размер шрифта

Поиск по сайту



1974.

Вопрос на тему «Проповедь, благовестие»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Вопрос 1974:

Приходилось ли наблюдать по отдельным житиям, что есть и проповедь настоящая, и есть обращение настоящее, но потом вдруг врывается непонятное средневековое научение, и человек совершенно зарывается, хоронит себя в тайном месте? И как это объяснить?

Ответ И.Т. Лапкина:

Житие Пелагии именно такое. Она обратилась, покаялась, но дальше научения не было. Сработал общий недуг – она слышала еще в миру, что лучше всего замаливать грех в суровой обстановке. Совершить некий подвиг умилостивления Бога и тогда, и только тогда ты можешь иметь надежду на прощение. Это – абсолютное заблуждение, на чем и базировалось, и в чем сгнивает всё монашество всех тысячелетий. Это отвержение от благодати, это ветхозаветный дух старообрядчества всех мастей – стояниями, суровостью, ярым оком пробиться через дебри греха – но своими силами.

Иер.14:14 – «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего».

Иер.23:21 – «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали».

Рим.10:2-4 – «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».

Пелагия – 9 окт. «Когда восемь епископов собрались в церковь святого мученика Иулиана, то пожелали слышать от Нонна поучение и сели все при дверях церковных. Нонн тотчас стал изустно поучать на пользу и на спасение слушавшим. Все благоговейно внимали святому учению его. В то время одна женщина – язычница, известная по всей Антиохии блудница, проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями. Она была так прекрасна лицом, что созерцанием ее красоты не могли довольно насытиться светские юноши. Проходя мимо нас, она наполнила весь воздух ароматным благовонием. Увидев ее, идущую столь бесстыдно, с непокрытой головой и обнаженными плечами, епископы закрыли глаза и, тихо вздыхая, отвернулись, как от великого греха. А блаженный Нонн пристально и долго смотрел на нее, пока не скрылась она из глаз, и потом, обратившись к епископам, сказал: «Разве не понравилась вам красота той женщины?»

Они не отвечали. Нонн с плачем склонил голову свою и омочил слезами своими не только платок, бывший у него в руках, но и грудь. Воздыхая от глубины сердца, он снова спросил епископов: «Разве не усладились вы видом красоты ее?».

Они молчали. Нонн сказал: «Поистине, многому я научился от нее; ибо женщину сию поставит Господь на страшном Своем Суде и ею осудит нас. Как вы думаете, сколько времени она провела в своей опочивальне, моясь, одеваясь, разными способами украшая себя и осматриваясь в зеркало, всю свою мысль и попечение полагая в том, чтобы красивее всех явиться очам временных своих поклонников? А мы, имея Жениха Бессмертного на небесах, на Кого Ангелы взирать желают, не заботимся об украшении окаянной души нашей, оскверненной, обнаженной и исполненной срама, не стараемся омыть ее слезами покаяния и одеть красотою добродетелей, дабы явилась она благоугодной пред очами Божиими и не была посрамлена и отвержена во время брака Агнца».

Окончив такое нравоучение, блаженный Нонн взял меня, грешного своего диакона, и мы пошли в келлию, которая была нам дана при той же церкви святого Иулиана. Войдя в опочивальню свою, епископ мой повергся лицом на землю и, плача, говорил: «Господи Иисусе Христе! прости меня грешного и недостойного. Заботы сей женщины об украшении тела превзошли все попечения мои об окаянной душе моей. Та женщина, чтобы угодить тленным своим поклонникам, украшая себя, столько показала старания: а я не стараюсь быть угодным Тебе, Богу моему, но пребываю в лености и небрежности. Каким лицом воззрю на Тебя? Какими словами оправдаюсь пред Тобою? Горе мне грешному! Предстоя пред святым алтарем Твоим, не приношу я Тебе той душевной красоты, коей Ты от меня ищешь. Та женщина, в суете своей, обещалась угождать смертным людям, являясь им в столь благолепном виде, и делает то, что обещала: а я обещался угождать Тебе, Богу моему, и солгал по лености моей. Я наг, ибо не сохранил повелений Твоих; не на дела мои надеюсь, но на милосердие Твое, и от него уповаю получить спасение».

Так долго с рыданиями взывал святой Нонн. Молился он и о той женщине, говоря: «Господи, не погуби создание рук Твоих: да не пребудет такая красота в разврате, во власти бесов, но обрати ее к Себе, да славится в ней Имя Твое святое: ибо для Тебя все возможно».

«По окончании святой службы, архиепископ Антиохийский предложил блаженному Нонну преподать поучение народу. Нонн отверз уста свои и учил людей силою премудрости Божией, в нем обитавшей. Слова его не отличались изысканной мудростью мира сего, но были просты, вразумительны для всех и действенны: ибо Дух Святой говорил его устами. Он говорил о Страшном Суде и о будущем воздаянии праведным и грешным. Все присутствовавшие так умилялись словами его, что орошали слезами землю.

По смотрению милосердого Бога, привелось сей блуднице, о коей мы повествуем и которая прежде никогда не бывала в церкви и не вспоминала о грехах своих, мимоходом зайти в то самое время в церковь. Услыхав поучение святого Нонна, она пришла в страх Божий; помышляя о грехах своих и слыша поучение святого Нонна о вечной за них муке, она стала приходить в отчаяние, изливала потоки слёз из очей своих и, в сокрушении сердечном, не могла остановить своего плача… Он же, собрав к себе семь других епископов, повелел ей войти. Явившись пред собором святых епископов, она с плачем поверглась на землю и припала к ногам святого Нонна, восклицая: «Умоляю тебя, господин мой, будь подражателем учителя твоего Господа Иисуса Христа, яви мне благодать твою и сделай меня христианкой: я – море грехов, господин мой, и бездна беззаконий; омой же меня крещением».

Все собравшиеся епископы и клирики, видя блудницу, пришедшую с таким покаянием и верою, проливали слёзы. Блаженный едва мог заставить ее подняться от ног его…. Блаженный Нонн сказал прочим епископам: «Будем трапезовать, братия, и возрадуемся с Ангелами Божиими о том, что нашли потерянную овцу: вкусим пищу с елеем и вином ради духовного утешения».

Когда все пришли и стали трапезовать вместе с новокрещенною, бес начал вопить во всеуслышание. Человеческим голосом рыдая, говорил он: «Горе, горе, что терплю я от этого болтливого винопийцы! О, злой старик! Не довольно ли было тебе тридцати тысяч сарацын, коих ты крестил, похитив их у меня? Не довольно ли тебе было Илиополя, который ты у меня отнял и привел к твоему Богу – а он был некогда моим, и все в нем живущие мне покланялись! А теперь и последнюю мою надежду ты отнял. Что же мне делать, старец упрямый, обманщик? Не могу выносить твоих уловок. Да будет проклят день, в который ты родился, злой старик! Потоки слёз твоих пролились на мое жилище и сделали его пустым».

Так, плача, вопил диавол пред дверями покоя, где мы были, и все там находившиеся слышали голос его. И снова, обратившись к новокрещенной бес сказал: «Что ты делаешь со мною, госпожа Пелагия? Ты подражаешь Иуде. Он, почтенный апостольской славой и честью, предал Господа своего, а ты то же сделала со мною».

Тогда епископ повелел рабе Божией Пелагии оградить себя крестным знамением. Она сотворив знамение креста Христова на лице своем, сказала диаволу: Да отгонит тебя Иисус Христос, избавляющий меня от тебя! Когда она сказала сие, диавол тотчас исчез.

… Тогда блаженная Пелагия, призвав святого епископа Нонна, всё отдала в руки его, говоря: «Вот богатства, коими обогатил меня сатана; передаю его в святые руки твои: делай с ними, что хочешь, мне же должно искать сокровищ Господа моего Иисуса Христа». Блаженный епископ Нонн, призвав эконома церковного, отдал ему, в присутствии всех, переданные ему Пелагией сокровища и сказал ему: «Заклинаю тебя именем Святой и Нераздельной Троицы не вносить ничего из сего золота ни в дом епископский, ни в церковь Божию, ни в свой дом, ни в дом кого-либо из клириков: но раздай всё сие своими руками сиротам, убогим и немощным, дабы то, что собрано злом, было израсходовано на добро, и богатство греховное стало бы богатством правды. Если же нарушишь сию клятву, – анафема да будет дому твоему, и участь твоя с теми, которые восклицали:

«возьми, возьми, распни Его» (Лк. 23:21).

Раба Божия Пелагия ничего не оставила из своего имущества даже на пропитание себе, но питалась за счёт Романы диаконисссы: ибо поклялась ничем не пользоваться от богатства греховного…. В восьмой день, когда надлежало ей, по обычаю новокрещенных, снять белые одежды, полученные по крещении, (день был воскресный), Пелагия, встав весьма рано, сняла белые одежды, в которые была одета при крещении и облачилась во власяницу. Взяв ветхую одежду блаженного Нонна, она тайно от всех удалилась из Антиохии и с того времени никто не знал, где она находилась».

Переоделась, переменила себя и на себе попреки канонов и во лжи просидела и сгинула. А дальше мощное, на века благоухание описателя житий. И вот новый пример, как загубить талант, как зарыть самого человека и потом прославлять это заблуждение. Ни одой женщины, ни одного грешника Христос не запечатал, не замуровал, а сказал даже исцеленному бесноватому:

Лук.8:39 – «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус».

… «Я дерзнул силою открыть оконце и увидел, что Пелагий лежит на земле мертвым. Ужаснулся я, и весьма горько мне стало, что не сподобился я получить последнего его благословения. Затворив оконце, я отправился в Иерусалим, и возвестил живущим там святым отцам, что авва Пелагий – евнух преставился; и тотчас прошла по всему Иерусалиму весть, что святой Пелагий, духоносный инок, скончался о Господе. На погребение честного тела его сошлись иноки из всех окрестных монастырей, все жители Иерусалима и бесчисленное множество людей из Иерихона и с той стороны Иордана. Разломав оконце келлии, сделали вход достаточный для одного человека; вошедши чрез сделанное таким образом отверстие, благоговейные мужи вынесли честное тело. Пришел и патриарх Иерусалимский со множеством иных отцов. Когда по обряду начали умащать тело ароматами, то увидели, что почивший подвижник был по природе женщиной.

«Дивный во святых Боже, – воззвали тогда присутствовавшие со слезами, – слава Тебе: ибо имеешь Ты на земле сокровенных святых, не только мужей, но и жен». Тайну Пелагии хотели было утаить от народа, но не могли: ибо Богу угодно было не сокрыть, но объявить и прославить рабу Свою. И собралось великое множество народа; стеклись и инокини из монастырей своих со свечами и кадилами, со псалмами и песнопениями церковными, и, взяв честное и святое тело Пелагии, с подобающею честью внесли в ту же келлию, где подвизалась она, и там погребли».

Иуда Ап. – 19 июня. «Апостол Иуда, подобно другим «братьям Господа» по плоти, понес многие благовестнические труды, распространяя Евангелие Христово. Вскоре же после вознесения Господа Иисуса Христа на небо, Апостол Иуда, как и все вообще Апостолы Христовы, отправился на проповедь Евангелия. По свидетельству церковного историка Никифора, «божественный Иуда, проповедывал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Месопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю, где еще раньше его проповедывал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти Апостолов. Здесь Апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем».

Есть известие, что святой Апостол Иуда проповедывал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением или поводом к написанию сего послание послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это, краткое послание, заключает в себе много глубоких мыслей и назидательного учения».

Карп. 13 окт. «Карп был поставлен епископом и проповедовал слово Божие жителям Фиатиры, Папила же, которого Карп почтил степенью диакона, обнаруживал ревность, согласно своему званию, в подобных же трудах...

Посему к сим святым мужам стало стекаться великое множество народа, который, слушая с усердием их учение, обращался в христианство… повелел возложить на шеи их железные цепи и водить их нагими по городу. Так доблестные подвижники, достойные высокой чести, были водимы по улицам с бесчестием, достойные неисчислимых похвал были осмеиваемы и подвергались поруганиям».

Аполлинарий – 23 июля. «В тот день уверовали во Христа более 500 мужей и приняли святое крещение. Не много дней спустя, нечестивые, возбужденные бесами ко гневу, снова схватили святого Аполлинария и сильно били палками, запрещая ему, – да не смеет он проповедовать об Иисусе, ни даже упоминать имя Его. Святой же, лежа на земле, восклицал: «Воистину Бог есть Иисус Христос, волею пострадавший за людей».

Прочтите ниже приведенное краткое описание жития Апостолов –тех, кто встречался со Христом. Может быть и нужно было бы ограничить все 12 книг «Жития святых» этим одним житием на 70 посланников Христовых? Прочтите очень внимательно и скажите, похожи ли жития иноков, монахов на это повествование. А если не похоже, то кто же Божий, к кому Иисус благоволил, кто Его ученики были? А кто самозванно и самовосхвалительно занял весь горизонт, всё пространство в течение 20 столетий в христианской истории?

СОБОР святых СЕМИДЕСЯТИ АПОСТОЛОВ – 4 января

«Кроме двенадцати Апостолов, Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой Евангелист Лука об этом говорить так:

Лук. 10:1 – «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти».

Двенадцать находились при Нем, как свидетели Его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах, какие намеревался посетить Христос Господь. Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить Ему.

Иоан. 6: 66-67 – «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?»

Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати Апостолов был восполнен Матфием, лик же семидесяти наполнился не с разу, а мало по малу – из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью Апостолами и проповедью святого Апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего, вместе с Петром, первоверховным в том лике. На основании божественного Писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти Апостолов в следующем виде.

Первым из семидесяти Апостолов был святой Иаков, брат Господень, о котором упоминает святой Апостол Павел в послании к Галатам, говоря:

Гал.1:19 – «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».

Он был поставлен первым епископом Иерусалимским, по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время Его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, Апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове.

Святой Евангелист Марк, написавший святое Евангелие, под руководством святого Апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном послании, в таких словах:
 

1Пет.5:13 – «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой».

Тот же святой Апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию, где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и Апостол предал Ему свой дух.

Святой Евангелист Лука, написавший святое Евангелие под руководством святого Апостола Павла, который и упоминает о нем в послании к Колоссянам:

Кол.4:14 – «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас».

Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедывал о Христе, преимущественно в Беотии. Скончался мученически в Ахаии.

Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обрученника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою видел Господа по воскресении Его, и потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба. За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями.

Святой Симеон, сродник Господень по плоти, был вторым епископом после Апостола Иакова, в Иерусалиме, где и окончил свою жизнь, будучи распят за распятого Христа.

Святой Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия. О нем упоминается в книге Деяний Апостольских и в послании святого Апостола Павла к Галатам:

Гал.2:13 – «Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием».

Сей Апостол Варнава вместе со святым Апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедывал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолане. Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честью погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, святое Евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался.

Святой Иосия или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфием избран на место отпадшего Апостола Иуды Искариотского, и в послании святого Апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствие верных Колосской церкви, говорит:

Кол.4:11 – «также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою».

Святой первомученик Стефан архидиакон, первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван «Первомучеником». Святой Филипп, один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии и евнуха Кандакии царицы, был епископом в городе Траллии и там, просветив многих Христовою верою, в глубокой старости отошел ко Господу.

Святой Прохор, один из семи диаконов, спутник святого Апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии, а потом проповедывал о Христе, в Антиохии , где и скончался мученически.

Святой Тимон, один из семи диаконов, был епископом города Бостры в Аравии и, в то время, как проповедывал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков. Святой Пармен, один из семи диаконов, совершая порученное ему Апостолами дело благовестия, умер мученически перед очами Апостолов .

Святой Тимофей, трудившийся в деле благовестия Христова вместе со святым Апостолом Павлом, который написал к нему два послания, был епископом в Ефесе, где и скончался мученическою смертью.

Святой Тит также трудился вместе со святым Апостолом Павлом в деле благовестия. Святой Апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях, а также написал и к нему послание. Святой Епафрас, о котором также святой Апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря:

Флм.1:23 – «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса».

Вместе с святым Апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам:

Кол.4:12 – «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу»,

свидетельствам

Кол.1:7 – «как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова».

Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого Апостола Павла, вместе с которым проповедывал слово Божие и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение. О нем упоминается в Деяниях Апостольских:

Деян.15:32 – «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их».

Деян.16:25 – «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их».

Впоследствии он был епископом в Коринфе) и, немало потрудившись в деле проповедания слова Божия и сотворивши знамение и чудеса, отошел ко Господу.

Святой Силуан проповедывал слово Божие вместе со святыми Апостолами Петром и Павлом. О нем упоминает святой Апостол Петр в своем соборном послании в таких словах:

1Пет.5:12 – «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите».

Также и святой Апостол Павел во втором послании к Коринфянам:

2Кор.1:19 – «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да»»,

– где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу.

Святой Крискент, о котором святой Апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимофею, был епископом в Галатии, а потом проповедывал Христа в Галлии.

Святой Епенет, о котором упоминает святой Апостол Павел в послании к Римлянам, говоря:

Рим.16:5 – «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа»,

был епископом в Карфагене.

Святой Андроник, о котором святой Апостол Павел упоминает в том же послании к Римлянам, говоря:

Рим.16:7 – «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа»,

и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших Апостолов, ранее его уверовавших во Христа, был епископом в Паннонии. Скончался в мире.

Святой Амплий, о котором святой Апостол Павел упоминает в том же послании, говоря:

Рим.16:8 – «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе»,

был епископом в городе Диосполе, где проповедывал Христа. Скончался в городе Одиссе, будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе.

Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах:

Деян.11:28 – «И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии».

Деян.21:10 – «Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав».

Апостол Агав проповедывал во многих странах и многих обратил ко Христу.

Святой Руф, о котором упоминает святой Апостол Павел в послании к Римлянам, говоря:

Рим.16:13 – «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою»,

был епископом в Фивах, городе Греции.

Святой Патров, многих обратил ко Христу.

Святой Тертий писал послание святого Апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорить в этом послании:

Рим.16:22 – «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание».

Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра и там стяжал себе мученический венец.

Святой Климент, о котором упоминает святой Апостол Павел в послании к Филиппийцам, говоря:

Фил.4:3 – «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни»,

был епископом в Сардике.

Святой Пуд, о котором упоминает святой Апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря:

2Тим.4:21 – «Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия»,

был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых Апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась «Пастырскою» и в которой, по преданию, священнодействовал святой Апостол Петр.

Святой Трофим, о котором дважды упоминают Деяние Апостольские и святой Апостол Павел в том же послании к Тимофею, говоря:

Деян.20:4 – «Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим».

Деян.21:29 – «Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм».

2Тим.4:20 – «Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите»,

вместе с Апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях Апостолу Павлу и, наконец, когда святой Апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечем, вместе с своими двумя сотоварищами также был обезглавлен.

Святой Марк, племянник Апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской. О нем упоминает святой Апостол Павел в послании к Колоссянам вместе с вышеупомянутым Апостолом Аристархом:

Кол.4:10 – «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы [о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его]»,

Святой Артёма, о котором говорить святой Апостол Павел в послании к Титу:

Тит.3:12 – «Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму»,

был епископом в Листрах.

Святой Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских и в посланиях Апостола Павла, был епископом в Гераклее, слово же Божие проповедывал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец.

Святой Фортунат, о котором упоминает святой Апостол Павел в первом послании к Коринфянам, неустанно трудился, проповедуя имя Христово, и после многих трудов восприял блаженную кончину.

Святой Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает, в том же послании к Коринфянам, святой Апостол Павел, говоря:

1Кор.16:17 – « Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше».

Святой Дионисий Ареопагит, о котором упоминают Деяние Апостольские, сначала был епископом в Афинах, а потом проповедывал Христа в Галлии и здесь был обезглавлен.

Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: «имя каждого (из двенадцати) Апостолов Христовых довольно известно всякому из свидетельств Евангельских, а перечня семидесяти Апостолов, вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого Апостола Павла, который в первом послании к Коринфянам говорит:

1Кор.15:6 – «потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили».

Из таковых многих, трудившихся в деле благовествования о Христе, в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым Апостолам и достойных поэтому имени Апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо.

Святой Лазарь, бывший мертвым в течении четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи и пущен в море на лодке, без весел, вместе со святым учеником Господним, Максимином, и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедывать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом городе рукоположен Апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: «четверодневный Лазарь, друг Христов»

Святой Иосиф, происходивший из Аримафеи и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое Его тело у Пилата, также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедывал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как Апостол их страны.

Святой Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать Его учение и давший благой совет иудеям не осуждать Его, прежде чем услышать Его Самого и рассмотрят Его дело, а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами, – также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи.

Святой Гамалиил был учителем святого Апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых Апостолов, сказав: «если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его: берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». После мученической кончины архидиакона Стефана, он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил, после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам.

Евнух царицы Ефиопии Кандакии, крещенный святым Апостолом Филиппом на дороге и обративший эту царицу ко Христу, был первым проповедником о Христе в Ефиопии, где и скончался мученическою смертью.

Святой Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него:

Лук.19:9 – «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама».

По вознесении Господнем Закхей последовал за святым Апостолом Петром, им был поставлен епископом Кесарии Палестинской, где и проповедывал о Христе.

Святой Корнилий сотник, крещенный святым Апостолом Петром, которым был потом поставлен епископом, проповедывал Христа в городе Скепсии, где и скончался с миром.

Святой Лонгин сотник, который стоял на страже при кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын. После погребения Господа Лонгин опять стоял на страже у гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал перед всеми. Впоследствии он проповедывал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически.

Святой Игнатий Богоносец, по преданию, то самое дитя, которое Господь взял на руки к Себе, и на которое указал Апостолам, сказав: «если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Святым Апостолом Петром он был рукоположен во епископа Антиохийского, где проповедывал о Христе. Окончил жизнь мученическою смертью в Риме, будучи отдан на растерзание львам.

Святой Поликарп был епископом города Смирны. Он подобно Апостолам, неустанно проповедывал слово Божие, писал послания ко вновь обращенным христианам и неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Блаженный Симеон Метафраст в житии святого Игнатия Богоносца прямо называет Поликарпа божественным Апостолом, говоря: «прибыли они в Смирну и там святой Игнатий целовал святого Поликарпа, божественного Апостола, своего соученика». Скончался мученическою смертью в Риме.

Святой Антипа, епископ Пергамский, также пострадал за Апостольскую проповедь о Христе. О нем Сам Господь Иисус Христос в Откровении святого Иоанна Богослова, сказал так:

Откр.2:13 – «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа».


321

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: