О Священном Предании
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
2Фес.2:15. Откуда и как мы научаемся истинной вере в Бога? Из двух источников Богопознания: из естественного и сверхъестественного откровения Божия. Под естественным откровением разумеется вся видимая, сотворённая Богом природа: небо, земля, солнце, луна и звезды, моря, реки, леса, животные и растения, весь видимый мир приводит человека к познанию Бога.
Пс.18:2-3; Пс.49:6; Пс.88:6.
Но естественного откровения далеко недостаточно для полноты Богопознания, особенно после человеческого грехопадения, повредившего всю духовно-телесную природу людей, исказившего их ум, волю и сердце. Действительным и непогрешимым источником научения вере в Бога является сверхъестественное откровение, когда не люди слабыми силами ума своего стараются познать Всемогущего и Непостижимого Бога, а Сам Бог, по бесконечной любви к людям, открывает им Себя и Свою волю через избранных Им святых мужей, которые объявляли волю Божию устно или письменно. Первый, устный способ передачи воли Божией, называется Священным Преданием, в отличие от обыкновенных преданий человеческих.
Второй способ – письменный: Священное Писание, Библия. Оба способа являются Божественным откровением – 2Пет.1:21; 1Пет.1:10-12, Евр.1:1,2.
Христос учил людей только устно, а апостолы устно и письменно, но устно несравненно больше. Таким образом, новозаветным Святым Преданием называется устное учение Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов, записанное не самими св. апостолами, а уже их учениками или их преемниками и неповреждённо сохраняемое Церковью наряду со Св. Писанием. Христиане в делах веры и церковной жизни должны одинаково руководствоваться Священным Писанием и Св. Преданием, ибо то и другое есть учение самих апостолов, учеников Христа.
Разбор возражений сектантов
1. Сектант: Предания не нужно никакого, ибо Сам Христос осудил его. Мф.15:1-17; Мк.7:7-8.
Православный: Здесь речь не к апостолам, а к книжникам и фарисеям, и говорится не о Предании апостольском, а о предании ветхозаветных старцев, которые учили, например, что омовение рук перед употреблением пищи важнее исполнения всех заповедей; предания такие мы и не признаём. Гал.1:1; Сир.8:11-12; Втор.32:7.
2. Сектант: Гал.1:8-9. Нужно признавать одно Писание, ибо Предание – это уже иное благовествование.
Православный: Здесь ни слова не говорится о Св. Предании. Всё послание к галатам написано против иудействующих, то есть таких учителей, которые учили, что если принявшие Христа язычники не обрежутся по обряду Моисееву, то не спасутся (Гал.5). Апостол Павел говорит, что если и Ангел с неба будет учить обрезанию, да будет отлучён. Это место, скорее, говорит в пользу Св. Предания: «как прежде мы сказали». Послание написано в 56 году.
3. Сектант: Апостол Павел отвергает Предание. Кол.2:8.
Православный: Говорится здесь о предании человеческом, о языческой философии в городе Колоссы, где учили, что мир не Богом создан, а произошёл сам собою из стихий мира: воды, огня, воздуха эонами, произошедшими от Бога ангелами, из которых будто бы один и есть Христос. Против них и предупреждает апостол Павел.
4. Сектант: 1Кор.4:6.
Православный: Здесь речь идёт не о Предании, а о тех партиях и разделениях, которые появились среди коринфян. 1Кор.1:10-15. Им и пишет апостол, чтобы они не гордились, не мудрствовали сверх того, что им написано ранее: 1Кор.3:4-5; Иер.9:24.
5. Сектант: Апостол Павел запрещает предания, называя их баснями. 1 Тим.1:3,4; Тит.1:13,14.
Православный: Под иудейскими баснями апостол Павел разумеет не Предание Апостолов, а талмудические толкования Моисеева закона и фарисейские обычаи (Мф.7:3-4; 15:3-7; 23:16-26; Ин.4:11; 18:28; Деян.10:28). Под родословиями разумеется учение язычников о происхождении их богов, а также бесконечные родословия иудеев, старавшихся доводить перечень своих дедов, прадедов до Авраама, чем они особенно гордились, сами не делая ничего, достойного похвалы.
6. Сектант: 1Тим.6:3,4.
Православный: Учили иному еретики, особенно гностики, гордившиеся своими знаниями и любившие словопрения.
Деян.17:21. Слово Божие повелевает сохранять Священное Предание: 2Фес.2:15; 1Кор.11:2; 2Фес.3:6.
7. Сектант: Господь запрещает прибавлять к Священному Писанию какое бы ни было учение, следовательно, и всякие предания. Втор.4:2; Откр.22:18.
Православный: Приводимое место из Второзакония запрещает не Священное Предание, а языческое учение и поклонение Ваал- Фегору.
Втор.4:3,4. Ветхозаветные праведники очень много прибавляли и не были наказаны Богом (2Пар.29:25; 3Цар.7:29,36,42; 9:1,3; Есфирь 9:20-28; Ин.10:22 и др.) В Откровении 22:18 говорится только об одной книге Откровения Иоанна.
8. Сектант: 2Тим.3:15-16. Для спасения достаточно одного Священного Писания.
Православный: Апостол Павел сам учит христиан: «Стойте и держите Предания» – 2Фес.2:15. Тимофей был научен вере больше устной проповедью, что видно из стиха 14-го: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен». 1Тим.6:20; 2Тим.2:2.
9. Сектант: Довольно одного Писания чтобы правильно веровать во Христа, как делали верийцы. Деян.17:11.
Православный: Приводимое место не оправдывает, а обличает сектантов, не признающих устного учения, Священного Предания. Здесь говорится, что когда апостолов изгнали из Фессалоников, то они ушли ночью в Верию, где в синагоге начали проповедовать о Христе, «они приняли Слово», то есть устную проповедь, а не отвергли, как в Фессалониках».
10. Сектант: 2Пет.1:19. Достаточно одного Писания, без Предания.
Православный: Нет, недостаточно: нужно ещё и правильное изъяснение Священного Писания, ибо – 2 Пет.1:20.
Но кроме этой истины есть много и других, необходимых для нашего спасения, о которых пророки мало говорили: о таинствах крещения, покаяния, брака, елеоосвящения, о которых возвестил устно Христос и научили устно и письменно святые апостолы.
11. Сектант: Лк.16:29; Рим.3:21.
Православный: В словах Авраама и Спасителя нет даже и намёка на ненужность устного научения вере, то есть Священного Предания. В речи Авраама говорится о необходимости для братьев богача, живших в Ветхозаветные времена, слушаться предписания Моисея и пророков. Мк.1:15. 2Фес.2:15.
12. Сектант: Рим.1:16. Достаточно одного Писания.
Православный: «Благовествование» – это устная проповедь. 1Ин.1:5; Лк.4:18; 43-44; 9:6; Деян.5:42; 11:20.
13. Сектант: Деян.20:27-31.
Православный: Эти места Писания говорят в пользу Св. Предания. «Непрестанно» апостол учил ефесян устно три года «день и ночь», и ничего не записано.
14. Сектант: Деян.1:1. Записано всё, что необходимо для спасения.
Православный: Нет, не всё. Ин.20:30. У Луки не описано омовения ног Христом ученикам (Ин.13:1-16), беседа Христа с Самарянкой (Ин.4:5-26), притча об истинном пастыре (Ин.10:1-18).
15. Сектант: Мы не признаём Св. Предание потому, что если оно было дано церкви, то апостолами; и почти за 2000 лет могло быть изменено и даже совершенно повреждено. Втор.32:7.
Православный: Но на этом же основании должно отвергнуть и Священное Писание, ибо без Св. Предания нельзя убедиться в подлинности и неповреждённости Священного Писания, то есть что именно то, которое было написано св. апостолами за 2000 лет оно ни в чём не повреждено. Если верите, что нашею Церковью Священное Писание сохранено неповреждённым, то должны верить и в сохраненное Св. Предание.
Св. Церковь от времён св. апостолов также бережно сохраняла Св. Предание, как и Священное Писание, ибо верила и верит, что Виновник того и другого есть один и тот же Дух Святой.
Св. апостолы, приказав христианам хранить Св. Предание (2Фес.2:15) повелели своим преемникам, пастырям Церкви, чтобы оно (Предание) всегда содержалось согласно со Священным Писанием, ибо истинный епископ Церкви должен быть: «держащийся истинного слова, (Св. Предания) согласно с учением» (со Священным Писанием). Тит.1:9, 1Тим.2:2.
В первые века Церкви Христовой св. отцы и учители, как Ириней Лионский, Климент Александрийский, стали записывать Предание св. апостолов, так что к IV веку они были уже все собраны в один канон, утверждённый на Иппонийском соборе 393 года. Определение собора было подтверждено 33 правилом Карфагенского собора 397 года и на 7 Вселенском соборе 691 года.
Св. Предание заключается в древних символах, в древних литургиях (апостола Марка, апостола Фаддея), в писаниях св. отцов и учителей Церкви, церковной богослужебной практике, в правилах апостолов, в правилах семи Вселенских и девяти Поместных Соборов, которые, будучи выражением голоса всей Церкви, являются источником православной веры и христианского благочестия.
Сами сектанты, отрицая Св. Предание, пользуются им при праздновании Рождества Христова, Пасхи, Вознесения Христова и удерживают обычай давать детям имена св. отцов, которых они не почитают. Отвергнув обряды Церкви и богослужения, сохранённые по Преданию от св. апостолов, сектанты выдумали свои обряды, при совершении «преломления», «крещения», брака, омовения ног, обновления дома; выдумали своё богослужение, свои катехизации, введение пророчеств и «когда мы отсылаем их к тому Преданию, которое происходит от апостолов и сохраняется в Церкви через преемство пресвитеров, они противятся преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров и апостолов, и что они нашли «чистую истину» св. Ириней Лионский (II век).