размер шрифта

Поиск по сайту



Как старообрядцы относятся к пище?

Вопрос на тему «Пища, посты»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 1

Вопрос 493:

Как старообрядцы относятся к пище? По Ветхому или по Новому Завету? Различают ли чистых и нечистых животных, как, например, свинью, кролика и т. п.?

Ответ И.Т. Лапкина:

Богоизбранному еврейскому народу, только что вышедшему из Египта, где они научились поклоняться быку Апису и другим животным, Бог дал закон, стесняющий их в выборе пищи, разделив всё творение на чистое и нечистое (Лев. 11 гл.).

Прем.Сол.15:19 – «Они даже некрасивы по виду, как другие животные, чтобы могли привлекать к себе, но лишены и одобрения Божия и благословения Его».

К новозаветным христианам это не имеет никакого отношения.

1Тим.4:4-5 – «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою».

 

Кол.2:16,17,20-23 – «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе… Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».

У старообрядцев исключительно сильная традиция, безотчётная вера в родительское научение, преданность до смерти детскому научению. Учитывая, что Библия не только не имеет никакого авторитета в их среде, но считается книгой, от который сходят с ума, и в отношении пищи научены по традиции. (Традиция – смерть всякой живой мысли). Они вообще ничего не слышат и не видят кроме традиции. И когда читают, что Иоанн Креститель питался акридами, они берут истолкование только такое, какое сходится с их мнением, считая, что это трава, растение. И даже толкование блаж. Феофилакта, признаваемое ими как заслуживающее доверия, в данном месте на толкование

Мф.3:4 – «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед».

Мрк.1:6 – не воспринимают... «А пищею его были акриды и дикий мед».

Некоторые говорят, что «акриды» – это трава, которая называется и мелагрой, другие же разумеют под ними орехи или дикие ягоды. Дикий мед – мед, который приготовляется дикими пчелами и который находят в деревьях, равно и между камнями. «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед».

Мы уже говорили об этом в Евангелии от Матфея; теперь же скажем только о том, что там опущено. …«Равно пища Иоаннова, указывала здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча («акриды») есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед, производимый пчелами, то есть пророками; но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мед, но не трудились над ними и не исследовали их .

Лев.11:20-25 – «Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для насиз всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле; сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас; от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера».

Ясно, что трава не может скакать, но по местным условиям ни старообрядцы, ни их пращуры никогда не ели саранчи. Какое же они могут дать толкование? В любом своём самом диком заблуждении они стоят упёртые намертво. Ответ с их стороны один: это проклятые никонияне сделали неправильный перевод, исказили, испортили блаж. Феофилакта. И если покажешь им толкование Иоанна Златоуста на эти стихи, ответ тот же самый: окаянные никонияне перепортили всё.

Свиней в Сибири выгодно держать, и они их испокон века держат и любят вкушать в непостные дни. Начётчики дали «умную» трактовку, оправдывающую ядение запретного; и, как обычно, они прибегают к мифотворчеству, к «бабьим басням, бредням пьяных старух» (Златоуст). Они говорят, что свинью ныне разрешено есть потому, что её ядение освятил Христос, когда на Кресте вкусил поданную римским воином свиную желчь. Никаких доказательств, подтверждающих эту версию, они не имеют. У старообрядцев не приемлется перевод Библии на русский язык, «ибо никонияне сделали его неправильно, исказили в свою пользу»; и сами за 350 лет не предприняли и малейшей попытки выучить из своей среды грамотея и перевести правильно Священное Писание.

Пс.32:16 – «Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею».

В славянском переводе это место читается «ложь конь во спасение», и они уверены, что в случае необходимости лгать допустимо для спасения. Так что старообрядцы не пользуются ни Ветхим, ни Новым Заветом в отношении пищи. Василий Великий, рассуждая на эту тему, главенствующую роль отдаёт разуму, говоря, что хотя нам и разрешено употреблять в пищу все растения, но не белены же мы объелись, чтобы есть белену. Так и в рассуждении о пище животного происхождения, мясо некоторых животных ядовито, как у стервятников, поедающих падаль.

Деян.11:9 – «И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».

Эти же хитрости старообрядцы применяют в отношении рыбы, определяя их пригодность по, якобы, обнаруженной кости в виде креста в голове. Главное для христианина китайца, японца и других, чтобы это было безвредно и принималось с благодарением и молитвой. Старообрядцы ни под каким видом не соглашаются есть мясо голубей и обосновывают это тем, что Дух Святой сходил в виде голубя. Но вкушают овец и ягнят, хотя Христос называется Агнцем и показан в таком виде Иоанну Крестителю.

Иоан.1:36 – «И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий».

 

Деян.8:32 – «А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих».

 

Откр.5:6 – «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю».

В житии Филарета Милостивого (1 декабря) говорится, что на брачном торжестве у него были поданы на стол голуби. Это исключительно нежное, чистое, диетическое мясо. Таким образом, старообрядцы относятся к пище ни по Ветхому, ни по Новому Завету, а по своим измышлениям, только по тому, что не знают содержания Библии.


395

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: