размер шрифта

Поиск по сайту




Блудный сын и наёмники

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Лук.15:17, Мф.18:12

26.02.05. За две недели до начала Великого поста в церкви читается эта притча о блудном сыне. И кажется, что тут уже всё известно. Но вот находим мы, что такое есть место: Лк.15:17 – «Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода». Что приходит ему на ум, когда он пришёл в крайний недостаток? В смертельной нужде он вспомнил, что “у отца моего наемники избыточествуют хлебом”. Кто такие наёмники? Что такое хлеб и почему они избыточествуют им? Теперь, когда поставлены вопросы, сразу делается понятно, что ему было раньше в доме Отца непонятно. Оказалось, что рядом со свиньями всё делается более понятным. Святые мужи толкуют, что наёмники – это оглашенные, готовящиеся ко крещению, ещё не принявшие святое крещение. Я подумал, что очень трудно будет найти такую школу, гостиницу, как наша, где бы наши наёмники так избыточествовали хлебом. Хлебом называется духовная пища. Но хлеб можно так засушить, что он уподобится камню, а Господь говорит: Мф.7:9 – «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» А отчего хлеб несъедобный? А можно сделать так – особой плёнкой покрыть и сделать непробиваемым; или особыми составами пропитать – это славянский язык, церковно-китайский непонятный язык. Он хороший, сакральный, певучий. Но мы добавим – и непонятный. Да, он божественный – и... непонятный. Да, он так душу располагает – и... непонятный. Как раз тот самый камень и есть. А у нас наёмники избыточествуют хлебом – Слово Божие слышится на родном русском языке. Давайте, потому что другой случай может и не представиться, а сегодня и рассмотрим, каким путём мы дошли вот до такого состояния, что у нас всё время свежий хлеб? Своя хлебопекарня. Понимаете, сколько у нас хлеба, все полки завалены. Мало того, но мы выходим в город, стараемся хлебом кормить людей. Мало того, но уже и в Интернет вылезли. Думали ли мы когда-то об этом? Да не просто как-то, а на плёнку начитанная есть Библия, на компакт-диске начитанная. Что, каждая община может похвалиться, чтобы вот так пастырь выходил к народу лицом, вплотную к народу и не пел, а читал?
Напоминаю, что четыре плёнки пуленепробиваемые на хлеб церковный - на Евангелие надеты: далеко, в самый дальний угол где-то уйдут и там, задом к народу, спиною, на церковно-славянском да нараспев. По милости нашего Великого Бога Иеговы все эти четыре кожуры сняли, и священники выходят у нас и читают. Но не надо забывать, что здесь Бог оказал нам великую милость и особое чудо, потому что мы в православии находимся, а в православии это не принято. В православии принято так: пришёл, богослужение отстоял и ушёл. И у таких наёмники не избыточествуют хлебом, они понятия не имеют о хлебе, они никакие не наёмники, они – никто; они просто прохожане-захожане, они пришли и ушли, они ничего не знают, годами ходят – ничего не знают. Какую роль здесь сыграл наш епископ? Помните это, потому что мы не знаем, что будет с этим объединением, к каким корытам нас снова повернут, как блудных сыновей, к каким рожкам, к каким свиньям нас снова могут загнать. Я думаю, что нас уже не загонят никогда, ибо кто вкусил, как благ Господь, как живо живое Слово Божие, то только совершенно ненормальный человек может потянуться опять к корыту. И в притче мы не читаем, что блудный сын опять пошёл к свиньям. Он же не сказал: «У отца ничего нет, пойду к корыту». Притча говорит, что избыточествует.
Мы, православные, сегодня ни под одну притчу не подходим, у нас никто не избыточествует. Даже те, которые приняли крещение, и они ничего не могут. Телёнок заколотый – это Христос, это уже от нас не зависит – Он умер уже однажды за нас. Но хлеба, дайте хлеба! Мф.14:16 – «Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть». Господь говорит: «Есть нечего». «А что мы дадим?» «Вы преломите, раздайте, размножьте его, растиражируйте, раскопируйте, отксерьте, отэрьте, дайте... чтобы люди имели возможность подкрепить жизнь свою, ибо не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Не выдумками монашескими, как вырваться из жизни и спрятаться под корень дерева или в дупло залезть, но Словом Божиим. Слово Божие – это Библия. Вот она лежит на аналое. Слово Божие – Священное Писание, это Ветхий и Новый Завет. Какие же мы счастливые с вами, что Бог дал нам такого архиерея, который по сегодняшний день не просто терпит нас, но даже более того - он защищает нас. Только что из Интернета мне принесли данные такие, что люди, нерасположенные к нам, явно нерасположенные, особенно к архиерею нашему, и подчёркивают, что особо архиерей благоволит к общинам Крестовоздвиженской и Свято-Анфимовской, сумели-таки уломать епископа Евтихия, который столько лет правильно сопротивлялся, правильно, что не давал им хлеба - читать Библейские тексты на русском языке во время богослужения, а вот теперь дал. Всё-таки добились. Но как так они сумели? Я вам напоминаю, как сумели – мы всё время взывали к Отцу Света и говорили: «Отец, мы есть хотим. Отец, мы хлеба хотим – свежего, доброго. А тут препятствие – епископ». Епископы для того стоят, чтобы хлеб не давать; везде у них главное, чтобы хлеба не давать – это у них задача такая. А вот Бог сделал так, что наш епископ за то, чтобы нам хлеб хороший давали. Поэтому сколько Бог даст ещё жизни нашему епископу – не знаем, но мы будем просить, чтобы Бог продлил его жизнь.
Будет ли это объединение, что с нами будет? Но только бы и дальше Бог нас с ним не разлучил и чтобы его расположение к нам, его расположение к хлебу продолжилось такое же. Где-то он сегодня ещё не во всём согласен, он об этом и говорит, но однако он нас не трогает. Научитесь всё это ценить! А допустим, он завтра будет против, поставит заслон: «Я батюшку уберу, если будете на русском языке» и прочее. Будем в памяти держать по сегодняшний день доброе и снова углубимся в молитву и будем просить Господа.
Кормить человека нужно очень хорошо, чтобы он не умер. Пища есть разная. Про картошку ни одного слова в Библии нет, тогда её ещё не знали; говорят, что её завезли из Америки. Вторым хлебом она стал. А уж про хлеб-то всё ли знаем? Пс.103:15 – «И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека». А без сердца никуда, сердце-то укрепляет хлеб, не шоколадки, не конфетки, а хлеб. Мы знаем ещё, что хлеб – это живое Слово Божие. А откуда мы это узнали? Из Слова Божия. Деян.19:9 – «Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тирана», – вот на что мы должны держать ориентир. Апостол Павел пишет: 2Тим.4:2 - «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Человек больной, аппетита нет, горло обожжённое, ничего не может принять. Но и тогда маленько надо, чтобы не умереть, надо возбудить в человеке аппетит - вот в чём задача пастыря. И надо всё время меню на кухне менять, чтобы Слово Божие было доступное, соединялось с сегодняшней жизнью, было понятно и близко. Один хлеб, а в разных странах его по-разному готовят. Читаешь когда, не верится, неужели так хлеб можно приготовить: где-то зёрна просто толкут, где-то растирают пшеницу вручную, где-то печи жаром накаляют и туда головой опрокидываются вниз, тесто приклеивают к стенке, а потом отдирают – лепёшка готова. Разные лаваши. Я как-то раз зашёл в магазин, хлебных изделий насчитал около 128 – какое же это изобилие! Какой нам упрёк будет, что о бедной, несчастной утробе такая забота. Господь говорит: 1Кор.6:13 – «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». Душа бессмертная! Как надо заботиться, как надо об этом молиться, чтобы Господь положил на сердце, что сказать, чтобы касалось сердца каждого, на сегодняшний день это было приемлемо.Колос.3:16 – «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Что значит обильно? Наверняка избыточествует. Ему и место как раз в нас, оно должно вселяться, без него-то мы мёртвые. Слово Божие оживотворяет. Слово Божие – это свет нашей жизни. А чтобы оно обильно вселялось в нас, необходимо, чтобы эта река текла из нас, чтобы Дух Святой побуждал нас, чтобы мы промалывали то, что слышим, видим, всё на основании Слова Божия просеивали и пекли чистый словесный хлеб.
Деян.15:32 – «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их». Апостолы пришли, наставляли людей. Но вот теперь скажите, столетие Покровского собора отмечали нынче, фотографировались три епископа. Обильным словом было? И ведь не об этом речь шла, а как прошли с крестным ходом, обед, фотографировались и прочее. Здесь, где бы ни были Апостолы, везде они преподавали наставления братьям обильно. Вот это и означает, что наёмники нынче избыточествуют. Если вообразить, что сегодня Апостолы пришли в храм и отстояли бы с нами вечернее богослужение, и Слово Божие не услышали (ну сегодня где проповедь-то, чтобы так до сердца оно касалось и стояло в основе), они бы просто не поняли, какой веры эти люди, что это за вера вообще и вообще для чего она нужна, если люди не насыщаются, души не возрождаются. 2Кор.8:7 – «А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью». Верою и словом – вот чем надо изобиловать, это относится к начатку тому, что пойдёт на питание каждому: положить основание вере, рассказать, показать преимущества веры и неверия. Вера открывает двери в небо; неверие открывает двери в ад. Вера объясняет все вопросы, а неверие закрывает всё. Вера простирает разум в вечность, неверие всё отнимает, всё ограничивает сегодняшним днём. А неверию больше ничего не надо: поел, попил... Ну а что ещё больше надо? Лучшее ещё что? На сберкнижку положил, холодильники все забил.
2Кор.8:2 – «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия». Наёмники избыточествуют. Я только такое слово в Библии нашёл. А в чём оно заключалось? В богатстве их радушия. Не просто хлеб иметь, а уметь его раздавать. Заботьтесь об этом. Когда нужно было собирать средства, Ахаия была приготовлена, то есть Апостол Павел непрерывно посланиями долбил их, посылал своих людей, и потом они сделали такой огромный сбор для нуждающихся в Иерусалиме, ибо там был голод. Собрали деньги, накупили хлеба и целые корабли пошли туда. Враг делает наоборот. Вспомните, как искусственно устроили большевики голод. Сейчас пришёл журнал, я читаю, там больше двух страниц сразу невозможно читать – сердце не выдерживает: вокзалы, переполненные мертвыми, одни скелеты, живые скелеты. Искусственно отняли хлеб, свезли в одно место и там гноили, никого не допускали. Точно так же они отняли духовную пищу и никого не допускали. Когда коснётся где-нибудь говорить о людях неверующих, идут они голосовать за неверующих, то им всегда говорите: «Скажите, а хлебом они накормят вас духовным? Накормят?! Этого никогда не будет».
Мы будем просить о том, чтобы Господь дал нам правителей таких, которые заботятся, чтобы не было голода, чтобы духовные люди были живы, чтобы Слово Божие распространялось повсеместно. Сегодня распространялось оно не через православных. Истина Господня должна распространяться в церкви – через православных, не через сектантов. Сектантов где ни возьмёшь, где-то какие-то отклонения, какой-то мусор в хлеб добавляют они. Берут Слово Божие на русском языке в синодальном переводе, но столько туда сделают добавок, что думаешь, ну как можно так сделать? Готовый хлеб – бери его, читай и всё понятно. У нас есть толкование. И объяснения я по сегодняшний день не нашёл никакого, почему сектанты так поступают – кроме гордыни дьявольской. Заявить о себе. Я вам не толкую Священное Писание, я вам его пытаюсь сделать более понятным в толковании святых отцов на сегодняшний день. Как доходите до этого места “и наёмники преизбыточествуют хлебом”, сразу подумайте: «Нам это Бог дал, и мы каждый год это вспоминаем». Когда человек достигает высокого поста, если он разумный, то он может брать в пример героя романа “Отверженные” Виктора Гюго, который был бедным каторжником, а потом стал мэром города и хранил лапти, в которых он пришёл в город, чтобы всё время помнить, кем он был.
Через две недели будет Прощённое воскресенье, и мы пойдём снова в Покровский собор. Мы наяву увидим, где люди преизбыточествуют хлебом, есть ли наёмники, чтобы мы это всё вспомнили и оценили. Вы посмотрите, люди ничего совершенно не знают, у них малейшего представления нет, что это хлеб и без него нельзя жить; что Слово Божие укрепляет сердце как хлеб, что этот хлеб я должен раздавать другим, приготавливать его. Никакого абсолютно нет понятия. И вина-то чья? Конечно, пастырей. И это нам сильно подновляет каждый год нашу память, чтобы мы научились ценить. В народе есть слово “заелся”. К нам оно очень сильно относится – всё что-то копаются, всё чем-то недовольные. Чем недовольны-то, когда всё тебе дано? Половину богослужения читаем на русском языке, столько всего Господь дал, всё понятное, душа радуется. Нет, той радости нет! Не о всех говорю. Чтобы в Великий пост мы вошли с великой жаждой находиться за столом Отца Небесного и с великим презрением к тем корытам, где мы были, и с великим желанием, чтобы многие люди ещё пришли за наш стол, на это изобилие. Научитесь людей звать, рассказывайте им, какое изобилие у нас имеют все – и наёмники-оглашенные, и сыновья, и что всё у нас готово, дано им. Придёт время, внезапно хлеб будет отнят. Давно ли по талончикам получали? Как муку-то килограммчиками мерили? А сейчас нужды нет никакой. Как только вот эта изобилие кончится, так начинают: «Да вчера можно было брать сколько хочу, целые склады. Да почему же я вчера не набрал, да деньги лежали в запасе!» Я говорю про духовный хлеб. Имейте в запасе несколько Библий, храните в разных местах. Не дай Бог, разразится духовный голод, а ничего в запасе нет. И дети погибнут, а дети - это духовные, которые через вас будут подниматься, новые люди, которые уверуют.
Итак, через эту притчу о блудном сыне мы научаемся сегодня вспоминать дом Отца. Если сегодня люди уходят из храма, где проповедуется Слово Божие, как у нас, то они всё время будут вспоминать. Они пошли туда, и уже через неделю говорят: «А тут не проповедуется». То есть они словами этой притчи уже говорят. Там нет хлеба. Отсюда какой вывод? С чем вы сравниваете? А здесь у нас было? Если люди уходят оттуда, где не проповедуется слово Божие, то они уходят в мир и никогда не вспомнят дом свой. Если ушли в сектанты, то говорят: «Сколько здесь хорошего получили у баптистов, а я ходил в Покровский собор 18 лет, мне никто ничего не сказал». Там с голоду все перемерли. Вот за это-то как отвечать перед Богом придётся. Если кто от нас и ушёл, то чтобы у него была тоска воистину, как у блудного сына, что он никогда больше нигде не получит столь много хлеба, притом на любой вкус. Благословен Господь. Ему слава во веки. Аминь.

В природе есть рыдание и смех,
Но больше стон того, что отстояло.
Мы часто произносим слово «грех»,
Значение скрывая как под покрывалом.
И нет понятия у твари о кончине,
Не надо каяться, стремиться к совершенству;
Полезна в смерти ставшая овчинкой,
Полезной многократно бывши шерстью.
Мы здесь проигрываем, будучи владыкой,
Заботы многим смертью принесём.
Чужое горе стало нашей пыткой,
Но пользу умный обретёт во всём.
Анализировать, уметь расшифровать
Все голоса сопутствующей твари,
Что нам не следует бездумно пировать,
Когда в котле соседнем смерть отраву варит.
В ликующих весенних переливах,
В базарах птичьих, буйных страстью жизни
Да слышатся неслышимые всхлипы,
Да видится застолье мрачной тризны.
Пропитано до пёрышка, шерстинки,
До коготка и твёрдого копытца
Конечным, смертным, что есть на всех поминках –
Заколотое съев, спешат упиться.
И только с верой искреннего взгляда
На Крест Христа, Великого Страдальца,
Познаем Жизнь, уничтоженье яда,
И только в будущем немеркнущего Счастья.
Возмездие за грех лишь только смерть,
И без пролития крови не может быть прощенья.
Всё это во Христе и человек, и зверь,
И птенчик, и букашка получат не зачем-то.
Природные стихии изменяясь тотчас,
Преображённые в первоначальный образ.
Но ныне воздыхание, стон окружает нас,
Мы ищем тень... под капюшоном кобры. ИгЛа. 1.3.05.

Список всех проповедей

467

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: