Вопрос на тему «Богослужение»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 23
Вопрос 3521:
В последнее время батюшка Вас задвигает вовсе уж на послеслужебное время с проповедью. Ему, что не хочется, чтобы проповедь звучала в храме?
Ответ И.Т. Лапкина:
Не
совсем так. Но создаётся у людей именно
вот такое нездоровое мнение. Он надвинулся
на меня, что я каждую по полчаса говорю,
а за службу две проповеди, ну и народ
вроде бы уж вовсе расслабел, им в туалет
надо, домой пора, скотинку загонять
приспело. И это действительно почти
так. Почти, но, даже может статься, и
совсем не так. Дело в том, что брата
Сергея, набирающего текст записанных
на магнитофон в храме проповедей, я тут
же попросил посмотреть, сколько какая
проповедь звучала. Он взял 20 проповедей
кряду и оказалось, что в среднем в храме
моя проповедь продолжается 21 мин. и 30
сек. (от 13 до 28,5 минут). Сентябрь богат
праздниками, потому произнесено было
в этом месяце 28 проповедей - полновесных
10 часов звучания. А это уже не полчаса!
По полчаса нет ни одной из 20 взятых
подряд проповедей. (Для сравнения с
проповедями Иоанна Златоуста, взятыми
из нескольких его томов, получается,
что проповедь Иоанна длилась в среднем
- 31мин. У него в 16 проповедях - 365.000 знаков
без пробелов. У меня же в 16 проповедях,
помещённых в разных томах, 254.000 знаков
без пробелов. Если патриарх
Константинопольский говорил в таком
же темпе, как я, не растягивал слова, а
он был моложе меня на 10 лет, то получается
вот такая примерно арифметика, которую
тоже, пожалуй, никто ещё не проводил.
Тут ещё нужно сделать поправку, что у
меня ведут запись на магнитофон и потому
сохранены все буковки, вздохи, и
междометия. У Златоуста не было такой
возможности и записывали от руки
скорописцы-нотарии, так что ещё мнуты
три-пять нужно добавить к 31 минуте. Нужно
ещё учесть, что на греческом языке для
выражения одного и того же текста
требуется букв больше в 1.16 раза. Для
наглядного сравнения даю количество
букв на греческом языке и рядом - на
русском языке: Евангелие от Матфея -
92.096 и 79.138; Марка - 58.136 и 49.398; Луки - 97.793 и
84.406; к Римлянам - 35.220 и 32.919 букв. К слову
сказать, вот ещё Евангелие от Луки на
немецком, английском и латинском языках,
и через тире коэффициент по отношению
к русскому переводу, на что нужно
умножать: нем. — 108.290 - 1,282; английск. —
105.112 - 1,245; латин. — 93.511 - 1.107. Да хотя бы и
полчаса была проповедь – это разве
утомительно? Тут другой синдром. Не будь
проповеди, а будь одна служба, всё так
и будет идти. А вот при наличии проповеди
всё время идёт очищение. А тут ещё книги
одна за другой. А в них есть
проповеди и они расходятся далеко.
Не
знаю, почему, но батюшка уже не раз
попрекнул меня, что вроде бы проповеди
я говорю для книг. Тут он, конечно, хватил
по ревности и, конечно же, не по зависти.
В этом грехе я его боюсь подозревать. Я
проповедую 45 лет. А в книги вошла первая
моя проповедь, сказанная в июне 2004 г. –
три года назад, на Пс.103, в 7 том “…открытым
оком”. 41 год говорил не для книг. А если
для книг сохранилось три года – разве
это позор, упрёк или ущерб какой и кому?
Если с губернатором ездят корреспонденты
и освещают всю его деятельность, и с
президентом едут десятки разных
представителей прессы и каждое его
слово готовы опубликовать, если бы
разрешили им, то в этом нельзя усмотреть,
что он ездил и говорил и брал с собой
свиту для газетной публикации. Это же
не на первом месте.
2Тим.4:2 -
«
проповедуй
слово, настой во время и не во время,
обличай, запрещай, увещевай со всяким
долготерпением и назиданием».
С таким же успехом мог бы я попрекнуть
батюшку, что он так ревностно вычитывает
все служебные слова в храме, не видя,
что уже все утомились, и снова: “придите,
поклонимся”, “честнейшую херувим”,
«трисвятое» десятки раз повторяет. Это
же всё есть у всех в книгах. А что в
проповеди сказано будет, того ещё нет
нигде на белом свете, и если будет, то
впервые, и уже под упрёком.А если батюшка
всё вычитывает, то и я иной раз думаю:
“Для чего он 40 раз “Господи, помилуй”
повторяет? Это же никому не нужно, тем
более, Богу. Выходит, службу ведёт не
всю, а хотя бы вот такие запричастные
молитвы, когда три младенчика причащались,
и всё равно вычитывают то, что ни один
человек уже ни к уму и ни к сердцу в этот
раз приложить не может. Значит для
епископа? С проглядом, что если кто
донесёт, то не упрекнёт его епископ в
том, что он что-то сократил в служении
– это же смертельный укор был бы для
батюшки. Я мог бы и так подумать. Но мне
уже под 70 лет подпирает, и 41 год говорил
не для книг. Так пусть бы хотя и
для книг были проповеди. Но ведь передо
мной живые люди, для которых я и готовил
сие, не думая о награде, а помышляя больше
вот о таком упрёке.
Иов.20:3 –
“
Упрёк,
позорный для меня, выслушал я, и дух
разумения моего ответит за меня”.
Если бы только для книги, то легче всего,
полнее и красивее можно было это сделать
за столом, писать на компьютере, а я
говорю без заранее написанного текста.
Так что тут полнейшее алиби, что не для
книг мне нужен доступ к живым людям, а
для того, чтобы Слово Божие заговорило
с ними.
Иез.2:5,7 –
“
Будут
ли они слушать, или не будут, ибо они
мятежный дом; но пусть знают, что был
пророк среди них.
И
говори им слова Мои, будут ли они слушать,
или не будут, ибо они упрямы”.
Я не знаю, выслушивал ли хотя один пророк
или Апостол, или святые отцы, или кто из
современников такой вот упрёк, что столь
ревностно бы старался донести Слово
Божие до народа, а ему бы пастырь воткнул
спицу: “Это ты стараешься для книг!”
Причин тут несколько: никто в книгу не
поместит; но если и поместит, то кому
это нужно будет? Боязнь перед епископом
ставит сеть во рту, и эта сеть вылавливает
и не пропускает нужные слова к народу.
И потому проповедь получается мёртвая
и бесталанная, не пробуждающая, ненужная.
Я же ничем не связан, у меня нет цензора
и во всех книгах никто не совершил ни
одной поправки, кроме Бога и моей совести.
Если завтра прекращу выпуск книг, а
проповеди-то всё равно будут, тогда
будет новое обвинение – так было со
всеми, кто делал дело Божие.
Иер.20:9 –
“
И
подумал я: «не буду я напоминать о Нём
и не буду более говорить во имя Его»; но
было в сердце моём, как бы горящий огонь,
заключённый в костях моих, и я истомился,
удерживая его, и не мог”.
От прибыли не лопнет кошелёк,
Растерзанный заботой о вдовицах,
Когда сиротский дом депешу шлёт,
От вас желающий наесться и напиться.
Туман забвения о смерти очень густ,
Собою обволакивает сердце,
Не может достучаться Иисус,
Не трогают таких чужие стрессы.
Мы не чужие по крови Адама,
Мы близки нежностью рожденья в Иисусе;
Глаза голодных шарят по карманам,
Пусть никогда до донышка не будет пусто.
А прибыль есть – проценты до небес,
Учтёно, сколь охотно уделяли,
Кто к нам за стол успел уже присесть,
Хотя дотациями мы и не атланты.
Хлопочут, бьются, добывая прибыль,
Но тешить скоропреходящее смешно;
Сквозь пальцы утекающею рыбой,
Не в свой дырявый, а в чужой мешок.
Кто вовремя сподобился возлечь
Со странником, бездетным Авраамом,
К тому и дети из роддома встреч,
Неважно, вечером или в потёмках рано.
Не потеряется в зловещей кутерьме
И самая ничтожная копейка,
Наш путь до Господа становится прямей,
Быть спонсором нужды успеть бы.
Не только средствами – молитвою и лаской
Дано обогревать застывших в злобе,
И аленький цветок такой прекрасный
Взойдёт и недругов он в силе покоробить.
Обещана нам прибыль – так легко
Её добыть, устроив ужин нищим.
Христа увидит в нас совсем слепой,
Наш чек на подпись долгожданно ищут.
03.09.07. ИгЛа