размер шрифта

Поиск по сайту




Будьте в мире со всеми

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29

Указатель: Рим.12:18

20.09.08. Рим.12:18 – «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Какие понятные слова! Никакого богословствования: живи мирно, и чтоб с тобой здоровались, про тебя не шептали по-за углам. Так легко это выполнить! А когда вдумаешься, то получается, что Апостол Павел вообще-то совет даёт совершенно невыполнимый. Я смотрю по Библии, по житиям святых, и практически не нашёл ни одного человека, кто бы выполнил это. Как это выполнить? От человека-то многое зависит, но если касается, что в этом задействован ещё кто-то, кроме него в этой связке, то как я могу заставить того поступать так, как я хочу? Я очень осторожен с огнём. Говорю: тушите свечи, и при выходе их храма всегда оборачиваюсь, проверяю, теплится ли где лампадка, свечка даже в фитильке. А уж дома там у меня подпёрта дверка печи, и, однако, немало мне это не помогло, потому что моя деревянная квартира смежная с пьяницей, и она меня сожгла. Я ничего не могу сделать, ибо она уснула, сгорела, а у меня только дом сгорел. Так и здесь – две стороны: если возможно с вашей стороны, - делает оговорку. Заранее Павел знал, что это невозможно. Павел, тебе ли давать советы? Чтобы с вашей стороны, если возможно, со всеми в мире. Павел, ты-то сам был со всеми в мире или нет? Сорок человек заклялись ни пить, ни есть, пока не убьют тебя. Мне однажды записку подбросили, что один человек на меня покушается за то, что я с их ребятишками занимался по Слову Божьему. И я опасался, каждый день менял маршрут, иду не один, кого-то с собой беру, а тут... сорок человек. Все ворота перекрыли, так что в корзинке спустили его по стене. Павел, ты дал совет, и замечательный совет. Вот мы в Римской церкви, там смута. Там евреи, язычники, а все они христиане – все; и никак мир не установится, всё спорят, кто главный будет. Чей священник будет, чей дьякон будет, из кого двадцатку набрать. Ну, если возможно, Павел говорит. Дорогой Павел, поверь, брат Павел, невозможно это. Вот мы сегодня готовимся к встрече праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Приснодевы Марии. Видите, какое длинное название. Ведь ничего этого не было в первоапостольской Церкви. Но если я попробую хотя бы одно слово изъять из этого словосочетания, то я уже буду враг всем православно мыслящим слепцам. Просто Приснодева не скажу, забыл или что-то, а скажу Дева Мария, то разве я нарушил Писание, разве я унизил Её святость?! Нельзя! Да ведь было просто: родилась Маша. Вот было просто-то как. Никто же дальше не знал, что Она будет Приснодева. А теперь и зачатие Марии отмечают. Ну, и так дальше праздники предыдущие идут, как зачатие Иоакимом и Анной. Да обыкновенным путём. Католики вывели догмат, что Мария непорочно зачата, без Иоакима. Православные с ними не сходятся, и даже на зачатии самой Божьей Матери уже мира никакого нет. Если возможно. Невозможно! Вот прочитали паримию про Иакова и виденную им во сне лестницу: лестница до неба. А кто её видел? Один Иаков, да и то во сне. На этих снах и основано так многое в православии, ибо монахи на ходу спали, и всё-то у них было уже вовсе даже как бы и не во сне, а в тонком сне. До монахов жили люди на земном шаре, и все знали только два состояния человеческих – бодрствование и сон. А тут пограничное состояние, что вроде бы и не спал, и вроде бы как на ходу придремнул, или опёрся на стену спиной в храме во время богослужения и вовсе не спал, а так, мелькнуло нечто туманное в самом наитончайшем сне. Брат Иаков, а у тебя мир был? Какой же у Иакова мир был? Бежал без оглядки. Родной брат сказал: как только отца похороним, второй гроб рядом будет стоять, я его убью, этого Иакова. Меня Яшка обманул.
Быт.27:41-42«И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отце моём, и я убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя». Вот как дело-то обстояло. Это мы сейчас говорим: Бог Иакова. А тогда-то было всё совсем по-другому. Для него, Исава, в тот момент ничего не существовало, он только видел, что это несправедливо. Он по поручению отца пошёл в поле, ибо отец любит мясную пищу. А Яша в это время, с мамашей договорился и обманул родного папашу. А ему теперь видение. Мусульмане, которые придерживаются Исава, и они называются исаврянами, они и слышать не хотят об этой лестнице. Какая лестница у обманщика? Какое ему видение? Это всё евреи подписали. Ну, скажи: на чьей ты стороне? Я на стороне Исава, и разговаривать не надо. Не по совести Иаков поступил. Сегодня, если в суд Исав подаст, он выиграет сразу процесс, даже в районном суде. Но Бог решил иначе. Бог так сказал! И я теперь, чтобы быть в мире, вынужден согласиться с этой лестницей, с Иаковом; и я должен смотреть в Библию, ибо у меня нет никакого выхода. Иаков пошёл к Лавану. А дальше? А дальше эта дубина другим концом бьёт его. Его тесть обманывает как хочет. Подсунул невесту ему не ту совсем. К утру разобрался только, кто возле него ночевал. И работал двадцать лет фактически. И потом тоже от тестя бежит так, что даже с внучатами не дал проститься деду. Ему тесть и выговаривает: разве так делается? Ты мне поцеловать внучат не дал, куда же ты уходишь-то? Выслушал всё. Но можно же в мире с Лаваном было жить-то? Нет. И ни он один, это было и у Авраама. А у Иоанна? Это же как бы сама любовь – такой он был любвеобильный; и вдруг поминает какого-то Диотрефа, который изгоняет из церкви. Иоанн, ты можешь с Диотрефом быть мирным? Не надо смеяться. Невозможно, ибо Диотреф всех выгонял, кто не с ним. Я хочу быть со всеми в мире. Поверьте, я к этому стремился, особенно когда в тюрьме был. И думал: уж с ребятишками буду мирен: я изменю своё отношение, я буду их гладить, у меня с собой всегда яблоки, конфеты будут. Ничего этого нет. Почему? Я вижу, что они нарушают устав, и я делаю замечание, бабушке его не нравится, деду не нравится, – всё, мира нет. А почему? Язык мой мешает. Я-то люблю мир и хочу молчать. И вдруг читаю.
Иез.3:18«Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрёшь!»;, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих». Могу ли я молчать, когда Григорий Богослов говорит, что молчанием предаётся Бог? Молчать нельзя, а говорить – врага нажил. То есть это не сегодня же заведено. Выходит, с нашей стороны мир должен быть. Я обличил для мира, и если возможно, то миру это не повредит. А та сторона, она не по Писанию, не учитывается. Ты меня, если можешь обличить, обличи. Исследуя себя, думаю, что я ни на кого не обижаюсь за обличение. А ведь может это совсем и не так. Это так глубоко где-то сидит. Не так сказали, не так замечание сделали. На меня сколько недовольных теперь уже за книги, за надписи под фотографиями тоже недовольны. Жгут меня. Я бы мог этого не делать. Но я вижу результат, как души не просто интересуются, а к Богу приходят. Из сектантов в православие по моим книгам уже приходят. Получаю свидетельства и из-за границы, из дальнего зарубежья. А могу я быть в мире с местными священниками? Никак! Прикидываю: был бы патриарх Тихон, тот Собор, избравший патриарха Тихона, - ибо я сегодня только занимался весь день этой тематикой, - то на том Соборе 1917-18 г. я ни с кем бы мирный не был. Я бы сказал: не делом занимаетесь. Никто не понимал, что за Февральской революцией рядом Октябрьская, и что всё полетит вверх тормашками. Никто и ни один на всём Соборе. А триста с лишним архиереев, священников и мирян было. Ни один! Все думали: у власти будет ещё какой-то подход к Церкви. Никакого у власти подхода не будет. Власть поставила цель: уничтожить Церковь! 1905-й год. Никто не слыхал: как Церковь, уничтожить? Да на ней базируется вся нравственность. - Да пошли вы со своей нравственностью! Тут же, ещё Собор не кончился, уже митрополита Киевского Владимира расстреляли, штыками искололи. Всё пошло по-другому. Тут же, уже в этом восемнадцатом году, будет убит царь. Не один царь, но и царица. Под корень всё. Всех царских братьев, всех их нашли. Даже их жён нашли, которые уже монахини были, да и тех расстреляли. И того заранее никто не знал. Выходит, ни одного прозорливого на всю Россию не было?! А начнут перечислять: чудотворец, чудотворец. Какое чудотворство? Начудили, никого нет. И я эти слова говоря, буду ли я мирным? Да ясное дело, какое будет ко мне отношение.
И читая эти слова Апостола Павла и находясь не там, в Римской церкви, а сегодня, здесь, я сам себе должен сказать: Павел, прости, но невыполнимо. Научи меня, как выполнить это. Златоуст ли не был миролюбивый? Но его свергли епископы, царица Евдоксия всех их на свою сторону перетянула. Его осудили, лишили сана. Златоуста! Не Серафим ли Саровский говорил: стяжи дух мирный, спасутся вокруг тебя тысячи. А пришли преступники и с топором, обухом его охаживали, рёбра переломали. - А почему ты с ними-то не мирный? Так это другая сторона, не моя. Это змей, дракон на него наслал. У Иоанна Кронштадтского война была со священниками. Я, говорит, за вами, окаянными не успеваю подбирать, что вы упустили. Я знаю, что эту заповедь возможно выполнить. А если скажут, что возможно, то мы сразу скажем: невозможно! Но намерение, с которым ты делаешь, говоришь, оно должно к миру вести. То есть, если бы та сторона ответила пониманием, точно по Слову Божию, то был бы мир. Я сделал замечание, что ребёнок плохо учится или ударил кого-то, и не для того, чтобы унизить тебя, а для того, чтобы ты позанимался, и чтобы ты увидел, что так не делается. Старый, молодой ты, не это важно. Ибо не старцы только обладают мудростью, они, бывает, из ума уже выжили, старики-то, и молодой может подсказать. А ты что, молодой, говоришь? Уже мира нет. Дух дышит, где хочет. Может быть, через молодого тебе как раз было и указание, чтобы, сходя во гроб, ты покаялся в чём-то. Что Слово Божие говорит? 1Кор.7:15 – «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь». Тоже совсем непонятно. Свободна. Как свободна? Второй раз замуж выходить при живом? Прелюбодейка будешь. А здесь говорится: неверующий. Очевидно, по нашим понятиям, – невенчанный. Церковь этот брак не признаёт. Но если он хочет, к миру призвал нас Господь. Вот уже к миру, это возможно было бы, если бы та сторона была согласна на мир. 1Пет.3:11«уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему». Ты его не достигнешь, но ты его ищи, стремись. Как осторожно Пётр сказал. Мир надо искать. Я другой раз братьям и говорю (нужно к кому-то пойти, даже из вас здесь живущих): ты иди, меня они не воспринимают, мой голос их раздражает, сходи ты. А вот тебя не примут, второй брат, а вот ты сходи. А если нет, то тогда уж я пойду, деваться некуда. То есть мы должны всё-таки посмотреть по ступеням, как-то сгладить напряжение. Но а если твои миролюбивые попытки не привели ни к чему, что ты можешь сделать? Ещё эшелоны с пшеницей, с никелем, с рудой шли в Германию, а в Германии уже план Барбаросса был составлен, как разгромить Россию, уже войска к границе подтягивались. И никакие планы, никакие договоры не удаляли войну, ничего уже не помогало, потому что там сатана своё дело делал.
2Кор.13:11«Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами». Блаженны миротворцы. За одно это блаженство уподобляешься Сыну Божьему. И будете наречены сынами Божьими. К этому надо стремиться. 1Фесс.5:13«и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою». То есть разным церквам Павел непременно добавляет: будьте в мире. У моей матери наказ предсмертный был как раз такой: сыновья мои, живите мирно! А между нами войны как будто никакой и нет, мы – не воинственные люди. Но мать что-то видела дальше. Это последние, буквально предсмертные её слова. 2Тим.2:22«Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». Вот тут Павел разъяснил. С кем мир? С тем, кто молится, да не просто молится, повторяет, а от чистого сердца. Мне говорят: а вы могли бы вот так же, как разобрали в житиях святых, разобрать богослужение? – Нет. Это то место, где мне сразу голову снесут. Меня перетерпели, что я жития разобрал, указал, где и что по Библии ничего нет, а богослужение – это сердцевина всего православия, и у меня не просто враги будут, меня Синодом анафеме предадут. Хотя я бы коснулся вот это вторичное чтение, когда читают Псалтирь, а священник обязан выходить и читать во время чтения Псалтири вслух, он перед дверями алтаря про себя что-то вычитывает, какие-то молитвы. То есть на этом фоне он половину не запоминает. И ничего нельзя сделать, даже и сказать о том нельзя. Это уж я в близком кругу говорю. А молиться можно об этом. Пусть служба будет даже в чём-то сокращена или как-то. Ведь было же четырёхгласие. Одновременно в храме на четыре голоса разные читали, против чего Аввакум и восстал. Многогласием называлось. Ну, и как понимать, когда кричат? Никто не знал, какофония звуков была, и вообще понять нельзя. За упокой молятся здесь же, здесь же венчают, и всё в одном помещении было.
Кол.3:14 – «Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства». И тогда в этом начнётся проблеск пути мира. Невозможно? Ну, а был хоть один день мирный? Не могу припомнить. Если люди со мной в мире рядом, то где-то кто-то недоволен обязательно. Но стремиться к миру надо. Если возможно, Павел говорит. Заметьте, как он оговорку сделал: если возможно с вашей стороны. А про ту сторону не говорят, она уже заранее враждебно настроена. У нас ушли некоторые из общины. Есть Библия, начитанная мною на дисках, и одна сразу взяла и бросила диски в помойное ведро, чтобы голоса моего не было слышно. Библия, там ни одного слова больше нет. Как я могу быть с такими в мире? Кол.3:15 «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Я решил посмотреть по Слову Божию, как же достигнуть мира. По-человечески есть способы. Психологи говорят о том, политологи. А вот как по-Божьему, возможно это или невозможно? И да владычествует в сердцах ваших мир, притом, добавляет, Божий. Я по частям исследую. Во-первых, та сторона прислушивается, что ты стремишься к миру Божию, а не просто мирно жить. Еф.4:3«стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Мир, который дал Господь: Слава в вышних Богу и на земле мир. Вот мы прочитали паримию, и я говорю: сегодня где эти врата по-Иезекиилю, врата, в которых сядет Господь и никто не пройдёт. Попробуй прочитай у мусульман, и они все враги этим словам. Это как так: не пройди? Мусульмане специально у ворот сделали кладбище, чтобы Мессия не прошёл, потому что кладбище покойников оскверняет человека, - они вот что сделали с теми вратами. А мы понимаем о Богородице, о Её приснодевстве. Даже то, что мы сегодня читали из притч: «неразумные, придите ко Мне»;. Это ведь к каждому. Одно дело, когда просто сказано «неразумные», а ты дремлешь стоишь, а другое дело, когда человек подошёл и сказал бы, как Соломон: неразумный. А неразумный - это значит глупый, а глупый - значит, совсем у тебя нет ума. Ты что делаешь? Ты на что время тратишь? Слова-то переведи его конкретно к личности, - вот тебе уже и Соломон не понравится.
Гал.5:22«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера». Ещё нашли одну грань. Стремиться к миру в духовном плане. То есть речь идёт о спасении души. Евр.12:14 – «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». Если святость зависит от меня и от Бога, то надо стараться мир иметь со всеми, чтобы та сторона к этому была расположена. Если она не расположена, то абсолютно бесполезно. А если стараться? Знаешь, у нас есть пример – Учитель наш Равви Иисус из Назарета. И сколько же у Него врагов-то было! Как они гонялись за Ним! И наконец поймали, осудили. А почему Он не мирный-то с ними был? Да это невозможно. А ученики Христовы почти все погибли на кресте. Все казнены были, отрубили головы. Иак.3:16 - «где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». Это с той стороны. Почему? Мира нет, зависть. Завидуют. Большинство недовольных завидуют чему-то. Сварливость – это желание спорить. Мрк.9:50 «Соль - добрая [вещь]; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою». Даже эти слова Христовы несовместимы. Соль и мир – никак. Опять соль на рану насыпал. Где соль, там обязательно обратная сторона будет реагировать отрицательно, если она неверующая. Если возможно с вашей стороны. Слово должно быть приправлено солью, как Павел говорит. То есть оно должно достичь, выполнить то, для чего оно пришло. Мф.5:9«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Пр.12:20 – «Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев». Думать, как привести к миру. Если сказали бы сейчас, что кто-то на меня недоволен, и проложив все силы, средства, стали бы люди помогать и сказали: возможно примирить? Невозможно. Никак. Они не любят Слово Божие. Они не любят, и я не могу никак отступиться и сказать: Слово Божие не нужно. Никак!
Пс.119:5-7 – «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они - к войне». Сразу к войне, потому что я заговорил. А если не заговорить? Можно не заговорить. Пс.33:15 – «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». Главный мир – с Богом установить его. Я имею мир со Святой Троицей, принеся покаяние. Иметь мир с Церковью, из Церкви не уходить, не быть сектантом. Вот уже мир. С ближними. С ближними – по Слову. Прежде, чем что-то сделать, помолись. И с самим собою. Чтобы душа не зазирала то, что ты сказал и сделал. Рим.14:17 – «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». То есть Царствия Божия наследники мира уже достигли. И уже здесь, на земле. Рим.14:19 – «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Найдём или нет, но искать этого будем. Как примириться? Проходит какое-то время, и видишь, что обстановка меняется. Не останавливайся на этом, попытку ещё сделай. Не сам, так через кого-то. Написать, подарок сделать, совет дать. То есть стремись к миру со всеми людьми, если это возможно. А это возможно с помощью Господа даже в самом невозможном. Аминь.

Внезапно сломанной оглоблей огорчён,
Своей неосторожностью и глупостью скотинки.
Поклажа вздыбилась сурово на плечо:
На новую телегу денежки скопить бы!
Пусть даже слабое, что теплится едва,
Нам облегчало как-то и смягчало,
Когда наш курс отнюдь не на диван,
Старались в гуще жить – не «на Камчатке».
Пренебрегать не стоит, ни чернить
Знакомства близкого, кто даже из беднейших.
От Хусия-советника Ахитофел вдруг сник,
А Елисей прославлен вместе с плешью.
Теряя связи и друзей вчерашних,
Мы мыкаемся в поисках подмоги.
Всего лишь зубчик выпадает в пряжке,
И мы теряемся, теряя очень много.
Там свет за шторкой – память о вчерашнем:
Тогдашний друг потерян – хоть не враг!
Посильно многими на поприще украшен, –
Теперь на корпусе пробоины пестрят.
В потерях только гневом не зарос бы,
Наслал Господь дождей на нас и поздних.
Дверь прищемит, едва лишившись скобки,
Замену слабую подаст и малый гвоздик.
Чтоб вставить заново добытую оглоблю,
Потратим время, коего в обрез.
Не уберёг, – часы, потея, гроблю,
Переживая тот внезапный стресс.
Сам для кого я был не раз потерян,
Кого-то бросил на пути нелёгком?
Оставив Павла, Марк пострадает первым, –
Укор учителя огреет жаркой плёткой.
Душа и тело вместе с нашим духом
Да сохранятся в целости – о том глаголю.
Бог обновляет затхлое и рухлядь,
Соделав в колеснице новою оглоблей. 30.09.08. ИгЛа

Список всех проповедей

291

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: