размер шрифта

Поиск по сайту




Господи, помилуй

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7



«Господи, помилуй». Это одна из самых коротких молитв, которую мы часто повторяем.

Молитва состоит из трех ступеней: на первой – прошение; на второй – благодарение; на третьей – славословие.

Первая – самая большая, самая заезженная ступень. Там все: мусульмане, буддисты, православные христиане... все. Кому тяжело, кто в тюрьме, кто тонет, кто ничего не понимает, и тот кричит: помоги!

Вторая ступень, когда человек осознает, что я получил это от Бога, а не благодаря стечению обстоятельств. Благодарю Тебя, Господи!» – т.е. человек начинает осознавать свою зависимость, и что всё в руке Божией. Вся земля, всё принадлежит Ему. Ты трудишься, у тебя талант этот твой, желание трудиться – от Бога, материал, из которого ты делаешь – от Бога; дети, которых Он дал – всё от Бога. Ты никогда бы и не знал, какой ребёнок будет; узнал, когда он только родился, да и то, когда еще вырастет.

И третья, высшая ступень – славословие. Вот почему на небе, когда видения были показаны, услышали, как славословили Бога.

Ис. 6:3 – «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!».

Ни просьбы, ни благодарения, ничего нет. Вот почему людей всегда интересовало: а как – же на небе? Но к этому нужно добавить: хотя мы и узнали, как на небе, но это только желание, стремление, которое полностью осуществится, когда мы войдем туда. На земле полностью это не осуществимо, ошибка в православии именно в этом и заключается. «Мы на земле создадим этот сад, будем отдаленные от мира в горах и там Ангел будет давать хлеб». Нет, господа монахи! Это не царская трапеза в раю, а всего лишь кисть руки раба и одна порция на очень голодный желудок истомленной души.

Царство небесное здесь невозможно, мы только о нем просим, чтоб оно пришло, чтобы мы внутри себя его ощутили, постарались устроить его.

Рим.14:17 – «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Когда мальчик, которого сила небесная подняла вверх, и опущен был через час, это в житии св. Прокла – 20 ноября в 438 гожу. И спросили его: «Что – же ты там слышал?» Эти слова, которые он им сказал, люди попытались трансформировать, переделать уже здесь, на земле. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» – он больше ничего не слышал. Люди поняли, и что? И добавили: «помилуй нас». А армяне добавили еще: «распявшийся за нас, помилуй нас». А вот это было признано уже ересью.

Люди начинают что-то мудрить; а ничего этого не надо было; необходимо просто осознать, что мы находимся на первой ступени, и иногда переходим на вторую, и общее стремление должно бы быть – достичь третьей ступени славословия, и устроить здесь Царство, которое пытались устроить монахи.

И даже вот эта служба устроена – это всего лишь попытка. И настаивать на этом никак нельзя, что вот так молиться – это-де самые лучшие слова, которыми мы так уж угодим Богу, так-то задобрим Его милость и строгость. Мы можем только сказать: я об этом тоскую, я желаю, я стремлюсь, но каждый день начинаю снова. «Господи, помилуй!» Богу достаточно сказать один раз «Господи, помилуй». Люди придумали три раза говорить, потом подумали: а может Бог не слышит, давай 12 раз скажем. Впали в сомнение: давай 40 раз подряд скажем. Это всё лишь примерка; и не настаивать на том, сколько раз говорить «Аллилуия» Человек не знает, о чем говорить.

Рим.8:26 – «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».

Но слышали: «Свят, Свят, Свят...» трижды. – Ты не забывай, что в Откровении написано:

Откр.4:8 – «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят...»

– и непрерывно славословят. Это невозможно на земле, потому что мы же ложимся спать, у нас есть какие-то другие обязанности здесь, на земле.

Вопрос в том еще, что прежде, чем человек стал разговаривать с Богом, то вначале Бог заговорил с человеком. Сегодня хотел подчеркнуть взаимную связь от Бога и к Богу. Поэтому когда читаете молитвы, то принято так, что большинство молитв читаются, повернувшись лицом к алтарю. Предположительно, как бы (это всё только предположительно), что это особое место присутствия Божия, там находятся святыни, и как бы там находится Бог, как бы, потому что Бог всё Собой наполняет. А иногда священник становится перед народом, лицом к народу, и простирает руки, т.е. Бог как – бы перед нами.

Мы должны реально всё это ощущать; и вот первое, что мы видим, в Священном Писании это: Бог говорит с человеком. Бог! Т.е. на первом месте – слово Его. Слово, а потом будет так, что для того, чтобы читать Слово, нужно будет и перекреститься, и помолиться, и открыть Библию. Потом мы будем разбавлять молитвы до, внутри, и после. Почему? Потому что согрешили; а вначале этого не было. Просто Бог взывает к Адаму:

Быт.3:9 – «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?»

И пошел уже разговор, и мы в этом состоянии сейчас и находимся. Первое – это Бог; как Бог говорит с нами. А вот здесь Богу уже не требуются посредники. Когда человек слышит голос Божий, мы сегодня слышали апостольское чтение, что язычники, которые не знают Бога, они судимы будут по закону совести.

Почему Иоанн Златоуст и говорит, что Евангелие написано к стыду нашему, что его не надо. Евангелие, Библия вообще не нужны, если бы мы слышали слово Божие непосредственно от Бога. На первом месте – совесть.

Рим.2:15 – «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.

Это те язычники, которые ничего не слышали о благодати и об откровении Бога людям об Иисусе Христе. Но когда этот голос не стал уже слышимый, т.е. душа оглохла, Бог посылает пророка Моисея, и через слово Свое пытается достучаться до людей уже через писаный закон. Но если совесть уже спит, а писанный закон не открывается, тогда душа совершенно окаменевает.

Лук.3:8 – «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»,

т.е. человек, как камень, он ничего не слышит.

Мы приходим сюда для того, чтобы установить обратную связь с Богом. В храме на первом месте – Слово Божие должно звучать; и когда Бог разговаривает, в это время все должны замолкнуть.

По великой милости Божьей, нам Бог позволил установить вот это молчание, семь минут перед началом общей молитвы идет подготовка к богослужению. В это время никакие свечи не ставить, не сидеть; калеки, старые, постарайтесь стоять семь минут перед богослужением. Настрой на молитву, на связь с Богом – вот здесь смысл жизни.

Если нет молитвы, а молитва – это не только стояние и махание рукой, – это всё только лишь внешнее проявление от внутреннего состояния. Молитва – это внутреннее, невидимое. Почему святые и советуют, что когда молишься, то закрой глаза, чтобы ничто тебя не отвлекало. А если сон будет подходить, тогда открой. А у нас наоборот. Сон подходит, глаза закрыли. Не устоял – упал.

Нам нужно всё время помнить, что жизнь дана человеку для того, чтобы вернуться в первоначальное райское состояние. В этом весь смысл. И особенно мы это пытаемся сделать, приходя на служение к Богу.

Сегодняшнее апостольское чтение об этом и говорит, что средство, участок, через который мы связь устанавливаем с Творцом, которое Бог дал людям – это совесть. Совесть – это тот участок души, через который слышится голос Божий. Иногда говорят: «бессовестный человек». Это страшные слова. Это означает, что ты совершенно оглохший, Бога не слышишь, Бог до тебя достучаться не может. Совесть умерла. Бессовестный! Какой бы он ни был высокий человек, патриарх, президент, но если к нему пристала эта кличка – «бессовестный», ему уже ничто не поможет.

Язычники, которые никогда не слышали о Христе, они слышат через совесть, которая то судит, то оправдывает дикаря, тунгуса, любого, кто где живет. Совесть судит и оправдывает.

Рим.2:15 – «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».

Через эту совесть человек начинает осознавать, что он пал. И я должен встать, должен войти в соприкосновение с Богом. Как? Мои грехи мешают. И часто человек начинает искать дары, чтобы умилостивить Бога. И понимает, что самый большой дар – это жизнь. Но свою жизнь отдать я не могу. Поэтому человек начинает резать барашка, козлёнка. Вот откуда эти жертвы.

Люди, которые ничего не слышали о Боге, они тоже приносят жертву. Кто читал Лескова, тот знает, что если человек и ничего не знает, но старается принести хоть собаку какую-то.

Рим.6:23 – «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».

И, приходя сюда, мы в Евангельском чтении, как сегодня, это всё как раз и обретаем. В этой нагорной проповеди, как по ступеням нас ведут: блаженны нищие духом, то есть сокрушение: ничего во мне доброго нет. Я ничего за собой не осознаю; чего бы ты не достиг – но ты ничто.

Лук.17:10 – «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Мф.19:14 – «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

И заканчивается:

Евр.12:2 – «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Мы не просто пришли отвести положенные часы по привычке, что вот так заведено у православных, в воскресение мы прикрыли свинарники на время, потом пришли и постояли. Мы пришли к Богу. Богу, Которого мы глазами не видели, но о Котором мы много слышали из Священного Писания. Хотя у Бога исследователи находят 500 имен, но Давид говорит:

Пс.137:2 – «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего».

Поклонение в храме и возвеличивание Бога проистекают при истинной оценке стоимости Слова Его – святой Библии. Кто этого не понял, не оценил – он напрасно толкется во дворах Божиих

Прит.15:8 – «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему».

Прит.28:9 – «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость».

Как бы Бога ни назвали, Иисус означает Спаситель. Христос означает Помазанный, то есть благословенный Богом.

А Слово Его превыше даже этого. И вдруг оказалось, что Слово Божье вообще роли никакой не играет у православных. Я говорю о православных.

Любые еретики держат в руках Библию. Приди к ним на собрание, руководитель называет такое-то место из Писания, и только шорох стоит, как они листают Библии. Бабушки и те читают. А у нас – нет! У нас превыше всего «Господи, помилуй!» сорок раз преглупо протарахтеть, как принято у бормочущих заклинания. Мы никак не можем подняться с первой ступеньки повыше. Сорок раз говорим, и ни разу не зацепимся.

Надо провести всеобщую ревизию внутри себя. Господи, мы пришли к Тебе, на первом месте – Слово Твое. Слово Божье должны читать всегда лицом к народу. Это Бог говорит к нам. У нас так, по милости Божьей; у нас это есть уже. Но обычно так читается, как будто Бог не знает, что Он нам сказал. Но это просто абсурд.

В греческой Церкви, от которой мы приняли православие, Евангелие читается только лицом к народу. Я сам в ней был и видел. От куда это пошло, что Евангелие надо читать лицом к алтарю? Апостольское чтение – туда развернулся священник и что-то тянет, трудится всуе. Это нам письмо пришло. И мы должны настрой получить, пробудить совесть, через слово Его. Бог заговорил: Адам где ты? Где ты, Мария? Чтобы в голосе Его сразу признали своего Пастыря. И в ответ душа сразу же воскликнет: Слава Тебе! Аллилуия!

Потому Господь говорит:

Пс.94:9 – «искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое».

Мы говорим: искуситель кто? Искуситель-дьявол. А Апостолы собрались на первое свое апостольское совещание или собор и говорят:

Деян.15:10 – «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?»

Т.е. искушение идет от верующих, когда накладывают не слово Божие, а что-то другое. Поэтому всё, что мы здесь слышим, мы внимательно должны соотносить с тем, что имеем.
Когда Господь говорит:

Мф.23:39 – «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядущий во имя Господне

т.е. во имя Своего слова.

Господь говорит:

Мф.24:5 – «ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят».

Иоан.10:1 – «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник».

«инде» через окно, через крышу, где угодно, а пастырь идет к двери. А что такое дверь? Дверь – это слово Божие. Иоанн Златоуст говорит, что это слово по Писанию, чтобы все предсказания сходились. Вот для этого мы и приходим, чтобы войти дверью; дверью войти в свое внутреннее состояние по слову Его. Уразуметь свое состояние по слову Его. А Господь говорит: вас бить уже не во что.

Ис.1:6 – «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем».

Я вас бью, переворачиваю, отнимаю, сжигаю, колорадским жуком поражаю, а вы ничего понять не можете. Вас бить не во что, у вас нет уже ничего: всё болеет, свиньям уколы надо какие-то делать; сами посмотрите, почему?

Иоил.2:12 – «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании».

Не только: «Господи, помилуй!», чтобы язык воздух сотрясал, а воистину, хотя бы как Каин сказать Господу:

Быт.4:13 – «наказание мое больше, нежели снести можно».

Мы молитвой Каина по-настоящему-то не молимся, а слова повторяем те, которые повторяются на третьей ступени: Свят, Свят, Свят. Положено, там по книжке написано, буквы-то мы умеем читать. Чтобы это сказать, что Свят, это душа должна сначала признать, что я через прошение вошел с Творцом в соприкосновение, второе – я за всё Его благодарю, я сознаю, что это Его благодеющая рука меня бьет, к Себе привлекает. И третье – полностью доверяясь Ему: «признаю, ничего нет святее, как то, что нам дает Бог». Если мы будем соединять апостольское чтение с Евангельским, мы всегда будем восходить по этим ступеням нагорной проповеди, которую мы сегодня слышали. Аминь.

Список всех проповедей

331