размер шрифта

Поиск по сайту




Проповедуйте по всему миру

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Указатель: Мрк.16:15

17 июня 2006 г. Крестовоздвиженский храм. Барнаул. Это Евангельское чтение читают уже почти две тысячи лет. Мрк.16:15 - “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”. Что тут толковать? Идите – значит шевелите ногами, покупайте билеты, садитесь в самолёты, по всему миру, может быть, через космический корабль, через эфир, по телевидению, только не сидите – и проповедуйте. Вот это всё отрубили. Крестить “во имя Отца и Сына и Святого Духа” – вот это оставили, но и это извратили. В оригинале стоит: “погружайте во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Погружения-то нет! А эти слова читаются, и я опять спрашиваю: что, никто никогда не читал разве это? Но, видно, священники не читали, епископы не читали, а заканчивают академии. Толковать-то совершенно нечего. Слово “идите” как растолковать? “Идите” – значит “сидите”, так растолковали? “По всему миру” – значит в пустыню, за стены? Ну ни одного слова нет, которое было бы непонятно. “По всему миру” – ни одному человеку не надо говорить? Спрятался и глаголет: “Кому надо, придут!” Всему миру – русским, татарам, немцам, грекам, цыганам – не идите, не говорите всему миру. И теперь кто будет веровать? А с чего будет веровать-то? А что говорить будете – вера-то от слышания. Ведь это молчание -тысячелетиями продолжалось. Когда вдумаешься: это ужас какой-то! Что же дальше будет с нами? И по сегодняшний день продолжают – храмы, храмы строить... Не сказано, что пойдите, покупайте кирпич, собирайте деньги и стройте храмы и монастыри. Ничего этого не надо, совершенно не надо! Так, “ежедневно собирались по домам”. Ну, какие бы бедные ни были, но квартиры-то есть, жить есть где – ну и собирайтесь по домам, чего вы в храмы-то упёрлись?
На литургии сегодня читаем Мф.5:42-48. Я прочитал и вижу, что и тут нечего толковать, уже сто раз, наверное, я на эту тему говорил. Помолился: “Господи, покажи то, чего я сам ещё не видел, на чём-то надо остановиться”. И написано: “Не так же ли поступают и язычники?” – Мф.5:47. Но Господь повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми. Говорит: кому творить добро? Если вы любите любящих вас, то какая от того будет польза? Поэтому посмотрите: вот образец – язычники, они так поступают. Кто нам добро делает, тот нам друг и брат. Она меня любит и я её буду любить. Но это делают и язычники. И дальше говорит: Матф.5:45 – “да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных; и солнце над злыми и над добрыми”. Говорит так к Иерусалиму. Я решил посмотреть, какое же качество у язычников, что там можно взять положительного? И вдруг через это стало открываться. Не то же ли делают язычники? А что именно “то же” делают? Перебрал всех знакомых: неверующих, начальствующих, вполне язычники, они живут мирской жизнью. И нашёл, что многие из моих знакомых начальников в городе, краевой администрации, даже в КГБ намного интереснее некоторых верующих, которых я знаю. Намного интереснее: они с таким интересом слушают, книги покупают, спрашивают, в Интернете наши материалы нашёл. А тут даёшь (верующие приходят в Покровский, Никольский храмы): “Гоните их отсюда!” – они ничего не хотят знать. Язычники благодарны: «Я никогда не забуду как вы нас тогда пригласили, и вот так сказали». Здесь же ничего этого нет. Иезек.5:6 – “А он (Иерусалим. А Иерусалим – это столица избранного народа еврейского) поступил против постановлений Моих нечестивее язычников, и против уставов Моих - хуже, нежели земли вокруг него; ибо они отвергли постановления Мои и по уставам Моим не поступают».
Сегодня что бы ни сказал: “У, ты против евреев, антисемит, – сразу уже ты шовинист. А вот говорит пророк, и эта Книга сегодня у евреев читается, они её изучают) поступил против постановлений Моих нечестивее язычников (Бог делает сравнение и говорит: язычники лучше евреев. А мы скажем: язычники некоторые лучше христиан. Почему?), и против уставов Моих — хуже, нежели земли вокруг него; ибо они отвергли постановления Мои и по уставам Моим не поступают”. Это говорит об Иерусалиме. Окрестные народы больше чтят Бога, чем богоизбранный народ. Вот посмотришь, как поступают христиане: то инквизиция, гонения, войны – святая же Русь, царь-то православный... А сколько было войн? А сколько гонений было на инаковерующих? Сколько старообрядцев давили, гноили, сколько их было самосожженных-то. Люди предпочитали лучше умереть, сжечь себя, чем в руки этим извергам отдаться. Значит, хорошо никоновы клевреты поступали? “И не поступают, говорит, по постановлениям моим, которые Я дал вам”.
Гал.2:14 –они не прямо поступают по истине Евангельской”. Вот сравнение, когда против Петра и против Варнавы восстал Павел. Мы все должны смотреть: а по истине, прямо по истине Евангельской или нет? Я противосстал, потому что они не прямо по Евангельской истине. У нас Евангелие в церкви звучит, но не прямо по Евангельской истине от самого входа. Ну, где это видано, чтобы гонялись за мироточением? Где это видано было при Апостолах, как сейчас, чтобы за рукой, десницей Иоанна Крестителя, которая Христа крестила, гонялись. Прятали, под землёй она была сотни лет и она целая. У меня даже полпроцента нет веры в то, что это его десница. А, во-вторых, если бы она была действительной, то её нужно немедленно зарыть – таково прямое повеление Божие: “ибо прах ты и в прах возвратишься”, – Быт.3:19. Пальца нет – этот в том монастыре, другого пальца... ну, смотрят люди, лежит там что-то чёрное, непонятно. А ключица – забрали мусульмане себе. Ну, где это нашли в Библии, чтобы трупы расчленять, терзать, после смерти казнить сотни раз, палачествовать над усопшим? Это по Евангельской истине разве? Ну, он святой был... Выходит, что пропитался святостью и святость от него не отходит, это энергетика в нём находится по сегодняшний день? Да даже не язычники, а что-то ещё дальше пошло. Язычники-то как: съел печень врага – и на этом успокоился. Тысячи лет возят – первое, второе, третье обретение. Стали считать, в Европе насчитали около семи голов Иоанна Крестителя и, кажется, 24 руки – каждый монастырь у себя хранит. Ну, явно, не 24 же, хотя бы две? Обман! Не прямо по Евангельской истине. 2Езд.1:49 – “Также и начальники народа и священников поступали весьма нечестиво, превосходя во всех нечистотах всех язычников, и осквернили освященный в Иерусалиме храм Господень”. Как поступают в храме? Как ведут себя? Человек зашёл, не перекрестился. Нищие бродят в храме, торговля идёт, три киоска, во время службы посторонние приходят совершенно неверующие: причащаются, выходят и плюются на улице. А диакон Сергий, знакомый мне, написал своему архиерею: «Благо ваше, что Игнатий не знает, что в алтаре делается, какие анекдоты там рассказывают, что там творится». А тут говорит пророк, что начальники, священники, евреи поступаютнечестивее язычников. Не то же ли делается две тысячи в православии? Я стал рассматривать: да у язычников многому чему есть поучиться: какое мужество, самоотвержение. Есть настоящие большевики – искренне верили в это, конечно, теоретически. То же взять учение Карла, смотрите, как он рассудил: чтобы не было эксплуатации, неудержимой жажды капитала. Но эксперимент на десятках стран закончился полным провалом. Ясно, что выход только один – смириться и богатых увещевать: “Подайте милостыню”. Жертвуйте, как Иоанн Златоуст говорил. Вот что мы можем говорить. Мы можем призывать людей только к милостыне. Язычники должны до этого дойти. Они другим путём пошли, но мы, христиане, должны подправить их.
Повелевает и дождю и солнцу Своему восходить над злыми и добрыми. Может, ничего это не значит, но слова “солнце” встречается 197 раз, “дождь” – 116, а “язычники” – 206 раз в Библии. И чтобы всё узнать об этом, мы должны прочитать все эти места; не то, что люди говорят, астрономы, а что говорит Библия. Об язычниках упоминается 206 раз, очень хорошие примеры даются: посмотри, как поступает языческая царица – Христос её приводит в пример: проходит пустыню, какие дары принесла. А ведь она была не христианка, не иудеянка, за тысячу лет до Христа. Матф.11:22 – “но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам”, (Лк.10:14). А ведь речь шла к тому, что Он всё это относил к евреям, к любимому Своему народу. Но евреи за себя ответят, но мы-то лучше ли евреев? Разве это не к нам относится? Получается так, будто христианство к нам никогда и не приходило. Я вот заметил: дети, которые причащаются, ведут себя в лагере иногда хуже тех, которые не причащаются. У меня опыт большой, 33 года начальником лагеря, и я не знаю, чем это объяснить, но это даже относится к людям, которые часто причащаются. Без причастия нельзя, и теоретически надо, чтобы каждый день причащались, собирались по домам и преломляли хлеб. То, что преломляли, я не знаю, просто вечеря была у них или это вечеря была Господня, как Таинство, но ведь это так. “Ничего не хочу слышать, я причащаюсь” – уперлись на одном: на причастии, литургии, – дальше не идут. Если язычники прилагают такие усилия, чтобы получить грамоту – оканчивает школу, соревнования идут у них, конкурсы, золотая медаль, красный диплом – это что-то значит, это не просто так. То как надо заботиться христианам? С детских лет вот эти воскресные школы, уроки, рассуждения. О чём рассуждают родители с детьми? Почему такой умный, говорят, Жуковский? А вся родня, родственники были поэтами, писателями, собирались в доме и ребёнок с малых лет беседы слышал. Как же так в христианских семьях сплошь и рядом вырастают неверующие, что же они там слышали? Да мало неверующие, дикие атеисты, непослушные. И выход один, что Бог нас долготерпит – вот что означает солнце. И мы должны всё это подвергнуть ревизии и начать свидетельствовать о Господе, чтобы люди познали Бога, обратились к Богу. И тогда мы сможем смело сказать язычникам, а некоторые говорят, и мне даже самому приходилось слышать: вот ваши верующие, ну, а что они особенного сделали? Мы можем показать: вы пользуетесь каким-то изобретением. А кто это изобрёл? Ну, если я знающий, я скажу, изобрёл неверующий человек. А что ты, верующий? А если верующий изобрёл, на какое дело оно пошло? Да, книгопечатание начал Гутенберг, дальше развил его Иван Фёдоров. А что печатается-то, только ли Библия? Если бы мы заботились, чтобы каждое изобретение пошло на пользу душе, то, наверное, не это бы было. Люди научились строить, а кто первый придумал колесо, никто не знает. А куда эти колеса сегодня едут? Да, язычники очень грамотные, они исследуют, изучают за этим компьютером, но куда это идёт? Если Бог повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми, и дождю, то как нам надо позаботиться, чтобы любое дарование Божие пошло только на добро. Чтобы мысли все были направлены на прославление Бога. Вот мы сейчас уезжаем в лагерь, мне постоянно нужна будет поддержка, потому что за короткий срок в детях я должен оставить самое ценное. Дети назвались верующими, а они ничего не знают. Как поступить с ними? И в каждом определённом случае я должен знать; мало того, родители очень внимательно за этим наблюдают. Уже одно письмо поступило: ребёнок криком кричит, из лагеря рвётся. Родители не знают, что делать, два дня только прошло. Я говорю: не троньте, вот когда две недели пробудет, тогда решайте. Он на четвёртый день пишет прекрасное письмо. Работа идёт. Нам нужна поддержка, чтобы солнце вашей любви взошло над злыми и над добрыми в нашем лагере. Чтобы вы помнили о нас, потому что работа над людьми – это самая трудная работа. Ничего труднее воспитания юношества нет.
И вот из этого слова “не так же ли поступают язычники” я нашёл, что они делают в лагерях: как они заботятся о детях, стараются создать условия благоприятные. Но они бегают, прыгают, а дальше ничего не идёт. О душе я не прочитал ни в одном лагере. Я не прочитал, чтобы хоть в одном лагере молитвами с ними занимались. Нигде я не читал, чтобы они изучали Евангелие, чтобы они стояли на литургии. “Мы нуждаемся, - говорит Павел, - в великой помощи, чтобы потом была благодарность за тех людей, которые по истине обратятся к Богу”. Итак, сегодняшнее литургийное чтение Евангелия от Матфея побуждает нас к тому, чтобы мы поревновали тому, что делают язычники (доброе) и превзошли их во всём. Потому что в нашей жизни часто встречаются ситуации, когда мы не знаем, как поступить. У верующих сына призывают в армию, что делать? А мы уже заранее обговорили. Выход очень простой, тем более, сегодня – альтернативная служба, за полгода раньше написать заявление. Не написал, не ходил? Иди в Чечню – для тебя пулька уже там готова. Я ничего не могу сделать, хотя уже десятки раз о том вопиял. Уже составлены документы, подписаны, ты – член общины и военкомат принимает наши заявления, и тебя уже не заставят присягу принимать... Ничего, ждут дальше. Вы не хотите о своих детях позаботиться? Вы будете хоронить их, вы будете отпевать их потом – а это говорит о недостатке веры, что солнце любви Божией, ревности не взошло над ними. Аминь.

Да знаешь ли про хлебное зерно,
Как прорастает втайне, колосится;
И сколько бед обходит стороной –
Вначале же казалось неказистым.
Серп послан, молотьба, отсеют сор,
Размелется и отруби отрубят.
Кто не трудился – вот тому позор,
И оправдаться им неимоверно трудно.
Насущный хлеб, испрошенный у Бога,
Незаменим, не приедается десяткам поколений.
Хлеб просто так не вырастишь с наскоку –
Не оберёшься сорняков и плевел.
И всё же, не одним привычным хлебом
Жив человек, в котором есть душа;
Подаст ей слово, что нисходит с неба,
Чтоб, возродившись, больше не ветшать.
В пророчествах, в Апостольских словах
Такая сочная, живая благодать;
Упрямством загубил её монах,
Привыкши те слова за свой хребёт кидать.
Бесхлебица, бескормица в России
Тысячелетие и чуточку длинней.
Богослужений пышных и красивых
Понапридумывали больше, чем планет.
А если бы да с первого же дня
Бряцали и сверкали благовестьем,
Любой юродивый сподобился понять,
Идти и проповедывать, а не сидеть на месте.
Лишь до чужих объедков от застолий
Дотягивались мы, – насколько ж бедны.
В монастыри шли по нужде, невольно,
Слов Иеговы не могли отведать.
Услышав, верою святою раствори,
Плодом несметным жизнь заколосится;
И рыба зарождается, как знаем, от икры,
Евангельское пламя - от малейшей искры. 06.07.06. ИгЛа

Список всех проповедей

165

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: