размер шрифта

Поиск по сайту




Не хорошо оставить слово Божие

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Деян.6:3

Святые мужи веры продумали очень хорошо порядок чтений в церкви, чтобы слышанное содействовало дивному шествию Евангелия по земле. Не просто так они сидели и вздумали: «Давайте Деяния читать в пасхальную ночь». И далее сейчас все Деяния читаются. А до этого было Послание к Галатам, к Ефесянам, к Филлипийцам. На следующий год будет читаться другое место.

У нас служба как будто всегда одинаковая, потому что мы её не знаем. Чтобы человек знал всю службу на память, может, ни одного у нас в стране такого нет. Разве только по книгам будут смотреть, сравнивать, потому что без книг священнику ничего не сделать, он будет только стоять, нарукавники на себе теребить.

У баптистов есть Библия, сборник духовных песен и было бы кому петь. Один раз к баптистам сходил, завтра я могу быть у них пресвитером.

Здесь его учат, в каком месте кадить, что читать; и полностью повторяться начнёт служба только через 532 года. Вот такой цикл. Это 28 лет цикл солнца и луны 19, умножить один на другой, чтобы дни пасхалии возвратились в те же дни, Пасха точно будет повторяться через 532 года.

Новый Завет мы должны прочитывать в течении года хотя бы один раз. И вот сегодня мы читаем 6 главу «Деяний Апостолов». Если в России сейчас около 20 тысяч приходов, то мы можем сказать, что нигде сегодня разъяснять, как должно, эту главу не будут. И не какая-то причина тому, а та, что те, которые читают, читанного в этой главе сами не пережили.

Его учили в семинарии и он знает, где поклониться архиерею 12 раз, где три раза Троице, именно так в алтаре кадят. Такой перекос произошёл, человеку в три раза больше поклонов, каждений, чем великой и несравненной Троице. И на жертвеннике Тело Господне удостоен законного названия «Свят Господь», и тут же патриарх стоит, к нему обращаются: Ваше святейшее святейшество. Ясно, что не так было в начале. Вначале было так, что главная забота была о бедных, о сиротах, о вдовах. И здесь произошёл перекос. В первом веке жизнь в христианских общинах была похожа на коммунизм, когда были первоапостольские общины. Но весь этот «колхоз», скажем сегодняшними словами, разрушился очень быстро. Любимчики появились, лучшее стали давать своим. Когда приходить стали еллинисты, не еллины, ссылка даётся, что это евреи из стран языческих, не местные, а из других республик, как из СНГ, то им уже поменьше – их прописывать - не надо, пенсию выдавать - не надо.

Вот такая «справедливость» была в первой христианской церкви. Умножились ученики, произошёл у еллинистов ропот, не у евреев, которым много и хорошо давали, а у пришельцев ропот на местную администрацию церковную. И дальше события развиваются так, как они никогда больше не повторялись. Сегодня посмотрим, что произошло у них. Вдовицы были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей. Не в богатстве, а как накормить. У верующих, в присутствии Апостолов, и уже началось такое неравноправие. Мало того, но Апостолы и сами как будто очнулись благодаря ропоту. Апостолы, а это сразу почти после Пятидесятницы, первый год ещё идёт, говорят: «А где же у нас проповедь? На каком она месте?». И оказалась не на первом месте. Сейчас спроси: «На каком месте стоит проповедь?». Священник даже не поймёт, о чём ты его пытаешь, он обругает ещё тебя: «Да мы что, баптисты или иеговисты, которые по дворам ходят?». Читаемое, сведения той седой древности отсюда берутся, из этой главы. Тогда 12 Апостолов собрали множество учеников, — значит, церковь распространилась, были тысячи последователей Христа, — обдумали происходящее между собой. Не так, что Пётр сказал, а остальные стали бы с ним спорить – нет, они заранее обсудили. «Если так сделаем, правильно будет? – Ну, конечно, правильно, а как мы могли так отступить?». Бог допустил, чтобы не надеялись на себя.

Нехорошо оставить нам Слово Божие и заботиться о чашках-ложках. Слово Божие было оставлено. Сейчас кто-то пришёл бы и сказал: «Нехорошо оставить Слово Божие и заниматься только тем, что вы сейчас, батюшки, делаете, стоите, акафисты проворачиваете, да на столы поминальные булки хлеба, варенья и сметаны собираете». Такое чуть ли не в каждом храме, в каждом монастыре. Нехорошо! — Чего нехорошо? — «Слово Божие оставили».

Скажи такое. Не похвали требоисполнителя ревностного, типиконщика берсенёвского, так он тебя погонит, да с прихожанами своими ревностными побьёт ещё тебя. Здесь же написано, что вся церковь сохранила это слово и одобрила, значит, разница между сегодняшней и тогдашней церковью всё-таки есть.

Деян.6:3 – «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу»,

— раздавать. Какие признаки должны быть у избранников на почти низшую должность раздаятелей? Изведанные. В чём же они должны быть проверены, изведанные? Проверить, какой у тебя диплом, какой ты институт закончил? О том они не подумали спросить. Но «исполненных Святого Духа». Они как-то могли же определять исполнение Духом, то, что на глаз не видно; а сегодня только помазал священник, и слово «Дух Святой» только в молитвах будет употребляться. Как угодно себя ведёт, буйствует архиерей, как настоящий хулиган ведёт себя в алтаре — здесь слышу, что вытворяют в здешней епархии МП.

Подумать можно об епископе, что он не просто больной, а тяжело больной человек — так себя ведёт — в присутствии людей священника раздевает, рвёт, гоняет священника по алтарю; а как ему по сценарию уже нужно к народу выйти, разулыбается, рот широкий сделать нужно, и люди в самом деле думают, что там уж благодать. А там до драки дело доходит. Как рассказывают: дьякон не нашёл ничего лучше, как кадильницей размахнуться, ударить священника. У него хоть орудие какое-то есть, угольков на голову, по Писанию сходится. Мудрость чтобы у избранных была.

Мудрость, а не знание. Чтобы понятно было, скажу: знание знает, как вылезти из ямы, а мудрость — как не попасть в эту яму; она тысячу вариантов просчитывает. В этом их разница.

Деян.6:4 «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».

Молитва — это не только стояние возле престола, ибо написано: «Непрестанно молитесь». Идёшь – молишься, встаёшь – молишься, при выходе и входе, но главное, перед чтением Слова Божия молись, во время и после чтения; до проповеди, во время проповеди и после проповеди.

«А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Не просто сказать, прочитать, а «служить». Сегодня служение, богослужение свели к служению обряду. Вот пусть по-совести батюшка или епископ скажут, когда и в каком монастыре, в какой соборной церкви или в сельской они слышали это изречение: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»?

Это Слово — господин над нами, и мы ему служим. Христу мы служители, благовестники, «священнодействие совершаем», — не алтаря — Павел говорит, а священнодействие Слова.

Рим.15:16 – «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу».

Таких слов 1,5 тысячи лет минимум в церкви Христовой не повторяют, кроме вот этих написанных в Слове Божием.

Деян.6:5 – «И угодно было это предложение всему собранию».

А сегодня, я могу точно сказать, такое предложение будет неугодно батюшке. Не говорю «собранию угодно», потому что собраний-то никаких и нет, да о том и не поминай, так как служить слову и проповеди никому не позволено, кроме попа, а он бодрствует над своим делом, чтобы слово Божие не проникло в среду его прихожан и не ниспровергло его авторитет оракула. Вообразим такую картину: Апостол Павел как переносится в 4 век, приходит к Пахомию в монастырь. У того 7 тыс. монахов сидят. Он сказал: «Братия, нехорошо сидеть, надо пребыть в служении Слову, чтобы число учеников умножалось». Да выгнали бы Павла, дали ему монашеских плетей; у Пахомия Великого (к слову сказать, ни одного Апостола или пророка не называют Великим) там плети висели перед входом в монастырь, 3 плети. Обязательно бы, как злостнму нарушителю монашеского устава, который им дал ангел, написанный на дощечках.

Павел скажет: «Вот мои послания», — а его и выгнали бы, потому что Павел предстал бы в четвёртом веке такой, и они такие, какими были, ибо никто же не может изменяться в загробном мире.

«И угодно было это предложение всему собранию, и избрали Стефана». Это дьяконы. Здесь перечисляются семь человек. Какой-то вывод церковь сделала из перечисления кормильцев? Сделала, что в одной церкви не может быть больше семи дьяконов, вот только один вывод и сделали. Чисто языческий подход: цифру подсчитали – семь. Они дьяконы были? Да. А восемь если бы было? Взяли бы восемь. У нас два дьякона, вот когда семь поставят – больше нельзя. Мы сошлёмся на 5 стих 6 главы Деяний Апостолов. Какое же это разумение Писания? Даже в Константинопольской церкви, если там было сто священников, то дьяконов только семь, дальше нельзя: «мы всё делаем точно по Писанию».

По Писанию, значит, нести Писание людям, чтобы люди рождались духовно от Библии. Дьяконы что тогда делали? Мы знаем Стефана, как он проповедовал; на первом месте здесь говорится о Стефане.

«Исполнились силы Духа», он обличал ... и перечисляется, сколько там было разных евреев, со всех окрестностей, с окраин империи, и он один всех их победил, они никакого доказательства не имели, кроме камней в кармане. Они побили его, иначе сказать: расстреляли и повесили. А когда доказательств нет, как у большевиков, тогда только к стенке, они ничего не умели больше делать.

Деян.6:5 – «И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого».

Муж веры, то есть вера в нем была глубокая, Писание знал и во всём поступал согласно голоса Духа Божия. А на втором месте Филипп, о котором мы тоже знаем, что в дальнейшем он пошёл проповедовать. А на последнем седьмом месте, это уже потом написали, видимо, Николай Антиохиец. В Откровении говорит Господь:

Откр.2:6 - «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу».

Это была позорная ересь, которая разрешала грешить, и утверждала, что они всё равно покаются. Как говорится: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься». Родоначальником этой ереси был этот дьякон Николай, якобы. Значит, из семи избранных, изведанных в мудрости, исполненных Духа Святого, имеющих веру, ещё еретики будут?

Деян.6:6 – «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки»,

то есть, видимо, все дали благословение. И что из этого получилось? Апостолы высвободились для благовестнического труда. Проповедник постоянно должен заботиться, чтобы Слово Божие распространялось. Примеримся к этим словам: от чего нужно было бы сегодня освободить архиерея, священников, чтобы через них слово Божие начало расти? Если отнять их многочасовое стояние у престола, то они никуда, как безработные, не пойдут, так и будут митинговать за обладание кадилом и горкой угольков.
Туманная и дымная вера досталась нам.

«И Слово Божие росло» - 7 стих. Как оно может расти, если написано:

Втор.12:32 – «Всё, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того».

Оно росло в проповеди. Вчера одну проповедь сказал, сегодня две, а завтра три. Вчера один проповедовал, а сегодня, смотри, целый отряд проповедников, сейчас закончится служба, они снова пойдут от двери к двери по городу, по этажам. У нас, наверное, скоро 50 групп будет ходить по городу, а пока только две за год выколотили. Слово Божие росло, а результат?

Деян.6:7 – «И число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».

Где была проповедь – там умножалось число учеников, а где не было – там не умножалось. Сегодня разве можно назвать учениками православных? Тебя еретиком обзовут или чужим. Да и как быть ученикам, если ещё учителя нет, а есть манипулирующий сознанием и сакральными движениями правой руки? За 2000 лет не могут придти к этой истине. Почему Апостолам не сказать: «Давайте изберём изведанных Духа Святого, крепких в вере, и всех их в одно место соберём, построим вокруг них стену и скажем: не выходите! Кто выйдет – смерть ему, анафема! Если ещё и женится, то трижды анафема проклятому похотливцу?» Ясно, что совершенно противоположное пришло учение. Если бы Апостолы наткнулись на монастыри, от них ничего бы не осталось, они стали бы долбить в одну точку: «Выходите, идите, Слово Божие должно расти!» Если же кто Писание знал, то и они никуда не шли, писать ещё некоторые могли. Главное в их монашеском учении закрепилось: «настоятелю покоряться, как Самому Богу, настоятеля слушаться как Самого Бога».

Деян.6:7 - «И из священников очень многие покорились в вере».

Священники без веры были? Значит, они не верили ещё во Христа, а теперь, благодаря тому, что Слово Божие распространялось, кто-то подходил к своим еврейским батюшкам, рассказывал: «А вот ягнёнка, которого ты заколаешь, ведь это ничего не значит — это же прообраз». Ягнёнок — это Христос, Который взял грехи мира на Себя». И они стали им говорить, и священники практически перечеркнули свою биографию и начали учить, как должно. Но, может быть, ему 70-80 лет было, как трудно было ломать себя. Как переезжать с места на место; у меня всё было нормально, карьера, людей я вчера учил, и как перед людьми выйти и сказать: «Простите, но Христос уже пришёл и воскрес. Я вас вчера ещё учил неправильно, я вёл вас ещё по пустыне». Вот в это время, когда ученики ещё сидели запертые, во всей вселенной слово «воскрес» отсутствовало, никто о нём не знал. Это мы привыкли к слову «воскрес», в одном послании Архиерейском, и сколько забот у архиерея, чтобы его самого не посчитала паства неверующим и не перепилась, в околоток не попала. У него в этом послании почти на половину послания разговор о том, чтобы не заботились о столах, поминает про самогонку, про водку, про колбасу — всё меню перечислил. И говорит: «Указ, изданный на Руси боговенчанным царём. Кто осквернит первую неделю Пасхи появлением в пьяном виде, садить в околоточную тюрьму».

Считаю, что великий провал и позор нам. Значит, первую неделю Пасхи пить нельзя, уж дождись вторую-то. А во вторую их из тюрьмы выпускают и пусть они гуляют и пьют. Если указ уже был, указ пришёл потому, что всю неделю вся «святая» Русь пьяным пьяна была. Посмотрите картину «Крестный ход». Один упал под крыльцо, священник пьяный — в другую сторону. Это картины передвижников прошлого века, всё с натуры бралось. Это — «святая» Русь.

И все ещё утверждают, что надо вернуться к тому, что было. Да оборони Бог. «Боговенчанный царь» — в этом нимало не сомневайтесь. Он не видел ничего, что тех, кого он сажает в околоточную тюрьму, ещё десять лет пройдут, и они тебя, сына, дочерей — всех расстреляют. С кем ты христосовался, целовался, кого благословлял на войну, кому оружие в руки вкладывал. «Боговенчанный царь» – работали заводы военные, и для него пулька военная, револьвер уже отливался.

Здесь ни слова об этом не сказано. Многое говорится в послании епископа, что не будем заботиться о шикарном меню. Почему дальше ничего по Деяниям Апостолов не сказано, и почему только об этом разговор? Архиерей как будто дальше не читал. Да, не будем заботиться о столах; но в сегодняшнем чтении Апостольском на этом не заканчивается. Мы уже давно освободились от столов и понесли Слово Божие.

Почему архиерей дальше ни одного слова не говорит, чтобы росло слово Божие, чтобы мы не сидели, а шли на проповедь? Выходит, состояние его нисколько не лучше нашего и тех, которые сидели и не знали, что делать, если столы отнять, чрево утеснить. Апостолы ещё не встретились с ним или что? Мы должны плакать и молиться о конкретном деле – о проповеди. Если от стола силы освободились, чтобы поменьше ты на кухне была, да не просто сидела, а слово Божие нести должна была. Ты не думай, что ты Марья, и из тебя нечего уже выжать. Не забывайте, такая Марья одна была при гробе Господнем, и она была не просто Апостолом, а Апостолом для Апостолов. Сейчас говорят: поэт и поэтесса; так Мария была Апостолица Мария Магдалина. Потом приписали ей красное яйцо, что ходила она с ним. Да было ли такое или не было, но слово у неё какое было красное, она бежала к Апостолам, для неё не было удержу нигде. Поэтому, когда мы будем возвращаться к чтению на следующий год, то должны позаботиться об этом, так как прошлогоднее мы ещё не усвоили.

Если «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах», то что с нами будет, если мы даже о столах ещё не позаботились, не сумели найти настоящих нуждающихся; мы ещё ниже заглянем, а что же за этим? Апостол Павел истинный проповедник, слово Божие рекой лилось из него, и вот он ходил, ему не надо было говорить: «отец Павел, когда доедешь до Ефеса, ты там проповедуй». Он говорит:

2Тим.4:2 – «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».

Ему тогда братья дали только один наказ

Гал.2:10 – «Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности».

Хотя мы и возложили заботу о пропитании на дьяконов, но дьяконы с тобой не пойдут, поэтому эта первая часть и на нас лежит. Мы должны помнить нуждающихся, заботиться, почему брата не было дома, где он находился? Почему сестра нуждается? Павел говорит: «старался я исполнять в точности». Второе – распространение Слова Божия в нём укоренилось, но, как Христос говорит:

Лук.11:42 – «сие надлежало делать, и того не оставлять».

«А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».

Придумали даже так: Александр — основатели обитель неусыпающих установил, чтобы непрерывно читался Псалтырь. Одни ложатся спать, другие встают, несут вахту, как нефтяные промыслы непрерывно качают насосы. Представь, 1500 лет читают Псалтырь неумолкаемую, но только всех пятьсот человек закрутил настоятель на одном месте. Но нельзя же так бестолково и глупо понимать, чтобы слово Божие неустанно звучало. Нужно найти людей, за счёт которых слово Божие умножалось бы; что же вы в одно место сжались?

Да, действительно он подвижник, крепкий у него характер, он разделся, ушёл в пустыню, питался корнями, всё удивительно, замечательно; это же готовые герои веры. Но не по Писанию. «А мы пребудем в Слове». Чтобы пребыть в Слове, его надо иметь, его надо правильно понимать, и надо, чтобы разгорелся огонь и ты стучался к людям, ходил, искал, кому ещё возвестить. С намерением, чтобы слушатели полюбили Христа, чтобы они узнали Его, а не только эти блюда: свинина, макароны, что нам архиерей перечисляет. И далее говорит о том, что Слово Божие росло; и мы подведём итог.

Прошёл год — как у нас Слово Божие выросло? Речь идёт не только о том, что на плёнки записали, что у нас есть книги, но всё это ещё лежит мёртвым грузом. Его надо распространить, чтобы на каждом столе лежала эта книга, чтоб люди слышали о Христе. Слово Божие росло — это не только миллионными тиражами издавать Библию, но нужно найти проповедников. Да, у многих дома лежит Библия, и вдруг заговоришь с человеком, а он совершенно ничего не знает. Его надо заинтересовать, рассказать, говорить не о чудесах только Божьих, но о великом чуде воскресения и величайшем чуде – любви Божьей, что Христос сошёл на землю. А не так, как священник Трифон из Дивеево стоит на углу и кричит: «Где чудо было? Что во сне видел? У кого, где какая болезнь исчезла?» Книги издают только про чудеса — чисто еврейская вера, ибо «иудеи требуют чудес».

Сколько Апостол Павел обратил людей? Когда он пришёл на первый Апостольский съезд, то начал разговаривать о чём? Вот сейчас дают отчёт – скольких мы крестили, скольких мы соборовали и всё это в газете «Свободный Курс», напечатают, скольких венчали, скольких отпели. Апостол Павел ничего этого не говорит. Он знал, что Христос мертвецам оставил заниматься покойниками и мощами, пусть попы этим занимаются, потому что они не благовестники. А истинные служители Христовы, последователи Апостолов, они рвались вперёд. Только придут куда, так за проповедь:

Деян.15:36 – «По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут».

Он непрерывно об этом заботился. У него все средства, видимо, уходили на проповедь. Сколько заработает на шитье палаток и опять вперёд. Он не один путешетвовал, а сколько людей ещё с собой наберёт, и опять на проповедь. «Я там был, давайте теперь на юг двинемся. Так, Марк, ты где был?» — «Я в Александрии» — «А ты, Фома?» — «Да я из Индии вернулся» — «Когда пойдёшь, что-то сердце беспокоится, надо опять ехать, как они там без меня, всё ли у них там ладно, а может, еретики какие-нибудь наседают на них?».

Сегодня священник об этом вообще не рассуждает: «А что, архиерей тут, благословился у него, сейчас у нас трапеза», отдельная столовая, пишут в газетах, как у нас хорошо. Здесь мы не читаем, что купели строили, — ни одной купели, зачем они? Вот вода, озеро не пересохло. Мы что, другую веру нашли? Или все до единого в городе слышали о Христе и проповедуют все, или ни одного? Причина в том, что необходимо всё время проверять, как сеяли слово Божие. Если сеялось, то что-то, может, и взойдёт, что-то заглушится, но всё-таки взойдёт. Но если не сеял, то будь уверен, что ничего не взойдёт.

В 6 главе мы находим подтверждение тому, что сказал Господь, уходя из этого мира: «Идите и проповедуйте!». И вот это «Идите и проповедуйте!» есть умножение слова Божия, умножение учеников в Иерусалиме и по всей вселенной. Прошу вас, слушайте внимательно, а то получается так: молодцы, записываете проповеди, но пришлось позвонить вчера: «Кто пойдёт?» — «А мне некогда». Да не проповедовать, а постоять рядом, с кем-то поговорить, и так удобно, к нам люди сами подходят. Каждую субботу с 11 до 13 часов у Драмтеатра в Барнауле. Не сразу дозовёшься.

Сейчас хоть два-три человека стали приходить. Заботьтесь о главном: всё, что Бог даёт нам делать — ниже проповеди.

Проповедь — это обращение души, окормление души, ее воскресение, рождение свыше; и всё от того Слова, которое должно расти через нас и в этом городе.

Аминь.

Список всех проповедей

354

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: