О Святом Кресте и крестном знамении
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Ин.12:32; Ин.3:14; Гал.6:14; 1Кор.1:18.
Для Своих знамений и чудес, для откровения Своей Божественной воли, для помощи и спасения людей Господь часто употребляет обыкновенные предметы, иногда даже презираемые людьми. Например, в Ветхом Завете при выходе евреев из Египта Моисей жезлом разделяет море и они переходят среди вод по суше (Исх.15:29). Жезлом в пустыне изводит из скалы воду (Исх.17:1- 7). Ещё позже открывает Свою волю Бог среди сделанных руками людей изображений двух херувимов (Исх.25:18-22), через которых совершает великие чудеса: разделяет воды Иордана (Ис. Нав.9:14-17), разрушает стены Иерихона (Ис.Нав.6 гл.), сокрушает идолов (1Цар.5гл), наказывает людей (1Цар.6:19) и благословляет благочестивого Аведдара Гефянина (2Цар.6:10-12).
И в Новом Завете Господь подаёт Свою милость людям не только через возложение Своих рук (Лк.13:19) и рук своих учеников (Деян.5:12; 19:11; 28:8). Через Свою и их одежду (Мф.14:36; Лк.8:43-48; Деян.19:11-12) или через помазание елеем (Мф.6:12-17), но даже через тень апостола Петра (Деян.5:15) и через «брение из плюновения» (Ин.9:6). Приняв Образ раба (Фил.2:6-7), Христос спасает людей посредством бывшего прежде у людей позорного предмета, посредством Креста, «убив вражду на нём» – Еф.2:16 пролитою Кровию Своей, за грехи всего мира. И если «жезл Ааронов расцветший» и «херувимы славы, осеняющие очистилище» – Евр.9:4-5 были великою святынею; если мы имея чудодейственную одежду Христа, святых апостолов, тоже благоговеем перед нею, то на сколько больше мы должны любить и почитать Крест Христа, это обагрённое Его Пречистою Кровью Знамя победы над диаволом, это великое орудие нашего спасения и примирения с Богом.
(Исх.21:8-9) – вознесение змея медного прообразовало распятье Христа (Ин.3:14-15). И действительно, Святой Крест – благословенное древо, ибо через Него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через Крест Христос оправдал нас перед Богом (1Петр.2:24) и примирил нас с Богом (Кол.1:19,20). Прем.Сол.14:7. Посредством Святого Креста Спаситель избавил нас от власти дьявольской (Кол.2:14-15), убив вражду на нём (на Кресте) (Еф.2:16). (Исх.3:1-5) – место где явился Господь, названо святым; место, где открывался Господь людям названо «святая святых» – «святынею великою» (Исх.30:28); и Ветхозаветний жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи (Евр.9:1) и все принадлежности его (жертвенника) были «святынею великою» (Исх.30:28-29; Мф.23:21) – так, что всё прикасающееся к ним освящалось, то несравненно более великая, нас освящающая святыня – Крест Христа, на котором заклан Спаситель мира, принёсший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр.9:28), дабы вы (мы) в Нём сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21).
Крест Христов прославил Его (Ин.17:1,5; Лк.24:26; Фил.2:8-9) и Он пострадал не за Свои грехи, которых у Него не было (1Пет.2:22), а по любви к нам (1Ин.4:9-10). Поэтому апостол Павел ничем не хотел хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Поэтому и христиане первых веков были гонимы за Крест Христов (Гал.6:12), и только погибающие «враги Креста Христова» (Фил.3:18) не почитают его за святыню, упуская ту мысль, что, пострадав Телом на Кресте, Христос принял на Себя грехи всего мира.
Все ветхозаветные люди должны были исполнить весь Закон (Гал.5:3) и, не исполняя его, были постоянными должниками пред Богом, ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно того, что написано в книге закона» – Гал.5:3; но Христос заплатил Богу долги Кровью Своею пролитою на Кресте, где было уничтожено, истреблено исполнившимся учением Христа о Себе как Мессии и Спасителе мира, бывшее против нас рукописание, то есть весь обрядовый ветхозаветний писанный закон, всегда служивший доказательством грехов людей, не могших исполнить всех его предписаний.
Теперь, благодаря крестным страданиям Христа, мы уже не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если же понимать по-сектантски, то получится кощунство и богохульство: ибо если грехами осквернён Крест, то осквернено и Тело Его и учение Его, ибо сказано, что Он грехи «вознёс телом Своим» и истребил их
«учением Своим». Не место греху там, где пребывал Сын Божий. Не могут оставаться грехи на кресте, омытом пречистой кровью Христа; и приведённые сектантами слова нужно понимать в том смысле, что Христос крестною смертью уничтожил все наши грехи, освободив нас от убивающей буквы ветхозаветного закона (еп. Феофан «Толкование на посл. к Колоссянам, 1892, с.123).
1. Сектант: Всякий крест есть виселица, следовательно, крест, на котором был повешен Христос — проклят. Втор.21:22-23; Гал.3:13; Прем.Сол.14:18.
Православный: Приводимые места из Второзакония и Послания к галатам ясно говорят, что проклято не дерево, а тот Кто висит на дереве, т.е. Христос «сделался за нас клятвою». Всякий крест называется проклятым потому только, что на нём висел преступник, т.е. так считать было бы так же бессмысленно, как сваливать вину в убийстве не на самого убийцу, но на предмет, которым он совершил преступление. Тем более нельзя и нелепо именовать проклятым Святой Крест, когда на нём висел не преступник, а безгрешный Спаситель мира; а место из Премудростей Соломона говорит не о кресте, а об идолах, которых называют богами, а крест никто не называл богом. Наше поклонение, говорится на Седьмом Вселенском Соборе, относится к распятому Христу, а не просто к дереву. Дерево может быть проклятым или благословенным (предыдущий стих Прем.Сол.14:7) – «благословенно дерево, через которое бывает правда» — Ноев ковчег, через который пришла правда.
Крест Христов действительно есть благословенное древо, всё зелёное и небесное. Мы примирились с Богом Иисусом Христом Кровью креста Его (Кол.1:20; 1Петр.2:24). Посредством Креста уничтожена вражда наша с Богом. Христос убил вражду (Еф.2:14- 15) – проклятым и осквернённым Крестом апостол не хвалился бы (Гал.6:14); великий грех называть крест осквернённым, когда на нём совершилось спасение, что говорит и Сам Христос (Ин.3:14; Числ.21:8-9). В ней прообразовал собою Распятого Христа.
Знамя Его — Честный Крест (Прем.Сол.16:7). «Ужели нельзя было прогнать змей, нельзя было истребить, нельзя было исцелить словом? Но как слово Божие могло источить воду из скалы, скала же не ранее повиновалась, чем увидела знак креста, так и здесь оно могло прогнать бы змей, но змеи не раньше были укрощены, чем увидели образ креста, умертвившего жало демонов» (св. Иоанн Златоуст).
Знамя Христово, Знамение, или крест Христов явится на небе при кончине мира (Мф.24:30). Восплачутся тогда все племена и враги Креста Христова, но будет уже поздно.
2. Сектант: Господь отверг почитание медного змея, уничтоженного царём Езекиею (4Цар.18:1-5). Следовательно нельзя почитать Крест, которому кадят Христиане.
Православный: Если медный змей, исцелявший израильтян, хранился при храме Божием, то, следовательно, он считался святынею. Уничтожен он был Езекиею вместе с идолами, потому что евреи стали боготворить его (змея), считать его за Нехуштана. Что касается каждения, то, запретив кадить идолам, повелевает кадить в храме (Исх.40:5). Каждением перед Крестом, ему воздаётся не божеское поклонение, а такая же честь, как святым иконам, святому Евангелию и прочим Христианским святыням. Почитая Крест, мы почитаем Христа.
Крест — жертвенник (Евр.9:26; 2Кор.5:21). Жертва без жертвенника не бывает; если Христос — жертва, то Его жертвенник — Крест святой. Если ветхозаветный жертвенник — «святыня великая» и «все прикасавшиеся к жертвеннику освящались» (Исх.29:37), то тем более великая святыня — новозаветный жертвенник — Крест Христов, освящённый пролитой на Нём Кровью Спасителя мира.
3. Сектант: Под «крестом», которым хвалился апостол и который он считал святынею, нужно разуметь не вещественный крест, а духовный, то есть терпение, страдание (Мк.8:34; Мф.10:38; Мф.16:24; Лк.26:27).
Православный: В приведённых местах Писания говорится не о Христовом Кресте, а о нашем кресте. «Возьми крест свой»,«кто не берёт креста своего» — под этим крестом действительно надо разуметь духовный крест, который каждый из нас должен нести безропотно, кому какой Бог послал. Но у Христа кроме духовного, был ещё и вещественный крест, который Он нёс, на котором был распят и умер (Ин.19:17; Мф.27:32; Мрк.15:21; Ин.19:25; Мрк.15:30). Этим вещественным крестом хвалился апостол Павел, а не одними его страданиями (Кол.1:20), ибо духовный крест не может иметь никакой крови; нужно рассуждать от Писания, а не от своих мыслей.
4. Сектант: Крест — это тот же эшафот, виселица. Можно ли чествовать плаху, на которой умер дорогой мне человек; могу ли я почитать дерево, которым убит брат или отец?
Православный: Сравнение Креста Христова с виселицей или другими орудиями смерти совершенно неудачно. Если бы моего брата убили или повесили за его преступления, то тогда орудие смерти было бы для меня противно, потому что напоминало бы мне о тяжком позоре всей моей семьи. Но если бы враги повесили, убили за правду, я бы считал те предметы дорогими для меня, принёсшими убитому и семье вместе с горем и славу.
Крест Христов принёс Спасителю не позор, а великую славу. Ин.17:4; Лк.24:26. Сравнивать кощунственно Святой Крест безгрешного Христа с виселицей преступника, это может делать только человек неверующий или не умеющий «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» – Лев.10:10.
5. Сектант: Нужно Христа почитать, а не Крест.
Православный: Мы почитаем не только Христа, но и орудие совершённого Христом спасения. Как и в Ветхом Завете израильтяне почитали не только Давида, победившего Голиафа, но и тот меч, которым он поразил филистимлянина. И несмотря на то, что этот меч был обагрён кровью язычника, он, как орудие победы над врагом, сохранялся в храме, завёрнутый в особую одежду «позади ефода» (священные одежды). 1Цар.17:51; 21:9. Тем более достоин почитания Крест Христов, как орудие победы над врагом всего рода человеческого, диавола, как обагрённый Пречистою Кровью Христа.
6. Сектант: Тогда почитайте и гвозди, и молоток, и первосвященника, и Пилата, и Иуду, и воинов, ибо и они послужили прославлению Христа.
Православный: Всякое дело оценивается не только само по себе, но и по той цели, для которой оно совершается. Первосвященники, Пилат, Иуда, воины имели своей целью не прославление Христа, а поругание и смерть Его, проявив диавольскую злобу. Следовательно, не прославления заслужили, а отвращения и сожаления. Что касается других орудий: гвоздей, молотка, тернового венца, – то они для нас великая святыня, как предметы, прикасавшиеся к пречистому телу Христа и обагрённые Святой Его Кровью. Но мы не чтим их изображений поклонением, ибо о них не было прообразов, как о Святом Кресте в Ветхом Завете.
В Писании не сказано: «примирены посредством гвоздей» или «умиротворены посредством молотка», но «умиротворив чрез Него, Кровию Креста Его…» (Кол.1:20; Еф.2:14-16; Гал.6:14).
7. Сектант: Православные делают Крест для напоминания о страданиях Христа; нужно этот крест в сердце носить, а не иметь перед глазами.
Православный: Без сомнения, люди должны всегда носить в сердце образ страдавшего за них Спасителя. Но как в Ветхом Завете людям для постоянного напоминания о Боге и Его законе нужны были вещественные знаки: на руках, на косяках, на воротах (Втор.6:9) и даже на краях одежд (Чис.15:38,39), так и в Новом Завете нужно для поглощённых суетою жизни людей постоянное вещественное напоминание о страданиях Христа, как и Соломон учит, говоря о медном змее, прообразовавшем собой Святой Крест Христов. Прем.16:6-7.
8. Сектант: Если можно почитать Крест, то только подлинный, тот именно, на котором был распят Христос и по которому лилась Кровь Его, а не кресты, делаемые теперь людьми, часто даже грешными.
Православный: Подлинный крест Христов, частицы которого находятся у верующих разных концов мира, конечно, пользуется большим почитанием, чем изображения его, имеющиеся у каждого истинного Христианина. Если рассуждать по-сектантски, то нужно отказаться от тех святых Библий и Евангелий, которые они имеют у себя, ибо подлинных священных книг, написанных святыми апостолами, у них нет, а есть только книги, напечатанные в типографиях обыкновенными грешными людьми. Кто чтит подлинный Святой Крест, тот будет почитать всякое священное изображение его.
Отвергая крест, сектанты отвергают и крестное знамение.
9. Сектант: Ис.44:20.
Православный: Пророк Исаия говорит здесь не о крестном знамении, которое в то время не могло быть и о котором нельзя сказать, что оно как какая-нибудь вещь, может находиться в правой руке человека, а говорит об идоле, который сделан плотником из выбранного им дерева, что видно из предшествующих стихов этой главы (Ис.44:13-20) – прочитать.
10. Сектант: Руки не могут служить для религиозных целей, ибо Богу должно поклоняться духом и истиною. Ин.4:23-24. Деян.17:24-25.
Православный: Слова апостола Павла говорят не о крестном знамении. У афинян, как язычников, его не могло быть; а говорит вот о чём: язычники верили, что их идолы нуждаются в пище и питье, что жрецы брали себе (Дан.14:1-22; Деян.17:24-25), а что руки могут служить для целей религиозных и для молитвы, это доказывает Сам Христос и Его святые апостолы. Христос возлагал на детей пречистые руки и благословлял их (Мрк.10:16). Вознесясь на небо, «подняв руки Свои, благословил» учеников Своих (Лк.24:50-51).
Через возложение рук ставили служителей церкви (Деян.6:6; 14:23; 1Тим.4:14;5:22; Пс.62:5; Пс.140:2).
Апостол Павел говорит (1Тим.2:8): «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения…»
11. Сектант: Кто крестится рукою, тот снова распинает Христа (Евр.6:4-6).
Православный: Речь идёт уже и не о христианах, а о людях отпадших от Христа, которые ругаются Ему и таким образом снова распинают в себе Сына Божия. Это безбожники, для которых не возможно уже покаяние. Лк.16:31. Православный христианин совершает крестное знамение не «в себе», а на себе, и, совершая его, не ругаются Ему, а благоговейно молятся, прославляют и благодарят Его за все Его великие милости и особенно крестные страдания, которые Он понёс за грехи всего мира. Снова вторично распинать Христа уже никто не может, ибо Он теперь с Божественною Своею Плотию сидит на небесах во славе, одесную Бога Отца.
12. Сектант: Крестное знамение — это то же, что печать антихриста (Откр.13:16-18; 14:9-11).
Православный: Только неверующие, «у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа…» – 2Кор.4:4, каковой являются святой Крест Его, могут сравнить крестное знамение с печатью антихриста. Библия, Слово Божие различает: печать Божию и начертание антихриста. Явившись перед кончиною мира, чтобы погубить верующих в Сына Божия, антихрист будет отвращать их от Бога, а на совращённых положит своё начертание, как на своих рабов. Бог налагает на верующих в Него перед уничтожением неверных свою печать. Иез.9:3-4 – «И сказал ему Господь: …на челах людей… сделай знак». Антихрист будет действовать на земле всего 3,5 года (Откр.13:15), а крестное знамение существует у христиан с первых веков жизни Церкви Христовой и имеющим начертание антихриста сказано, что никому нельзя ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание. А сектанты, отвергающие Крест и крестное знамение, так же свободно покупают и продают, как православные.