размер шрифта

Поиск по сайту




На псалом 102

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Пс.102

Пс.102:2 – «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его».

Этот псалом часто слышим в песнопениях, богослужениях и в домашнем чтении. Душа – в этом сказана вся сущность наша: и душа, и тело. Например, с Иаковом прибыло семьдесят пять душ в Египет. Это не означает, что какие то аморфные существа передвигались; люди называются душой, хотя душа это отдельная субстанция. Тело мы видим, оно одето в одежду; а душа одета в тело. Спрашивают: где она находится: в голове, в глазах, в сердце? Никто этого не знает, хотя ответы на это есть у католиков. Но мы не знаем, потому что Писание об этом не говорит.

И вот благослови, душа моя, Господа, воздай Богу благодарность – вот какой смысл заложен здесь. В первую очередь вопрос: где Бога славить? Мы читаем Псалмы. Большинство Псалмов написаны Давидом, когда он находился в стадии беглеца, не в храме. Что Давид написал в храме? Ни одного такого псалма нет, потому что и храма еще не было на земле. Сегодня мы всё заклинаем: храм, храм, храм – это чисто иудейское отношение к храму.

Иер.7:4 – «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»».

Пророки упрекали народ: что вы говорите храм, храм а заповеди Мои нарушаете.

Пс.49:16-17 – «Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Моё и слова Мои бросаешь за себя?»

Мф.12:6 – «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма».

Господь говорит: Я камня на камне не оставлю от этого храма.

Лук.19:44 – «и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».

В России было 57.000 храмов – вообразить это и то не просто; и 1275 монастырей. Монастырь – это целый комплекс за стенами. И люди к этому прилепились. Это только у новообрядцев, не считая старообрядцев, поморцев разных согласий, молельные дома всякие; и Бог всё отнял: идите теперь, молитесь! А то без храма нельзя помолиться: что у вас здесь какие то мешки с мукой и сахаром, да с манкой перед глазами. В храме же всё напоминает о Боге, а тут у вас на полках перед глазами. Мы сегодня, когда нет с нами батюшки о. Иоакима. Он уехал в другую общину, в Барнаул, мы же собрались на нашем «скворечнике» в конференц-зале – помещение вполне пригодное для прославления Иеговы. Что ж, на полках действительно лежат мешки... мешки тоже напоминают о Боге. Нужно быть верным Богу и дать обещание не нарушать Его святые заповеди и сдержать это обещание, данное в крещении.

Неем.5:13 – «И вытряхнул я одежду мою и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякого человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения его, и так да будет у него вытрясено и пусто! И сказало всё собрание: аминь».

И прославили Бога; и народ выполнил слово сие.

У нас в мешке лежит манна. Про манну очень много написано в Священном Писании. Манна называется – дар Божий, а переводится «что это»? Так вопрошали в первый день, после ее появления, евреи. Так и осталось под вопросом; и вы ныне нас зажимаете, чтобы мы шли непременно в храм, как будто Бог только в храме. А в храме вы диктуете свои дьяконские условия народу Божию, чтобы по 40 раз стрекотали слова «Господи, помилуй!» и вычитывали часами на непонятном языке часы. Здесь мы больше половины времени можем посвятить проповеди . Кроме того, манна сравнивается со Словом Божиим. Смотришь на крылья, ибо тут много крыльев птиц – это музей птичий; у нас здесь всегда говорится о земном поприще, которое нужно нам совершать для неба.

Пс.54:7 – «И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы»;

Пс.67:14 – «Расположившись в уделах <своих>, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом».

Вот они, крылья, как о многом они своим только видом нам уже проповедуют из Библии. В храме этого нет, а у нас другое есть. В храме нет колокола, у нас колокол есть, изготовлен в 1784 году. Мы можем тоже что-то сказать здесь. К храму не надо привязываться. Бог внезапно отнимает храмы, а люди тогда и говорят: молиться негде; а безбожники это понимали. Когда к власти пришли коммунисты, они ударили по храмам и народ остался в пустоте, нигде. Если бы умели молиться, как Апостолы, то потеря храмов и монастырей не была бы столь чувствительной; написано, что они ежедневно собирались по домам.

Деян.2:46 – «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца».

Собирались не в одном месте. Сегодня здесь, на «скворечнике», молимся в субботу вечером; в следующую субботу вечером на «саманном» соберёмся, и при хорошей погоде на открытом воздухе – в лагере. По домам. И поэтому их взять было очень не легко.

Деян.19:9 – «Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна».

А евреи, которые привязаны к храму, лишились сразу, как только началась оккупация римлянами в 70 году и потеряли всё; а христиане почти ничего не потеряли. В одном месте выгнали – они тут же уже в другом месте собрались. И все историки говорят, что когда началось наступление римских войск во главе с Веспасианом, то христиане ушли. Значит, благослови, душа моя, Господа! Где? Этот вопрос смущал людей очень сильно. Когда Господь сидел у колодца, встретилась с Ним женщина, очень подробно описывает эту историю Иоанн Златоуст. Женщину неизвестно как звать, но по-нашему, как в «Житиях святых» сохранилось, звали её Светлана, т. е. Фотина. Действительно ли так – мы не знаем.

И она вопрос сразу задала: «Господи, скажи а где поклоняться на этой горе или у вас; и почему именно на этой?» У них гора Гаризим была.

2Пар.6:20 – «Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью, на место, где Ты обещал положить имя Твое, чтобы слышать молитву, которою раб Твой будет молиться на месте сем».

Иоан.4:21 – «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу».

Когда Израиль входил в обетованную землю, то здесь он остановился станом и Бог дал закон, и народ должен был качнуться с одной горы на другую. И вот на горе Гаризим Господь говорит: благословенны, кто чтит родителей, бабушек, чтит их – это всё родители наши. Благословение на нём! народ весь отвечает: аминь – и поклонился на горе Гаризим; и далее благословен человек, который прославляет Бога Иегову, кто к чужим богам не идёт. И весь народ отвечает: аминь.

Втор.27:17-19 – «Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь».

Блаженны те люди, которые всегда будут чтить день субботний и прокят тот, кто субботу нарушает. Весь народ, а его было, как считают, около пяти миллионов; только пятьсот тысяч мужей, могущих носить оружие от 20 до 50 лет было, отвечал: аминь 2Ездр.9:47 – «И весь народ возгласил: аминь! и, подняв кверху руки и припав на землю, поклонились Господу». У них было многоженство – детей много. Это у нас сейчас, если пять детей, то это не норма, или более того, считается многодетная семья, даже если есть трое детей; а у Израиля десять детей, это – норма. У Езекии у одного было 70 сыновей – нам это и не снилось. И весь народ отвечал на все заклятия-проклятия «аминь». А если ты не сказал аминь, тебя сразу убьют. Это означало бы отречение от закона Моисеева, данного Иеговой.

Евр.10:28 – «отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью».

И тогда они пошли на гору Гевал, а на той горе никто не поклонялся гора проклятия. Она ничем не хуже других гор, но Бог так сделал. Там написано, кто будет злословить отца и мать, смертью умрёт и весь народ отвечает: «Аминь!» Любой хулитель должен был сказать «аминь!». Кто не чтит день субботний, будет проклят. Как у нас в воскресенье, кто работает, то у тебя будет пожар, у тебя сено сгорит, скотина будет дохнуть, дети будут коклюшем болеть, и весь народ отвечал: аминь. Где Бога славить? Благослови, душа моя, Господа, конечно на благословенном месте, там, где изрёк Господь благословение. Это благословение было уже на горе Мориа, где построен храм. А ныне Господь говорит всюду. И не на этой горе только и не на той, Бог ищет себе поклонников, которые бы чтили Его, поклонялись бы в духе и истине. В духе – духовно, чтобы не смущали тебя ни мешки, ни наши плоскогубцы на полке, которые вы сегодня видите во время богослужения. Если ты умный человек, на что бы глаз твой ни попал, ты из всего извлечёшь для себя полезное. У нас есть легенды, есть предания. Так вот, у евреев тоже были предания. Говорят такое по преданию. Я не настаиваю на этом, но поделюсь, оно не плохое. Когда Давид пишет последний псалом, он пишет:

Пс.148:8 – «огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его»

да славят Господа; и перечисляет крылатых птиц, а в это время смотрит – запрыгала лягушка. И он перечислял, перечислял, а про лягушку не сказал и говорит:

Пс.150:6 – «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия».

Мы говорим: безобразина какая; а она ничем не виновата – это творение того же самого Творца, Который сотворил прекрасного лебедя и газель. Нам кажется, что жук чёрный, длинный, а для Бога это Его творение. Благослови, душа моя, Господа, т.е. душа, которой отдаётся предпочтение высшее; от Бога – духовное. Плоть, хотя она тоже от Бога, но взята из земли; сотворил из земли человека, слепил статую а потом душу-дыхание вдохнул в неё, и человек стал душою живою. Когда говорится благослови, душа моя, Господа, в первую очередь, мы определяем себя как сущность. Всюду и везде Бог к смиренному близко, где сердце любовью горит. Аминь.

Список всех проповедей

369

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: