размер шрифта

Поиск по сайту




Благодатность Богоявления

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Тит.2:11-12

19.01.05. Сегодня на двунадесятый праздник, на Крещение Господне такое апостольское чтение: Тит.2:11-12 – «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». И далее поясняет, чему научает нас эта благодать Божия. Напоминаю изречение Феофана Затворника. Он тщательно разбирает слово «благодать», которым так много сегодня пользуются и совершенно без толку. Всё везде «благодать». «Вот съездили мы в монастырь, а там такая благодать». К нам в Потеряевку приезжают люди: благодать, такая благодать. Батюшка даже посмеялся: «Вёдрами черпаем мы эту благодать». Для этого надо работать. Смиряться. Смирения нет, значит, одна темнота будет. Благодать имеет три вида проявления. Первая: благодать призывающая - проповедь. Почему благодать? Потому что слова о милости Божией, о дарованном спасении, что Сын Божий сошёл с неба и поступил по любви Своей, а не по справедливости. Взял грехи всего мира и наши грехи. Вот это и есть благодать призывающая через проповедь и только через проповедь, и никак и нигде больше так зримо не проявляется. И эту благодать нужно распространять. И её имеют все до единого, которые уверовали во Христа. Могут этой благодатью воспользоваться те, которые не веруют ещё, а услышали, понравилось и они начинают о ней говорить, как сыновья Скевы. Совсем не члены Церкви и начали уже исцелять и изгонять бесов. Только что из этого получилось? Но это не запрещается, потому что написано: эта благодать может коснуться и камней. Лук.3:8 – «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Благодать призывающая есть набат, колокол духовный через уста проповедующих. Скажем так, что на этой благодати сегодня практически поставили крест в Православии и глубоко похоронили эту благодать в Православной Церкви, в католической, и самое глубокое захоронение этой благодати в старообрядчестве. Во всех так называемых исторических Церквах – везде, где нет проповеди.
Благодать научающая. Сегодня о благодати понимают так, что нужно правую ладонь положить на левую лодочкой и подойти к батюшке. Сейчас тебе благодать тут и наберётся. Кадит батюшка, некоторые на себя машут руками и нагоняют благодать. Понимают, что дым из кадила – это благодать. Серьёзно сегодня весь город придёт за благодатью водяной. Там сколько будет банок разбитых, сколько людей повреждено. Я сам работал в Покровском соборе дворником несколько лет. Прижали бабульку к этой купели, к Иордане, и Марии Георгиевне ребро сломали. Я говорю: «И что ты врачу сказать?» «Да с трамвая вылазила, упала. Не скажу же, что в Церкви ребро сломала». «Так это же неправда». «Так я ж за благодатью ходила. Как я могу неверующим правду сказать, чтобы благодать ими поругана была?»
А дальше уже благодать-то была не научающая и не врачующая, а калечащая. А значит это уже и не благодать. Благодать там, где Господь, где Дух Святой. Я каждый раз удивляюсь, как мудро составлены церковные чтения. Кто их составлял? Один ли автор был? Думаю, что очень много, в течение столетий всё это поднабиралось. Но сегодняшнее апостольское чтение я с трудом смог присоединить к тому, что читается в Евангелии. Как будто совершенно и не к месту. О крещении-то Апостол Павел говорит в другом месте, в послании к Римлянам: Рим.6:3 – «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестилисьГал.3:27 – «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Почему сегодня на Крещение Христово читается это? Потому что прощение грехов у Христа-то не было в крещении. У Него нет грехов. И святые отцы это место не взяли, когда мы принимаем крещение. И не говорится об облачении во Христа. Почему? Так Он Сам Христос. Чего Ему облекаться? А говорится о благодати. Притом о благодати, засвидетельствованной с неба, что Он Сын Мой возлюбленный, Его надо слушать.
Слова же Христа, известные из Евангелия – их монахи запечатали, и слушать-то нечего. И запечатали глас Родителев, Отца небесного. Вот куда мы выходим. Целый год запечатывают голос Отца Небесного, а тут «глас Родителев»... Какой «глас Родителев», когда ни одного слова не слышали? Опять обман. Это страшный, преступный обман. Благодать научающая. Где она, благодать научающая? А когда благодать призывающая, то что она означает? Человека научаем, с кем-то разговариваем, он говорит о своей беде, горе. «Вот я ходил по разным учениям, не нашёл утешение души». Мы говорим: «И не найдёшь, потому что как бы тебя ни утешали, как ни лечили, никуда это не уйдёт. Смерть в каждой клеточке сидит. Рано или поздно ты умрёшь. Какие бы ни были целители народные, что бы они ни знали – бесполезно - всё равно умрёшь». На 1000 лет жизни на земле ты же не рассчитываешь? Умрёшь только более здоровым, может быть, внезапно сердце остановится. Так благодать научающая говорит человеку, когда проповедуется, что Христос сошёл на землю. Бог Отец, Любовь, Иегова Вечный послал на землю Сына Единородного. И Господь так возлюбил мир, что Единственного, Единородного Сына отдал за каждого из нас. Он призывает, дабы никто в ад не пошёл, но, уверовав в Него, имел жизнь вечную. И горе человеку, который не примет Христа, ибо гнев Божий прибывает на таком. Неверующий не увидит жизни. Никакие попы, заупокойные молитвы ему не помогут – всё это лютейший поповский обман, когда неверующим обещают после их смерти безпокаянной жизнь вечную. Страшный обман идёт в Церкви, когда люди за деньги пытаются в рай протолкнуть своих усопших грешников. Сегодня толпы идут в Церковь отпевать – и это есть тысячелетний обман.
Мы сегодня соприкоснулись с благодатью освящающей. Вот почему святые отцы поставили это место читать ко крещению. Или они ничего не понимали, а мы понимаем правильно, что не проповедуем о Христе. Или они очень хорошо понимали, тогда мы не понимаем, что не проповедуем. Как Златоуст говорит: «Если у них хорошо, тогда у нас худо, потому что они еретики. Но если у них худо, значит у нас тогда хорошо». Так и здесь. Если это благодать научающая, которая отверзает очи, то значит, мы должны не просто здесь воду хлебать кружками, ведрами, а сказать: «Эта благодать и через воду освящённую да побудит меня к ещё большему ревностному труду на ниве Божией, чтобы я учил сам себя». Благодать научающая, коснись меня. Благодать, научающая через мои уста, язык, через жизнь святую во Христе по Евангелию. Жизнь - главное. Коснись сердец ближних, родных, чтобы обратились. И в сей день эта благодать сошла в воду Иордана. Благодать – это Сам Христос. Благодатный глас Его и Дух Святой в виде голубине. Это мы научаемся через слово, потому что благодать научает. А если этого нет, к Евангелию не приучают, тогда благодать в алтаре вся у батюшки. Так и понимают. Какой бы поп ни был, но сказать о нём ничего нельзя. Он безобразничает, а сказать ничего нельзя. Он вне критики. «Никого не судите!!!», - это главное. Попов не троньте! Вот какая заповедь-то сегодня. А что в ад идут толпы, что поп взял ключ разумения, но сам не входит и других не пускает – про это нельзя говорить. И вся задача архиерея в том, чтобы священники не проповедовали. Вот о. Павел стоит рядом; он начал проповедовать, а епископ его задвинул в запрет. И архиерей травит батюшку день и ночь. Почему? Потому что эта благодать научающая не сошла на епископа. Осталось заунывное и непонятное пение - они же хорошие певцы. Но это всё ложь, обман. Они выносят сегодня суд самим себе. Ты пел про благодать научающую. Так она и научает, она и есть благодать призывающая.
А вторая – благодать обращающая, как Феофан Затворник говорит. Когда сердца коснулась благодать небесная, благодать, научающая от научения, потому что вера от слышания, от слышания слова Божия, тогда душа может сделать выбор в пользу души своей и пойти за Христом. Рим.10:15 – «И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» И не просто людям говорить, что надо проповедовать, а посылать надо. Священник обязан посылать. Кончится служба и нужно говорить: «Братья, не сидите на месте. Вы не получите никакой благодати, если не пойдёте на проповедь». Благодать обращающая должна заработать в городе. А далее придёте сюда и здесь будет сопровождать нас благодать освящающая. Вот алтарь, вот Чаша, вода, Причастие – вот она где, благодать освящающая. Сегодня обманывают: «Вся благодать здесь, в алтаре, и без благодати научающей». Это стопроцентный обман. Почему? Потому что едите и пьёте в осуждение себе. И что толку, что ходите, дворы Божии топчете, ходите по Покровским, Никольским храмам, если сердце не отдано Богу, благодать научающая вас ещё не коснулась. Как Иоанн Златоуст говорит, что лучше бы кто-то взял ключи от храма да забросил в океан, чтобы не ходили, зря здесь не суетились. А когда сердце отдано Христу, обратилось, вот тогда благодать будет работать в человеке. Тит.2:11-12 – «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». ... И дальше поясняет: отвергнув нечестие, и по порядку что перечисляет? И мирские похоти. Какая огромная тема «мирские похоти» - это и телевизор, и стадионы, это празднование дней рождений безбожных, мирские похоти. Дети идут на танцплощадку. Это и выпивка с устатку, и пиво, которое начали пить – вот это всё мирские похоти. Похотение есть. Как с ней бороться – сему учит благодать. Если этой благодати нет, значит, человек как мертвец. Его только отпусти, он упадёт. А благодать научающая, как отвергнуть мирские похоти, сохраняет человека. Как жить праведно – это благодать научающая. Как жить благочестиво в нынешнем веке – благодать научающая. Эта благодать рассказывает, как вести себя на работе, с детьми, в поезде, в трамвае.
Вы выходите, идёте дорогой и кому-то свидетельствуете о Христовой любви– это всё благодать научающая нас. Тит.2:13-15 – «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя». Это Апостол Павел говорит епископу Титу. И опять же благодать какая? Научающая. Почему? А она в каждом слове. Увещевай. А как увещевать без языка? Выходят 15-20 священников и архиерей. Все молчат. Молча постояли, молча опять ушли. И нас спрашивают: «Они у вас что, глухонемые или просто повреждённые с детства?» Почему их в 20 мест не послать было куда-то с проповедью? А вот придумали «благодать» – это кучкой собьёмся, с иконами будем ходить, крестные ходы, кресты поклонные ставить, но чтоб только язык не работал. Это всё и глухонемые могут сделать. Но и глухонемые молотят руками. А вот эта благодать научает увещевать. И не просто гладить по головке, как любят колобродить хорошие в монастыре монахи, но обличать, притом со всякой властью. А сегодня символ власти у епископа – это палочка, жезл. Обличать надо, а не за палочку держаться. Всё закутали в символы, придумали ребусовую веру. Красиво палочку-жезл сделали, обработали как надо. Для чего? Чтобы никто не пренебрегал тебя, когда ты говоришь. Покажи эту власть. Со всякой властью обличайте еретиков, не позволяйте им богохульствовать, поносить Церковь, епископа, если епископ не еретик.
Я рассмотрел слово «ученик». Раз «учить», то должен быть «ученик». В Ветхом Завете слово «ученик» встречается всего два раза и притом тогда, когда Бог ищет учеников, то есть всё время в поиске. А в Новом Завете 261 раз это слово встречается. Новый Завет по объёму в три раза меньше Ветхого. Вы понимаете, как склоняется всё к научению. А здесь сделали так, что если в Ветхом Завете «2», то в Новом Завете «0». 2 и 261 – сделай же сравнение. Это в сто с лишним раз больше учить надо, чем в Ветхом Завете. А в Ветхом Завете было повеление: Втор.11:19 – «И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь». Когда дома сидишь за столом, учи, если никого нет, пиши на бумажке, приклеивай на заборы, на ворота, на косяки клей. Если никто не слушает, на лоб себе приклей, на рукава приклей. Не свастики, не звёзды, а Закон Божий. Вот она, благодать научающая, когда она заработала. Слово «учитель» в Ветхом Завете встречается 15 раз, а в Новом 69. Я для чего привожу эти данные? Чтобы быть хорошим учеником, нужно 261 место открыть в Новом Завете, чтобы благодать научающая влекла тебя к Учителю, чтобы быть учеником у ног Христа.
Далее, слово «учиться». Очень трудно было мне выискать всё, ибо данное слово очень разбросано по всей Библии. Нашёл 114 раз. Это 114 раз нужно отметки нам поставить в дипломе нашей жизни, чтобы действительно желали учиться. А у кого учиться? Иоанн Златоуст говорит: «Смотри, вместо учителя, вместо пастыря волка не избери». Не смотри, что священник или архиерей, а смотри на то, учит ли он по Закону Божию. Потому что многие священники стали еретиками, такие как Арий; многие архимандриты, как Евтихий, стали еретиками; многие патриархи стали еретиками, как Несторий.
Вчера ещё он был православный; так он не в один же день таким сделался, но ещё продолжал благословлять. Люди склонялись перед ними, но учение у волка уже было не православное. Когда только его Церковь объявила еретиком, тогда он и стал уже для всех верных еретиком. До этого он ещё, может, года два отравлял души людей. Итак, в чём видно, что банею очищения и обновления Он нас возродил? Вот почему эти слова взяты ко крещению. Крещение – это баня возрождения. Но она и баня обновления. Всякое крещение наше должно быть по образу Христову. Иоан.3:23 – «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились». А зачем много воды? Взял бы в чашку или в раковину водички и поливал, как у нас на иконах нарисовано. А иконки нам подсунули прокатолические изуграфы-художники. Есть и у нас эта икона – Христос на берегу стоит, а Иоанн на Него сверху по-католически из раковинки льёт. Разве икона эта должна быть в православном храме? А мы даже этого не видим.
Христос сошёл в воды. Струи Иордана накрыли Его. Он дал нам образец. Но не мог Бог дать нам образец вопреки канонов, которые придут позже, вопреки смысла. Слово «крещение» означает «погружение», и другого перевода этому слову просто нет. Итак, баней возрождения. Крещение – это не баня только омытия, но баня возрождения. Дал Духа Святого, Тит.3:6 – «Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего». А в чём это видно? Благодать научающая в научении. Сирах. 37:22 – «Иной человек искусен и многих учит, а для своей души бесполезен». Какую книжку ни возьмёшь в православии, везде пишется, что крещение – это троекратное погружение. Всё правильно пишут, а для своей души бесполезные. Столетиями печатают, как правильно, и крестят всё время неправильно. И книжка у священника в руках,, и всюду и везде записано, но только не будут делать как следует. Втор.8:5 – «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». Вот она, благодать научающая. Как человек учит сына своего? По этому образу, видимо, люди и Писание не учат; раз детей не учат, то они шпаной и растут, где попало бродят, вырастают безбожниками. А тут написано в сравнении, как человек учит сына своего, так нас Господь учит. Ис.28:26 – «И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его».
Какой в Церкви порядок? Занимает ли пастырь то место, какое ему назначил Господь? Без священника нам не спастись! Без священных этих рук, - Златоуст говорит, - нет отпущения смертным людям грехов. «Странно, что Бог за нас умер и вдруг какой-то священник». А тебе рассуждать не надо, Бог так установил. Это Писание говорит, и с этим надо согласиться. Мы вчера на занятиях об этом как раз и говорили. По смыслу священник тут и не нужен, меня прямо благодать касается. Но в деле спасения, в получении третьей части благодати без священника не обойтись, без епископа мы никто, мы просто будем отщепенцы, самочинники и сектанты. Вот почему в Деяниях 21 гл. 28 ст. мы читаем: «Крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие». Это Апостола Павла когда схватили, то обвиняли его, что вот он всех так учит. Это обвинение на нас сегодня, что мы неправильно учим, что молимся с еретиками, еллинов ввели и прочее. Я почитал, как будто бы один к одному к нам приходится. Мы учим согласно Слова Божия, по святым отцам, по блаженному Феофилакту. Если кто желает больше узнать, пусть приходит на занятия. 1Иоан.2:27 – «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Сумели же монахи так перевернуть, что помазание – это кисточка, миро или же елей, когда нас в субботу мажут или при крещении. И вот оно будет нас научать. Весь мир мажется и ничему не научены. Не об этом помазании речь идёт. «Но написано же, что помазание».
Повторяю, что вначале такого не было помазания вообще. Помазание от Духа Святого, Который научает. Но если эта кисточка научает, этот маленький стаканчик с маслом научает, так почему же такие глупые-то люди? Почему никто не знает ничего правильно о Христе? Почему они свободно уходят к еретикам, в коммунисты, в грабители, в разрушители Церкви? Явно, что не об этом помазании шла речь у Иоанна, не об этом. 1Иоан.2:20 – «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё». А вот та благодать, которая в виде голубя сошла на Христа и она незримо пребывает на верующих. И когда мы с верой приступаем к Таинству миропомазания, вот теперь эта благодать научает. Вера открывает лоб, глаза, открывает уста - благодать входит в них. Почему помазывались все члены? Сегодня не все помазываются, многое из практики Крещения постепенно удалилось. Сегодня не помазываются те члены, на которые смотреть люди боятся. Почему в житии Конона пресвитера говорится, как он крестил красавицу-персиянку и нужно было какие-то части её тела помазать и он не смог по причине вожделения. Поэтому были дьяконицы, которые определённые места мазали, чтобы, может быть, правильно рождали, правильно зачинали, и всё остальное было правильно у них. Нам даже странно: «Неужели мазали?» Мазали. А если задуматься, так, может быть, это самое главное место, которое больше всего надо людям и укрощать, и выжигать, и омывать, и мазать преизобильно. А благодать освящала, поэтому дети были другими, по-другому рождались. Это мы уже только из «Жития святых» могли узнать. 1Тим.6:3-4 – «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения». Мне не раз приходилось разных епископов слышать, и они очень любят говорить проповеди о гордости. Гордость, бойтесь гордости. Павел же поясняет, что гордость у тех, которые восстают на слово Божие, на Библию. Читаю снова: кто учит иному, а не тому, что благодать научающая, то есть не из Библии, тот горд и ничего не знает, хотя бы десять академий кончил. Если ты следуешь словам Библии, тогда ты знаешь всё. Это благодать научающая, когда ты в смирении приступаешь к словам Божиим. И не надо просить священника: «Благослови, батюшка, меня читать Библию» – это совершенно безумные слова. Сподобился ли видеть Духа голубина, когда Дух сошёл, и благодать научающая в тебе начала действовать? А ты попроси: «Батюшка, благослови меня, чтобы Бог дал мне памяти всё запомнить». Вот это тебе нужно говорить, а не то, что читать. И на проповедь не надо просить благословение, а только просить: «Господи, благослови через батюшку». Ис.8:20 - «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света».
Без епископа и без батюшки в тебе должно быть уже готовое, зрелое желание и готовность идти на проповедь Евангелия. Идти или не идти - на это не нужно искать человеческого благословения. А вот чтобы было успешным благовестие, вот на это и попроси у священнослужителей благословения; а не на то, идти или не идти. Поп, конечно же, не пошлёт тебя на проповедь, чтобы не обличить свою пнеобразную сущность. Подойди к нему, скажи: «Батюшка, подай мне благодать через тебя, чтобы язык мой мудро говорил. Я знать знаю, а сказать мудро не могу». Чтоб благодать научающая была оформлена, как должно, чтобы этот бриллиант был огранён в достойную золотую оправу. Вот что значат слова, сказанные и во время и мудро. Втор.31:12 – «Собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего».
Мы услышали о благодати и увидели её нашими духовными очами, что она в виде голубине сошла на Христа. И что Христос учил правильно Его слушать – это подтвердил Отец Небесный. Да пребудет в нас слышанное, чтобы благодать научающая соделала нас воистину чадами, учениками Христовыми и учителями для непросвещённого мира и друг для друга. Господу нашему слава во веки веков. Аминь.

Знамения избранники просили,
Что с ними Иегова, как Гарант;
На шерсть росу дабы пролил обильно,
Чтоб запертый открылся Божий храм.
Знамения – знак веры малодушным,
К ним причисляю, не стыдясь, себя.
Ударят, может, с колоколен пушки,
Пробудят пастырей, что за престолом спят.
Знамения того, что Слово живо,
Не от того, что дьякон проревёт;
Переодевшись, заведут машины
И сделают Евангельский рывок.
Мерцанье свеч нечистых полыхнёт
Чудесной проповедью купины иконной;
Воскрыльями взмахнув, начнут полёт,
Не в упокой – к Божественному Трону.
Знамения не смею испросить:
Предвидится ли возрожденье свыше?
Знамения, что нет на нас росы –
Не от мощей же проповедь услышим.
Пусть жезл епископский не каждый, но один,
Хотя бы листиком проклюнется случайно –
На русском по Псалтири воспоётся гимн,
Запроповедует прославленный молчальник.
Знамение друзьям, что не напрасно
Долбил, крошил и распылял нещадно
Чтоб из-за пазухи десницей незаразной
Благословить бесплодных и бесчадных.
Поверят ли: пренебрегать не вечно
Род сластолюбцев будет Иегову.
Знамение Он даст, как обещал, конечно –
Заполонили храм не голуби, а совы.
А во главе знамений Крест Иисуса,
Тысячекратно ярче всех светил.
В сравненье с ним предания потускнут...
Сын Человеческий! Даруй нам новых сил!. ИгЛа. 7.3.05.

Список всех проповедей

297