размер шрифта

Поиск по сайту



Иоанн-Варсонофий - 29 февраля, 5 век. Жития святых. Церквные имена. Имена по церковному. – Во свете Библии

«Жития святых»

Иоанн-Варсонофий

29 февраля, 5 век



Память преподобного Иоанна, нареченного  Варсанофия

Память 29 февраля
Преподобный Иоанн был родом из Палестины; восемнадцати лет он крестился, и воспринял на себя иноческий образ и особенно стал подвизаться в посте. За свою добродетельную жизнь он был поставлен архиепископом в Дамаск1. Но, не многое время пребыв на кафедре архиепископа, он заметил. что обязанности его высокого положения трудно совместимы с иноческими подвигами, поэтому Иоанн оставил епископию и тайно удалился из Дамаска. Придя в Александрию2, он переименовал себя Варсонофием,  чтобы кто его не узнал и не открылось его действительное положение. Из Александрии он отправился, как убогий странник,  в Нитрийскую гору3; поклонившись игумену бывшего здесь монастыря, святой    Иоанн просил его, чтобы он принял его для услуг братии. Игумен принял его и дал ему монашеское одеяние. Святой    стал ревностно служить инокам,  днём он был занят сим делом,  а ночью без сна пребывал в молитве. Ранним утром он собирал из всех келий тыквы и сосуды, шёл к реке; почерпнув воды он приносил ее и ставил сосуд с водой перед каждой келией.
Один из иноков,  человек малоумный, сильно досаждал святому, то давал ему укоризненные прозвища, то обливал его помоями. Наущаемый диаволом,  недостойный инок провертел стенку той келии, где жил преподобный Иоанн,  и чрез отверстие «совершал водный исход»   на ложе святого, так что оно стало издавать зловоние.
Узнав об этом,  игумен призвал к себе брата, чтобы наказать его. Но Варсонофий упал в ноги игумену, с плачем говорил,  что он сам виновен в сем:
- Я сам, - говорил святый, - раздражаю брата и возбуждаю его гнев;    прости ему Господа ради.
Так он избавил брата от наказания. Но через некоторое время Иоанн был узнан преподобным Феодором Нитрийским,  оставил гору и бежал в Египет. Здесь он проявил дар такой прозорливости, что узнавал даже помыслы людские. Он освободил Церковь от еретиков,  написал много душеполезных книг и с миром отошел во Христе Иисусе4, Ему же, со Отцом и Святым Духом,  честь и слава во веки. Аминь.
 
В тот же день память святого мученика Феоктириста, игумена Пеликитского. В VIII веке, при Константине Копрониме5, пострадал за иконопочитание: ему были обожжены нос и руки смолою. Святой Феоктирист был участником страданий святого Стефана Нового6.
 

Примечания:
1Дамаск - главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при р. Бараде, протекающей через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время Дамаск,  входящий в состав Турецкой империи, - один из богатейших городов Азии и имеет до 150.000 жителей.
2Александрия - знаменитой    город,  основанный Александром Македонским в 331 г. до Р. X. на берегу Средиземного моря, в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. Александрия   была некогда первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства, рассадником христианского просвещения. Христианство принесено было сюда, по преданию, Евангелистом Марком около 59-60 гг. В настоящее время Александрия   (по турецки и арабски - Искандеры) принадлежит к числу укреплённейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230,000 слишком жителей.
3Гора Нитрийская находится в расстоянии дневного пути (25-30 верст) от Нитрийской пустыни, лежащей в северо-западной части Египта. Эта безводная, каменистая пустыня была излюбленным местом египетских пустынников, прославившихся аскетическими подвигами. Здесь иноки селились для строжайшего уединения и ненарушимого безмолвия - ради пребывания в Едином Боге.
4Преподобный Иоанн скончался во 2-й половине V в. Император Лев в 457 извещал его, в числе других епископов, о мученической кончине Протерия (см 28 февраля), патриарха Александрийского.
5Царствование Константина Копронима (741-775 гг.) было временем высшего развития иконоборческой ереси в греческой церкви. Самыми мужественными защитниками иконопочитания явились в это время иноки, за что император подвергал их жестоким казням. По словам историка Никифора, инокам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту коих они выступали. Вообще гонение на православных при Копрониме напоминало времена жестокого мучителя христиан языческого императора Диоклитиана.
6Память св. Стефана Нового 28 ноября.
 

216