На псалом 102 (14)
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 7Указалеть — Пс.102:22
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Пс.102:22 — «Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!» Не все знают, что такое Псалтирь – это книга, написанная царём, пророком, псалмопевцем Давидом, самая большая по объёму в центре святой Библии, самая читаемая во всём мире три тысячи лет. И никто никогда не помыслил занять её место, первое место занимает, а второе на тысячи лет дальше. Самая распространенная книга святая Библия, вслед за ней произведение мирского характера; на полке если положить, то между ними пустое пространство, примерно 500 полок, даже сравнивать не с чем.
И вот отсюда мы узнаем смысл жизни: живу я, а для чего? Я как-то попросил в своей общине всех написать: как нашли Бога, как они пришли в нашу общину? Некоторые не пришли, ходили только на занятия; 84 человека написали. В большинстве случаев поиск начинался с того, что задумались: а для чего вообще я живу? Что я умру – с этим никто не спорит; что родился ясно, что я живой. А для чего? Умер и всё? Ответов – очень много. Один из ответов такой, чтобы быть в раю: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». Второй - не попасть в ад, чтобы не гореть. Я нашёл, что самое краткое даёт изъяснение Серафим Саровский: «Стяжание Духа Святого». Но для людей и это непонятно: что такое стяжание? А что такое Дух Святой? О Духе Святом вообще понятия никакого нет. Названия Христа - около 500 имён. И на всё где-то, как-то откликается: «преображение» – Преображенские фамилии, Преображенский район; «вознесение» - Вознесенский район, Вознесенский город. А Дух Святой как? Никак, вообще никак. И мы читаем в Священном Писании непонятные слова: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. В разных местах слово «Троица». Но нет в Священном Писании, чтобы слово Троица затвердело. Три столетия стояли на месте. Подыскали слова: «Единосущный» – целое столетие ушло, пока нашли это слово; и никто-то, святые отцы на Соборах утверждали. Господь говорит: кто скажет на Сына Человеческого - на Христа, простится; а на Духа Святого – не простится, ни в этом веке, ни в будущем. Никогда! (Мф.12:32). Это же Святая Троица! Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой «равные, безначальные, бесконечные, неизменяемые, неслиянные, нераздельные» – слова там есть. Но почему к Духу Святому такое отношение? Как хорошо было с учениками, они ни в чём не имели нужды. Он говорит: в чём имели нужду? Ни в чём. А теперь, дальше говорит: и хорошо, что Я уйду; если не пойду, то Дух Святой не придёт. (Ин.16:7-8) Понимаете, загадка за загадкой была, теперь для нас всё это растолковали святые отцы. И говорят: Дух Святой придёт и научит – вот почему и не понимали - это научит на всякую правду. Вот слово «община» многим вообще не понятно, и было всё общее, так общее это везде бывает: в разных религиях, в разных государствах, в разных эпохах; но здесь что-то другое было заложено. Мы читаем Ин.15:1,5 – ««Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь”. “Я есмь лоза, а вы ветви;»». Понимаете, как всё понятно. Очень известный человек был в мирском мире - Карл Маркс, где-то в 15 лет выпускной экзамен и он избрал тему 15 главу Евангелия от Иоанна; и получил «пятерку». Он очень точно подметил самое главное: где-то яблоки как растут? В одном, другом месте, а здесь всё слитно, всё вместе. Почему? В Боге. Люди, которые имеют избрание от Бога, они всё время недовольны собой: вот это я не узнал, как много времени потратил зря, а вот здесь проспал, не встал вовремя на молитву; он всё время скорбит об этом. Добиваться нужно, чтобы у нас были те же чувствования, как и во Христе Иисусе, не просто чувства, а переживания. Фил.2:5 – «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Иисус на ночь удалялся и молился. А кому молился, когда Сам – Бог? Понимаете, на каждом слове мы можем остановиться. Бог так сделал, что окружил нас такими делами Своими, что всюду и везде звучит Слово: Я Велик! Равных Мне – нет, Я – Бог! Славы Моей никому не дам. Я Един, Я Вечный. Пророк Исаия об этом говорит, все пророки об этом говорят. (Ис.42:8;48:11; Иер.10:6; Иоил.2:21; Ос.13:4; Зах.14:9) Самое малое отклонение от уставов грозило смертью; Бог дал субботу. «Ну и что?» Они и не слышали никогда об этом, в субботу ничего не делать: а как? Ис.58:13 – «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить». Электричества не было, пошёл собирать хворост, заметили: а это можно? Написано: не делайте как в обычные дни. Арестовали. Я всё думаю: он сидит дома, всё у него на месте, хороший муж, жену не бросил, готовить обед; ну, все нормально и вдруг арестовали, он сидит где-то в сарае: что же держат? как они там теперь? холодное едят? Он ничего не знает, дальше мы видим ужас, и ужас напал на всех людей. Расследовали: «Это ты брал? Этот хворост твой? Твой, ты должен умереть» – «За что? Я сражался за Бога Иегову, я жизнь готов положить, семья моя любит Бога, все молятся». – «Ты должен умереть!» Не знали, что делать. Господь сказал: оставьте до утра, и утром Я скажу, что нужно делать. Это мы так привыкли: один раз не пришёл в субботу вечером молиться, другой потом захряс на этом, потом в воскресенье не нужно, приду или не приду. Тебе не понятно, что ты не отстал; ты ушёл, и через этого обнаружили, что не все наши (1Ин.2:19). А как узнать - наши или не наши? Молитва, стремление к Богу, стремление познать волю Божию. Ис. Нав.1:8 – «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Богу не надо 99%; Он всем умом требует, всем сердцем, всей крепостью. (Втор.6:5; Мф.22:37; Мк.12:30; Лк.10:27). Он умер за нас, да капли Крови пролил, и на меньшее - Бог не согласен! Мы так себе принизили планку, что: ну, и что? ну, не ходил? Ты отошёл от Ангелов, ты отошёл от Бога; и этого не понимаешь ещё? Всё закончилось. Ну, хотя один из дома должен прийти? А он не пришёл. А почему не пришёл-то? Мы не знаем ответа, святая Библия не даёт. Пошли на войну из одного города, по-нашему сказать, из районного центра ни одного воина не было: ну хоть один-то был? Ни одного. И сразу Ангел явился и сказал: прокляните, прокляните Мероз, он не пришёл на помощь Господу с храбрыми. (Суд.5:23). А уже война закончилась, отпустили домой людей, демобилизована армия. Вернуться всем, окружить город, стереть с лица земли, ни одного младенца не оставлять в живых, от них дурное поколение пойдёт. Это мы привыкли всё это сглаживать: ну, Бог милостивый. Мы грешим. Приходим к батюшке, что-то бормочем здесь: дальше - Бог милостивый, Он прощает нас. А дальше живём по своей воле. Читай, что у нас написано: Иер.15:6 – «Ты оставил Меня, говорит Господь, назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать». Что интересно, сколько у нас надписей и когда первый раз здесь был епископ Сергий, который стал митрополитом. Приехал, остановился, священники были; никто, а он сразу отошёл: а где это написано? А там не написано – выгорело; оказывается, было написано. Он один, который заинтересовался, он один: но что ещё из этого? А вы его биографию узнайте, я не отвлекаю в сторону. Бог дал разум: такие отношения с ним, он архиепископом дня не был, ему сразу дали митрополита. Посмотрите: вот почему он так относится к нам. Посмотрите на его вид, как приезжает, как уходит? Такой биографии в интернете не нахожу, я сегодня поместил его биографию в «События дня». Вчера говорили: он долгое время был священником, он большую часть жизни провёл за границей. Представьте, Чешская Православная Церковь, просит разрешение у патриархии, чтобы его сделать членом своей Церкви, вообще я не слыхал такого, не видел. Дальше в Иерусалиме, и наконец, имея огромный опыт – священство, его ставят епископом. И вот у нас, если бы был другой епископ, ничего бы этого не было; он сразу приехал, и сейчас какие отношения сохраняются. Почему? У него опыт, огромный опыт; мы должны это всё иметь в виду, это достичь не звание, награды (перечисляются его, какие); а Бог! Как он служил в Эстонии? В это время такой непорядок, все государства «против»; и он получает награду от правительства Эстонии. И где бы он ни работал, он никому не пытается, как бы угождать, он делает: положено, я это делаю. Я к слову, просто сказать: так мы должны увидеть, что в этом Бог! Его Господь на это дело избрал. И мы переживаем в отношениях с патриархией сегодня - «золотое время». Он погасил всё, официально ни один нигде не выходит; а речь идёт о тысячах людей, сотнях священников, которые были - «против». И обычно, когда принимают монашество, меняют имя, а он как был Сергей Иванович, так и остался Сергий; тоже интересно это. Пс.148:7-10 – «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые».
«Хвалите Господа», и перечисляет: холод, туман. Я знаю, что такое туман, где вода поднимается, особенно осенью часто. Давид писал, он соображал, что пишет или нет? Мне так вот кажется, рукой его водил Дух Святой тогда. И когда он согрешил, два смертных греха сделал, всё же молится: «и Духа Твоего Святого не отними от меня» – Пс.50:13. Бог, как будто исключение сделал - и убийство, и прелюбодеяние, и Дух Святой всё ещё на нём. Какое удивительное событие! И здесь он перечисляет, дальше говорит: «Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя!» – Пс.150:6. Перечисляет всё, и в конце: правителей, князей и судей, чтобы они Бога славили. Я много судился с властями, даже освободившись: 11 лет шёл суд, чтобы возвратили, что у меня изъяли. Одиннадцать лет! Как так можно? Я пришёл к выводу, что судьей должен быть только верующий человек, ожидающий суда Божия, независимо от того православный, католик, протестант, мусульманин ли это будет, чтобы он знал, что за неправильный суд Бог будет судить. Каким судом судите - таким и вы будете (судимы). (Мф.7:2). И вот мы окружёны учителями. У меня много ресурсов в интернете и все одинаково называются – «Во Свете Библии …открытым оком» – это два разных места Священного Писания (Чис.24:3,15; Откр.21:24). «Во свете Библии», чтобы мы всё видели – любое событие. Вот я скажу: что вы знаете о пчеле? Ну, что – мёд. А дальше? А сколько насекомых всего Бог создал? Всё время открывают новые и новые виды в море: какие-то рыбы, какие-то твари. На глубине даже 10 километров, там раздавливает патрон даже стоящий, а они живут. И он не знает и говорит: и рыбы великие, да славят Господа, и ветер, и буря. И мы во всём должны увидеть: Бог! Научиться петь: Аллилуйя! Я немножко только коснусь того, что нас окружают: вы видели большая такая – летает, как муха; красивая, как оса, шершень называется. Если шершень с тобой познакомился, скажем, поцеловал тебя раз или другой, то есть, ужалил, ты его никогда не забудешь: я испытал это! Целая неделя, как булка в руках. А мы его выжигали; не заметили, что там есть отверстие, откуда он во время дыма полез, и сразу же, поцеловали два раза. А что в святой Библии говорится? Мы знаем, Предтеча назван Иоанн Креститель, Предтеча больше и не называется никто. И шершень — предтеча. А почему? Господь посылает: вот эти земли принадлежат вам, но народа много; Я помалу буду изживать их. Господь говорит: нашлю на них предтечи ваши – шершней; об этом мы читаем в книге Исх.23:28; Втор.7:20; Ис. Нав.24:12; Прем.Сол .12:8 и этими предтечами буду истреблять их. А шершни, и ты, когда бы его увидел, скажи: Господи! Насекомое является близким к кому-то, кто впереди нас прошёл. Вот допустим, муха. Муха мы знаем, о них написано: Исх.8:21; Прем. Сол.16:9; Экк. 10:1 – «Мёртвые мухи портят и делают зловонною благовоную масть мироварника». Ис.7:18. Прямо называют кого-то: человек, который разносит разные недобрые вести, непроверенные, называется – мухой. Муха, которая отравляет троих: сам отравлен, кого поносит и того, кто слушает. Муха – это муха, она находит всегда помойку; пчела там не будет сидеть. Мы в святой Библии находим 77 книг, из них канонических 66. Протестанты все издают только 66, но оказывается, что урезанные другие книги: Молитвы Манассии (2Пар.36:23, далее) нет у них, Притч.6:6, там говорится о муравье – «Пойди к муравью, посмотри, у него нет приставника, начальника, бригадира». Как они дружно работают, у каждого своя функция где-то. А дальше написано про пчелу, и пчелу выбросили. Я тоже не могу по сей день ответить, стих пополам разрубили. Почему? «А ты пойди к пчеле и поучись». Ни одно насекомое так близко не бывает к человеку и сласти, говорит, приятной для всех – (Сир.11:3). Богатый царь или кто бы то ни был, говорят: что она, где-то там, в дупле. В дупле было у нас такое, ветер свалил клён, а брат Игорь притащил его волоком к нам в лагерь, а его пилили дети. Никто ничего не знал, и перепилили как раз, гляжу, что они жуют дети? А они сот делят; много ли там? А сегодня человек, эти называются магазины дополнительные, ставит сверху три, четыре и даже пять; бывает не один раз качают, а сколько берут? У нас бывает так, 40 килограмм с улья – это уже очень хорошее. Я читал: в Америке до двухсот килограмм. А почему? Потому что всё время пасеку перевозят с одного поля на другое. Ну, и что? А кто-то кому-то должен, и кто-то платит. Кто платит? Ну, раз мёд берёт – значит, он что-то берёт; нет, наоборот ему платят, потому что опыление, урожай, почти в два раза повышает – это мы должны знать. Вот даже мошка и то, – (Исх. 8:16-17) – и Господь сделал. А как бороться с мошкой? Бороться не возможно. И сделал всю персть, пыль-мошкарой. А чего завелась? Пыль превратилась; поднял ветер пыль - одна мошкара: ни глаза открыть, ни в дом, в любую щель залезет. Ты должен увидеть, что в этом милость Божия. Вот у нас берёза, она не упоминается там, там её нет; но там есть ель, есть кедры. И об этом Давид поёт песнь: «Как кедр Ливанский». И каждый раз говорит: о убежище зайцам; где аисты вьют гнёзда – (Пс.103:16-18). Нужно научиться самому простому: что ты видишь? И во всём увидеть милость Божию. Я нашёл такой стих - Откр.5:13. Наступил Божий Суд. Откр.5:13 – «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков». Мы знаем, умеем считать. Вот маленький мальчик, я спрашиваю: «До скольких ты умеешь считать?» Он уже много считает, он знает цифры, но не знает, что за цифрами стоит, научите его этому. Вот козлята одного человека - 10 пальцев, отрубают один палец, он сразу начинает петь: Великий Бог, Единый, Вечный! Нет Ему – равных. Второй палец отрубили: Господи Боже, Ты Богочеловек воистину. Третий: Святая Троица, помоги мне. И на каждый палец у него особое песнопение; о боли забывают, и Бог делает так, что тело делается бесчувственным; почему говорили: они, как деревья - христиане. Два и три, можно узнать, но охота сказать о Боге. Варвара, заточённая отцом Диаскором, сидит, называется терем - столб, не видел ни разу, видимо этажей несколько. Рассуждает: отец уехал, наказал как построить баню; два окна - в честь солнца и луне поклонялся, она догадалась. Пришла к ним, она его наследница и говорит: «Сделай три окна». – «Да мы же два сделали». – «Я говорю три, три – это светлее будет». Во имя Святой Троицы! Она первый раз заявила о цифрах своих, мы сколько раз касаемся этого, я говорю тем, чем мы окружены. Нужно научиться во всём, видеть промыслительность Божию о человеке, чтобы Слово Божие для тебя было живое и действенное, и жизнь была живая и действенная. Я однажды как-то сказал, игумен подхватил, в интернет выставили: литургия должна быть вся наша жизнь, литургия означает – это наше общее дело. Мы во всём должны видеть: посмотри, как луна прибывает и убывает; не каждый знает, а почему? Она куда девается? Половины нет её, чтобы человек научился размышлять по Божию – «… открытым оком во свете святой Библии», для этого нужно трудиться, работать. Вот мы идём с детьми, притом это без натуги, идём с разъезда. Первые встретили с поезда ребятишек: «Дети, что вы видите впереди?» - «Дорога». - «Так стоп, вы, что о дороге знаете? Ничего не знаете, давайте и говорить. Господь говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» – Ин.14:6. Дети повторяют, что Евангелие, что Иоанн они не знают. В этот день началось вхождение Слова Божия в детей, чтобы ни случилось, мы во всём должны увидеть Промысел Божий о нас – вот это для нас пример. «Господь сравнивает когда людей, и сравнение делает с чем-то: посмотрите на лилии. «Но у нас нет лилий-то, но оказывается есть». И посмотрите: какие цветы, но и Соломон самый богатый в мире человек, не одевался так, как каждый из лилий». (Мф.6:28). И, однако, подсекается. Мы как-то с матерью косили, тут ложки разные идут, зашли, но одни цветы; мы скосили. Дня через три пришли собирать – вот такое сухое, ржавое лежит; мы кое-как поняли, что цветы в это и превращаются - это жизнь человеческая. Великие и дивные дела Бог совершает ежедневно, ежеминутно – это надо видеть. Ударил гром, ты должен найти. А что такое гром? Сверкнула молния, и о молнии: итак, явится Сын Человеческий от востока до запада, как молния видна бывает (Мф.24:27). Строит что-то. Какое сравнение сделать? Человек что? Храм Божий. Люди строят храмы, а Господь говорит: вы – храм Божий. «Как храм Божий? У меня тело». Все объяснено, когда диавол напал на Иова, поразил проказой - черепком соскребал с себя. Иоанн Златоуст говорит: так и диавол увидел его сияющее сердце через эти стропила. Стропила – это ребра. И он закрыл лицо руками – сатана, и бежал. Это не написано, но понятно, что больше, ни разу не подошёл. Мы должны это видеть. Сегодня как? Раз, решился идти в священника, куда пошёл? Ты почитай шесть слов Иоанна Златоуста, как он вникает во всё. Почему никто не написал о нравственности священства, как Иероним Стридонский – это вопрос на вопросе. Я хочу сказать, 10 октября мы уезжаем – это около четверга, ещё занятия три будут, вы приготавливайте вопросы. Вопросы, которые будут, быть может, и отвечены для вас, тогда вы будете «…открытым оком» на всё смотреть. Посмотрел только, что они делают; а вот это. А как у Бога об этом говорится: мы провеем что-то, ветра, от ветра сор. А как в святой Библии написано: и лопата Его в руке Его (Мф.3:12). Эти несколько мест, о которых Господь нам сегодня говорит, призывают к тому, чтобы человек коротенькую эту жизнь жил с «…открытым оком», и смысл получается в стяжание Духа Святого, то есть во всём увидеть помощь Духа Святого, проникнуться. «Бог сделался человеком, чтобы человека сделать богом» – вот такое изречение есть. Будьте святы, как я свят - говорит Господь (Лев.19:2), на меньшее - Бог не согласен. А можно ли быть таким святым? Нельзя, это планка. Будьте святы, никакую обиду не держи, обида - не христианское дело. Не стони зря, всё время вспоминай, что есть люди, которые намного больше тебя страдают. Приободрись. Я на вокзале видел, бегают цыганские ребятишки – вот такие маленькие, 43 градуса мороза. Ну, какой пол-то там? Они выскакивают на улицу друг за другом, забегают – у меня в лагере были –они ни один не кашляют. Почему? Мы оторвались от природы, поэтому таблетки нам помочь не могут. Нужно благодарить Бога: за здоровье и за болезни, за друзей и за врагов, за достаток и за скудость; и тогда лишних разговоров, пустых, осуждающих не будет. Почему? Бог наполнил этот сосуд - храм славословием; мы – дом Бога живого. Бог освобождает, да случится это с нами со всеми. Богу нашему слава во веки веков! Аминь.