Вопрос на тему «Проповедь, благовестие»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 13
Вопрос 2802:
Вы заранее готовитесь к проповеди. А бывало ли так, что вдруг Вас попросит священник во время богослужения сказать проповедь, да ещё и на определённую тему?
Ответ И.Т. Лапкина:
Помнится, однажды во время вечернего богослужения 25 августа подошёл ко мне батюшка, вызвал на крыльцо и спросил, мог ли бы я сказать слово об исповеднике Максиме, память перенесения мощей которого церковь отмечает назавтра? Я не хотел утруждать народ, так как должна была быть ещё исповедь и люди к ней готовились, и потому богослужение будет весьма продолжительным. Но решил сказать только несколько слов: «У Церкви есть градация подвигов, святости. Первее всего стали почитаться святыми умершие в пытках за веру во Христа. За ними – исповедники, то есть те, кто исповедал Христа, был в заключении. Был мучим, но при перемене обстановки оказался жив. Такие были на Первом Вселенском Соборе, и пальцы их, скрюченные от пыток на раскалённом железе, целовал император Константин. Но муки бывают разные. Иного взяли и одним взмахом секиры сняли с него голову. А другого мучают невероятными пытками долгое время, как Климента Анкирского, а он как бы ниже, потому что остался жив. Вот к таким именно исповедникам относится Максим Исповедник. Это был гигант духа. Когда мне приходится приводить на память примеры мужества, то всегда привожу его и Феодора Студита, Никиту Исповедника, братьев Начертанных, патриарха Никифора, протопопа Аввакума. Коснулся иконоборческой ереси. Тут у меня подход вовсе нестандартный, ибо не могу встать на позицию защитников икон. Тех, кого называют императорами-иконоборцами, кто якобы был совершенно против икон, в действительности были не такими. Они не против икон были, а против их безмерного почитания. Они предлагали повесить иконы повыше, чтобы народ не бродил за иконами. И я считаю, что эта позиция была более верной, чем у сегодняшних сверхпочитателей икон. И куда это почитание вывело нас? В самое настоящее идолопоклонство. Нет икон и молиться некому? И поклонение иконам сегодня мало чем отличается от поклонения идолам, хотя иконы, конечно же, не идолы.
Прем.Сол.14:11 – «Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных».
Да это явно же, что слепок с наших блужданий. Такому суперпочитателю икон в темницу жена стражника принесла поесть, а он вопрошает её, почитает ли она святые иконы, и чтобы она это подтвердила, поцеловав икону. А уж какими способами православные добивались своей победы с сомнительным результатом, говорить страшно. Есть правило, запрещающее входить мирянами в алтарь, а вот царю это дозволено. И вот это и погубило императора Льва, когда он в алтаре молился. Охрана его осталась на клиросе, а вот по найму или сами православные киллеры ворвались в алтарь и зарубили там императора. Явно, что это была заранее спланированная акция и её безукоризненно (сверхукоризненно) провели. 27 декабря. Феодор. Лев Армянин – царь-иконоборец в Рождество убит в алтаре с Крестом в руках. Руку с Крестом отрубили. Михаил Рангав, уже арестованный путчист, с оковами на ногах взошёл на престол, убив Льва царя-иконоборца в алтаре в ночь на Рождество Христово на 7-ой песне. Ликуют православные и разговляются весёлые, целуют иконы.
21 января. Максим Исповедник. На Максима многие и тяжкие обвинения возводил казнохранитель. Святой сказал: «Настолько вам удастся стать справедливыми в этих обвинениях, как сатане стать Богом». Епископы укоряют его в заблуждении: «Выходит, что ты один спасёшься?» – «Отроки в Вавилоне о себе заботились и спаслись». Епископы топтали его ногами и оплевали его с ног до головы. Когда он рассказал сон об истинном положении вещей в государстве и в церкви, его стали за это привлекать. Он же сказал: «За сны закон не наказывает». Судили же за сон про царя. С учеником много лет в темнице находился без одежды и пищи. Толковал Песню песней. О душе. Утверждал, что не царям, а попам следует исследовать Писания. Отрезали ему язык и руку. Он же говорил, что Дух Святой и Ангелов анафеме предаёт. Максим Исповедник нигде не призывал нести слово Божие в народ, благовествовать о Христе. Я молюсь Максиму Исповеднику, но страдать с ними за его убеждения о иконах не пошёл бы. И подражать ему не зову. Он был монах и уже этим сказано, что он не в народе. Мы исповедники сегодня, но далеко не те, как Максим. Вот как должно было бы быть, и мог ли Максим так сказать:
Иоан.15:3 – «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».
Деян.17:3 – «открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам»;
Деян.17:23 – «Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам»;
1Пет.1:25 – «но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано»;
Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их»?
На нас возложена обязанность прожить…
Прожить, не прокоптить тела и души;
Путь к цели во время окончить, не кружить,
В жар не сгореть и не замёрзнуть в стужу.
Блажен, кого на руки подхватили,
К себе прижали матери ладони,
С кем был отец, уверенный и сильный –
Такой при искушеньях не утонет.
Оправдана учёба у того,
Кто по крупицам собирал и оптом
Прошедших опыт и спешил бегом
На поприще – не просыхал, был потным.
Мозаика из дней и из событий
Приобретала общую картину;
Испытанный в скорбях ценней небитых,
Не будет выглядеть учёнейшим кретином.
Смиренье перед словом Иеговы
Ежеминутно правит наш маршрут,
Свой эгоизм хотя с трудом, но гонит,
Не даст увлечь себя в корыстный круг.
Ответственным быть за себя, за ближних,
Во свете Библии, всегда с открытым оком,
Успеть на труд, не оказаться лишним
И удостоиться быть дел святых истоком.
Обязанность прожить, не оробеть,
Когда увидишь отступленья всюду;
Приучишься псалмы Давида петь,
Хотя бы окружали лишь иуды.
Безжалостно исследуйте всю жизнь,
Не схоронитесь под усталость, возраст.
Тропа вела к Голгофе или вниз?
Где жертвенности нет, там при коростах корысть.
Полоску невезенья засевайте вечным,
На одичалое не тратьте силы тщетно;
Победу одержавшим готовят в небе встречу,
За совесть добрую, как обещал в крещенье.
23.8.05. ИгЛа