Вопрос на тему «Богослужение»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 27
Вопрос 3928:
Когда мы отдаём деньги, заказывая молебны за умерших, то не есть ли это католическая индульгенция?
Ответ И.Т. Лапкина:
Католикам
обещано что-то и они, успокоенные, могут
далее не переживать. У православных же
дело обстоит намного хуже. Никакой
гарантии священник не даёт, когда
принимает заказ на молебен. У него всё
в дыму и во мраке.
“Девятого
августа сего года СМИ распространили
папский декрет, которым предлагается
для сотен тысяч молодых людей Европы,
посетивших “XX Всемирный день молодёжи”,
папская индульгенция. Каждый, кто
осуществит исповедь, примет участие в
Евхаристии и помолится о дне молодежи
– обладатель католической индульгенции.
В двадцать первом веке, как и в средние
века, индульгенция дарует прощение
грехов, а не Иисус Христос, не нуждающийся
в посредниках, чтобы принимать всякого
грешника, нуждающегося в спасении.
Предлагаем вашему вниманию выдержку
из исторической книги «И
камни возопиют» об
индульгенции: »Но одной инквизиции
дьяволу было мало. Нужен был сложный
механизм, который бы позволил лишить
людей надежды на прощение и спасение.
Но поскольку Библия утверждала, что для
прощения, а значит, и спасения, достаточно
покаяться и попросить в личной молитве
Христа простить грехи и дать силу больше
их не совершить, нужно было включить
между человеком и Христом посредника
в лице священника, без которого доступ
к Богу, якобы, невозможен. Отныне было
объявлено, что без участия посредника
человек лишен непосредственной связи
со своим Спасителем. Свою функцию этот
посредник осуществлял с помощью двух
рычагов — индульгенций и исповеди перед
священником. Рассмотрим их подробнее.
Слово
«индульгенция» происходит от латинского
— indulgentia (милость). Индульгенция
представляла собой папскую грамоту,
свидетельство об отпущении грехов как
прошлых, так настоящих и будущих (!),
выдаваемую за деньги или за особые
заслуги перед католической церковью.
Богословие обосновывает индульгенцию
тем, что католическая церковь обладает,
якобы, неким запасом добрых дел,
совершенных Христом, Девой Марией и
святыми, которыми можно покрывать грехи
людей. Индульгенции давались
первоначально при наличности
раскаяния, проявляющегося в добрых
делах (пост, милостыня, паломничество)…
право раздавать индульгенции давали
епископам в аренду за ежегодный
взнос. Итак, индульгенция выполняла
следующие функции: 1. Освобождала человека
от грехов как прошлых, так настоящих и
будущих. 2. Эти грехи покрывались из
сокровищницы добрых дел, совершённых
когда-то Христом, Девой Марией, апостолами,
мучениками, и которые находились, якобы,
в распоряжении церкви. 3. Отпущение
грехов продавалось человеку за деньги.
Представьте себе картину, так часто
встречающуюся в Средние века: человек
приходит к священнику и покупает у него
индульгенцию, прощающую ему воровство
или убийство, которое он замыслил.
Прокомментируем теперь эти три основных
положения текстами из Библии: “
Ной,
Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей,
ни дочерей; праведностью своею они
спасли бы только свои души”
–
Иез.14:20.
Итак, праведник своей праведностью
может спасти только самого себя.
“
Жаждущие!
Идите все к водам; даже и вы, у которых
нет серебра, идите, покупайте без серебра
и без платы вино и молоко”
–
Ис.55:1.
“
Жаждущий
пусть приходит, и желающий пусть берет
воду жизни даром”
–
Откр.22:17.
“
получая
оправдание даром, по благодати Его,
искуплением во Христе Иисусе”
–
Рим.3:24.
“
И
сказал мне: Совершилось! Я есмь Альфа и
Омега, начало и конец; жаждущему дам
даром от источника воды живой; побеждающий
наследует все, и буду ему Богом, и он
будет Мне сыном”
–
Откр.21:6-7.
Вот и ответ насчёт спасения и прощения
за деньги. Впервые индульгенции появились
в 11 веке, первоначально освобождая
человека от наложенного церковью
какого-либо наказания. В 13 веке, купив
индульгенцию, разумеется, за особую и
немалую цену, человек мог вызволить из
чистилища страдающую там душу своих
близких, земная жизнь которых подчас
вряд ли давала им право на рай. При этом
богатые находились по сравнению с
бедными в более выгодном положении, ибо
их денег хватало, чтобы себе и близким
обеспечить спасение и вечную жизнь,
неимущим же не было никакой надежды на
прощение и спасение. Монахи, продавцы
индульгенций, говорили: “Sobald das Geld im
Kasten Klingt, die Seele aus dem Fegfener springt” (“Как
только деньги в ящике звякнут, душа из
чистилища выскочит”)».
3Ездр.15:27 –
“
Бог
не избавит вас, потому что вы согрешили
против Него”.
Втор.32:39
– “
Видите
ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня:
Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я
исцеляю, и никто не избавит от руки
Моей”.
2Кор.5:10 –
“
ибо
всем нам должно явиться пред судилище
Христово, чтобы каждому получить
[соответственно тому], что он делал, живя
в теле, доброе или
худое”. «ОГЛАШЕНИИ,
ИЗЫДИТЕ!»
В пустыне мыкаясь, скиталец бесприютный
Однажды вечером увидел светлый храм.
Огни горели там, курился фимиам,
И пенье слышалось... Надеждою минутной
В нём оживился дух. – Давно уж он блуждал,
Иссохло сердце в нём, изныла грудь с дороги;
Колючим тернием истерзанные ноги
И дождь давно не освежал.
Что в долгих странствиях на сердце накипело,
О чём он мыслил, что любил –
Всё странник в жаркую молитву перелил
И в храм вступил походкою несмелой.
Но тут кругом раздался крик:
«Кто этот новый гость? Зачем в обитель Бога
Пришлец незнаемый проник?
Здесь места нет ему, долой его с порога!» -
И был из храма изгнан он,
Проклятьями, как громом, поражён.
И вот пред ним опять безрадостно и ровно
Дорога стелется... Уж поздно. День погас.
А он? Он всё стоит у паперти церковной,
Чтобы на Божий храм взглянуть в последний раз.
Не ждёт он от него пощады, ни прощенья,
К земле бессильная склонилась голова,
И, весь дрожа под гнётом оскорбленья,
Он слушает, исполненный смущенья,
Его клянущие слова.
1883. Апухтин