размер шрифта

Поиск по сайту




Петров пост

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Указатель: Рим.1:8

17 июня 2006 г. “Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире”, – Рим.1:8. Это то, что занаряжено на сегодняшний день читать на литургии. И в течение года не встретилось ни одного места, где бы не было сказано о том, что Слово Божие надо распространять. Как это можно было не видеть в течение тысячи лет? И ни один святой отец не говорит о том – почему? Просто разъясняют, что Премудрость Божия означает, о Боге немного. Молитва Павла не ограниченная, но всеохватная, и в первую очередь он благодарил за то, что они правильно от него приняли веру и веру эту распространяют. Как Павел мог бы сегодня написать письмо Алтайской епархии: “Благодарю Бога прежде всего, что вера ваша распространяется”? Как Павел мог написать к Пахомию Великому в монастырь: “Благодарю тебя, брат Пахомий, что ты запечатал веру, и она теперь благополучно нигде не распространяется”. Всем великим подвижникам Апостол из Тарса мог бы написать так же. Но если отсюда исходить, то он бы сказал так: “Гнев Божий на вас, я не могу Бога благодарить за вас”. Почему мы Бога благодарим? Потому что Бог услышал молитву нашу, что Слово Иеговы распространяется. И Бог так сделал, что люди обращаются только через проповедь – вера от слышания. Вот мы стоим накануне Петрова поста, и так привыкли, что скорее-скорее нужно доедать молосное, пятницы-среды перед постом нет, праздник – сплошная неделя. Всё, что есть, так это – радость через чрево. А когда начинаешь задумываться, то оказывается, что посты-то все – выдуманные. Даже Великий пост ни на чём не основан, никакое место Писания его не подтверждает. Он только к Апостольским канонам по названию относится, к правилам, хотя это уже второй век – и явно, что не апостольский, но название “апостольское”.
Так ради чего же люди постятся в Великий пост? “Чтобы встретить Пасху”. А что, разве её так встретить нельзя? “Настрой другой”. Ну ясно, если чрево, то и настрой другой. От чрева многое зависит. Рождественский пост – встречать Рождество. Там – Воскресение Христово, здесь – Рождество Христово. Пост нужен. А зачем он нужен? Я спрашиваю: что, разве мы Рождество не можем встретить без поста? Ясно, что лучше как бы, но никакой роли пост-то не играет. А уж про Успенский и говорить не надо – Дева Мария – Мать Иисуса отошла. Постились бы, не постились – пришло время, и Она умерла. И только один пост – Петров – имеет обоснование в Священном Писании: и попостились, и возложили руки на них и отправили на проповедь. Деян.6:6 - “их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки”. Деян.13:3 – “Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их”. Петров пост для того, чтобы шли проповедовать. И такой пост – единственный пост. Ни среда, ни пятница, ни усекновение головы Иоанна Крестителя, ни Воздвижение Креста, ни три многодневных поста не обосновываются в Библии, а только один Петров пост. Хотя и он самый ненужный – среди лета; и самый тяжёлый – еды-то почти никакой нет, только зелень одна. Мяса нет – ещё не колют, птица ещё не выросла. Но он имеет обоснование в Священном Писании. Так вот: всем постам нужно дать окантовку Петрова поста. Мы для того постимся в Великий пост, чтобы весть о Воскресении Христа понести всему миру – смысл вот когда имеет пост. Один пост Петров, он, как ключ, отверзает для других постов их обоснование, их жизненность. Для чего постились? Чтобы в силе Духа Святого пойти проповедовать, чтобы Бог благословил проповедь – Петров пост имеет только одно сие обоснование. И далее... день Пятидесятницы, после Пятидесятницы – проповедь. А Рождество? Для того пост, чтобы мы повсюду понесли весть об Иисусе Христе, рождённом в Вифлеемских яслях. А об Успении? Ну, тут уж никакого объяснения нет, но всё-таки можем сказать: пост для того, чтобы мы понесли радостную весть, что Царство Небесное открыто, что женская природа не унижена, в лице Божией Матери она возвышена, и Она принята, как ковчег сокровенный для Бога. Мы можем и этот пост попытаться обосновать, но отнести опять же к проповеди, что Богородица была благовестницей, что Она не была монашкой, не сидела на месте. Монахи говорят, что Она – первая монахиня. Ну, ни первой, ни второй Она не была монахиней. Она была благовестницей и монастыри не строила – потому и наречение Её монахиней и покровительницей монахов есть бред монашеский и очередной монашеский, их обычный обман.
Иоанн Креститель был благовестник... Иоанн-то Креститель весь Израиль к Иордану собрал – какой же он был прекрасный благовестник! Сравните с монашескими уставами, когда даже монах с монахом не имеет права разговаривать. Ну что сравнивать-то, какой же Иоанн монах? Если бы сегодня монахи были подобны Иоанну Крестителю, то Россия разве такой была бы? И Павел говорит: прежде всего благодарю Бога моего, что вы меня правильно поняли и всюду и везде проповедует о Христе. А вот потом стали прославлять тех, кто дальше от людей уйдёт: в пустыню, в лес, в горы, в болота... Монах подвизается в уединении, и вот когда люди что-то добывают, то вдруг находят его. Нашли местонахождение монаха, как золотой прииск какой. Первый паломник приходит, горшок ставит, а того мудреца-созерцателя, делателя умной молитвы, хранителя бисера-девства уже и нет – утёк уже, он ещё на 15 километров глубже залез. И дальше в Житиях описывается, что и тут его нашли, а он снова по умно-партизанскому навыку сокрылся – то есть на все призывы Божии идти на проповедь у него только один поворот – в обратную сторону от призыва Духа Святого. У Серафима Саровского ни одного шага не было сделано по прямому призыву на проповедь – нигде. А только: ко мне, люди, идите, я завалился, а вы приходите – я снова от вас спрячусь. Что, разве этого никто не видел никогда? Почитаешь – ну, какое-то юродивое у нас христианство-то. Почему мы живём не по Евангелию? Хотя все знают, что по Евангелию нас Бог будет судить. Говорят: “Какая вам ещё проповедь? Служба – это и есть проповедь”. Служба – это не проповедь. Даже то, что вы читали по-русски сейчас, это не проповедь. Это место Писания требует детального рассуждения, о чём там речь идёт: о каких народах, о чём, как относятся к нам – вот это называется проповедью, “небеса проповедуют славу Божию”. Начинают богослужение и поют: Пс.103:8 –восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них”. А теперь разъясни, что это означает. Означает, что благодать Божия исходит, что проповедь звучит, как шум рек. Мы опять к тому же и придём. Тогда церковь не была бы в запустении, как сегодня, и сектанты сегодня над нами не господствовали бы.
Рим. 1:9 – “Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас”. Павел говорит: “Служу Богу моему”. Как это происходило? Может, Павел надевал тяжёлые ризы, подрясник и служил Богу? Сегодня скажи: епископ служит Богу, но как? Понятно: кадило ему подносят, его тут одевают, засупонивают, а он стоит на одном месте несколько часов, как некий истукан истинно православный, не говорящий, только руками машущий, как онемевший за грех неверия. А здесь же написано: “служу духом моим в благовествовании Сына Его”. Я ни одного слова не добавляю, а читаю по порядку второй стих. Служение Богу – в благовествовании. А молитва? Молитва – это естественно: в приготовлении к благовествованию, во время благовествования, после благовествования. Ты Библию читать хочешь? Помолись сначала, чтобы Бог тебе открыл её содержание духовное. Читаешь, и повторяй: “Господи, дай мне разумение”. Прочитал, говори: “Благодарю, Господи, что я понял. Благодарю, что ещё многого и не понял”. Молитва всё предваряет: когда садишься за стол; когда ешь, чтобы не подавиться; поел - чтоб пища переработалась. Когда что-то сажаешь, когда растёт – молитва везде. Проповедь – это разъяснение. Рим.1:11 – “желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное...” Что он хотел им преподать? Может он им ладана заморского принёс, может, бабушки свечей наткали, налили чисто восковых? Или частицы мощей отщипнули от трупа где-то? Или опилки, как частицы животворящего креста? Некое дарование духовное. Какой епископ может сказать, что некое дарование духовное принёс при своём приезде? Но дикирий и трикирий – пять свечек, и епископ благословил: “мир вам” - сказал, и “насадил Ты виноградник сей”, “благослови”, “десница Твоя” – больше ничего и не скажет. Дарование духовное – это разъяснение, это проповедь, это благовестие о любящем Христе, что Он умер за наши грехи, что Его пречистая кровь омывает каждого человека, обращающегося к Нему. 1Кор.2:7-8 «но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы». В этом всё, что Мессия обещанный пришёл. Обещанный Мессия народу Израильскому – это Иисус Христос. И Павел теперь хочет раскрыть, расшифровать пророчество неким духовным толкованием: мне даётся это разумение. Меня спрашивают: а как ты это понял? Я помолился и понял по святым отцам, что они правду говорят, я от них сие взял.
Что такое возвещать? Я решил по Слову Божию посмотреть, как нам научиться возвещать? Возвещать – это говорить торжественно. Пс.39:11 – “Правды Твоей не скрывал в сердце моём, возвещал верность Твою”. При рождении нашем Господь сказал: Евр.13:5 – “Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя”. Давид говорит: Пс.26:10 – “отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня”. Верность Божию я возвещать должен. Ты когда услышал о Господе и прочитал: Пс.22:2 – “Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим”, то посмотри - твои соратники, друзья бывшие, чем они сегодня питаются? Телевизор смотрят, везде скандалы, а ты “на злачных пажитях Христа”. Я возвещаю: верен Господь. Ты всюду и везде возвещай: Он меня не покинул и не покинет никогда. Пс.91:16 – “чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём”. Когда наказывают, когда война, когда язвы, когда терпят поражение где-то от врага, то ты предложи вот это торжество: “Праведен Господь, что обещал – исполнил. В Господе нет никакой неправды”, - и об этом всюду нужно возвещать. Деян.20:21 – “возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа” – вот о чём надо возвещать. Но кому? Иудеям, еллинам, немцам, киргизам, китайцам... всем возвещать. 1Пет.2:9 – “Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет”. Апостол Павел даёт нам такую характеристику: вы — род избранный, царственное священство (это одновременно священник и царь), народ святой, люди, взятые в удел. Это загородка, и туда нас принял; и теперь вопрос: для чего это всё нужно? Ты нас избрал, Господи, а дальше что? Чтобы созерцанием заниматься, как монахи, монастырь построить? Нет, но “дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет”. Вы – царственное священство, чтобы возвещать милость Божию. Вы – народ святой. Для того святыми нас соделал и назвал, чтобы возвещать. Итак, открой уста твои и наполни их, и из чрева потекут реки воды живой. Все звания оправдываются тем, что ты будешь возвещать. Как это можно не видеть-то?
Колос.4:3 – “Молитесь также и о нас”. Так вот, сейчас я поехал: “Молитесь, чтобы Бог дал Ангела-Хранителя, чтобы поезд не соскочил с рельсов, колесо у машины не отскочило. Молитесь, у меня мама болеет...” - то есть мы знаем, о чём молиться. Павел тоже просит: “Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах”. Молитесь, чтобы Бог дал мне возможность встретить людей, которые пожелают слышать. Господи, дай мне таких людей, чтобы я смог им рассказать о Христе. Молитесь обо мне, молитесь. Сами по себе эти люди не придут, они сопротивляются, “открой двери в сердце их, Господи”. Помолитесь, друзья. Павел умоляет, чтобы дверь была открыта, чтобы только вышел и дверь для благовестия открытась.
Возвещать. В Новом Завете слово “возвещать” встречается 32 раза. Да если бы все 32 раза нам разъяснили хотя бы один раз в жизни, где мы должны возвещать! Деян.9:15“Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми”. Когда Господь обратил Савла, то говорит: “Он есть избранный сосуд”. Избранный сосуд? А вот Алексей, Божий человек, выскочил и скрылся, и больше никто его и не видел. Избранный сосуд? В монахи его. Избранные сосуды там все на полочках черепами на Афоне лежат. Избранный сосуд для чего? Чтобы возвещать имя Господне перед народами. А есть ли у русских избранные сосуды, по мерке Божьей сосуды? Избранные сосуды у нас: Стефан Пермский, Иннокентий, митрополит Московский, Макарий Алтайский, Николай Японский – и... кончилось. Избранных сосудов-то – четыре сосуда, может, пять. Ты хочешь быть избранным сосудом? 2Тим.2:20“А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении”. Так вот в чём избранность сосуда. Тут через запятую указано и назначение. Не просто созерцанием заниматься, на горах стоять, молиться, но – возвещать. А возвещать чем, как не языком надо шевелить. Возвещать торжественно Манифест Божий: Бог возлюбил мир, Он отдал Сына Своего Единородного. Сын этот умер за нас. Он долготерпеливый и многомилостивый, но не до конца гневается. Придёт день и Он скажет: Быт.6:3 – “не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть”.
1Иоан.1:3“о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам”. Почему Иоанн нигде не сказал о девстве, хотя оно нужно? Почему не сказал о монашестве, но о том, что видели, о том и возвещает. А Иоанна считают, что раз он девственник, то значит один из первых монахов. А он об этом ни слова не говорит, но о том, чтобы мы возвещали о совершенстве Призвавшего нас. Рим.14:25 – “возвещена всем народам для покорения их вере”. А если не возвещал – никого и нет. В России-то никогда не было возвещения ни на первом месте, ни на пятом, ни на десятом. Было главное – храм построить и служба чтобы шла. Пришла церковная епархиальная газета “Алтайская миссия”, и там вопрос “Для чего покойнику нужен платочек?” И отвечает протоиерей Новоалтайский, подробно объясняет, что вся беда в том, что такой плохой режим был советский и все храмы поломали и попов убрали. Он не сказал, что Библии не было, что попы не учили – вот в чём беда. Покойнику как руки развязывать, куда деньги кидать, и все смотрят, чтобы попу деньги кидали в рот. И всё время поворачивают к себе каждое слово. Да ведь покойников-то люди обихаживают. А почему? Потому что уверенности во спасении никакой нет – это вы же, попы, опять довели до этого. А если бы возвещали о спасении во Христе, что все уже искуплены кровью Иисуса Назаретского, что мы выкуплены из тяжкого рабства греху, стали детьми Иеговы – то не печалились бы о смерти христианина, а радовались бы.
Народ прославил Христа, что появился ещё один Его мученик. Когда мученик умирал, то как торжествовали люди, как они ликовали. Разве мы видим, чтобы Наталья молила за Андриана: “Господи, помилуй моего Андриана...”, когда живой был. А теперь она молилась: “Андриан, помоги мне, чтобы я была верна тебе”. Они верили, что мученики мгновенно на небесах будут. Полная уверенность, стопроцентная уверенность в спасении была. Но какая в нас сегодня уверенность? Даже если ты за Христа умрёшь, то никто не скажет, что ты святой, будут по-прежнему колотить сорок раз “Господи, помилуй!”. Царь расстрелян был... Сколько лет-то прошло? Канонизация, как чисто политический момент. 1Кор.2:1 – “И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости”. Еф.3:5 – Тайна, “которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым”. Я подумал, что это про нас говорится. Прежним поколениям русских людей тайна воплощения, тайна спасения, тайна искупления именно в проповеди не была возвещена, а так, с пятого на десятое – где что ухватили люди. Она не была возвещена этим поколениям – именно русским. Еф.6:19 – “и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования”. Помолитесь обо мне, чтобы я не придумывал ничего, притом с дерзновением, смело говорил, никого не боялся. Колос.4:3 – “Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах”. Евр.4:2 –Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших”. Надо просить Бога, чтобы Бог открыл сердца людей слушающих, уши открыл, растворил верою, чтобы они поверили тому, что мы им говорим.
Итак, прежде всего Павел просит молиться и благодарить Бога, что вера возвещается. Мне кажется, что если бы Апостол Павел писал письмо нам, в Крестовоздвиженскую барнаульскую общину, он бы возблагодарил Бога, что мы возвещаем. Ибо возвещать имя Иисуса – это сладостно, приятно, ибо ожидание плодов всегда радует душу человека. И где мы сеяли, мы с великой надеждой это делали, ожидая, что рано или поздно это семя даст ростки. Благословен наш Господь, приведший к посту. Да будем мы благословенны на благовестие. Аминь.

Не скоро Бог карает за грехи,
Всё ждёт раскаяния грешных и злодеев.
Прошедшее не сдано, как думают, в архив,
На что мы посягнуть в уме посмели.
“Да где же Бог, чего ещё Он ждёт?!”
Стонала наша плоть, изнемогая;
Пусть не убить, хотя бы дать им срок,
Чтоб выносить зверей вперёд ногами.
Долготерпенье Божье не постичь,
А Он учитывает скрытые нюансы,
Грозит геенною и поднимает бич,
Стократ на дню укажет на опасность.
Но если сами тяжко согрешим,
Заедем в степь такую, только ахнешь:
“О, только б Бог не поменял режим
На более суровый, чем вчерашний”.
И плачем: “Потерпи ещё на мне,
Я раздобуду тысячи талантов!”
Глядишь, отростки на замшелом пне
Поднимутся, как нравственности планка.
Примеры ежедневно и не раз,
Как Иегова Сущий ожидает,
И виноградник там, где только грязь,
Благоухание над насаждённым садом.
За Божью доброту в долготерпенье
Учитесь славить имя Иисуса,
Да исцелит Он близоруким зренье,
Печаль непонимания введёт в иное русло.
И нам пример, не мстить чтоб за себя,
А ожидать решений, сшедших свыше.
Обидчики на собственных развалинах сидят,
Как филин одинокий ухают на крыше.
В терпении спасенье стольких душ,
Но горе потерявшему терпенье;
Неправоты влечений да будет дух наш чужд,
По-новому события оценим. 30.06.06. ИгЛа

Список всех проповедей

210

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: