размер шрифта

Поиск по сайту




Слово сие верно

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: 1Тим.4:9

1Тим.4:9 – «Слово сие верно и всякого принятия достойно».

Это пишет Апостол Павел верующим. Когда есть какие-то сомнения, то человек ищет подтверждение своей правоты. Не потому, что он потерял веру, а хочется узнать, есть ли кто, который ещё так же понимает, как он; притом рожденный не от тебя. Я всю жизнь ощущаю в этом потребность. Одно дело, когда от тебя люди обратились и они понимают всё так, как ты; и совсем другое дело, когда совершенно с другого конца земли человек тебе пишет, и он так же мыслит и также понимает, как ты. Это настолько интересно бывает. В новом месте пробивается новый родник точно так же. Человек приходит из мира, также обращается, такие же у него главные ориентиры, такие же неуспехи – всё одинаково.

Апостол Павел был очень внимателен к своей работе. Он пестовал, воспитывал непрерывно своих детей духовных. Как он нашёл, рассмотрел Тимофея?

В первую очередь, надо смотреть на корень, от кого человек происходит. Говорится, что яблоко от яблони не далеко откатывается. Так уж получилось, что еврейская девушка вышла за язычника замуж. Конечно, если верующий пойдёт, возьмёт неверующую или верующая выйдет за комсомольца – добра мало будет. Но бывает иногда так, что христианин находит неверующую, работает с ней; ладно, если она приняла крещение, всё по закону, чинно. А бывает так, что не дождались, когда она обратится к Богу, сошлись, а потом муж начинает её подтягивать. Или, может быть, она верующая, выходит замуж за неверующего; как будто бы какие-то сосуды, один с другим соединяется, и её вера начинает падать. Я другого порядка не знаю, всегда так. Мы не знаем, что случилось с этим еллином – его отцом. Еврейка вышла замуж за грека. Её никогда ни один еврей не одобрит за такой поступок. Но у неё мать была верующая, бабка Тимофеева.

2Тим.1:5 – «приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе».

Но они продолжали молиться и эту веру показали Павлу. Видимо, они познакомились, рассказали, как они воспитывали рожденного от этого смешанного брака метиса. И Тимоша воспринял веру не еллинскую. Обычно отцу приоритет отдаётся; но тут мать победила. Или отец в командировках часто был, как в рассказе у Лескова «Колыванский муж». Там дети рождались от русского, а всех крестит лютеранский пастор, по вере жены. Сумели же они ребёнка так воспитать, что эта вера в нём была нелицемерная; они его сохранили от развращения миром; но на обрезании они, видимо, не настаивали, потому что иначе это резко его выделило бы среди еллинских подростков.

Хотя он и полукровка, но вера в него правильная была заложена; всё-таки он был не чистокровным евреем, и евреи его слушать не будут, пока не будет обрезан. Встреча с Апостолом Павлом переломила всё в его жизни. Павел заметил в нём веру и быстро начал его к себе приближать.

Вот так же было с Ермолаем, когда он в щёлочку увидел, как проходит мимо юноша, какое благообразное лицо у этого студента, какой светлый взор, как он идёт, как одежду носит, узлом на животе рубаха не завязана у него. И однажды приоткрыл дверь, потихоньку его подозвал. Этот пресвитер прятался от гонителей, потому что убивали христиан нещадно. И в дальнейшем получится из этого Пантолеона Пантелеимон. Священник расспросил его обо всём, и тот нигде ему не солгал, всё ему ответил. Видимо, вот так же Апостол Павел духом заметил сродственное. И в дальнейшем это будет самый близкий его соратник. Но Павел работал и с евреями. Самая оскорбительная кличка для язычника – «необрезанный». Как только язычник принимал обрезание, он переходил в разряд тех, кого можно было допустить вкушать Пасху.
 

Деян.16:3 – «Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин».

Павел своей рукой пишет:

Гал.5:2 – «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа»,

– а сам обрезывает своего помощника. Сколько же в Павле было противоречий, нет целостности, как сказал бы игумен Кирилл. «Нету», – и я развожу руками. Я не делаю разницы иконам.

Апостол Павел понимал, что главное – это дело проповеди. Не просто так веровать, как все, как ты от бабки уверовал. У Тимофея вначале была чисто православная вера, бабушкина. Бабки, всё бабки решают, на них вся православная вера держится, это – главный костяк, главная ударная сила, это – бабки. Если их десять человек, то находится среди них боевая такая, которая последние яички из-под курочки вытащит, но заплатит, сделает, пробьёт. Открыть храм, выхлопотать батюшку – они продадут имение; они очень ревностные и жертвенные. Но, оказывается, хотя вера бабкина до встречи со Христом иногда, крайне редко и может привести, но ни спасения ещё нет, ни личной встречи со Христом, ни знания Писания. Вот в чём суть-то вся. Необходимо, чтобы живое, воплощенное Евангелие в лице Апостола Павла повстречало эту бабкину веру, этого бабкиного внука.

Когда начнёшь говорить с профессором богословия или просто с батюшкой, архиереем православными, как они уверовали, то в ответ они поведают: «меня бабушка водила в церковь». Его бабушка водила, но так он и оставался в младенческом состоянии веры, даже не будучи ещё настоящим иудеем, хотя что-то закладывает в него бабушка. Встретишься с таким интересным человеком, и он даже всё рассказывает правильно, что уже иночество принял, и другим вещает, как его бабушка водила в храм, как бабушка просфорки давала, разговлялись на Пасху. Но встречи с Евангелием не было ни у одного и никогда.

Как просто всё разбирается в Слове Божием. Кто написал, кому написал, когда написал, с какой целью – четыре вопроса эти всегда ставь к читаемому месту Библии.

И сразу картина вся раскрывается. Но мы применяем написанное к себе. Встретился ли нам Апостол Павел? Услышали ли мы это слово, попало ли оно? Произведено ли над нами обрезание? Обрезание – это прообраз Крещения. Получили ли настоящее обрезание? И вот от сюда начинается движение вперед. Ещё общины нет, мы не знаем, что в дальнейшем с этой семьей было, но в Писании зафиксировано, что в них была вера.

Дальше этот Тимофей будет образовывать целые общины, обращать целые города и области, как его Житие показывает. И Павел говорит: «верно, и всякого принятия достойно», и напоминает: «проповедуй», – а потом говорит: «учи». Я тебя как учил? День и ночь, со слезами, три с половиной года. То есть он прошёл очень хорошую практику и подготовку, но у него был один недостаток: молод. Разве трудно было Павлу черкнуть, что Тимофею было 27 с половиной лет. Мы даже не знаем, что означает «молод». В Израиле отроками назывались до тридцати лет. И до тридцати лет нельзя было выходить на проповедь, это абсолютно точно – таков закон был. Почему и Христос не вышел на проповедь до 30 лет. И каноны наши, шестой Вселенский Собор, 14 – 15 правила, строго держится этого. Поэтому все священники, которые рукоположены до 30 лет, они не должны служить. Надо заморозить, чтобы они впали в анабиоз, на этом остановилось всё. Необходимо достичь этого возраста, чтобы всё утряслось, всё установилось. Но это юноша тридцатилетний – это у них считался юношей, как у нас в возрасте – 18 лет, совершеннолетний, можно его уже женить, можно в армию отправить; а у них вот этот возраст. Но некоторые пренебрегали тридцатилетними, с бородами. И Апостол Павел ревновал об этом: смотрите, по возрасту он уже старец. Для того, чтобы в монахи там принять, в иночество, нужен был срок – три года подготовки. Но иногда говорили, что если человек живёт в миру и такой образ жизни неукорительный ведёт, как монах, то ему сократить этот срок. У нас срок три года подготовки ко Крещению. Но, если человек живёт строго воздержно, то он, находясь в миру, показал, что он, как крещенный, более ревностно ведет себя. Зачем ему три года ждать? Ясно, что этого не требуется. Павел говорит:

1Тим.4:12 – «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».

Сам Тимофей должен придти и сказать: «слушайте братья и сестры, мной не пренебрегайте»? Получается так, что Павел Тимофею пишет, и он должен сам им передавать? Но это ни мало не поможет, ходатайство обо мне, чтобы вы меня слушали, уважали – у меня авторитет должен быть. Если ты будешь жить укорительно. И Павел перечисляет, какие должны быть качества у него: чистота, смирение, кротость, воздержание. Это мы берём всего из нескольких строчек, которые нам церковь сегодня предлагает прочитать.

А вот, если бы мы там оказались на пути Апостола Павла, то представьте, в тот момент, когда вы ещё не знали общины, не слышали Евангелия, то мысленно так, быстренько перевернитесь туда и скажите: Тимофея сколько нитей удерживало со старым обычаем – любимой бабушкой, любимой мамочкой. – и вдруг это всё надо оставлять. Апостол Павел принёс не просто подправку какую-то в их учение, но он совершенно решительно отрубил прошлое со всем их иудейским научением, обрядностью.

Другие Апостолы ещё пытались как-то там соединять с иудейством, с обрезанием новое христианское учение. Павел ничего этого не признал, отрезал и всё. На Апостольском Соборе выступили один за другим Апостолы и постановили, чтобы с язычников ничего иудейского не требовать.

Деян.15:29 – «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете».

А ведь еврей этот воспитывался, хотя и полукровный он был, но бабка с мамкой заложили в него всё старообрядческо-иудейское. Всё: как пальцы прижать, где подручник, как поклониться, сколько поклонов. Иудейство – это в чистом виде старообрядчество. Максим Горький говорит, что он наблюдал, лёжа на печке, когда был мальчишкой Алёшкой, как его дед молился. И потом, когда повстречался с евреями, он понял, дед был истовый иудей. Дед старался ни одной буквы не пропустить. А он за ним замечал, где дед споткнётся, где-то не так скажет, и он ему потом скажет: деда, а ты вот там, в молитве сказал слово не так, окончание не такое. Дед страшно боялся этого. Писатель потом говорил, что он тогда знал, что дедушка в этот день его всё равно выпорет, на чём-то подловит. Но не сказать деду я не мог.

Так вот, Апостол Павел не просто с улицы взял Тимофея; было бы легче уличного учить; а у этого уже был определённый багаж. Это рос уже маленький фарисейчик. Но из фарисейчика что-то можно было сделать, если у него была ревность по Богу. Но если это был бы саддукей, с сектантским духом гордости и непокорством, с ним уже ничего нельзя было бы сделать. А это уже был готовый материал, с которым надо было работать.

Если бы нам встретился в то время, там, в мире проповедник, как Апостол Павел, и прямо по Евангелию говорил, откликнулись ли бы мы? Теперь припомни, сколько раз тебя это касалось? Сколько раз ты не принимал, и всё-таки в конце концов Господь достучался до твоей души. Ты оказался у ног Христа, услышал Евангелие; и теперь, держа Послание апостола Павла к Тимофею, как Златоуст говорит: усваивая, присвой его себе и скажи: «это ко мне». У меня тоже, может быть, бабушка была верующая, а отец крушил купола. И вот теперь Господь Сам производит надо мной обрезание, всё это отрезает, приводит ко Святому Крещению. Да не окажемся мы в числе тех девяти прокаженных, ушедших без благодарности.

Лук.17:18 – «как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника

Мы узнали Христа, когда пришло спасение в наш дом, когда сердце моё воспело «Аллилуия!» Богу. Отдай Ему эту десятину, из десяти один пришёл. Десятина была всё-таки заплачена. Но в лице этого благодарного были осуждены все неблагодарные; куда они ушли? Ясно, что они пошли на прежние свои дела, где они были, потому что болезнь вышибла их из ритма обычной жизни. Если был кем-то где-то, то когда заболел, его, как прокаженного – выкинули, был преподавателем – запретили, была студентка – выгнали.

Прокаженные должны быть за городом, они не имели права в городе жить. Случилась такая беда, и Бог вот вызволил из ямы, и надо подумать: всё ли там, в жизни, до болезни было правильно? Опять та же беда там меня не настигнет ли? До этого любили ходить на новогодние вечера, усердно занимались потворствованием своим прихотям, любили модно одеваться. Святые отцы очень строго это осуждают.

Ис.3:9 – «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своём они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло».

Все эти ваши пристёжки, мытьё волос хной, длинные каблуки, разрезы у платьев – глупости все эти забудьте. Всё это с обрезанием уходит. Бог даёт нам новую жизнь во Христе, и потому нужно освободить, очистить, чтобы в полноте залить духовным маслом светильник.

Ис.3:18-23 – «в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо».

Когда мы общину нашу образовывали, то почитайте в уставе, что мы взяли первое, самое главное, потому что ещё при коммунистах образовывались, и ничего лишнего нельзя было сказать. Но одно, – чтобы всессожение было, чтобы свечка догорала до конца, чисто восковая и чисто с маслом. Вот слово «чистое» у нас вышло на первое место. Кажется мне, что мы не забыли про то, на чём пытались это основать.

И поэтому Апостол Павел говорит:

1Тим.4:12 – «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».

Начав со свечек, мы всё время пытаемся закрепить эту чистоту внутри нас. Аминь.

Так не судите строго за стихи, Матф.7:3
Я их и сам не признаю стихами; 1Кор.4:3
Один юродивый, а тысяча плохих, 1Кор.4:10
Но тысячу юродивый охает. Матф.5:11

Не осудите – мёртвый беззащитен, Рим.3:8
Он за себя не может постоять. Быт.4:8
Любою мошкой может быть ощипан, 1Кор.9:1
По смерти - двойка, где при жизни - пять. Деян.20:29

Предвижу сонм хулителей, их рты, Пс.34:15
Широкие, раззявленные криво; Иов.16:10
Когда я жив ещё, они давно мертвы, Иуд.1:12
В мои слова сто раз подпишутся курсивом. 2Фесс.2:2

Поверьте, их развеет северным дыханьем, Прит.25:23
Раздует жарким полднем суховей. Пс.77:26
У пойла чавкают, у каждого лохани, Пр.28:9
Где цензор жёлчно-сказочный Кащей. 1Макк.16:18

Неправда в обвинениях посмертных... 2Пет.1:15
Предупреждаю о грядущей встрече. 2Кор.5:10
Вам, палачам, предстану там, как жертва; 2Тим.4:6
Врач раны умягчит, учтёт, навек излечит. Ис.25:8

Стихи, что не стихами обзывались, 2Кор.10:10
Расскажут о скитаньях и гоненьях. 2Кор.4:9
След в обвинительном от красных звёзд и свастик,2Кор.11:24
От траекторий брошенных каменьев. Деян.7:59

Там строчки из стихов вам улыбнутся: Откр.14:13
«Да вы не поняли наш сокровенный смысл!» 2Пет.3:16
Они к Писанию влекли и к Иисусу, - Рим.10:1
Число несметное у каждой строчки чисел. 1Кор.9:3

Любовь там нелюбовью стать не сможет, 1Кор.13:8
Огонь любви в стихах такой и остаётся. Иов.31:34
Все эти доказательства чуть позже, Откр.20:12
Посылы к Библии обнимутся, как сёстры. 2Тим.3:16

Мой каждый стих свидетелей имеет, Мф.12:37
Их тридцать шесть, прописка их чуть справа; Песн.8:12
Противники от страха онемеют: Прем..5:2
Стихи мои в Божественной оправе! Пс.44:5

21.07.2004. ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

285