Слово на День святой Троицы
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1Указатель — 1Ин.5:7 [Зач.74Б]
20.06.2021. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В святой Библии практически всё подвергается опровержению, но не в такой мере, как на этот стих. Еретики, чтобы отвергнуть учение о Троице, а православные защитить это, потратили семь столетий – не семь дней. Вселенские соборы только об этом и говорили. Есть место, ещё раз прочти, прослушайте. Это единственное место, которое ставит разрешение этого вопроса: 1Ин.5:7– «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино». Никак нельзя опровергнуть! И тогда что стали говорить? «А этого в первых списках не было, когда переводили – не было». Сделали исследование: оказалось, святые отцы первых веков ссылаются на этот стих и растолковывают его. «Три свидетельствуют на небе». Если кто не читал и не знает полностью содержание Иоанна Златоуста – это двенадцать томов, то напоминаю. В среднем у него, я так посмотрел, как греческий язык, у него уходило тридцать пять минут на проповедь, в храме. У нас если читают, она так, пять минут и считают достаточно. В среднем он ссылался на святую Библию до тридцати раз в одной проповеди. Я их начитывал все двенадцать томов, исследовал, смотрел. Значит, Писание нужно знать! И он говорит: «не пропускай ни единой буквы, ни единого слова, ибо сокрыта здесь Божественная мудрость». Согласно Слова Божия мы видим: Пасха, в честь чего? Еврейский народ вышел из плена египетского, и отмечают они его семь дней. А далее говорит: «отсчитай семь седмиц», семью семь – сорок девять, пятидесятый – это день Пятидесятницы. Самый строгий в году день, прямо Писание говорит: «и ничего не делайте в этот день», даже про Пасху так не сказано. Это когда начинаешь смотреть и понимаешь, что предупреждение это очень грозное. А почему? «Если скажет слово на Сына Человеческого, простится; кто скажет на Духа Святого, не простится ни в сем веке, ни в будущем». Есть молитва Отцу небесному: «Отче наш, сущий на небесах»; есть молитва к Иисусу Христу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного»; и молитва Духу Святому: «Царю Небесный, Утешителю», «параклет» как будет по-гречески. Царю Небесный, Отче наш, Сущий на небесах, и здесь говорится. У русских допущена была громаднейшая ошибка. Во время реформы Никона, 1656 год, из Символа Веры выбросили слово «Духа Святого Господа истинного». Впереди читается: «Верую…в Бога истинна от Бога истинна», а дальше «и в Духа Святого Господа истинного», – слово «истинного» выбросили. Когда мы здесь начинали в Потеряевке основываться, мы знали, что старые книги и новые уже принято решение, что равноспасительные. Тогда был епископ Вениамин (Русаленко) Черноморско-Кубанский, мы всё-таки сделали запрос, мы вставляем, как это было от князя Владимира, как приняли до Никона и у нас читается так. И, когда бывает у нас здесь митрополит Сергий (Иванников) Барнаульский и Алтайский, приезжает паства; они даже начинают дирижировать, а одного слова нет и видно что он, но его предупреждает батюшка. Запомните: убирать нельзя. Разве это не истина? Так, а в другой молитве прямо говорит: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Дух Истинный, Иже везде сый и вся наполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши». С предлогами это едва набирается 30 слов. Мне пришлось вести занятия в Барнауле только в пяти институтах – университетах. И вот в одном самом большом я вёл занятия восемнадцать лет. Вступление всегда делаем в молитве «Царю Небесный». Когда посмотрели, я объяснял эту молитву «Царю Небесный» ровно шестьдесят раз. Примерно по двадцать минут. Откуда это бралось? Все спрашивают: «дайте это, где-то там записано». Это Дух Святой делает так. Не две, не три, а шестьдесят проповедей на одну молитву, как она глубоко проникает тогда! «Царю Небесный». И, когда мы начинаем читать дома, напрягите память, отойдите ото всего, «очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, души наши». Приведу всего лишь из четырёх книг сегодня места Писания, которые разъяснят, что означает этот день. Потому что к нему относятся абсолютно неправильно. Никак. Написано «широколиственное». У нас нет широколиственных, хотя бы такое – трава, другого нет. Красиво, прекрасно. Вчера мы читали об этом: «и трава увядает, а Слово Божие вечно». И это Вечное Слово нам говорит так: 1Кор.16:8-9 – «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много». Про это пишет апостол Павел. День Пятидесятницы – это был большой праздник. И что оно означало, мы время потратим немного, но прочитаем единожды хотя бы. Послушайте, что он означал. Как мы должны оттуда взять в духовном плане для себя это всё. Лев.23:10-21 – «объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесёт этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесёт его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина; никакого нового хлеба, ни сушёных зёрен, ни зёрен сырых не ешьте до того дня, в который принесёте приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших. Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу; вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов [без порока]; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. Приготовьте также из стада коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную [вместе с хлебом первого плода]; священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику, [который приносит, это принадлежит]; и созывайте народ в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши». Мы сейчас увидим, как Златоуст растолковывает эти слова. Что значит «потрясали»? Не просто принесли, положили. Священник брал и тряс, это снопы, которые брали с разных концов поля. Вручную жали, серпом. А что означает? Они шумят? Златоуст говорит: «шумят». Вот они зашумели в день Пятидесятницы со всех народов, Господь потряс! И мы прочитаем ещё раз то, что читалась, глава сегодняшняя, продолжим её дальше. Лев.25:10-11 – «и освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям её: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый возвратитесь в своё племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз её». Полное доверие! Деян.1:8 – «но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Вот смотрите, воображение – это первое качество лидера. Надо воображать, о чём мы читаем. Иоанн Златоуст говорит так: «Авраам двинулся». Куда? Какие народы? Показывает нравы этих народов. Какая температура воздуха? Как обращались с пришельцами? Сколько опасностей было ему!? Мы должны это всё взять во внимание сегодня. Христос говорил неоднократно: «меня распнут, и в третий день воскресну». И говорит: «И это они не могли вместить». И шли дорогой когда, рассуждали, в Эммаус: «и вот, вместе с тем, третий день его нет». И, когда он воскрес, «и упрекал их за неверие». За неверие! Они с Ним ходили сколько? Три года было, дальше – сорок дней он пребывает с ними. И теперь мы, Господи, верим, что ты воскрес. Это не всё. Вот это – начаток. То есть, начаток – это то, что первое. Первое – из земли сотворённое тело, а вторичное – это душа, которую Бог вдунул в неё. Иисус через Деву Марию принял начаток – тело наше. И, когда «в лепоту облечеся» слышим, это облёкся он в человеческое тело красоты неописуемой. Где у нас органы чувств, как мы себя ведём, как помним, как слова эти. Мы же не думаем, как язык повернуть – он сам поворачивается, чтобы издать нужный звук. И это надо всё помнить, благодаря Бога, и тогда понять – а что же за этим кроется? И вот мы читаем, они сидят, сказал: «ждите». До этого хоть было, когда Христа распяли, Пётр говорит: «иду ловить рыбу», к прежней специальности вернулся. Ученики: «и я пойду с тобой». И, когда Он встретил их, когда они в лодке были и Пётр, опоясавшись, ну, видимо, неодетый был. Так было? Да, так. Все знают. Он их угостил. Какой рецепт пищи был – сотовый мёд, печёная рыба. Это всё им запомнилось. А теперь, когда уходит навсегда, они видят Его. Каким образом видели, таким же Он придёт на облаках. Много придёт лжесвидетелей, под именем Моим будут: никому не верьте, ибо на небе явится знамение Сына Человеческого – Крест, который затмит все планеты и солнце. И вот здесь немного воображения: чем они здесь занимались десять дней? Думаю, что спрашивали: «Пётр, может тебе что-то Он сказал?» Иоанн Златоуст говорит: «Христос сказал: «Ныне же будешь со мною в раю». Кому сказал? Разбойнику. Ну и что? А потом-то многие воскресли. Души вошли туда и первым видят разбойника, и как бы разговаривают: «так ты что здесь делаешь? Воровать пришёл, пока никого нет?» Эти рассуждения должны нам показать, что там было. Вот эти десять дней томительного ожидания. Срок не назначенный: девятый, десятый день; также пили, ели, домой, может приходили, опять собирались. «Тебе не было видения? Откровения не было?» Я мысленно представляю. И они-то собрались вместе в день Пятидесятницы. Люди с разных сторон, говорят на разных языках. И вдруг в горнице, сто двадцать человек умещалось – это довольно большая горница, шум раздался. Вот этот шум колосьев, и потрясает снопом, и зашумело. Некоторые смеялись: «они выпили сладкого вина». Когда стала Духу Святому возможность застать нас здесь. Почему? Потому, что Он явил наш начаток на небо и Отцу Небесному как бы показывает: «вот, грехи мира все на Мне были, Я сказал: “отче, для чего ты оставил Меня?”» И теперь мы, как помилованные Богом, ради жертвы Христа, получаем великий дар. Они, конечно, ученики томились. Он уходит, как Он говорит: «для вас лучше, если я уйду». С вами я в одном месте, а Дух Святой будет охватывать всю Вселенную. И вот в данный-то момент они ещё не знали, чем это кончится. Этот праздник, по моему рассуждению, должен был как – то сказать: «и время начала всемирной проповеди». Здесь Церковь начала рождаться. Рождение Церкви в этот день. Я стал дальше смотреть. Из людей, когда обращаются к Богу, спрашиваю: «какой стих на тебя больше всего подействовал?» Сказано: «люби ближнего». Вот на Антония подействовало то, что он увидел, как заботятся христиане о призывниках. Макарий – также. Меня на другом Господь поймал. В это время я занимался языками. Минимум на пяти языках занимался читать. И мне, где я был, те люди, они из пятидесятников, соединённых с баптистами, они мне это открыли и дали Евангелие. Я читаю – всё Божественное, а они сразу на эту главу показали: «вы верите? Как? Сразу? Ни дня не учились? Этого не может быть!» Я приехал в Латвию, незнакомый язык, дак я среди латышей, в общежитие пошёл такое, чтобы быстрее научиться, три с половиной месяца мне надо. А тут ни одной минуты не надо – я не верю! Вот на этом меня Господь и поймал. А хозяин говорит: «ты не веришь – вырываем, другой в другое не верит, одни корочки останутся!» Я понял. Они говорят: «молись своими словами». Я помолился. «Чего надо проси у Бога». Как «чего надо», а мне не надо ничего, у меня всё есть. Я работаю во флоте – здоровый, крепкий, деньги. Я понял: веры у меня нет! Почему я подробно говорю, вы себе возьмите это. Апостол Павел неоднократно говорил, как он обратился к Богу, как его нашёл Господь, как воссиял свет, как он пал. Вот в это время я пал. Когда спрашивают: «кем ты хотел маленький быть? Я: «террористом, ни кем не хотел больше быть, – отомстить коммунистам за то, что делается». Отец рассказывал, а я плакал сзади сидел и, думаю, вырасту – я им покажу. А Господь сказал: «ты будешь страдать, тебя будут гнать, тебя будут сажать, тебя будут выкручивать!» Это Господь сделал так. Я сказал: «Господи, веры у меня нет в эту Книгу». И, как сейчас помню, я делюсь опытом просто; как будто вот, когда в горах идёшь, вот большой груз у тебя, а потом снимаешь его, и чуть тебя качнёт вперёд, вот такое у меня было. Как будто с меня кто-то что-то срезал, и я даже качнулся и как бы, не слышал, везде по углам пошло: «верю, верю, верю». И по сегодняшний день. Это шестьдесят лет назад было. И это тоже неслучайно! Потому что в лагере мы воздвигали крест, называлось Крестовоздвиженье. И, оказалось, я обратился двадцать седьмого сентября и Крестовоздвиженье двадцать седьмого сентября. Теперь я вижу, Господь всё сочленил! Сколько у нас Игорей? Четыре Игоря, и все – чтецы рукоположенные. Сколько Владимиров? Да, сейчас только трое. А вот, я гляжу, некоторые называют именами по графику, как красота, как музыка какая звучит. Мы долго бились в Барнауле, где церковь открыть. Там планетарий. Мы долго ходили, узнавали; никто не знал, кому он принадлежал, церковь же явно была. Теперь нашли, оказывается, была там Крестовоздвиженская церковь, и священник был Игнатий Тихонович. Просто сказать «Игнатий», я в Интернете ни с кем ещё никого не называл, а ещё и «Тихонович», – это невозможно! На весь интернет моя фамилия и имя одни. А здесь – священник Игнатий Тихонович был. И мы бились за этот планетарий, чтобы на небо смотреть. Я делюсь опытом, от нас это не зависело. Вот, что ты любишь, на этом тебя Господь будет всё время ловить. А ты развивай в себе этот талант. Ты болеешь, ты благодаришь Бога – другие учитесь болеть. Есть такие люди, которые ничего не делали: Пимен многострадальный, он просто лежал и болел, а рядом другой был. «Давно лежит?», – «семнадцать лет». – «И что?» – «Да вон монахи там делают, опять забыли убрать тут». – «Эх, дал бы мне Бог здоровья – то, я бы за тобой так ухаживал!» Завтра встал и давай ухаживать, неделя не прошла, стал как другие монахи, зашёл к нему, а тот лежит и не убрано за ним, и сразу заболел и лёг, рядом теперь лежит. В нашей жизни часто бывает так: первоначальный опыт подвигает к высшему, и вдруг Бог даёт это. Перед отъездом в последний день батюшка и говорит: «годы какие, в девяносто первом началась Потеряевка, да ни в жизнь бы нам не образовать её. Это невозможно!» И дальше начинает перечислять, как всё получилось с электричеством и прочее. Не было бы этого ничего! Именно в нужное время и нужные люди были и помогали, он всех их перечисляет. И мы сюда сегодня пришли не случайно. Дух Святой побудил нас, чтобы очистить и в чистоте сердца, чтобы раздался гимн любви за начало проповеди. Итак, Деяния апостолов вторая глава, до какого стиха дочитали? Семнадцатый, наверное. Дальше прослушаем, что дальше было. Деян. 2:16-47 – « но это есть предреченное пророком Иоилем: «и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшёл на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращённого. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Первая проповедь – три тысячи. Сегодня во всём мире проповедуют люди, там один, другой, , набирается, может быть, и больше трёх тысяч. Но тогда одновременно в Иерусалиме с разных сторон и это всё пошло, по всем странам они понесли. Дух Святой открыл. Это начало вселенской проповеди! И как говорил? Авторитет большой такой, как вот у русских Серафим, а ты должен показать, что по Слову Божию, что – нет. Серафим Саровский говорил: «иногда Бог меня оставлял, и я говорил не по Писанию», – он видел это. Здесь берёт самую авторитетную личность – Давида, и он дважды повторяет: он сотлел, мощи нетленные его, второй раз опять, о чём он говорил? И показывает – это всё говорёно было не о Давиде, когда он говорит как бы о себе, а о Христе. И вот, когда вы будете где свидетельствовать, начинайте с этой главы второй, тридцать восьмой главой можете уже заканчивать. «Что нам делать, мужи братия?» Это человек, когда слышит, что делать? Покаяться. Покаяться – это значит повернуть, может быть в другом направлении идти, раскаяться, что было, что неугодно во свете Святой Библии. Принять крещение от священника – троекратное полное погружение. Сегодня найти погружение – это просто вопрос из вопросов. Как постепенно всё исказилось и извратилось, вот какой сейчас канонизированный архиепископ Лука Войно-Ясенецкий – он эти лжекрещения вообще не признавал, на Афоне – вообще никак мочение. Должно быть полное погружение. И третье условие – бесплатно, иначе это будет симония. Там понятно, что они продавали, а не брали с кого-то. Какие вопросы ставит перед нами эта вторая глава? День начала создания Церкви Христовой. Мы должны сегодня отметить это. Мне за ночь накидали проповедей столько моих же из разных книг об этом дне, о Троице. Я решил даже не читать, потому что когда читаешь, как-то остаётся в памяти, повтор будет. Ну и мысль заостряю только на одном: и все свидетельствовали! «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Да будет имя Господне прославлено в нас в Духе Святом. Аминь