размер шрифта

Поиск по сайту




Учение у ног Иисуса

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10

Указатель: Мрк.10:13-14

Сегодня первое сентября - начало учебного года. Совсем недавно, двести лет назад, первое сентября было началом гражданского года, а сейчас первое января. Вникнем в слова Христа:

Мрк.10:13-14 – «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».

Написано «прикоснулся к ним». Не просто подойти, но лично прикоснуться. Вот чего не хватает многим – не быть в околоцерковных кругах, но быть с Иисусом, и ты будешь уже узнан окружающими тебя не по набожности, а по знакомству с Иисусом.

Деян.4:13 – «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом».

Говорится о великой милости, о благодати Божией, которой Бог окружил нас, чтобы мы осознавали это. Посаженное плодоносное дерево быстро растёт. И в животном мире так же, чтобы можно было быстрее воспользоваться плодами – в 16 лет лошадь уже изработалась и готова к списанию. А человек в 16-летнем возрасте ещё ни к чему не годен. Что это означает? И в этом заключена какая-то тайна. Чтобы соприкасаясь с медленно растущими детьми, родители душами своими не застаивались, а мысленно возвращались в своё детство, и понимали, учились на поступках своих детей; это почти копия того, как поступали когда-то они сами. Но забыто было многое, и потому так легко взрослые делаются беспощадными судьями детей и взрослых.

Исх.20:12 – «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».

И теперь ты можешь пожинать в усладу посеянное в эту заповедь в детстве. Если же ты сам пренебрегал заповедь, то очень трудно получать и от своих детей плоды с этой заповеди, очень трудно! Я читал про то, как во время войны, когда убивают на фронте командира, то его место внезапно кто-то занимает. Кто? Заранее никто не может сказать, будет то ефрейтор или даже рядовой, который соскакивает и ведёт в атаку и уж потом его поднимают по служебной лестнице. Рядом с убитым капитаном был старший лейтенант, ему бы и вести под огонь, но он почему-то не повёл в атаку, а вырвался меньший по званию. И стали рассматривать и исследовать и нашли, что у лидера как правило, должно быть шесть качеств.

Они скрыты в нём, но в экстремальной обстановке они проявляются: воображение, знание, умение, решительность, беспощадность, привлекательность. Каждое качество нужно развивать в детях. Коснусь сегодня только одного – воображения; учителя должны развивать это воображение в себе и в детях. Что такое воображение? Нужно представлять, что было, хотя оно уже невидимо, и что впереди будет, хотя его ещё и нет.

Ребёнок пока ещё маленький, он ещё ничего не соображает, но рано или поздно он покажет рога и их уже сегодня нужно подпиливать у него. Что нужно дальше делать? Ставьте себе задачу: навести чистоту, чтобы ребёнок не ложился спать, пока он свою обувь не почистит. Пока все игрушки не будут собраны, приведёны в порядок – не сядешь за стол. Если этому сегодня не приучите, то он будет точно такой же, безразличный к грязи в доме и в душе своей. У ребёнка должно быть точное расписание и там не только уроки указаны, но и обязанности по отношению к родителям и к домашним. Если не приучите сейчас, то они будут не просто неграмотными, но бесноватыми: наркоманами, преступниками. Из семей священников вышли прекрасные революционеры. Микоян закончил духовную семинарию, Сталин учился в ней. И таких не один и не два. Как такое могло случиться? Они знали, получали знание, а воображение не работало. Отбарабанил, пятёрку по закону Божию получил Володя. Приходя из школы, он ещё в сенях кричал: грамматика – пять, математика – пять, закон Божий – пять. Но на мушке у него стояли все монастыри, храмы, все священники. Всё это он подберёт, и подберёт на пятёрку. Нужно развивать в детях воображение.

Ребёнок здоровый, но вы давайте ему понять. что есть и больные дети, есть тяжело больные. Эти дети многое не дополучили в жизни своей, а ваш ребёнок это получил. Через воображение сделайте его сострадательными.

Я получил вчера журнал «Православная Русь», №14-2004 года, стр.14. «Видящие и слышащие, помогите лишённым сего дара». Оказывается, есть такой приют, здесь даются его реквизиты, адрес, где он находится, г.Сергиев Посад – это Загорск. и там есть дети, покинутые родителями. Слепоглухонемые. И над ними опекающий иеромонах Зиновий. 190 детей. Мысленно закроем глаза и уши. Но нам трудно это вообразить. Потому что мы уже видели этот прекрасный мир, знаем, как выглядит наша мама, отец, братья и сёстры. Есть ли что ужаснее, как не видеть ту красоту, что нас окружает, не видеть солнце, всё, что радует нас. Не приведи Бог переживать такие страдания, когда рядом такое твоё дитя, лишенное от утробы матери дара зрения и слуха. Страшно тут ещё и то, что дети эти лишены элементарного ухода и ласки матерей – у них нет родных, они – сироты. Кто хотя бы раз увидел таких несчастных, тот не останется безразличным к их несчастью Мы должны подумать, как мы можем на деле помочь таким отверженным. Я вспоминаю, как однажды слепой человек горько плакал и говорил: «Я отдал бы всё что имею, и бесплатно трудился бы всю жизнь для людей, чтобы мне увидеть ту красоту, которую видите вы».

Развивайте в детях воображение. Мы в нашем лагере устраивали игру, когда детям завязывали глаза на время, чтобы они осознали, как трудно перейти, не стукнувшись, и по знакомой площадке. Несчастье может случиться в жизни с каждым.

Турецкий военачальник ослепил тысячи пленённых солдат-болгар и на каждую сотню оставил только одного с одним глазом и отправил их в Болгарию. Когда их увидел царь Борис, то он сошёл с ума, – так говорят. Вся страна наполнилась слепыми, а они недавно были воинами. Нужно всегда помнить, каким сокровищем мы владеем, что можем видеть Божью красоту и слышать чудные звуки, наполняющие природу. Мы сегодня имеем всё это и нам не нужно покупать чудо зрения и слуха. Я думаю, что можно было бы и от нас что-то послать детям, пригласить в наш детский лагерь, чтобы в наших детях было сострадание, чтобы и они воображали, сколько в мире есть детей, которые не имеют родителей. Или имеют родителей-пьяниц. Многие дети ложатся спать голодными. Только что прочитал в газете «Честное слово» как дед, мать и бабушка заморили до смерти шестилетнего ребёнка. В неделю один раз давали объедки, приковывали к кровати, чтобы он не дотянулся до холодильника. Весил не более семи килограммов. Суд выдал на всех 37 лет. За убийство пятерых дают лет десять, а здесь за маленького ребёнка получили по четырнадцать лет.

Научите детей всё видеть во свете Библии.

Какие мы счастливые, что живём в это время, когда есть Евангелие, которое можем целовать, прикасаться к нему. Сегодня я специально принёс в храм книгу, переплетённую в ручную. Всю её написали от руки – это Псалтирь и каноны; есть пометка – 1876 год, где владелец книги просит помянуть умерших. Печатными буквами. С красивыми киноварными заглавными буквами. Развивайте в детях воображение, что у нас есть Евангелие, напечатанное ровными, красивыми буквами. И ты лично своё можешь иметь. Чтобы из сердца непрерывно шла благодарность Богу за тех, кто изобрёл книгопечатание, кто придумал бумагу, краски, станки печатные, изобрёл компьютер, на котором так легко работать. Быть лидером и для своей души – нужно иметь воображение: что же из любого поступка происходит?

Притом не плотолюбивое воображение, а то смотрят пошлости и, как взрослые, рассуждают плотоядно. В щель подсматривают, когда мама переодевается. Развивайте воображение духовное, чтоб они свет видели перед собой. Протопоп Аввакум шестилетним ребёнком увидел, как у соседа пала корова, и, придя домой, он горько плакал, ибо понял, что и он умрёт. И в дальнейшем вся жизнь его была под страхом смерти беспокаянной, что нужно быть в любую минуту готовым предстать пред Господом. И это помогло ему стать бесстрашным бойцом, сожжённым за великую идею спасения души и России. Развивая воображение в детях, говорите, что будет за каждым обманом их. Они будут сами многократно обмануты. Учите их быть внимательными, ласковыми, не дерзкими. Если же в них не будет смирения, вы можете вырастить смелых, красивых, здоровых головорезов, бандитов, развратников. Дайте им страх Божий. Приучите их о себе думать, как о нахлебниках. Они ещё ничего не могут приобретать, живут на всём готовом и потому должны учиться хорошо. Порадуйте родителей своих добрыми отметками, чтобы приучились ухаживать за меньшими.

Не оставляйте без внимания самое малое, что дурное видите в детях. Соедините, родители, своё усилие с трудом учителей, ибо Бог дал вам счастье иметь верующих учителей. Какая школа может сегодня этим похвалиться, чтобы родители так слаженно не с силовыми структурами сотрудничали, а с верующими братьями и сёстрами. Я вас прошу: никогда ни о священниках, ни об учителях не говорите плохое. Не дерзайте на это, ибо будете пожинать горькие плоды. Бог будет поить вас жёлчью, и вас будет всю жизнь рвать. Созидайте авторитет старших, а если есть что-то неразрешимое – то идите к священнику, чтобы ребёнок относился с трепетом к учителям и к духовным лицам, как это ещё сохранилось в мусульманских странах, почтение к аксакалам. Сегодня тот день, в который полагается начало этому процессу, и чему вы их научите к концу учебного года? Друг другу, учителя, говорите: сегодня я скажу вот это ученикам, такую нравственную платформу заложу, а завтра ты скажешь и продолжишь. Что-то плохое заметили в ребёнке, сразу на этом примере начинайте учить других. Если мы прикоснёмся ко Христу сами, допустим детей прикоснуться к Нему, то это будет заметно для всех. Однажды что услышали доброе, то и всевайте в их души. Не надо ответственность всю взваливать на учителей. Твои руки приняли этого человечка от рождения и потому на тебе самая большая ответственность, как на породившем его.

Если священник может сказать, что дети в его храме бывают не каждый день, то у учителей нет и этой отговорки, ибо дети у них каждый день перед глазами и не один час.

Священник ещё может душить требами, руками махать, а у учителя только язык для научения, молотьба с утра до вечера, выколачивай плевелы и всевай зерно чистое. Ты должен учить, учить и учить. И каждый день подбивать итог, смотреть, что получилось, чтобы вас не Корчинский директор проверяла и потом жаловалась, что у вас так много ошибок, а вы бы проверяли пред Богом дома, на коленях. Проверяйте, что сделано, истребите и тройки. Чтобы были внимательными, а то им несут пирожки, а они рядом – и даже дверь не откроют. На крыльце снег, они натоптали и прыгают через этот бугор. Благословен Господь, даровавший нам это богослужение. Каждый год первого сентября, будем мы как Варфоломейка, будущий Сергий Радонежский здесь в храме. Можем прямо подойти и сказать: отец духовный, благослови нас. Он ждал, когда инок кончит молиться и тогда подошёл, повёл к родителям, чтобы и их он благословил. Вот нам пример. Слава вовеки Иисусу Христу. Аминь.

Склонилось лето, во множестве приметы -
К концу и окончанью жатвы:
С азартом пенье птиц давно отпето,
И травостой полёг дождём прижатый.

Знамения то в сполохах зарниц,
То в проливных занудливых дождях;
К объединению и ломке всех границ
Речами льстивыми дорогу нам мостят.

А на обочинах воззванья и портреты
Всех тех, кто правил так недавно бал;
Вчерашние разменные монеты
И мазволеевский презренный каннибал.

Нам всем и каждому отпущено в кредит
Здоровье, время и инициатива;
Не время, как привыкли, пулею летит, -
Стрелу спускает смерть с натянутой тетивы.

Спасенье ограничено Писаньем:
Лишь только в Церкви, в корабле Иисуса;
Не пренебречь написанным отцами,
Не рассуждай сектантски нагло-куцо;

Что мол достаточно уверовав, сознаться,
И подтвердить раскаянье делами.
Вне церкви, в сектах, собственные снасти,
Шаманят истово, трясут своим камланьем.

Давно ли прыгали, транжиря чудо-время,
И так внезапно подошли к кончине.
Теперь и малым ветром судно кренит -
Любая впадина мерещится пучиной.

Что не накопишь в юности, то старость
Умеет в обвиненье многим скинуть.
Отсутствие движенья заменить лекарством -
За образец берут монашескую тину.

Быть плодоносным, сочным, в духе свежим
Даёт Дух Божий верным, как награду,
К закату лето, слышен зимний скрежет,
Неласковые гости уже вблизи ограды.

19.07.2004 ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

238

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: