Вопрос на тему «Старообрядчество»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 12
Вопрос 2620:
Старообрядцы везде такие некоммуникабельные, или заграницей они помягче?
Ответ И.Т. Лапкина:
Тупое чванство и дикий снобизм: «Вы еретики! Переходите к нам!!!» – в этом вся их трёхсотлетняя проповедь. Они дробятся, как никто в мире. Только в России их уже более пятидесяти толков, течений. Они ни в чём не могут уступить друг другу, легко идут на подделки уже написанного. И самый страшный их грех – они отвергли святую Библию на русском языке в синодальном переводе, объявляя её вредной, и поносят скверными словами. Думаю, что они близки к тому, что почти хулят Духа Святого. У них везде свирепость и тупое упрямство. Почему бы со всего мира не собрать их грамотеев, как Мельников Ф.Е. и попытаться перевести на велико-русский язык святую Библию? Но они боятся даже мысли такой. Им нужна тьма – это их природа. Григорий Граббе говорит: «Что касается ссор, то боюсь, что это есть последствие революции. Мне кажется, что, как некий первородный грех, дух революции сидит в русских людях. Дух этот заключается больше всего в зависти и в осуждении. Отсюда наши приходские скорби. Я очень чувствителен к проявлениям неообновленчества, потому что оно фактически существует не только в сергианстве, но и за границей.
…Относительно Вашего письма Митрополиту, далеко не во всём могу я с Вами согласиться, хотя от всей души сочувствую Вашей основной цели: защите старообрядцев и примирению с ними. Совершенно искренне, несколько лет тому назад, когда их священники в США приглашали меня стать их митрополитом, я писал им, что кроме нашей непорочной Зарубежной Церкви больше всего я имею симпатии к ним. Конечно, они нам ближе, чем евлогиане или Американская Митрополия. Но нельзя, защищая старообрядцев, впадать в осуждение не отдельных лиц, а Церкви Православной, Непорочной Невесты Христовой. Это именно и есть тот грех, из-за которого произошла трагедия раскола в Русской Церкви. Старообрядцы не удержались на отвержении патриарха Никона, а перешли к отвержению Церкви. И при этом, никак нельзя рисовать старообрядцев какими-то кроткими овечками. Лучший из возглавителей старообрядчества, протопоп Аввакум в своём замечательном дневнике откровенно пишет, что была бы его власть, он бы "борзого кобеля" Никона и всех его сторонников "переполосовал бы как собак". Век был грубый и жестокий.
Вы правы, что преследование старообрядцев подорвало благочестие на Руси. Но в этом виноваты обе стороны, вернее, личности на обеих сторонах. А где же в то время была Непорочная Церковь Христова? Как это часто бывает в особо смутные церковные времена, это было неясно тогда, как неясно теперь (в Церкви патриарх Константинопольский или нет? В Церкви московские архиереи, или нет? – Это тоже неясно). С кем была тогда Церковь? С протопопом Аввакумом, мечтающим переполосовать патриарха Никона? Конечно, нет. С Патриархом Никоном? Думаю, что тоже нет. Патриарх Никон проявил слишком много страстности и жестокости. Хотя суд над ним был, конечно, неправым, но он много дал для него поводов и оснований. Сравним, как пошёл он в ссылку, с тем, как пошёл в ссылку святой Афанасий Великий. Там ни ропота, ни жалобы, беспокойство только о деле Православия.
…Со старообрядцами надо мириться. Честь им и слава за то, что они в течение веков своего отхода не уклонились от догматов Православия. Не имея священства, никогда не впали в протестантские утверждения о ненужности священства. Но мириться со старообрядцами надо так, чтобы никак не оскорбить и не похулить Невесту Христову, святую Церковь. В этом деле нужна сугубая любовь, терпение и забота».
Пс.118:130 – «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых»
Пс.118:105 – «Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей»
2Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших»
2Цар.22:29 – «Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою»
Пс.17:29 – «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою»
Умение друзей приобретать,
Влиять на подчинённых, на начальство.
Карнеги, Ленин, Гитлер – их легион и рать,
Их слушателям предстоят печали.
Искусство обольщенья с той поры,
Как Ева голая себя раскрепостила,
Отведала плодов, их смысл ещё сокрыт,
А Змей-оратор омерзел постылый.
Нам, христианам, дан пример Христом,
Апостолами, их учениками
Приобретать молитвой и постом,
А не тереться бритыми щеками.
Святую правду мудро излагать
И не кривить душой, слезой и в мыслях.
Нигде для пользы дела не солгать –
Над языком будь подлинный епископ.
И правоверие нигде не искриви,
Врагов сметёт от света, словно плесень.
Будь проповедником свободы и любви,
Не извивайся и не пой им льстивых песен.
Кто другом Иисуса точно стал
И Библию в начальники приблизил,
Не вымолвит теперь и слова без Христа,
Не облечётся в лицемерья ризы.
Друзья отыщутся, приблизятся вплотную –
Не только сотрапезники и дети.
Здесь воздух лёгкие очищенный вдохнули –
Всегда таких держите на примете.
Любовь и Кровь из горницы ведут
В томленье Гефсиманское и в бегство;
Дни испытания с рожденья на виду,
Не скроем хитростью, запатентуем честно.
Мы ощущали надобность в друзьях,
В таких, в ком чувствование Иисуса,
В их верность вечную без клятв и без присяг, –
Сыны Всевышнего вкусили это чувство.
04.02.2005. ИгЛа (Игнатий Лапкин)