Вопрос на тему «Старообрядчество»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 17
Вопрос 3136:
В РПЦз есть и старообрядцы, как они на этом Соборе представлены?
Ответ И.Т. Лапкина:
С этими еще труднее разговаривать, ибо для них Библия вовсе уж не настольная книга, и тем более не руководство в жизни. Но всё зависит ныне и у них от пастыря. Возрождён ли он и готов ли работать со своей паствой в Евангельском духе. Вот какое было от их представителя там выступление:
«Далее выступил с комментарием протоиерей Пимен Саймон, настоятель единоверческого прихода РПЦЗ в Ири, шт. Пенсильвания. Отец Пимен, в частности, сказал: «Прежде всего, я не предлагаю немедленного соединения с РПЦ МП. Я понимаю что те, кто представлял нашу Церковь в переговорном процессе с РПЦ МП, горячо любят РПЦЗ, и знаю обстоятельства и тонкости, которые приведут нас к тому или иному решению. Как я указал в своём открытом письме после интервью с епископом Даниилом, мой приход и я останемся верными епископам РПЦЗ, к которым мы присоединились в 1983 году. Но, если будет примирение с МП, мы раньше или позже столкнёмся с этими проблемами лицом к лицу. Я попросил разрешение обратиться к этому собранию потому, что я постоянно замечаю параллели между попытками к примирению между РПЦЗ и МП, и попытками примирить Старообрядцев с «Никонианами». Каждый слышанный мной аргумент звучит как препирательства между старообрядцами и новообрядцами, которые продолжаются уже несколько веков. Прежде всего взаимные обвинения, в зависимости от того, на какой стороне Вы находитесь:
Старообрядцы |
Новообрядцы |
- Вы еретики
|
- Вы раскольники
|
- Вы хотите поглотить и уничтожить нас
|
- Вы ищете предлоги чтобы остаться в расколе
|
- Патриарх не имеет права претендовать на главенство
|
- Апостольское преемство, легитимность не нарушены; личные грехи его не нарушают
|
- Мы сохранили чистоту и правду
|
- Вы стали фарисеями в вашем высокомерном самомнении
|
Я мог бы продолжать, но Вы меня и так понимаете. Будучи старообрядческим наставником и силясь внедрить в сознание моих пасомых сознание о законности Русской Православной Церкви, я понял, что одной из сложнейших задач, стоящих передо мной, оказался диалог с оскорбительным и экстремальным языком, употребляемым для оправдания старообрядческих позиций. Старообрядческие полемисты клеймили «Никониан» еретиками, предателями веры, гонителями и даже слугами антихриста, а самого Никона чуть ли не Антихристом. Постоянно вставал вопрос – будет-ли присоединение к Русской Православной Церкви предательством наших предков, вольно или невольно умерших, защищая «истинную веру»? Честно говоря, следует признать, что многие реформы Патриарха Никона и позднейшие западные обычаи, принятые в Русской православной Церкви, были не нужны и неуместны. В связи с этим у старообрядцев было некоторое оправдание их нерешительности признать законность РПЦ. И до сего дня ни один старообрядец не может присоединиться к Православной Церкви, если он не придёт к выводу, что Всероссийский Стоглавый Собор превысил свои полномочия по некоторым вопросам. Итак, мы опять у исходной точки. Увёл ли митрополит Сергий Русскую Церковь в ересь? Есть ли законный патриархат в России? Чего хочет от нас МП? Уничтожат ли они нас? Предаём ли мы своих отцов? Покаялась ли МП? Я бился более двадцати лет, стараясь убедить наших старообрядцев следовать нашим путём, когда мы присоединились к «Никонианской» церкви. Недавно я провёл несколько месяцев в беседах с двумя молодыми старообрядцами из Орегона, которые решили, что они со своими семьями больше не могут жить без священства. Они согласились, что очень может быть, что никонианское священство законно, и что они присоединятся к нам, как только верующие, которые, видимо, вернулись к истинному православию, примут двуперстие. Я, в изумлении, посоветовал им не ждать очень долго. Как всегда, ещё одна отговорка, чтобы остаться в разделении.
Более двадцати лет тому назад владыка Даниил говорил мне, что с большинством старообрядцев проблема заключалась в том, что после каждого ответа православных на старообрядческий вопрос, последние всегда выдвигали ещё одно требование, прежде чем могло произойти единение. А теперь? Мы обращаемся с просьбами (или требованиями): Сотрудничество между Церковью и государством должно прекратиться. Похоже что собор МП 2000 года даёт ответы. Новомученики и царственные мученики должны быть прославлены. Должно быть проявлено покаяние. Но, по сути дела, что бы ни предпринималось, верующие, выросшие, слушая брань, направленную на МП, никогда не будут удовлетворены, так же, как и большинство старообрядцев, никогда не примкнут к новообрядцам, невзирая ни на что.
И наконец, как я писал в своём открытом письме, признаем наконец, что сотрудничество и сервильность Церкви при Петре Iом, запретившем избрание патриарха и поставившего обер-прокурора властвовать над Святейшим Синодом, очень похоже на подчинение 20-го века. Или вспомним подчинение и сотрудничество Церкви с «Православной» Екатериной Великой. Неужели Вы верите тому, что всё это было намного иначе, потому что правители были «православными», а не отъявленными атеистами? Конечно, есть разница, но, будучи старообрядцем, которому нет надобности оправдывать сотрудничество Церкви с государством в 18 и 19 веках и в то же время осуждая как греховную коллаборацию 20 века, я должен встать перед Вами и просить прощение, так как чувствую большую долю лицемерия в подобных заявлениях.
Мой близкий друг и переводчик большинства наших старообрядческих публикаций отец Герман Чуба неоднократно говорил мне, что у нас в Церкви столько злободневных проблем, что пора оставить постоянные споры о деяниях митрополита Сергия в 1927 году, равно как и гонения старообрядцев нужно отнести к прошлому, и оставить их на Божий Суд. Я согласен. В 1970 годах, после того, как вы мужественно сняли прещения со старого обряда и со старообрядцев, я вошёл в контакт с тогдашним иеромонахом Иларионом, Иеромонахом Иоаникием, Отцом Феодором Юревичем. Они мне показали любовь и православие. Я перестал волноваться о том, кто что кому сделал в 17 веке. Они показали любовь, я должен был простить, и они простили меня. Конечно, я должен был тщательно исследовать, если была ересь в Русской Церкви. А Вы должны были решить, стали ли старообрядцы еретиками. Я не мог найти, и Вы не могли найти.
Действительно ли мы верим в то, что миллионы православных Христиан в России не причащаются Тела и Крови Господа нашего за Литургией? А если они причащаются, то не пора ли простить и примириться? Мы примирились. Старообрядцы и Никониане – кто бы мог подумать? Проявите-ли Вы то же упрямство, за которое Вы так долго порицали нас, старообрядцев? Упрямство и нежелание следовать здравому смыслу.
Когда мы приняли священство, у нас были несогласные. Некоторые ушли. Некоторые меня публично порицали. Некоторые плевали на мою жену в общественных местах. Некоторые утверждали, что я получил в подарок красный «кадиллак» в награду за моё предательство чистой старообрядческой веры. И если Вы примиритесь с верующими под омофором Московского Патриарха, будет несогласие, сплетни и даже боюсь, сколько-то разделения. Но если в этом заключается правда, то мы должны найти в себе мужество делать то, что надо. Если в этом заключается воля Божия, мы будем спасены и в безопасности. Я пережил боль и страдание разделения. Я советую тем, кто склонен к расколу, верить в то, что благодать Святого Духа поможет нашим епископам право править слово Истины».
Пс.80:14 – «О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!»
Иез.3:6 – «не к народам многим с невнятною речью и с непонятным языком, которых слов ты не разумел бы; да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушались бы тебя».
Втор.5:27 – «приступи ты и слушай всё, что скажет [тебе] Господь, Бог наш, и ты пересказывай нам всё, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять».
Пс.84:9 – «Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство».
Ну, думаю, когда уж я рожусь,
Закончу грудь сосать и отнесут в детсадик,
Я там уверую, что Друг мой Иисус,
Тогда меня не схватят, не посадят.
Ну, думаю, до школы бы дожить,
За ум возьмусь и буду крепко верить;
Но кто-то снова шепчет: «Подожди,
Иначе ждут немалые потери!»
Ну, думаю, окончить бы учёбу,
Я непременно разорюсь на свечку.
Но вывернуло, как по нотам чётко,
«Чуть подожди!» – и возражать мне нечем.
Ну, думаю, окончу институт,
Обзаведусь дипломом и работой.
В который раз я слышал в сердце стук,
Наверное, не менее, чем в сотый.
Ну, думаю, сначала я женюсь,
Найду красавицу на шумной дискотеке;
И бабушка порадуется пусть,
С внучатами покрестимся мы вместе.
Но начались заботы и пелёнки,
И не до церкви нам, весьма уставшим;
Потом хватились – жизнь-то на отлёте,
А мы день-ночь, не разгибясь, пашем.
Нам главное - детей определить.
Женить, повыдать замуж честь-почести.
Ну, думаю, с внучатами я влип,
С их криками и глупостями вместе.
То «скорая», то снова валидол, –
Неужто жизнь закончилась вчистую,
Так для чего я в эту жизнь пришёл?
Душа без Бога стонет и тоскует.
Сегодня, ныне Божий глас зовёт
Себя отергнуться и принять Иисуса.
Даю открытым текстом – не намёк,
Что путь с Христом всегда бы очень узким.
13.05.06. ИгЛа