размер шрифта

Поиск по сайту




Лазарь и богач

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Указатель: Лук.16:19

Почему-то называют эту повесть о богаче и Лазаре притчей. Не погрешит, думаю, тот, кто будет думать, что это рассказ о настоящем, бывшем. И даже, может быть, был нищий, похожий на персонаж в этой печальной истории. Может, близ храма и лежал, и его все видели и при напоминании о нём могли вспомнить его несчастья в земной жизни. А что с ним было дальше, того уже ни один рассказчик не мог вообразить себе и в самом сладком сне. Сегодня в рассказе о богаче можем усмотреть намёк на так называемых «новых русских», о том, как они относятся к несчастным, порождённым их жестокостью. Притча, как правило, имеет подтекст, здесь же всё в прямом смысле. Господь говорит, что Царство Небесное подобно закваске, а иногда просто указывается, что Иисус много говорил притчами, здесь же ничего этого нет. Начинается повествование словом «был». Реальная фигура Авраам, и каким он был милосердным, таким же могли увидеть его и в этом мини-рассказе. То, что Господь говорил здесь правоверным иудеям, полностью сходилось с их пониманием мира видимого и невидимого, настоящего и загробного. Я не нахожу в этом рассказе никаких признаков, что это - притча. Сектанты все называют её притчей; когда укажешь, что вот же написано, что ад есть, то на это в ответ всегда слышишь: так это же просто притча. Как в притче называть ад? Если бы Христос употребил в притче то, чего вообще не существует, то Его бы сразу ортодоксалы остановили. Когда Господь берёт известные места из Ветхого Завета, то в Новом Завете Он раскрывает их шире. Притча о винограднике была известна со времён пророка Исаии. Спаситель вводит в притчу новый персонаж – Сына. Время показало, что 700 лет разбивали головы работникам и долготерпение хозяина виноградинка окончилось.
Если это притча, то Господь сужает то, что уже расширено. Если ада нет, мучений нет, жажды нет, разговора нет, и всего, что в этой притче, то что нас может из рассказа тронуть? Причту можно только расширять, брать аналоги и подобия в реальной жизни, переносить сказанное на сегодняшние реалии. А события бывшие можно рассматривать только в обобщающем плане, с переносом на другой объект. Нужно научиться понимать язык Священного Писания. Лук.16:19 – «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Разве богатых не бывает? Одежда тоже взята из реальной жизни, и таких щеголевато одетых было не надо за границей искать. Чудовищная роскошь этого сибарита потрясает слышащих уж две тысячи лет. Дороговизну виссона, как бы сотканную из паутины, определяли весом золота. Остановимся только на некоторых стихах этого рассказа. Богач находится в аду и не аллегорически, а явно, и видно, что там ему плохо. Есть два мира - одни видимый и неоспоримый, и второй - невидимый - по откровению Божию. На бедных, находящихся в таком бедственном состоянии, смотрят с сожалением и даже с отвращением. Но оказалось, что самыми сострадательными существами в той местности были собаки. Врачей не было и псы смягчали его раны, муки своим языком. Псы более милостивые и ныне бывают. Бактерицидное свойство слюны собак исцелят застарелые язвы, гнойные нарывы. Когда у человека язва, то рекомендуют намазывать сметаной больное место, чтобы собака лизали, и заживает. Потому и говорят: «заросло всё, как на собаке». Как ни тяжело было бедняге, но всему приходит конец – он умер. Здесь картина совершенно непонятная для многих. Говорят: «Отмучился бедолага», а о богаче: «Этому есть что будет вспомнить». Действительно, ему и советуют вспомнить уже в том адском пламени. Воспоминания тем мучительнее, чем больше разница между бывшим его положением и сегодняшним больше.
Ст. 25 – «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Жил в своё удовольствие, ел, пил и спал на золоте. А этого похоронили. Златоуст поясняет, что Ангелы не брали бы того, кто хуже собаки; банкира взяли лукавые духи, демоны и отнесли. Кто же отнёс его? Ясно, что речь идёт о рогатых и хвостатых тварях - они его в ад препроводили. И вот там, помимо его желан ия в него уже вложен ответ. Он уже не отрицает существование ада. Все коммунисты, атеисты, адвентисты, иеговисты, служители безбожных обществ - все знают, что там ад есть. Говорят: «Не умрёшь - горя хватишь». А мы скажем: «Умрёшь - горя хватишь». Богач уже не отрицает, что есть ад. И не призрачно терпит страдания, но реально, с памятью о прошлых удовольствиях. И почему-то язык больше всего страдает, и знает, что есть какое-то утешение, ему ещё мерещится вода и обращается он не к бедному, которым сам пренебрегал, потому как всё бросал в свою необъятную утробу, ржавого медяка не дал брату по вере. Заплесневелого куска хлеба ему не бросил. «Если к нему обращусь, да Лазарь на меня и не посмотрит. Я ему добро не делал, и как могу ожидать доброе от него взаимно». Авраам встречал странников, поил их и кормил. Похоже, что несусветно бедный богач что-то слышал об Аврааме и не краем уха, ибо к нему и пытается достучаться со своею бесконечно страшной нуждою. Немного просит – такими порциями он ничего и никогда при жизни не измерял. Попробуйте из одного конца комнаты пронести на конце перста влагу, что там на нём будет? И на свой язык положите, язык наш не сухой, - он намащивается из холодильников. Определяют смельчаки, что в аду температура не более шести тысяч, как вроде бы на поверхности солнца. Всего-то. Теперь вдруг богач стал сам себе хорошим благовестником и за других ходатаем. Детей тогда было неубитых больше, чем сейчас. Неизвестно, были ли сестры и сколько, но братьев кроме него ещё осталось в живых пятеро. У кого из нас сегодня пять братьев есть? В конце этого рассаказа мы скажем: Аминь. В этой непритче очень много сказано для сектанов, а в первую очередь для православных и католиков, что участь грешника бесповоротна, окончательна и непереходимая пропасть к Царству небесному из ада. Попытки ходатайства о том, чтобы выбраться из ада была. Но он была отвергнута. Сейчас перенесли её на небо, потому что почему-то думают, что если из ада невозможно было изменить участь грешников, то вот уж на небе ходатаи лучше о нас позаботятся, чем мы сами о себе при жизни. Ходатайство к святым имеет хотя бы видимость обоснования. Евр.12:23 – «Приступили... к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства». Но для того, чтобы его пять братьев стали христианами, один из них мог бы быть епископом и теперь за него могли молиться в монастыре и частички из просфоры вынимать. Про эти помочи нет ничего в этом повествовании о социальном неравенстве. Смысл рассказа тот, что трудовая книжка закрыта и к акту Сам Бог печать приложил, за то, что ты отверг Его святой закон. Этот рассказ Христа начинают в веках расширять, и в первую очередь как прелюдию к огромной выгоде, к кормушке самой нескудной. Открыли особый бизнес-труп; смерть-гешефт. Непрерывно, в каждом храме, старообрядцы, новообрядцы, католики, армяне – все церкви занимаются этим. Человек ничего не пожалеет для родных и близких, которые сидят в тюрьме, а тут человек попал в вечную темницу и не может оттуда выйти. Мф.5:26 – «Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Лук.12:59 – «Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки».
Показывали фильм, как люди из Грузии отбывали срок на севере в ГУЛаге и сумели дать о себе весточку; когда работали на лесоповале, то написали на брёвнах, и при разгрузке кто-то нашёл слова своих родных. Как искали весточки от своих родных. Но из ада и такой весточки нет. Ад – это подземный ГУЛаг, гееннский, из которого никто не выходит, и нет оттуда весточек. Есть лишь намёк из неканонической книги, что думают живые об облегчении участи умерших во грехах. 2Макк.12:42-44 – «И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». Но эта забота очень похожа на ересь в новозаветной церкви, когда при жизни не сподобившиеся крещения восполнялись трудом и заботою живых. 1Кор.15:29 – «Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?» Это всего лишь благочестивое и не по Писанию пожелание людей. Теперь развернули рассказ о богаче в ту сторону, чтобы вытащить его из ада. Наш батюшка ещё смотрит, за кого подают записки об упокоении, были ли верующие или неверующие. Хотя бы небольшое у нас ограждение вроде бы есть. Умер Лев Толстой; он ни Христа за Бога не признавал, ни Троицы, ни Церкви, ни Таинств её спасительных, и однако сестра его монахиня докучает оптинским старцам, чтобы молились о богохульнике и смутьяне.
Из всей Библии граф признавал только три главы из Матфея, но и те понимал не совсем верно. После смерти этого рыкающего в Ясной Поляне льва пытались сделать в Царстве Божием ягнёнком, чего он не просил и не хотел. Разрешение получила сестра только на келейную молитву для собственного успокоения. Церковь не молится за такого врага Божия. Если бы сегодня посмотрели, за кого молятся, бормочут! Патриарх Алексий первый молится за тирана Сталина, напоминает о его мудрых делах. А этому ироду и в аду места мало. Начали Христа подправлять, и этот рассказ о разговоре Авраама с богачом. Предположим, что обратились братья богача, и теперь они поминальные записки подают в храмах, чтобы вытащить своего брата кровного. Вечное поминовение на Афоне, в Иерусалиме. Лук.16:26 – «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Церковь установила молиться только за рабов Божьих. Молитва за умерших показывает неразрывность нашей братской любви, что человек верил в искупительную жертву Иисуса, принял Голгофскую Жертву и омыт Кровью Агнца при жизни, и жил по святым Евангельским заповедям, был водим Духом Святым и преисполнен делами любви. У Бога все живы, и мы не прерываем связь в памяти нашей с отошедшим, ублажая его кончину. Еккл.4:2 – «И ублажил я м ртвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе». Вы сами себя не обманывайте - если дети у вас неверующие, то сейчас бейтесь; если муж не признаёт Христа за Спасителя своего, то вот теперь время приложить силы, чтобы вымолить его обращение, покаяние сегодня. Если он не обратится, то горе человеку тому, ибо он уже никогда не выйдет из той темницы. Хотящие не выйдут из бездны. А сейчас и это обдумали и говорят, что не сказал же Христос, что если ходатаи будут, то бесполезно. Разве не понятно, что из ада кто хочет переходить, кто больше желает - тот кто там уже сидит, или кто на земле ещё ходит? Как бы ты ни желал меня из тюрьмы вытащить, но моё-то желание всегда выше твоего, потому что я там муку переношу ежечасно. Такими глупостями в церкви оправдывают безумие по вытаскиванию грешников из ада, что и говорить о том боязно. Сегодня в церкви никому не отказывают в заупокойных молитвах, кроме некрещёных.
А самоубийцы имеют льготу в прихоти епископа. Он по этим делам - главный торгаш, кому разрешит, там и каноны не нужны. Приходилось видеть снимки, как отпевают воровских «авторитетов», на гробе лежит его кожаная куртка. И батюшка стоит рядом с кадилом. Ныне необходимо молиться, чтобы Бог отверз ум священства по этому рассказу. И чтобы они не перелицовывали его на свой карман, чтобы они увидели, что они вхолостую работают. А почему тогда Бог допускает это? Да потому, что Он милостивый и долготерпит. А почему тогда дьявол терпит наши молитвы за умерших? Да только потому, что душа уже у сатаны и ему наши манипуляции никакого вреда не доставляют. Когда человек молотит за упокой, он в это время не думает о живых, на проповедь не идёт, а дьяволу это только и нужно. От гробов нужно выйти и побежать. Не ко гробу, а к людям возвещать, что Христос воскрес. Надо бежать, облетать этот мир, как на крыльях Духа Святого, говорит Златоуст. Представим, что за умершего хлопочут, но получают опять же тот самый ответ: «У них есть Библия, пусть слушают, что в ней написано». Лук.16:29 – «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Никакое чудо воскрешения умершего им не поможет, есть чудо – Священное Писание, и оно выше, чем умение воскрешать мёртвых. Многие у нас в общине обладают величайшим даром от Бога, ибо мы верим, что слово Божие живо и действенно, что Библия написана Духом Святым. Если кто не поверит, то остальные припарки ни родственникам и никому не помогут. Непереходимая пропасть между верующими и неверующими. Иоан.3:36 – «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». Что за пропасть, мы не знаем, но Златоуст говорит, что она шире этой вселенной. Где находятся рудники для преступников? Вдали от царских палат, так и место мучения от Царства Небесного. Очень часто начинают хлопотать после времени. Если любите, заботиться желаете о человеке, то заботьтесь, пока он жив. Будьте для них живым Евангелием. Надежда только здесь - за гробом покаяния нет. Еккл.11:3 – «Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет». А люди ворочают эти деревья, переворачивают, ставят их вершиной к небу и думают, что что-то растёт. Если бы все силы были брошены не на этот самообман, а на благовестие, тогда сколько могло быть издано Евангелий на деньги, какие впустую потратили на плату за поминовения безбожников, и сколько душ миновали бы пропасть ада уже здесь на земле, примирившись со Христом, через принятие Его, как своего личного Спасителя, умершего лично за него, пролившего Свою пречистую кровь лично за него. Думаю, что мусульманства вообще и не было бы, все они были бы примерными христианами. И ересей никаких не было бы, быть может, если бы все возвещали благую весть, а не сидели по монастырям. Речь идёт о сотнях тысяч проповедников. Благословен Господь, Который дарует нам святую Свою веру и этим прямым, истинным путём следования за Иисусом по слову Божию. Чтобы о нас потом бесполезно не хлопотали. А если мы умрём верующими, все о нас помолились, чтобы в алтаре священник помянул нас, как положено по-православному. Богу нашему слава во веки. Аминь.

Список всех проповедей

533

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: