Уверовать и плодоносить
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 16
Указатель: Мф.25:14-30
09.10.05 Евангелие от Мф.25:14-30 – о талантах. Почти все знают и слышали о
них. Определили, какой у вас талант? Я этот вопрос ставлю перед Богом каждое утро в молитве, и кто живёт со мной в одном
доме, те знают, что я постоянно молюсь: «Господи, помоги мне определить мой талант до конца и развить его и для этого
дай мне добрых помощников, советников, наставников». Это ежедневно, ежедневно, ежедневно. И я вижу, что Бог помогает,
отвечает на такую молитву. На бумаге ты можешь выразить, какой у тебя талант? Не просто приобретать хозяйство, рожать
детей, но талант. А что талант приносит, о том Апостол Павел говорит: Гал.5:22 – «Плод же духа: любовь, радость,
мир, долготерпение, благость, милосердие, вера...». Еф.5:9 – «потому что плод Духа состоит во всякой
благости, праведности и истине». Это плоды наши. Если есть талант, то, видимо, от чего-то рождается.
Узнаём, что от смирения. Смирение – мать всех добродетелей. Смиренно прими сказанное здесь. Итак, убоявшийся пошёл и
скрыл талант свой в земле. Я ни к кому это так не отношу, как к монашеству. Убоялись Бога, полюбили Бога и таланты за
стенами скрыли. И не куда-то, а в землю. Выкопали пещеры, Киевские пещеры и скрылись в землю. Притча-то прямо дословно
сходится. И главное что? Молчальник, отшельник, затворник. Да где ж такие названия нашли люди? Это явно, что кто-то
подсказывает. Так это какой стих? 25-ый. Посвятили всю жизнь, чтобы 25-ый стих в 25-ой главе Евангелия от Матфея
разрушить. Всю жизнь против 25:25 провоевали. Я исследую сам, вижу, что в истории мира более настойчивого, упорного
никто не делал против этой заповеди для того, чтобы выполнить – зарыть талант. Какие у них таланты? Откуда мы знаем. А
мы знаем, какие таланты. У императора Феодосия, которого так любил Иоанн Златоуст, и много о нём пишет, два сына было:
Аркадий и Гонорий. Значит, надо их воспитать соответственно. Как у русского императора, царя, был воспитатель Жуковский
Василий Андреевич, друг Пушкина. Писатели, великие художники из-за границы выписывались. И он заранее уже решил
разделить царство пополам: на восточную и западную империю. На одной будет Аркадий, на другой – Гонорий. Как раз от
Аркадия пострадает Златоуст. Жена его Евдоксия его сошлёт, арестует. И стали искать воспитателя сыновьям императора. Ему
сказали: знаешь, первым делом ты найди глубоко верующего человека, чтобы Писание, Библию знал. Дети царские всё должны
знать: и военное искусство, и дипломатическую работу. И они должны рассуждать об астрономии, о математике, о геометрии,
о химии. Потому надо, чтобы этот человек и мирское всё знал. По всей империи искали и не нашли. Тогда написали в другую
часть империи: Западную. И там наконец нашли такого 29 лет человека, узнали, что нет ему равных по знанию, и звать его
Арсений. Известный в православии Арсений Великий. А со словом «Великий» (Василий Великий, «Великий» с большой буквы). Я
насчитал где-то 9-11 человек: Пахомий Великий, Макарий... А Златоуст не Великий, а просто Златоуст. И он учил, развивал
в детях самые лучшие качества, и был очень строгий. И когда в чём-то провинился Аркадий, в чём он провинился, никто не
написал, он его так отодрал, что рубцы на теле остались, когда он был уже царём. Пояс можно было в рубцы вкладывать. Вот
так воспитывайте детей. Смотря на некоторых из вас, мне хочется сказать: детей вы не наказываете.
Я на днях смотрел, как бегут на физкультуре дети. И один ребёнок другого ребёнка обгоняет. Которого обгоняет, тот
страшно дерзкий. И когда до этого его обгоняли, он размахнулся и со всей силы ударил своего товарища в лицо. Явно, что
вы его не драли, рёбра его не сокрушали. И он, увидев, что его обгоняют, на полном ходу как заяц прыгнул и подножку
обгоняющему подставил. Но тот отскочил в сторону. Когда человек бежит, у него одни мышцы работают, когда борется –
другие. Если на ходу, когда она бежит, поставить такое препятствие, то лошадь падает и ломает себе ноги. Это злодей с
бандитскими наклонностями. Почему вы не сокрушаете его дух? Не говорите, что вы наказываете. Дайте мне его на неделю, и
он рядом бегущему даст дорогу. Дайте ему развить талант – у него талант злодейства, талант превосходства над другими.
Сделайте слово Божие доступным для него в семье диакона, чей сын, чтобы оно заговорило с ним.
И вот этот Арсений, когда уже вырос Аркадий, услышал, что он грозится и говорит: «Только царём стану, я Арсения сразу
убью». И Арсений бежал и принял на себя обет молчания. Представьте, какие таланты, какие знания у него были. Он
профессор академии по всем наукам был и он ушёл в пустыню. И к нему желали прийти монахи. Монах придёт, он дверь
откроет, думая, что это прислужник его, ординарец, а оказалось, что не прислужник его, а тут пришедший через всю
пустыню. Арсений упал ниц и лежал, пока тот не ушёл. Почему он так делал? Боялся, что узнают его и откроется Аркадию его
местонахождение? Одна благодетельная княгиня долго желала пробиться к нему. Поучение взять, благословение, деньги
принесла пожертвовать. Епископ ей разрешил и дал сопроводительное письмо. И она пришла, когда он не ожидал. Упал и лица
не поднял. И она тогда, выходя, говорит: «Я прошу тебя помолиться, обо мне помнить». Он ответил: «Я буду день и ночь
молиться о том, чтобы забыть тебя». Это в чистом виде прославляемое монашество. И монахи ставили его выше других за
молчание. Какое же было молчание! Он приходил в храм, у него закрытое лицо, стоял у столба сзади и опять уходил. Он
из-за страха всё сделал? Зачем же это возводить в эталон мужества? Он бежал от смертного ужаса и в пустыне прятался,
чтобы его никто не нашёл, чтобы грамоту свою не выказать. Это же не образец. Я был сам участником распространения
Евангельской вести среди баптистов отделённых. Вот они показали пример мужества в наше время. 30 человек не вернулись из
тюрем, так в лагерях и умерли. До 1500 человек было арестовано. 1962 год. Слово Божие не может удержаться цепями. И они
показали пример. Православные тогда глухо и привычно молчали, а сектанты и еретики свидетельствовали. И об истине
Христовой свидетельствовали правильно, что Христос умер за наши грехи. Итак, зарывший талант, услышал: «отобрать, что у
него есть, а самого связать и выбросить».
Деян.6:7 – «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень
многие покорились вере». Говорится о том, как нужно развивать талант. Написано, что лукавые и ленивые
рабы, которые зарывают. Это – образ монашества. Великий? Лукавый и ленивый. Великий – добавим. Библия говорит: лукавый и
ленивый, а житописатель Димитрий Ростовский дальше добавляет: Великий, святой и другие. Мы везде будем ставить «лукавый
великий», который зарыл. Это Божье определение. Я вам ничего не толкую, а просто провожу вас по местам Писания, открываю
Библию и говорю: вот так говорит Бог. Опять открываю и говорю: вот так говорит Бог. Бог говорит: Сир.31:12 –
«Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из
повиновения тебе». Вы будете горько сожалеть и плакать, что упустили время. Я знаю, у вас есть отцы,
которые сурово наказывают детей, благодарение Господу. Но только надо это делать не во гневе, не по злобе, а с
рассуждением, поговорить, чтобы ребёнок знал, что ему за это будет. Помолиться после этого с ним вместе, чтобы ребёнка
не оттолкнуть от себя. И рукой никогда не бейте. Гляжу, в храме стоят дети, то щелкушку дадут, то дёрнут за ухо. Этого
делать абсолютно нельзя. Помани его, аккуратно выйди с ним. Строго держи, крепко его зажми, но никаких толчков, тем
более за уши не дёргайте. Написано: розгой. Иначе ребёнок будет соединять твою руку с тобой. Так уж устроено в психике
человека. Пр.10:13 – «В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга».
Пр.13:25 – «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».
Пр.22:15 – «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит её от него».
Пр.23:13,14 – «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт; ты
накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней. Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в
небрежении, делает стыд своей матери». А розга – это уже совершенно отдельно от тебя.
Особо подчёркнуто о священниках – их очень трудно обращать к вере. Они уверены, что уж они-то к Богу приближены, что
ближе их никого нет к Богу. Они и руки поднимают, а оказываются... не верующие во Христа. Уверовало очень многое число.
И, конечно, если они там были священниками в иудействе, то и здесь они принести могли огромную пользу. Во-первых, знание
было. Развитие талантов. Проповедь – это сеяние.
Слово «уверовать» встречается в Библии 61 раз. И только два раза в неканонических книгах встречается. Иудиф.14:10
– «Ахиор же, видя все, что сделал Бог Израилев, искренно уверовал в Бога, обрезал крайнюю плоть свою и
присоединился к дому Израилеву, даже до сего дня». Язычник Ахиор поверил, что сильнейший враг будет
разгромлен. Прем.12:2 – - «Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они
согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». Во всех до одного
остальных 59 местах слово «уверовать» относится только к Новому Завету. То есть каноническим ветхозаветным книгам это
слово вообще даже как будто и неизвестно. Я ответить на это не могу, но чуть-чуть понимаю, что вера – это общее, как бы
абстрактное понятие. А уверование касается конкретного человека, который принял, запустил, закрыл и претворил в
действие. И не где-то, а в конечной инстанции уверовал во Христа. А в Ветхом Завете этого не могло быть. Это я нахожу
исследованием своим, потому что нигде не объяснено – ни у одного святого отца я про это не нашёл.
Лук.8:12 – «а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из
сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». Упавшее на пути и похищенное – вот это и есть то, о
чём говорится в притче о закопанном таланте. Ты сам позволил украсть: «Можно ничего не делать». Иак.4:17 –
«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Я вам говорю это для того, чтобы вы всё
слышанное в своё сердце приняли и чтобы ценили минуты, в которые нам Бог даёт слушать Слово Господне. Иоан.4:39 –
«И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё,
что она сделала». Женщине доверено очень многое. И жёны-мироносицы, как самарянки, бежали с благой
вестью. Они дошли до императора, как говорит житие святой Магдалины. Иоан.8:30 – «Когда Он говорил это,
многие уверовали в Него». Опять говорил, опять сеял, опять уверовали. А если бы не говорил? Не говорил,
то кто бы обратился?
В «Деяниях Апостолов» слово «уверовать» встречается 24 раза. Половина всех слов «уверовать» относится к «Деяниям
Апостолов». Тоже вопрос: почему? Потому что Деяния – это практическое руководство. Я советую каждому священнику «Деяния
Апостолов» ежедневно читать и спрашивать: «а как у нас?» Мы однажды полностью эту книгу перечитали и такой вопрос
ставили ко всем 28 главам. И мы не нашли ни одной строчки, которая указывала бы на нас. Все Деяния Апостолов против нас.
Уверование во Христа, как в Спасителя, тем более чтобы каждая душа сознательно уверовала – в основу у нас не ставится...
«Уверование?» – «Это у сектантов». Он ходил, слышал, обратился. Так любой еретик уверовал. Поговори с баптистом, как он
стал верующим. «Ты веришь?» «Да, я уверовал там». Православный этого не может сказать «уверовал». Он входил в намолённое
пространство, где икона, чудо, мощи. Вся мощь в мощах у нас. У нас нет того, чтобы в живом теле жил живой Бог. А мощь в
мощах. Вот придумал же это кто-то. Деян.4:4 – «Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых
людей около пяти тысяч». Талант как развивается? Был один – стало 5 тысяч. Итак, там написано - 5
талантов. А тут 5 тысяч.
Деян.13:48 – «язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были
предуставлены к вечной жизни». Деян.14:1 – «В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу
и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Я уже не один раз говорю вам, что это
слово отношу к нам, как бы прообразно. Православие – это как бы страна Икония. И вот зазвучало бы Слово Божие, чтобы
люди обратились. Не думай, что дело столь малое, что у нас нет в храме, то малого, то старого. Все должны быть в храме.
Евр.10:25 – «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг
друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Да, позволительно не прийти, но тебе
это не полезно. Позволительно не прийти в храм, но это не назидает. Ты будешь один и знать не будешь многое. Ты даже не
знаешь, что ты не просто отстал, а ты ушёл. Ушёл и в другом направлении бредёшь.
Деян.15:7 – «По долгом рассуждении Пётр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых
избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали». Пётр перед
собором первых епископов и Апостолов говорит, что Бог избрал его. Никто не сомневается. Бог избрал и нас. А для чего Он
тебя, Пётр, избрал? Рыбу ловить? Литургию совершать, богослужения, людей причащать, на исповедь принимать, крестить? И
это будет. Но наиглавнейшее, чтобы «из уст моих язычники услышали Слово Евангелия и уверовали». Каждому
священнику надо плакат такой, как «ищу работу», на грудь повесить. Бог поставил тебя священником, чтобы из уст твоих
Евангелие услышали и чтобы люди уверовали. Скажите, кто подражает Петру? А у нас Петек сколько в стране? За 2000 лет
сколько таких Петрушей было? Они и на тракторе катали и на чём только ни катали. И император-антихрист Пётр Первый
Великим назван. А великий Пётр только тот, который оправдывает имя своё, что он камень, твёрдый в вере, что он
проповедует, дабы уверовали.
Рим.10:14 – «Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как
слышать без проповедующего?» Апостол говорит, что нельзя научиться молиться, когда нет настоящей веры. А
у православных самое главное – научиться молиться. А если не умеешь, то я буду молиться, а ты стой рядом и с тобой
что-то будет. Познавать волю Божию из Писания они не учатся по-настоящему, а учатся молиться. А я скажу, что молиться
можно только тогда, когда ты человек верующий, и не спишь во время проповеди. Упадёшь со скамейки, всё время спишь,
безумно спишь на соблазн и на преткновение. Апостол говорит так: «Но как призывать Отца Небесного Иегову и говорить:
«Отче наш», звать Того, в Кого не уверовали?» Уверовать надо сначала. А потом? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Я
вопросы задаю священникам, монахам: как нашему народу, пастве веровать, если они не слышали чистого Евангельского слова?
«Как не слышали? Мы же в церкви». Написано так: как слышать без проповедующего? Не без служащего батюшки, а без
проповедующего как слышать? Придумали: «Служба – это и есть проповедь». Служба – это не проповедь, это моление к Богу.
Проповедь – это обращение к сердцам людей через Слово Божие. Сделайте для себя здесь вывод, что где нет проповеди, там
люди не умеют молиться. Проповедующего не было, значит не было слышания. Без слышания нет веры. А как молиться, если нет
веры? Оказывается, что православные и не молятся, потому что нет проповеди. Это не просто ужас, это – тьма египетская,
это – катастрофа. И это сегодня продолжается в каждом храме. Главное, люди пришли, купили, съели, нюхали дым, смотрели
на иконы... Часто в храмах язычество, шаманство – самое настоящее язычество. Тунгусские шаманы только так делают.
Какие-то слова скажут и что-то сделается. Человек должен сознательно молиться, с верою: за мои грехи умер Христос, Он
сошёл с неба, Его кровь смывает мои грехи, Он – мой Искупитель, мой Друг, Брат, Отец, Мать – всё в Нём. 1Кор.3:5
– «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал
Господь». А если не уверовали? Вы никого из людей не считайте великим, если через него не течёт слово
Божие, слово истинное. Я бы сегодня поставил вопрос патриарху: «Скажи, брат Алексей, - если братом Апостола Павла
назкКто через тебя уверовал? Храмы строили, воинские части освящали, оружие в Чечне освящали, танки освящали, хоронили,
отпевали безбожников. Ну а кто уверовал через тебя?» Может, ни от одного патриарха никто никогда и не обратился в
России.
Нужно всем и повсюду проповедывать Евангелие: 1Кор.15:2 – «которым и спасаетесь, если преподанное
удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали». Спасение зависит от
благовестия, и на то прямое указание. Разве эти стихи монахи, наши священники, епископы не читали? Вы говорите о
спасении, напутствуете умирающих, причащаете, а благовестия нет, и человек ничего не знает. Священник, когда ты
исповедуешь умирающего, посмотри хоть один раз, кто перед тобой. Покажи ей на крест и спроси: «Кто это?» Бабушка что
угодно тебе ответит, только не то, что есть. Она не знает, что такое Мессия, что это – обещанный Богом твой Спаситель.
Любая адвентистка, баптистка знает. Из православных единицы только знают. И всё это на совести священника.
1Кор.15:11 – «так я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали». От чего уверовали? Опять
же от проповеди. Еф1:13 – «В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в
Него, запечатлены обетованным Святым Духом». Поэтому воистину говорить так, что Причастие Святого Духа,
как священник говорит: во имя Отца и Сына, и Святого Духа – это можно только тогда, когда человек запечатлён Духом
Святым. А запечатление зависит от Слова Божия, которое человек услышал. Пусть Слово, которое мы сегодня слышали из
Евангелия, будет запечатлено в наших сердцах во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Список всех проповедей