размер шрифта

Поиск по сайту



Во всём ли мирянину надо слушаться духовника?

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 4

Вопрос 1373:

Вопрос 220, 232. В какой мере послушание применимо в отношении духовника и прихожанина? Во всём ли мирянину надо слушаться духовника?

Ответ архим.Амвросия Юрасова: Когда священник говорит сообразуясь со Священным Писанием, его надо слушаться, а если он выходит за рамки Священного Писания, святых отцов, противоречит духу церкви, духу спасения, слушать его опасно… Когда духовник руководствуется Священным Писанием, Духом Божиим, он не может ограничить свободу своего чада. Кроме того, каждый человек может выбрать: поступать как ему советует духовник или поступить по-своему. Духовник должен знать духовные силы своего чада, сможет ли он вместить сказанное, есть ли у него призвание, например, на монашество? Нельзя совершать насилие над личностью: человек желает вступить в брак, а его склоняют к монашеству… Когда чадо задает вопрос (а чадо тот, кого священник обратил к Богу, дает наставления, окормляет, помогает духовно расти), священник, помолившись, должен решать вопрос через молитву, через Господа, призывая свой духовный опыт, житейский опыт, зная устроение души этого человека. Но и чадо, прежде чем идти к духовнику, должно помолиться, чтобы Господь через священника открыл Божью волю… Как отличить старца от лжестарца? Священное Писание и святые отцы указывают нам, что главное мерило – смирение… Святые отцы и учители церкви говорят, что придет такое время, когда не будет духовных руководителей, и людям придется спасаться самим, читая Священное Писание.

Ответ И.Т. Лапкина:

Это лучшая страница в книгах о. Амвросия, спаси Христос, отче. Только как-то уж не вяжется с тем, что написано «до» и «после» этого. Отсылаете к Священному Писанию, а всё научение прямо противоположно Священному Писанию. У людей это часто бывает. Мне пришлось быть в лагере с заключенными по тяжелым статьям, и я много оттуда вынес полезного для себя, для смирения, воздержания, покорности воле Божией. И вот там, среди заключенных, есть особые специалисты писать письма. Одни по женской линии; к нему приходят желающие познакомиться с какой-то женщиной заочно, что-то платят этому писарю, и он пишет своему клиенту новую биографию, и может так разжалобить женщину, что она начнет высылать ему передачки, и может даже сама приехать и выйти за него замуж.

Мне более десяти лет приходится работать в местном СИЗО, где 3700 преступников. О.Амвросий пишет, что он много бывает в местах заключения, и как люди исповедаются, каются, крестятся и причащаются. Если бы мне незнаком был этот контингент, то я бы подумал, что в Иваново трудится апостол, ему внимают преступники и встают на путь исправления, приходят ко Христу. Но вот за 12 лет я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то серьезно, без обмана, поистине, раз и навсегда решился следовать за Христом.

Рядом со мной ходил патриархийный батюшка (о. Михаил Скачков), и через несколько посещений он «крестил» 724 человека – тоже «апостол». Но ни один из этих «обращенных» не обратился ко Христу. Я с ними беседовал, все они так же курят и матерятся. Но среди вот таких-то и выходят специалисты, писари на религиозные темы самого высшего класса. И если они даже не подписываются, кто они такие, но всё равно из сотни писем я с первого захода, по содержанию «выловлю» эти послания. Настолько в них всё выверено точно, по-книжному, как будто это не письмо трехкратного убийцы, а послание престарелого патриарха.

Когда я читаю подобные правильные высказывания, точные по содержанию, как эти последние вопросы, так мне понравившиеся, душа сразу же воспринимает их, как артистизм. Все эти слова можно запомнить при желании, но чтобы их выполнить – спуститесь на две ступеньки ниже, уважаемый сестрами Свято-Введенского женского монастыря архимандрит. Мысленно вообразите, что Вас сегодня Апостол Павел призывает в свое первое путешествие, и так из года в год по незнакомым местам. Это не книжки на полке перебирать. Вот тогда мы и будем говорить и поймем друг друга, что такое благодать призывающая и благодать обращающая. Вот только тогда Вы можете быть истинным духовником, когда будете действовать согласно вашего ответа по Священному Писанию. Тогда Вы начнете рождать чад и будете отцом; а всё остальное есть привычная византийская игра, которую на Руси ведут уже тысячу лет и проиграли матушку Расею.

1Кор.4:15 – «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием».


И хотелось бы петь по-другому,
Но, увы, эта хворь не проста.
Наши души черней чернозема,
А ведь были белее холста.

Что-то с нами издревле случилось,
И теперь уж себя не отмыть.
Слава Богу есть Божия Милость,
Та, что жаждущих жаждет целить…


292

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: