"Потеряевка: миф и реальность"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«Репортаж журналиста «АП» О. Логинова о детском лагере в Потеряевке «Стан как место раздумий во время пути» заставляет задуматься. Да и как не задуматься, прочитав: «Я знал, что это за дети, но в эти минуты не смог бы согласиться с жестокими характеристиками каждого из них. От этих мальчиков и девочек там, в другой жизни, отказались практически все: от родителей до учителей. Они сказали, что уже не могут с ними сладить. Кто неумный, кто неуправляемый, кто больной. У многих просто нечеловеческие семьи, в которых детей заставляют заниматься таким паскудством, что и описать невозможно».
Будто специально в эти дни там и сям на улицах города стали бросаться в глаза объявления о «Православном детском трудовом лагере-стане», том самом, о котором шла речь в репортаже. Сопоставив то и другое, подумал: до чего докатились! Дети стали не нужны ни родителям, ни государству. Общество отвернулось от своего будущего, от детей! И только один человек – Игнатий Тихонович Лапкин думает и заботится о них. А объявление рассказывает, что вам помогут воспитать детей в православии, послушными и трудолюбивыми, что лагерь, существующий уже 25 лет, известен во всем мире. О нём сняты фильмы, два из которых завоевали первое место в России и на международном конкурсе, что за 25 лет в нем побывали дети со всего Союза, что здесь и катание на лошадях, лодках, и купание в озере, и строгая дисциплина. Мне кажется, только упертый атеист, прочитав такое, не отправит своё дитя в этот лагерь-стан.
Надо сказать, что я хоть и не знаком был с Игнатием Тихоновичем Лапкиным лично, но встречаться с ним приходилось раньше. Первая встреча была на конгрессе интеллигенции в университете. Колоритная фигура. Особенно на фоне очкастых, при галстуках, наутюженных интеллигентов. Он как с другой планеты. Борода, затрапезный пиджачок и валенки... И вот представился случай увидеть вживе знаменитый лагерь-стан. Знакомиться с лагерем я поехал вместе с зампредом КЗС В. Петренко, заместителем главного врача краевого центра госсанэпиднадзора Е. Хорошевым, главным санитарным врачом по Мамонтовскому району Г. Смирновым, районным педиатром Н. Фесенко, секретарем комиссии по делам несовершеннолетних Мамонтовского района В. Афанасьевой. Позади полтораста километров пути, и вот он, воспетый краевыми СМИ, известный «во всем мире» лагерь-стан Игнатия Лапкина. В голой степи стоят неприметные сооружения. Время обеденное, дети в столовой. Здороваемся, желаем... В ответ – немота. В тарелки заглядывать – как-то не очень. Хоть и подмывает. Изредка кто-то из ребятишек (а с ними за столом сидит какой-то молодой человек с бородкой и почему-то в шапочке) поднимает над головой два пальца – знак дежурному: принести второе, три пальца – третье. Что это? Вспомнил из репортажа О. Логинова – здесь едят молча. В уме проскальзывает: не до такой же степени!
Молчаливое разглядывание становится неприличным. Выходим из-под навеса. Игнатий с нами. Показывает красиво оформленные, упрятанные под стекло документы – распорядок дня, устав, ещё что-то. Что-то гнетёт, а что? Потом уж сообразил – тишина. Кроме нас, задающих вопросы, и ответов Игнатия – ни звука! Ти-ши-на... За всё время, что мы там были, не видел, чтобы кто-то улыбнулся, не слышал ни единого детского возгласа. Мне, всю жизнь проработавшему с ребятишками (преподавал в техникуме, работал учителем в школе), стало не по себе от этой тишины.
Обед окончен. Дети выходят, строятся на молитву. В молитве благодарят Господа за хлеб насущный, исчезают. Потом по удару колокола собираются и, выполняя требование проповедника, демонстрируют «спорт-комплекс» – два стояка с лагой на них, а на этой лаге веревки-качели. Не разобьются? Что вы, Бог милостив! Однако, видно, в качестве страховки, чтоб веревки не соскользнули, у конца лаги вбиты два гвоздика (на Бога надейся...).
Подъём в лагере в пять утра. Время отбоя определяется «референдумом» (не ранее 22 часов). Когда на наших глазах четырехлетний воспитанник после обеда стал засыпать, его тут же будит старший (я понял, что это его брат): нельзя спать, накажут!
Где спят ребятишки? В кельях на полатях. Постель общая. От стенки до стенки – три метра, на этой площади спят десять поселенцев (или отдыхающих?). Общая постель, где-то внизу проходит труба. Тепло, поясняет Игнатий Тихонович, а я добавляю про себя: «Жар костей не ломит, а вошь тепло любит». И тут же спрашиваю: насекомые-то есть? «Нет, нет! Бог миловал. В прошлом году у одной девочки... Но мы тут же обработали. Нет, с этим всё нормально».
Я могу живописать, как в лагере готовят пограничников, разрешая (за особые заслуги) воспитаннику подняться на верхнюю площадку вышки. Как готовят будущих космонавтов, тренируя у ребятишек вестибулярный аппарат, для чего к лагерю притащили две раскидистых ветлы. И ребятишки, по словам Игнатия Тихоновича, лазают и кувыркаются вместе с ветлами, как обезьяны.
На вопрос: читают ли дети? – нам показали «библиотеку», состоящую из полутора десятков рукописных песенников, духовной литературы да переплетенных самим проповедником журналов «Знание – сила».
Тот юноша с бородкой, о котором я говорил выше, оказался московским гостем – настоятель Никольской церкви Московской патриархии игумен Кирилл. Прибыл он в лагерь познакомиться с постановкой дела, попутно знакомится и с методикой воспитательного процесса. На вопрос В. Петренко (он тоже педагог): увидел ли что-то интересное? – игумен Кирилл отметил умелое использование проповедником телесных наказаний. Беззлобное и не унижающее человеческого достоинства воспитуемых.
Посмотрели и баню, и туалеты, правильнее сказать, отхожие места класса сортир. Удручающее впечатление! Хотя кругом относительный порядок, но нищета прёт отовсюду. На вопрос о средствах на содержание лагеря следует ответ: государственной копейки здесь нет! И всё же, не отстаю я, на какие средства 26 человек садятся за стол? Оказалось, что, кроме всего прочего, проповедник ещё и первоклассный печник, а сложить печь в наши дни стоит не менее 700 рублей. Вот вам и деньги на лагерь! Я засомневался хотя бы в наличии времени для такого рода заработков – ведь надобно заниматься с детьми. Оказалось, что ещё мэр Барнаула, по словам И. Лапкина, презентовал лагерю-стану пять тонн продуктов (это сто мешков).
С каждым ответом вопросы не исчезали, их становилось всё больше. Почему лагерь-стан ютится в неприспособленных для проживания помещениях? В крае много пустующих пионерских лагерей, неужели не дадут, если попросить? «Мне этого не надо». – «Почему?» –«Здесь Родина». – «Чья Родина?!» –«Моя». А при чем здесь дети?
Если ребёнок заболеет, кто окажет помощь? «Любой». Можно взглянуть хотя бы на аптечку? А в той аптечке йод да бинт. А если что-то серьёзное? В деревне живет медик. Даже кандидат медицинских наук. Вопросы воспринимаются как придирки. Как начало гонений. И гонений не на Игнатия Тихоновича, а на лагерь-стан, на веру. Заговаривает проповедник о том, что в годы советской власти насильно насаждали атеизм. На вопрос, не насаждает ли он сам также насильственным путем веру, отвечает: «Да нет же, конечно!» Он и в лагерь-то берёт только верующих.
Конечно, все эти разговоры ведутся на приличном расстоянии от детей. Тот вопрос, ради решения которого И. Лапкин ждал В. Петренко (расширение земельного надела Потеряевки), остался в стороне. Зампред КЗС пояснил, что эти вопросы решаются определенными органами на основании действующего законодательства. На этом визит был закончен.
Я понимаю, читатель ждет ответа на главный вопрос: что же дети? Они на самом деле изгои? Нет. Это абсолютно нормальные дети. И умные, и управляемые (даже слишком), и не больные. С некоторыми из них удалось поговорить. К примеру, с очень симпатичным пареньком лет 14. Мама – учительница. Сейчас в лагере с чужими детьми. Папа – главный редактор вузовской газеты. Я встретился с ним на следующий день после поездки. Когда он прочитал репортаж О. Логинова, который я принёс с собой, он с обидой воспринял слова коллеги о том, что его сын оказался в лагере потому, что не нужен родителям. Когда я сказал редактору, что, по словам проповедника, в лагере живут лишь верующие, он скептически улыбнулся – и только. Я так и не понял: зачем он отправил его туда? Знал ли, чем будет заниматься сынишка?
Знают ли родители, что распорядок дня там нефизиологичный (это слово я услышал от райпедиатра), что в лагере в ходу телесные наказания, что с 7 июня по 11 июля в лагере-стане пост, а это значит, что больше месяца дети не будут получать ни мясных, ни молочных продуктов. Наберутся силёнок к учебному году! Знают ли родители, что Игнатий Тихонович Лапкин – проповедник не Русской православной церкви, а русской православной зарубежной церкви. В своих объявлениях он об этом умалчивает.
Это вопросы к родителям. Однако есть ведь ещё и государство. Оно по логике вещей должно знать, что происходит на его просторах. Игнатий Тихонович говорит и пишет, а О. Логинов вторит ему – лагерь-стан существует 25 лет. Не очень верится, что в середине семидесятых (когда государству до всего было дело) могло образоваться нечто подобное. Игнатий Тихонович – принципиальный противник вмешательства светских властей в жизнь лагеря. У него об этом прямо записано в уставе, который красуется на стене «кельи». Церковные власти к нему и вовсе «не вхожи». Недолюбливает он их. Видит у каждого представителя Русской православной церкви (кроме гостя своего московского) торчащий из-под рясы погон сотрудника КГБ.
Олег Логинов пишет: «Мне кажется, не стоит до конца разгадывать загадку лагеря-стана: не получится...» У меня же прямо противоположная точка зрения. И. Лапкин добивается, чтобы деятельность лагеря-стана никем не контролировалась. Ему так спокойнее. Но сдаётся, заботу надо проявлять не о его спокойствии, а о детях, остающихся с ним один на один. Знает ли администрация района о положении, сложившемся в лагере-стане? Да, знает. Может быть, пока не всё. Но уже дважды в районной газете «Свет Октября» по поводу угрожающего санитарного состояния лагеря выступал Г. Смирнов, главный государственный санитарный врач Мамонтовского района.
Доходили слухи о том, что готовится комплексная проверка лагеря-стана всеми теми службами администрации района, что осуществляли прием в эксплуатацию других (светских) детских учреждений района. И надо бы, наконец, довести дело до логического завершения. Камнем преткновения чаще всего становится нежелание доказывать, что вопросы религии (на чем постоянно концентрирует внимание И. Лапкин) отношения к соблюдению санитарных норм и правил не имеют. Кроме того, И. Лапкин вхож во многие кабинеты. Скажем, к распространению своих объявлений он привлек даже работников отдела народного образования Барнаульской городской администраций. Что же это за позиция администраций всех уровней – краевой, районной, городской? Нет, последнее слово должно быть вовсе не за теми представителями СМИ, которые создали миф о лагере, не замечая (или не желая замечать?) удручающих сторон его деятельности. Последнее компетентное слово должны сказать контролирующие службы. Пора отделить миф от реалий. Геннадий Бобров.Фото автора». («Алтайская правда» № 138 от 24 июня 1999 г. «Вопросы без ответов». Лагерь-стан).Автор – первый секретарь железнодорожного райкома КПРФ г. Барнаула. Геннадий Александрович. Д. т. 38-10-93.
«Православный детский трудовой Лагерь – Стан в честь Климента Анкирского. Память 23 января/5 февраля (312г.).
Прокурору Мамонтовского р-на, юристу I класса Ю.Н. Риферду;
Копия: Прокуратура Алтайского края Параскуну Ю.Ф.;
Управление юстиции края; Краевая санэпидемстанция.