размер шрифта
Поиск по сайту


Шестопсалмие – Пс. 62 – вечернее богослужение

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10



Рассмотрим псалом 62, по счету третий в Шестопсалмии. Каждый субботний вечер мы постараемся вникнуть в то, что назначила церковь при возбуждении молитвенного состояния всех приходящих во храм. Псалом Давида, когда он был в пустыне иудейской. Место нахождения известно, но непонятно, был ли он в это время царём, хотя в конце псалма он будет об этом говорить. Или он только думал, что он будет царём, как предсказано, или был во время бегства от сына своего Авессалома. Но молитва эта захватывает и нас, ибо выражает состояние беглеца, когда он бегал от Саула и когда от Авессалома, своего сына. Подходит она и нам на каждый день. «Боже, Ты Бог мой». Вот первое слово, какое он сказал и записал. До него молились люди и после него молились. Надо записывать мысли свои; я сколько говорю: ведите дневники, записывайте, какие у вас идут мысли, и посмотрите, как они Бога захватывают, прославляют или нет.

О чём мы думаем, о чём мы разговариваем. У Давида, например, первое слово «Боже», а потом «Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я». Не просто спать, когда солнце выше крыши, а от ранней зари. Некоторым звоню, а они мне полушепотом: «Мы ещё спим». Да как же? Трамваи бегут, у станка уже в семь часов становятся рабочие, а мы спим? Лживые христиане, московское диванное христианство.

Пс.118:147 – «Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю»

Когда человек жаждет Бога, он всюду и везде ищет Бога. В проявлениях при наказаниях, в милости, в знакомствах с кем-то, от Бога ли это, Бог ли послал мне этого человека? Вот не найдёшь и не сойдёшься другом быть кому-нибудь, и вдруг Бог даёт такого человека. Господи, Ты нашёл мне, послал такого помощника.

Мне приходилось разговаривать с людьми, у которых была тяжелейшая прошедшая жизнь. Хозяйка, у которой я жил на квартире, рассказывает, что отец её всё время читал Евангелие. Как? Читал Евангелие? Она говорит, что так помнит. Она уже сама была старая, а он, естественно, старше её. И когда мы из Румынии переезжали сюда, только что стали садиться на паром через Дунай переправляться, вдруг, когда мы сидели посреди узлов, заходит какой-то старичок и говорит отцу нашему: «Пошли, Григорий!». Он встал и пошёл. Наша мать кричит: «Да куда ты пошёл? Шестеро ребятишек у меня на руках». – «Бог вас прокормит». И больше его мы никогда не видели. Не приведи Бог такого отца иметь. Он всё время как будто ждал этого часа. А дочь Иулитта Григорьевна до самой смерти всё думала: «А может, он больше ста лет прожил, может, он где-то в монастыре?» Ездила по монастырям, его искала. «И вот как мы жили без него, когда есть было нечего совершенно. Едем на телеге, только что прошёл дождь, смотрим, трава шевелится, а сухое место было; там такая огромная рыба в канаве - мы набрали и полную телегу наложили. Всех раскулачивают, отбирают зерно, а мы не можем никуда в землю спрятать; и оставили на току, присыпали соломой. Всё вокруг переворошили комиссары, а здесь на виду наши два бурта пшеницы отвеянной лежат, и никто не подошёл. Не по молитвам ли нашего отца?» – рассказывала она.

Бог находит человека. «Боже, я с ранней зари ищу Тебя». Искать Бога нужно во всём том, что нас окружает. Адам Бога не искал, он прятался от Бога и Бог его искал. Когда мы теряемся, мы не знаем, где Бога найти, и тогда мы начинаем кричать: «Взыщи раба Твоего, я заблудился как овца потерянная». Он же сам, сам Давид, однажды молился так. Псалом 118:176. И если он от ранней зари просыпался, искал Бога, значит, у него других вопросов не было? Ведь мы с утра начинаем что искать? По магазинам, дачи, подали или нет воду сегодня, в летний-то период. А в деревне о чём? Ищут, где достать какую-то деталь к машине, чтобы вывезти зерно. Всё время забота одна на другую наплывает. Во всём этом как раз Бог и есть. Я ищу Бога, а Бог берёт заботу обо мне на Себе. Я должен понять это, что моя суета, что я хожу, это ничего не даст, если не будет со мной Бога.

Пс.126:1 – «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». «Тебя жаждет душа моя, по тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной»

Пустой – можем понимать, что никого там нет, он одинокий в пустыне и называется место, где нет жителей. Иссохшей – когда нет долго дождя. И безводной - то есть нет никаких источников, никаких колодцев. Вот это состояние души, которая находится среди безбожников, земля иссохшая и люди называются деревьями бесплодными.

Иуд.1:12 – «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые»

Называет безбожных людей. Находиться среди них – какая страшная тоска. На время себе воображайте, что сегодня вы находитесь в одиночной камере. Как тебе это хорошо, а люди боятся этого. Мне Бог позволил испытать, и я говорю: это благо, когда ты один и никто не мешает. Но когда посадят туда, где людей много и все курят, все матерятся, злятся, дерутся, убивают друг друга, то это земля иссохшая, безводная, пустынная – ты один среди пустыни безбожной. И только одно: «Господи, избавь меня, выведи меня из этой пустыни». «Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище». Для меня самое трудное в этом псалме оказалось слово «святилище». Давид сравнивает своё состояние и как мечтает изменить его, чтобы оно было вновь, как когда-то во святилище. Что он имеет в виду, как было в храме или во святая святых, но туда он не мог проходить, он из колена Иудина. Значит, святилищем он называл весь храм, где были молящиеся, где проходили священники, где стояло море медное. Но храма ещё не было. Что он имел ввиду: обыкновенную скинию, ибо храма Соломонова не было, потому что сын его будет строить; а святилищем больше ничего не называют на земле. Или он представлял о небе? Никакого толкования здесь нет. Но он знал, что ничего лучше на земле нет, как придти в храм Божий.

Может быть, он в проекте понимал, что там будет? Да он сам однажды говорит: когда я думал – хорошо безбожники устроились, всё-то у них есть, нахватал больше глаз, и внукам не проесть, а:

Пс.72:5 - «на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам»,

и я позавидовал безумным, видя благоденствия нечестивых, доколе не вошёл в храм Твой. Когда я вошёл во храм, то увидел, что их там не было, этих безбожников. Но я, говорит, увидел: «На скользких путях поставил Ты их». Внезапно арестовывают, внезапно стреляют их рэкетиры, приканчивают киллеры. Мы читаем, слышим, что с ними делается. И вот здесь я сравниваю, что ничего лучше на земле нет, как быть во храме. Только задумаешься о чём-то: «Ой, да я же в храме стою». Опять мысли о Боге. Здесь что есть? Здесь и благословение священнослужителей, здесь совершается божественная литургия, как считают, что небо сходит на землю. Здесь в пресуществленном виде из хлеба Тело Господне, Сам Господь во плоти и крови. Другого нигде нет, только в алтаре, нигде больше на земле нет Тела Господня. У католиков ещё в образе Папы, а у нас этого нет. И вот он, сравнивает всё со святилищем. «Господи, я видел Тебя во святилище», и хочу видеть сейчас славу Твою так же. И вот как мы были в храме, как молились, немного цеплялись за Божествнное, кланялись здесь, видели, что совершается, слышали. И когда нам трудно, мы всё время будем думать: «Господи, как хорошо было во святилище». Мы переживаем в нашей стране великую свободу, это редко выпадало на долю России, чтобы так можно было собираться, открыто молиться. Мы в любом месте можем ставить святилище и не регистрировать даже его. Мы зарегистрировались, чтобы удобно было с людьми иметь общение, вести занятия в университете. А кто не зарегистрировался сегодня, им даже легче, отчётов никаких не надо давать в отдел юстиции.

Как хорошо мы живём сегодня, что есть у нас святилище, где мы можем собираться. Люди, которые не приходят в субботу, они проигрывают, вы поговорите с ними. Вы за это время так много и безвозвратно потеряли; вот сейчас мы будем здесь 2ч.40 мин. молиться; вы всё это время не можете так часто проникать умом во святилище, вы по-прежнему в суете житейской стоите. «Ибо милость Твоя лучше нежели жизнь». Я жизни без Тебя не хочу, без Тебя она пуста. Милость – это не справедливость. Справедливость – это когда что-то я сделал, по моим делам мне воздай. А милость – когда я виновен, глаз не смею поднять, меня надо наказать, а я прошу простить. Я милости ищу. Но, ища милости у Бога, мы должны искать милости и к нашим ближним. «Уста мои восхвалят Тебя, так благословлю Тебя в жизни моей». Так кто кого благословляет, мы Бога или Бог нас? Когда Бог нас благословляет, Он посылает нам во всём изобилие, мир, доброту, здоровье, доброе настроение, молитвенное состояние. А когда мы прославляем Бога, написано: благословляю, то есть я понимаю, что Он источник всякого добра, блага, и за всё Его восхваляю - вот какой смысл в благословении. Где бы и что ни было, в мировых ли событиях, когда всё человечество уходит от Бога, я всюду и везде вижу исполнение пророчества Божия. Написано:

Мф.24:12 – «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»

Господи, так это должно быть? Не удивляйтесь, что такие дети, ибо написано:

Рим.1:30 – «Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям»

Мы видим, какие глупые правители; ну какие же это цари? Нарочнишные совсем, артисты, актёры в руководстве, актёры в монахах, актёры в священнослужителях – говорят одно, делают совсем другое. Им ничего не надо, только бы играть и играть. А мы благословляем его: Господи, хорошо, что не палач у нас, хорошо, что он у нас ГУЛАГ закрыл, и мы можем собираться. Да дай Бог, чтобы они пока хотя и такие были, благодарим Тебя, Господи. А если будет гонение, Господи? Если бы вот с этими сегодняшними правителями мы были, то в рай, может быть, никто и не попал из царского семейства. А сейчас Ты нас гонишь, сколько новых венцов мученических приготовил, благодарим Тебя. Мы все должны с проглядом смотреть, какой конечный результат. «Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё вознесу руки мои». Это нам православным нужно запомнить. А то «не имамы мы иныя помощи». Во имя Твоё, не во имя кого-то. Только во имя Христа я поднимаю руки. Каждый может поднимать дома на молитве; в храме нам не разрешают, а дома можете поднимать так, как священник в храме поднимает. Первые христиане молились, поднимая руки или распростирая их, как на кресте Христос. В таком виде лежали на земле, это «Жития святых» повествуют так нам. В таком месте, где прилично ложились, не на грязном месте, распростертые, как бы распятые.

Пс.62:6 – «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои»

Тук – это жир; мы любим, чтобы у нас вкусно было, всё нажаренное, напаренное. И елеем – это означает, что никакой коросты нет, всё умягчённое.

«Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи». Когда разговариваете по телефону с кем-то, с тобой ли кто-то заговорит, старайтесь во всём видеть радость. До того скучные иногда такие люди, подойдёшь, хорошо, хоть бутылки молока нет, закисло бы даже в сумке. Такие слова говорит, столько ржавчины - ну зачем? Радуйтесь, Господь вас избрал, вы поверили, что Он умер за вас, вы поверили, что кровь Его омыла вас, Он назвал вас святыми, благодарите же Его. Ты всюду и везде должен говорить: «Аллилуия, слава Тебе, Господи, слава Тебе!». Чтобы где ни слышал: «Благодарю Тебя, мой Создатель!». «Так ты радуешься, что погибли люди в аквапарке?» «Я ничего не понимаю, я знаю, что Бог предопределил это так. Он дал столько-то мне ума, не дал больше красоты, благодарю Тебя. А если бы я был красавец, да если бы был ростом выше, да кудрявым, куда бы я залез? Да, благодарю Тебя, Искупитель мой!». Всё время благодари, что ты не такой, как другие. Благодари за то, что меньше досталось, и с этим меньшим я не полез на больший грех.

Прит.11:22 – «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная»

Давид вспоминает не в пустыне же свою постель, а как было раньше, и он размышляет о днях покоя и безопасности. О чём только человек не размышляет, когда ложится. Когда у меня какие-то судебные неурядицы, то я ничего не могу сделать с собой, у меня раскрутка в мозгах до самого утра идёт; и помолюсь, и слово Божие почитаю, а ночи конца нет.

Иов.7:4 – «Когда ложусь, то говорю: «когда-то встану?», а вечер длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета»

Вроде молюсь, а в мыслях одно: «Вот там одно опустил, надо было так сказать, а вот этому надо было так врезать, а вот этого так «подстричь». А пророк, размышляя о Боге, воспоминает Его на постели своей, и в ночные стражи. Самое трудное время - это где-то от 3 до 5 утра - ночная стража, когда падаешь с ног; а я размышляю. Когда начинают о Боге думать: кто сотворил эти звезды, Господи, а как они всё-таки там висят? Даже не знали раньше ни силу гравитации, ни того, как звёздочки далеко, не знали, что луна поворачивается, как бы уменьшается; то как будто колотое блюдо, как обрезанный круг сыра, - что это с луной делается, почему?

Мы теперь знаем, а они не знали, но славили; а нам, знакомым с азами астрономии, как нужно славить Бога? «Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя». Не надо понимать, что у Бога крылья есть, но означает, что Его защита такая надёжная, как птица хранит своих птенцов. Разве кроткий голубь? Я показываю, смотря кому. А что, голуби дерутся? – Да, как только у ней малыши выведутся, только руку подашь, она крыльями тебя бьёт, клюёт, не допускает. «Я в тени крыл Твоих». Господь говорит:

Втор.32:10 – «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего»

Пс.16:8 – «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня»

Зах.2:8 – «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его»

Повторяю, что когда мы живём под защитой Всевышнего, когда исполняем Его святые заповеди, тогда в силе слова: «К Тебе прилепилась душа моя». Прилепиться – значит, соединиться.

Быт.2:24 – «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть»

Еф.4:32 – «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви»

Вот где уже заложено было: к Тебе прилепилась душа моя. Мы Бога должны вот так искать. Чего только ни ищем: ребёнок ищет какие-то игры, невеста ищет жениха, жених невесту, но всегда выше всего должен быть Господь, чтоб мы Его так искали, желали к Нему прилепиться. Господи, как хорошо быть с Тобой, чтобы мои мысли соединились с мыслями, написанными в Библии, чтобы мы всё рассматривали во свете Библии.

Ис.55:8-9 – «Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших»

Во свете Библии, то есть во свете откровения Бога Иеговы, Который дал нам Слово Своё. «Десница Твоя поддерживает меня». Я помню, кто хотел уничтожить наш детский лагерь-стан, даже последние враги, что против воевали, они исчезли, никого нет. Кто начинал вот эту борьбу – умер; кто написал статьи – нашли убитым его, «они сойдут в преисподнюю земли». Ни одного не осталось из тех, которые воевали. Да они же сильные такие! Вот так Бог сделал, и «сделаются они добычей лисицы». В городе сидят псы, а в степи склюют дольние вороны бесстыжих людей. Лисица тоже дикий зверь и, видимо, имеется в виду её хитрость.

Лук.13:32 – «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу»

Может быть, эти люди становятся добычей более хитрых людей, они подкапывают под них и они погибают от них. «А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам». Да, Богом клясться нельзя. В Ветхом Завете можно было. Клянется человек, когда говорит: «Бог свидетель». Не просто он клятву дал лживую, а: «Истинно так, всё время перед очами Божьими было дело, за меня Бог, Бог мой свидетель. Я клянусь Богом, со мной рядом Бог стоит, и Он меня поддерживает и подтверждает, что я сказал».

«Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им». У царя победа над врагами, он веселится победой, сейчас День победы, он радуется, что реформы благополучно пошли, радуется, что сын родился. Всё это было и в прошлом. Но он говорит: «Царь же возвеселится о Боге». Если у царя столько радостей, и он безгранично может их менять, то что говорить о бедных людях, о таких, как мы? Когда у нас ограничен круг этих радостей, и наша радость поневоле должна всё время упираться в Господа. Хотел бы я радоваться, но, во-первых, нельзя, а потом, да и не достанешь. Я вижу, что хорошая машина иностранная, а где ты её достанешь? Я хотел бы поехать за границу, а кто меня отпустит, да и денег таких нет. Поэтому то, что они радостью считают, Давид считал за ничто – радость моя в Боге. А как в Боге радуются? Означает, за всё Бога научиться благодарить, размышляя о Боге, и к концу дня подводить итог. И вот здесь Господь помог. Посмотри, сколько нам помог сделать. Пришли сёстры, как помогли, некоторые торопятся домой; да, они всё высчитали до одного часа, чтобы при храме на общей работе лишнее не переработать. Мне смешно на этих спешащих домой смотреть. Но слава Богу и за это, что Господь побудил хотя бы и так часа на два прийти. Смотрите, сегодня приехал человек и сказал, что у нас седьмой том «...открытым оком» почти готов. Как хорошо, что издатель сам нам позвонил, уже один экземпляр привезли показать, чтоб я замечание сделал – как они заботятся. Я переспрашиваю: сколько же издателю лет? Да более 50; и такая ответственность. А как мы, верующие, такие безответственные. Сказал слово и как будто не говорили – не выполняем.

И в этом надо увидеть, что эти люди на Суде Божием будут против нас свидетельствовать, что они неверующие, в таком возрасте, и они своё слово держат. «Ибо заградятся уста говорящих неправду». Много говорят люди, но если не могут подтвердить это словом Священного Писания – да заградятся их уста.

Иуд.1:9 – «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”». Доказательство одно было: ты лжец, тебе верить нельзя, да заградятся уста твои, да запретит тебе Господь. Неоднократно святые говорили так на Елиму волхва Апостол Павел прикрикнул, и он замолк, онемел и ослеп. И поэтому если вам приходится говорить с людьми лживыми, вы можете смело сказать: «Да запретит тебе Господь». Аминь.

Ушла, рассыпалась, и праха не собрать,
Империя злодейства, лжи всесветной;
Бог Иегова силен покарать
И главарей распределить по клеткам.

Блудилище СССР и ведьмы
Горели, угрожая и соседям;
Но главный идол мерзкий и зловредный
В учебниках мозги протравливает детям.

Тлетворные же человеко-черви,
Последыши и выкормыши ВИЛа-людоеда,
Избранники толпы безбожной, черни,
В правительстве, у них всё тоже кредо:

«Обман и трусость всюду и измена!» –
Клеймо, поставленное свергнутым царём;
В словах, как прежде - хитрая подмена.
«Моё-твоё» - вас коммунист, как липку, обдерёт.

Нет личности у них, свирепые опричники,
В соратники к себе зовут патриархию.
Архиереи-деспоты, как и всегда двуличные,
Поют их лозунги – кровавые прокимны.

Бог нас предупреждает из Писанья
Глаголами Апостолов, пророков:
«Лишь Иегове петь хвалу-осанну!» –
А быть чему – то прибывает к сроку.

Счастливые, в невиданной свободе
Мы проповедуем о нашем Иисусе.
Цвести садам не завтра, а сегодня –
Наш виноград да будет самым вкусным.

Накопленное трудно сохранить,
Хотя бы и другим от искренних щедрот;
Насущным хлебом из духовных книг
Для глаз и для ушей, не только в рот.

Поторопитесь, пагуба грядёт,
Чревоношенье зла закончится внезапно,
Нам за сегодняшнее враг предъявит счёт,
Окупятся ли нынешние траты?

06.08.2004 ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

341