размер шрифта

Поиск по сайту




На 90-й Псалом

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Пс.90

Пс.90:1 – «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»».
Многие знают этот псалом, как «Живые помощи». Эту молитву спрашивают и заключенные, и когда в армию идут – считают ее за оберег. «Если она у меня есть, то, значит, я неуязвимый», – так понимают ее обладатели, потому что в молитве говорится о стреле, о язве, которая не поразит тебя ни днем, ни ночью – вообще, очень хорошая молитва, самого широкого профиля и для всех годна. На эту молитву написано много толкований. Но время идет, уже три тысячи лет прошло со времени написания этой популярной молитвы-охранительницы; и нам нужно всё время открывать новые страницы толкования, которые проливаются из этого Псалма на нашу жизнь. 90 Псалом; где его писал Давид? По счёту он стоит на девяностом месте, а, может, он его писал в самые последние дни своей жизни – псалмы стоят не в том порядке, как они были написаны. То, что автор этого песнопения Давид – это доказано. И вот Давид, рассматривая, в первую очередь, свою жизнь, ибо он всегда писал о том, что видел: и небо, и события, – и говорит:
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится».
Как живет тот человек, кто имеет защитой своей Всемогущего Бога? В Боге. Люди, которые читают эту молитву, даже в церкви, они не знают ее. Я многим давал бумагу и карандаш и просил, напишите, о чем здесь говорится? Особенно часто читается она у старообрядцев. Их наставникам-начетчикам я предлагал написать, но по сегодняшний день никто не написал. А если устно и говорят, то что попало скажут. Совершенно не понимают содержание этого псалма, как и содержание молитвы «Иже херувимы»; практически, может быть, один из ста священников только скажет, о чем там речь. Начнут сами с великой важностью истолковывать эту молитву «Иже херувимы», что это о херувимах, которые летают во время литургии в алтаре, Таинство совершают незримо, помогают священникам. А там совсем не об этом речь идет. Вот точно такая же картина и здесь с «живущий под кровом Всевышнего».

Чтобы под покровом Всевышнего жить, надо знать, чему жить – телу или душе? Всё время надо ставить этот вопрос. Если путь человека, который читает эту молитву, делается безопасен, то в первую очередь, должен быть безопасен Сам Христос, давший эту молитву Духом Святым. Но ведь Он пострадал на кресте! Апостолы знали эту молитву? Они из храма почти не выходили. Знали. И что, они безопасны были? Нет – их казнили, мучили, гнали, отсекли головы, за исключением Иоанна Богослова. Значит, не об этом речь идет. Неужели нельзя было это объяснить в храме и сказать, что молитва эта не защищает человека ни в темноте, ни при солнце, ни при луне, ни от стрелы, ни от выстрела; потому что читали эту молитву и святые, которые жили в пустыне; но на них нападали, их убивали. Почему им молитва не помогла? А мы не можем сказать, что она не помогла, если мы разберёмся, о чем эта молитва. Человек состоит из души и тело, и главная часть – это его бессмертная душа; и когда говорится: «Смертью умрёшь», – как в раю было сказано, то понимай, что речь идет о душе, а потом уж и о теле. Адам сразу не умер.
Быт.5:5 – «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер».
Быт.2:17 – «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».
Ясно, что речь шла не только о смерти тела, хотя смерть поселилась в теле. Духовно Адам стал отступником и умершим. И вот:
«Пс.90:1 – «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится»,
под кровом, то есть Бог дает ему крышу Свою. Люди ищут крышу, прикрытие – придумали себе такую охрану. Бог дает, «сень» – это означает как щит сверху, спасает от солнечных лучей, как нечто дающее тень – под покровом Его. И как такой человек покоится? Уверено сердце его, что ничего, совершенно ничего плохого с имеющим эту молитву не случится? И это безусловно? «Безусловно» означает, что обязательно будет только так, что сказанное совершится. Нет, у Бога всё под словом «если».
Чис.14:8-12 – «если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мёд; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их. И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась [в облаке] в скинии собрания всем сынам Израилевым. И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя [и от дома отца твоего] народ многочисленнее и сильнее его».
«Если вы нарушите заповеди, Я изгоню вас из этой земли. И храм ваш разрушу, и камня на камне не оставлю», – это означает, что первоначальные обетования были условными обещаниями. Бог дает обетование и всё время ставит под условие: если вы будете верны, то Я верен, ибо Я отречься Себя не могу. Но если вы нарушите, то Я не пощажу, не оставлю в живых ни сына, ни внука – всё истреблю. – Господи, а мы можем от Тебя научиться, чтобы Ты непосредственно нам отвечал? Он говорит: «Можете».
«Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо
И все сразу: «и я, и я хочу». Кто же хочет, чтобы его грабили? Кто желает, чтобы всё время тепло в квартире было? Дни-то благи оттого, что мы нормально жить можем. А дальше даётся запятая,
Пс.33:14 – «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов».
Вот когда наступит исполнение первой части предложения, когда исполнятся наши желания.
Ис.1:15 – «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови».
Пророк Исаия от лица всего израильского народа говорит:
Ис.59:11 – «Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, — спасения, но оно далеко от нас».
Слышали, как медведь ревёт? Очень похож рёв медведя на рёв быка. Мы все, как медведи, ревём, здесь стоим, читаем, тужимся, службу проводим. А Господь говорит: «Я не слышу вас». И пророк от лица всего Израиля говорит: почему? Мы же ревём, мы же постимся. Иегова вопросами доводит до сознания нам:
Зах.7:5 – «скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?»
Бог не просто обещает взять нас под сень Свою, Себе под защиту, но когда мы выполняем первое условие – жить по Его заповедям, безгрешно. Вот тогда, и только тогда Он обещает изгладить наши грехи. Грехи удалить, а не продлять бесконечно нашу жалкую жизнёжку, из окопов вернуть домой. Дарует жизнь вечную, а не благополучное возвращение из ГУЛага. Наши молитвы – это дар Богу хвалы немолчной. Но Бог и фимиам наш выдувает прочь, если мы беззаконствуем.
Ис.1:13 – «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование
Когда мы выполняем условие убогоподобления, когда характер Иисуса Христа делается нашей собственностью, тогда вступает в силу вторая часть условного обещания Божия.
Ис.1:18 – «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
Шерсть белая, эта шерсть чистая-чистая, отмытая бывает на овечке дождем. Вот сравнивает с чем. Значит, «живущий под кровом Всевышнего» тот, кто живет так. А чтобы жить под охраной Творца, вселиться в селение Божие – надо соответствовать Ему. Если же кто даже пробрался умом туда, то Бог его выведет и оттуда. Он осмотрел собрание гостей:
Мф.22:12-13 – «и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».
Еще и другом назвал, еще есть возможность какая-то секундная надеяться, Он же меня другом назвал. А почему у тебя не брачная одежда? – Какая брачная? Не мазутная же, не в робе сварщика пришел я сюда. – «он же молчал». «Но я уже зашел сюда; прости, Господи!» – «бросьте во тьму внешнюю».

Каждое слово псалма говорит об условности, даруемого Богом. Под условием, что ты должен быть в брачной одежде. Брачная одежда дается в Крещении.
Гал.3:27 – «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».
Умерли для прежней жизни греховной, а теперь вышли из воды, в брачные одежды оделись.
Откр.19:8 – «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых».
Чтобы жить с Богом – надо соответствовать правилам, какие Он дал. К примеру, меня живут люди на квартире, я со всеми письменный договор заключил: ты вот то-то должен сделать, чужих не приводить без моего ведома. Квартирант теперь соблюдает наши условия: «у нас отец приезжает, он неверующий, но тут он пить не будет. Можно ему сюда заехать или нет?» Вот какие правила. И Бог, когда нас принимает, Он обязательно нам дает устав, как вести себя:
Лев.20:7 – «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]»;
Евр.12:2 – «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
Возвращаемся к этой молитве Давида; и, оказывается, что молитва эта среди народа неверующего, даже в сравнении с «помилуй меня, Боже», занимает более важное место – не в сознании людей, а в их кармане. Многие заключенные имеют эту молитву даже на поясах напечатанную. Спрашивают : «У тебя есть такая?», – ему купить надо, потому что она его спасает. Я начинаю объяснять по-русски, как она звучит, а он за свое: «эта не такая молитва, там «живые помощи», мать ее мне наговорила. Я написал по-русски, на память знаю». Уже в тюрьме сидит, а надеется, что эта молитва на поясе его еще выведет на свободу и он еще не раз будет грабить и молитва его не сдаст в руки милиции. «Нет, это не та. Та молитва такая, что если ее имеешь, то тебя милиционер никогда не поймает. Вот у меня такая молитва была, и мы сколько ходили, грабили, ни один мент меня не мог подстрелить – стреляли в меня. А тут мать увидала: сними, сними, я постираю. Я снял, дурак, а вечером пошел, забыл одеть, вот меня и загребли».

Теперь у него мать во всех его мытарствах тюремных виновата. Сидит там, и день и ночь усиленно ропщет. Я ему говорю: «Ты под кровом Всевышнего был, теперь под кровом тюрьмы побудь. Тебя, может, Бог здесь найдет».

Под кровом, под этой защитой, которую Бог дает, под нее надо войти сюда, под эту крышку. Господи, проверь меня. Вот мы стоим здесь, читаем эту молитву, читаем часто ее в нашем храме. Но к этой молитве надо подходить со смыслом, осмотреться со всех сторон: а не запачкаю ли я ближнего? Какой у меня язык, какой мой слух, какой мой потенциал, с которым я пришел? За неделю что у меня прибавилось?» Не ищите защиты за взятки под преступной крышей, надеясь на силу плотскую, на накачанные мускулы – это Бог презирает и отвергает.
2Макк.4:12 – «построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку».
2Пет.3:18 – «но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».
Должен быть духовный рост; или, может быть, действительно мы под одним напёрстком всей общиной скроемся уже?
Рим.1:17 – «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».
Такие, может быть, мы махонькие в очах Божиих, уменьшились, как микробы, так что нас и не видно? Или действительно так, что праведник только зашел и заслонил собою всё, ему всё внимание.
3Цар.1:20 – «глаза всех Израильтян устремлены на тебя».
Чтобы видеть, что Бог дает, нужно иметь зрение здравое, как описано в житии святого Варлаама и Иоасафа за 19 ноября. Чтобы к Иоасафу – царевичу пробраться, он придумал себе образ в виде купца. «И Бог, хотящий, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, по обычному Своему человеколюбию и милости, наставил отрока на правый путь следующим образом.

Был в то время один премудрый и в добродетелях со­вершенный инок, по имени Варлаам, саном священник, живший в пустыне сенаридской. Наставляемый Божественным откровением, он узнал о положении царского сына, вышел из пустыни и, переменив одежды, принял вид купца и, сев на корабль, отправился в Индийское царство. Приплывши к городу, в котором находился дворец царского сына, он прожил там много дней и собрал подробные сведения о царевиче и его приближенных. Узнав же, что вышеназванный пестун ближе всех к царскому сыну, старец отправился к нему и сказал: «Знай, господин мой, что я купец и пришел из дале­кой страны; есть у меня драгоценный камень, подобного кото­рому не находили никогда и нигде и которого я до настоящего времени никому не показывал, а теперь говорю тебе о нем потому, что вижу, что ты человек разумный и смышленый; итак, введи меня к царскому сыну и я отдам ему тот ка­мень, цены которого никто исчислить не может, ибо он пре­восходит всякие добрые и многоценные вещи: он подает слепым зрение, глухим слух, немым язык, больным здоровье, изгоняет из людей бесов, во всем умудряет безумных и дает приобретшему его все желаемые блага».

Пестун сказал ему: «По виду ты старик, а между тем говоришь пустые слова и безмерно похваляешься: сколько я ни видал драгоценных камней и жемчуга, и сколько ни имел их у себя, но камня, имеющего такую силу, как ты сказал, не видал и не слыхал. Впрочем, покажи мне его, и, если слова твои окажутся справедливыми, я тотчас введу тебя к царскому сыну, и ты удостоишься от него почестей и получишь соответствующее вознаграждение».

Варлаам же сказал: «Справедливо сказал ты, что не видал и не слыхал о таком камне нигде, но верь словам моим, что он есть у меня: я не похваляюсь и не лгу на старости лет, а говорю истину, а что ты попросил посмотреть его, так послушай, что я скажу: мой драгоценный камень с его действиями и чудесами, имеет еще и то свойство, что не может видеть его тот, кто не имеет здоровых очей и чистого, совершенно непорочного тела; если же кто, оскверненный нечаянно, увидит тот камень, то потеряет и зрение, и ум. Я же, зная врачебное искусство, вижу, что очи твои болят, и потому боюсь показать тебе мой камень, чтобы не сделаться виновником твоего ослепления; о сыне же царском я слышал, что он ведет беспорочную жизнь и имеет очи здоровые и ясные, а потому и хочу пока­зать ему свое сокровище; так не будь же нерадив и не лиши своего господина такой важной покупки».

И он пришел, царевичу сказал, тот говорит: «мне как раз это надо». И когда стал беседовать, понял: так этот камень – Христос. Человек, который приближается к Причастию Христову, не рассуждая, он не исцеление получает, а смерть.
1Кор.11:30 – «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».
«Живущий под кровом Всевышнего»... А живу ли я? Защищает ли нас Бог сегодня в этом доме, наш город, нашу страну? Сколько сегодня толкуют в газетах о духовном возрождении. Я говорю: в чем можно увидеть это ваше духовное возрождение? «Храмы строят». Но храмы, как строят, так и разрушают; они даже еще легче разрушаются, потому что кирпич раскидал, и ничего уже нет. А чтобы быть под кровом Всевышнего, а не под кровом рукотворного храма, нужно всё время ходить рядом со Христом, по стопам Его. Если овечка буйная убегает и по скалам скачет, в пропасть кидается, то пастырь за неё не отвечает.
Иез.34:16 – «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде».
Я видел, как овцы пропадают, как они уходят; немного в сторону, и ее коз уводят козлы. Она идет за козлом, а потом попадает в топь. Козёл перепрыгнул, с кочки на кочку, а овечка осталась там; чуть-чуть не досмотрел, и ее уже не найти. Я нашел, что козлы – это идейные руководители, как ЦК КПСС, а наша глупая Ванькина голова ничего не думает – идет за козлищами. Они пошли на персональные пенсии, а ты остался опять один; ни идеи, ни пенсии – ничего у тебя нет.

Под сенью Всемогущего люди не жили. Наша страна мало живет под сенью Всемогущего. Чтобы попасть под эту сень, под эту защиту войти, нужно соответствовать тем принципам, которые Бог установил. Я уже не раз вам говорил о том, как у людей принято: слышат первую часть изречения Христова, а на вторую – ухо закрывают.
Мф.19:21 – «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
Имение раздают, хотя это даже более, кажется, трудное, а следовать за Христом – этого как бы и не слышали ни в монастырях, ни во всей России; надо же им было так развернуться и следовать... в горы.

Милость Божия к нам такая великая, Его сень, Его защита от заблуждений, что Господь дал нам толкование этого Псалма, в переводе, на русском языке. «Живущий под кровом Всевышнего» сам себе скажи: я, «под сенью хочу Всемогущего покоиться – это же мечта любого», и припомни свою биографию, какие были опасности, как ты осталась одна, как было трудно – это же обо мне молитва написана. О, Давид, куда ты после этого пошел, знал ли ты, какой шедевр из-под твоего пера вышел, что все народы мира будут к нему обращаться, к этому Псалму, не понимая даже его смысла. То есть от него какая-то особая как бы энергия исходит – от этого Псалма. Но людям надо дать знать, что они с чёрного хода пытаются попасть под эту защиту. Мы постараемся этот Псалом в деталях, по стихам, постепенно пройти, потому что «Живые помощи» – это для нас. «Под сенью Всемогущего хочу покоится». Так какой же там живет человек и говорит: «прибежище мое, защита моя Бог мой, на Которого я уповаю»?

Читающий не знает даже, о чем говорить, что эти слова не произносимы для него, доколе он не раскаялся в прежних грехах и не отошел от них совершенно. Защита – это значит, что хорошо мне. Плохо, когда идёт перестройка Божьих установлений на вымыслы человеческие.
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю».
Подошли вплотную к тому, что печати уже экспериментально ставят. А ты уповаешь, что тебя это как-то обойдет?

Господь говорит:
Иез.16:8 – «проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моею».
Ты пришел ко мне, Ты дал мне характер. Ты характер свой видишь? Как изменилась душа твоя с тех пор, как принял крещение, как услышал о Спасителе Христе? Ты должен жить в мире Божьем, примиренный с Создателем через Жертву Христову, через Его пролитую за нас кровь.
Иер.8:11,15 – «И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: «мир, мир!», а мира нет. Ждем мира, а ничего доброго нет, — времени исцеления, и вот ужасы».
И поэтому под защитой Господней не могут они быть. Когда Господь сказал: «иди в бой, ты должен идти, в этом Его защита».
Мф.10:16 – «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков».
Иер.1:19 – «Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя».
Тит.2:15 – «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя».
Иногда Его сень, Его крыша над нами в том, чтобы не высовывать носа, и никому не говорить ни слова, затихнуть и в своем укромном уголке молиться и плакать.
Ис.30:7 «Я сказал им: сила их — сидеть спокойно».
Ос.4:4 – «Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ — как спорящие со священником».
«А как же на счёт того, чтобы идти проповедовать? Это же повеление Господа:
Мрк.16:15 – «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Мф.28:20 – «уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».
Но в данном случае ничего этого не надо делать. Сегодня закройте за собой двери, и Господь всеистребляющим мечом пройдется по этой земле. Не просто ходить: проповедуй, ходи и говори, а будут ли слушать? Да, иногда приходится говорить, а иногда время лютое, когда приходиться молчать.
Ис.26:20 – «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев».
И это тоже есть крыша, сень от Господа. Под ней пока и покойся.

Мы, собравшиеся сюда, радуемся, что есть, где помолиться. Еще более, должны радоваться тому, что Бог нас защищает. А вот здесь можно и обольститься. Этот Псалом читают сегодня католики, его читают баптисты, если даже кто и не читает, но он так же говорит: и меня Аллах сохраняет; он Бога по-другому называет. А «Аллах» – это «элои», от слова «Бог», по-еврейски. Так объясняют знающие древние языки. И тот, кто молится Аллаху, он говорит: «и я под Его защитой. Смотри, сколько русских людей я подорвал, убил и остался живой, никакое их ФСБ меня не может уже десять лет поймать. Он моя защита и сень». Поставили зенитную установку, ударили, 118 человек с вертолёта свалились на минное поле; а я успел уйти, так никого нигде и не нашли. Вот что значит наша молитва к нашему Аллаху, который намного сильнее Христа и наша молитва сильнее молитвы христиан. У них в воинских частях теперь появились с кадилами и с кистями для кропления священники – их муллы, но Аллах их не слышит, а слушает только правоверных – нас, чеченцев». Мусульманин, может быть, «Живые помощи», носит с собой.

Вот история, рассказанная еп. Никодимом: «Во время патриарха Луки (1156-1169) пришли в Константинополь некоторые из турок, заявляя патриаршему синоду, что они христиане, ибо в детстве были крещены в своей земле христианскими священниками. На вопрос же, как это могло случиться, когда они следуют мухаммедову закону, отвечали, что существует у них обычай крестить своих детей у православных священников потому, что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит как собака, пока не получит христианского крещения. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан неверными, ищут последние не с добрым православным намерением, но ради телесного лечения, и не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, но как некое лекарство и чародейство. Таковое крещение, совершенно естественно, синод патриарший не мог признать правильным и потом определил, чтобы те турки, буде пожелали бы, были вновь крещены. Решение свое этот синод обосновал по аналогии на 8 правиле 7 вселенского собора». И по сей день то же самое наблюдаем в православных храмах; но современный Синод на это уже никак не реагирует. И множатсяпо России «новые турки», но только по паспорту они русские-патриоты. Да и сами попы всё еще не крещёныне – чуть не все обливанцы.

Поэтому эта молитва нуждается в защите; ни на одну молитву дьявол не сделал такого посягновения, как на «Живущий под кровом Всевышнего». Ее на пояски печатают; у меня нет, я ни разу не одевал, и не нуждаюсь в этом. Она у тебя должна быть здесь, в сердце и в уме. И ты покажи ее, но в жизни своей. Исполняя то, что в ее содержании есть. Если у тебя ее в сердце нет, то ты напрасно этим пояском подпоясался.
Еф.6:14 – «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности»;
подпояшься желанием жить во Христе, и чтобы к Нему вопиять. И голос наш перед Богом будет услышан тогда, когда будем жить по заповедям Его. Аминь.

Список всех проповедей

441

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: