, готов
разорвать, сломать, лишь бы не досталась другому. Если что доброе есть – это всё Его благость. Когда читают Псалтирь, я
всегда думаю, где был Давид, когда писал это? Вот он бежал, все восстали на него, и один стал его поносить “Уходи,
кровопивец, собственный сын против тебя...”. Один слуга Давида сказал: “Позволь, я ему голову сниму”.
Давид ответил: “Пускай поносит “может быть, Господь призрит на уничижение моё, и воздаст мне Господь
благостью за теперешнее его злословие” – 2Цар.16:12
Я подумал, что это к моим судам относится, ибо претерпеть нужно всякое злословие, телевидение. Быть может, воздаст
Господь. Давид нашёл, что когда мы перетерпим, то Господь дарует нам по благости Своей. В Новом Завете слово благость
встречается 10 раз. Рим.11:22 – “Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим,
а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен”.
В притчах Соломона употребляется это слово 24 раза; во всём Ветхом завете 94 раза. Открой все эти стихи и ты узнаешь,
как благ Господь. Я беру только отдельные места. На Духов день нам заповедано читать это место. Почему бы нам не
разобрать то, что Дух Святой благ? Благ в обличении. Иоан.16:8 – “и Он, придя, обличит мир о грехе и
о правде и о суде”. Как через обличение соприкоснуться с благостью? Сир.20:28 -
“Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, — и он благоразумен”.
Сир.21:1 – “Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережётся от
вреда. Как хорошо обличённому оказать раскаяние! Ибо он избежит вольного греха”. Сир.33:19
– “Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему”.
Обличение входит в труд Духа Святого. Вот Евангельское чтение и апостольское, я постепенно стал доходить, почему святые
отцы брали одновременно читать разные места, разных авторов. Я не говорю о праздниках. Стал сравнивать, искать.
Прочитаю, никакой связи не нахожу. И вдруг, как озарение какое-то: Дух Святой обличает. Слово “обличает”
встречается и в Евангельском чтении сегодня, и в апостольском. Итак, если мы празднуем этот день, то будем просить,
чтобы Дух Святой нас обличал. И через друзей, и через близких, через наставников, через Слово Своё. 2Пет.1:3 –
“Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего
нас славою и благостию”. Рим.15:14 – “И сам я уверен о вас, братия мои, что и
вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга”. Проводить жизнь
2Кор.6:6 – “в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной
любви”.
И чтобы это обличение мы принимали, показывали раскаяние, смирялись и возвращались на открывшееся нам место от Бога.
Кол.3:12 – “Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость,
смиренномудрие, кротость, долготерпение”. 2Фесс.1:11 – “Для сего и молимся всегда за вас,
чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в
силе”. Благословен Господь, покрывший нас здесь благостью и даровавший нам празднование Святой
православной церкви в этот Духов день. Аминь.
Нам непогода счастье принесёт,
Непризнанная, вопреки моленья;
В кювет гроза транзит наш занесёт,
Уверенность развеет, задрожат колени.
Так почему ж не так, как я хотел, –
Распуганные недругом исчезли,
Был подо мной натянут самострел,
Едва не поразил в домашнем кресле.
В воде крещенской появилась муть,
Смущенье расплескало ненароком.
Как хорошо, что не даёт уснуть,
В тысячелетних умереть пороках.
Нам среди ночи что-то помешает
Сны досмотреть без нервотрёпки вредной.
Хотя до этого казались мы мощами,
А тут с молитвой, оживая, крепнем.
Не по нутру и обличенья с солью,
Но для смиренья - лучшее лекарство;
Рецептов уйма от болезней стольких,
Перевоспитывает недорослей в старцев.
Не догадаешься, зачем мне комом блин,
Осколки, рубящие кости, сухожилья.
Дойдёт – Бог клином выбивает клин,
Дабы, доверившись Ему, мы свято жили.
Страдая плотью, ненавидим грех,
И сознавать - иначе не отстану,
При мирной обстановке не залатать прорех,
Не высвечусь, шутя, в безвестность кану.
Нешуточные боли и гастриты
К посту подвигли, даже к голоданью,
Кабы не пик нужды, так и валялся бритый,
Мурлыкал бы что модное, как кот в сметане.
Но прокалённый лагерем, тюрьмой
И дедовщиной в армии презренной,
Ласкаюсь к пирсу ржавою кормой,
Шторм не изменит курс и не накренит. 15.6.05. ИгЛа
Список всех проповедей