размер шрифта

Поиск по сайту




Духовное и душевное

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 15

Указатель: Иоан.13:23, Иоан.5:28

22.10.05. Иоан.5:28 – «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия». Воскресение из мёртвых, и как всю жизнь мы должны к нему готовиться. Потому что все воскреснут, праведники и грешные от Адама до последнего человека на земле. Вечная участь решается сегодня, где мы будем, с правой стороны или с левой. При пришествии Христа праведники вознесутся в сретение Господу, а грешники пойдут в озеро огненное. Очень далеко друг от друга. 1Кор.15:46 – «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное». Душевным называется сам человек в плоти своей. Все люди до одного душевные, ибо рождаются по природе Адама, согрешившего Адама. А то говорят: мы по природе христиане. По природе какой? По природе Адама не согрешившего – да. А по природе Адама согрешившего мы все язычники, отступники от Бога. И первое, что в человеке есть, это тело сотворённое. Тело это душевное, а потом духовное. Слово “духовное” сегодня употребляется совершенно не к месту. Во время перестройки ввели слово в обиход – «духовность». А что это такое? Слово «духовность» вообще отсутствует в Библии. Мы должны обращаться к Священному Писанию и смотреть, как оно отвечает. Смотреть места, пытаться их как-то применить к нашей жизни, как оно сегодня проявляется. Это будет самое правильное, безошибочное понимание слова “ духовный”. Слово «духовный» встречается в Библии 25 раз, и ни разу в Ветхом Завете. Это должен кто-то исследовать. Мне это не дано. Выходит, что значит быть духовным, не знали ни Моисей, ни Иов, ни Давид, ибо они ни разу не употребили это слово? Что оно означает, встречаясь 25 раз в Новом Завете? Слово Божие говорит, как нужно мыслить духовно, рассуждать. Иак.3:15 – «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская». Когда люди по земному рассуждают, о выгоде здесь, опыт применяют, то это всё земное. Начинают сейчас говорить о восстановлении Союза в прежних размерах. А как он собирался? Ермак что делал, духовное? Не хотят даже слышать о том и священники. Захватчик шёл. Жили здесь татары, кому они мешали? Захватили дальше пространство, а Казань в любой момент может отпасть. Там почитают своих, монголы чтят Чингисхана, как национального героя. А для России 120 лет было монгольское рабство. Мы должны понимать духовно так: наступило время возмездия и мы должны эту чашу выпить, и черепки облизать. Иез.23:34 – «И выпьешь её, и осушишь, и черепки ее оближешь, и груди твои истерзаешь: ибо Я сказал это, говорит Господь Бог». Вот духовное рассуждение, а не за оружие браться. Бог настойчиво советует Израилю идти в плен, и все, кто противились повелению Иеговы, были убиты.
Один пророк Иеремия понимал, что патриотизму пришёл конец, что надо ворота открывать, врага запускать и идти в плен. Здесь духовные рассуждения. Духовный человек смотрит вверх, а мудрость свыше всегда духовная. Допустим, нам сегодня встречаются люди, и они могут показать свою духовность, духовный он или не духовный. Иуда 1:19 – «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа». Значит, любое разделение есть явление душевное, а не духовное. Все сектанты, даже харизматические, пятидесятники, они душевные, а не духовные, потому что легко пошли на разделение. Священства рукоположенного нет, и потому они не церковь. Мы сразу начинаем определять, кто они по сути. Среди них духовные есть? Но само явление отделения - это не духовное. Мы спрашиваем нашего епископа, как объединение пойдёт? Он говорит, что на новое образование он не пойдёт – это определённо. Уже 5-7 образований от зарубежной церкви. Отдельно выделиться, никому не подчиняться, как было у Лазаря, у Варнавы. . 1Кор.2:14 – «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». Душевный не может рассуждать. Когда мы показываем сегодня необходимость смирения перед властью, нас спрашивают: «Как так, они же коммунисты, и сегодня опять прорываются к власти». Любыми путями их не пропустить. Я могу только молиться, может, мы не до конца рассчитались за прошлое, всё ещё старые люди голосуют за них. В любом вопросе духовный будет всегда искать выгоды небу, выгоды церкви, а не то, что своё. 1Петр.2:5 – «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Чтобы быть нам духовными, из себя надо сделать дом, притом дом, в котором Дух Божий живёт. Духовные помышления иметь, чтобы каждый был храмом; а что в храме делается? Молитва, совершается причастие. Что в большом храме делается, что видимо в стенах, то всё должно быть в человеке. Благословляет священник, а Христос с нами, это Его благословение. Здесь Чаша. А я разве не чаша – уста мои принимают святые Таинства. И так, устрояя дом духовный из себя, священство святое. Духовные рассуждения. Женщина, мужчина, ребёнок, приучитесь различать, что есть духовное. Мы ввели духовные правила, устав. Семь минут перед началом каждого богослужения стоять в молитвенной тишине, сколько я про это говорю, чтобы не было никакого движения. Сегодня объявил уже: «Встанем все на молитву!» Гляжу, ребёнка подносят к иконам, выходят к народу кланяться. Отставить это!
Народу не имеет право кланяться даже иподиакон. Вы постарайтесь семь минут даже крестное знамение не совершать, не создавайте никакого движения – это духовный настрой. Как говорит Серафим Саровский, и закрой глаза. Хотя немного надо остановиться и в это время ничего не делать. Гляжу, начинают свечи зажигать, а это всё отвлекает. Зажгите раньше или попозже, но создайте мёртвую тишину, полный штиль. Семь минут мы настраиваемся на нужную волну – вот это духовные рассуждения. Всё остальное это наше, житейское: ходим, двигаемся, кланяемся. Не духовный порядок. Духовный - это устремлённость к Богу, я пришёл Богу молиться. Рим.1:10-11 – «всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему». Приезжает к нам епископ, и мы должны ждать от него духовное дарование. Приезжает батюшка, и мы уже ждём духовное дарование, я выхожу на проповедь и пусть льётся река духовного дарования по вашим святым молитвам. К утверждению, к утверждению в истинной вере. Вот что такое духовное. Церковь тебе не даёт безопасности, что ты завтра поедешь и не потерпишь аварии, она не гарантирует, что дети будут с тобой, и никто их не украдёт, что у тебя будет хороший урожай. Мы можем надеяться на это, но гарантии нет никакой.
Господь испытывает человека, а судьбы Его нам не известны. Святые молились и пытались познать, почему так всё случается, и Бог ответил: Деян.1:7 – «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». 1Цар.2:7 – «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает». Ни один не получил ответа никогда, ибо это судьбы Божии, и Павел говорит, что они неисследимые. Рим.11:33 – «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» Почему я такого роста, почему волос у меня такой, а почему я русский, а не еврей? Рим.8:8 – «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Узнаёшь человека, духовный он или нет, по рассуждению, чего он ищет, как он рассуждает. По радио ни разу не слышал истинно духовного рассуждения. Всё они то к зиме готовятся, то урожай, то посев. Ни разу, когда они готовились к шестидесятилетию победы, ни одного духовного слова я не услышал. Духовно нужно было рассудить так: «эта кара постигла нас за богоотступничество, что пошли за безбожниками, царя расстреляли. Война – кара Божия. И нужно было это принять, но мы пошли не тем путём, мы снова продолжаем жить в тысячу раз хуже побеждённых, и никому на ум не приходит, а как это так случилось, что победитель живёт хуже побеждённых, да не в 1–2 раза, а в 1000 раз? Рим.8:6 – «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир». Об этом надо просить, чтобы помышления были духовные. С ними вместе приходит жизнь и мир. Вот что мы отсюда узнали. А помышления плотские - это заготовить побольше. «Вот это я сделаю, заранее знаю, что дети выучатся, обязательно, любыми путями закончат ВУЗ». А ты этого не знаешь, нужно тебе это или нет – дети уходят всё дальше и дальше от Бога. Может, надо было ремесленное училище закончить, откуда ты знаешь.
Во время советской власти мы стояли за то, что образование вредно, потому что при определённых условиях на учёбу принимали верующих. Если он оканчивал институт, то ему не давали работать. У нас здесь в Покровском соборе было 4 кочегара и 3 из них с высшим образованием, заведующий поликлиникой, зав. школы, историк. Молодые ребята, только закончили, а никому работать не давали. Когда заканчивали, диплом с великим трудом можно было получить, но они рассуждали духовно: «я для Бога стараюсь». Я для Бога от всего отказался, я бы мог не сторожем быть, не печником, мой диплом всю жизнь пролежал. Рассуждали духовно, Господь дал эту мысль. И о чём бы мы сейчас ни стали говорить, вы всегда рассуждайте, для Бога или нет, а это для спасения души или только временное, для тела. Рим.15:27 – «Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном». В римской церкви был спор о том, кто главный – евреи или язычники. И поэтому слово ”духовный” больше встречается в этом послании. Начинаешь расследовать и понимаешь, о чём речь шла. Апостол Павел говорит так: «Вы откуда веру получили?» «Из Иерусалима». «А в Иерусалиме кто живёт?» «Евреи». «Значит евреям обетование дано, не грекам, на русским. Мы вошли в их обетования, для нас они послужили. Не так, что бей жидов, спасай Россию, но мы должны быть благодарны евреям. Они нам послужили в духовном». Та фраза не потеряла актуальности и по сегодняшний день. Великое ли дело, если мы накормим евреев, –– а они тогда были голодные , мировыми банками Ротшильды не заведовали.
Апостол Павел говорит: теперь им в телесном послужите. Если для вас делает духовное священник, епископ, то вы всегда помните это, держите в памяти. То, что он даёт, без него этого бы никогда у нас не было. Что у нас епископ и он полностью с нами, моё внутреннее убеждение, – это от Бога. Мы много молились об этом, искали, вопияли к Богу, искали по всему миру. И Бог так сделал, что он был не совсем с нами, а теперь он всё поддерживает. А что это, что сейчас епископ против вас? Я не могу так сказать, я беседовал с ним лично сейчас, всё неподдельно, искренно, ему незачем перед нами заискивать. Его расположение к нам – это от Бога. Мы духовно рассуждали обо всём, и к одному мнению пришли, что никуда от церкви не отделяться. Епископ у нас должен быть, и так Бог сделал. 1Кор.2:14-15 – «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может». Если дело небесное, и моя душа ищет спасения, то к этому надо и стремиться. Как только скажешь что-то большее, недуховному кажется, что на его свободу посягают, вроде какое-то давление. Ты в любом поступке учись искать духовное, не по взгляду очей, “мне нравится”. Девушке нравится юноша, юноше девушка, но ты дальше смотри, духовное что-то есть или нет. Люди, которые выводят лучшие породы скота, смотрят, какой бык, какой породы. Я много лет занимался собаками и там родословная идёт до 6-го колена, чем они были, какое прошлое. Тит.2:3-4 – «чтобы старицы вразумляли молодых любить мужей, любить детей». И вы в этом вопросе должны быть очень внимательны. Семейная ячейка - это маленькое государство, не на самотёк её пустить. Для молодых должны быть уроки. Духовное - не так, что мне понравилась, я пошёл гулять, а посоветуйся, подойди к батюшке. Кто-то у тебя есть старший, спроси, ладно ли это будет, нет. «Мне предлагают выйти замуж», – а как это дальше будет выглядеть? Женился на скорую руку – на долгую муку. Душевный так рассуждает, а духовный не так. Духовный постарается узнать, что тот человек знает, знает ли Священное Писание, какое смирение, как он трудится для Бога, где участвует. Проповедует ли, несёт ли благую весть. Всё это вместе укажут хотя бы отчасти на духовное состояние души. Разве старые не хотели, чтобы у молодых была благополучная семья, всё было по-хорошему! Законным путём надо идти, а не с чёрного хода искать радость. Плотской человек ничего этого не разбирает, ему понравилась, красивая, схватил.
1Кор.2:13 – «что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным». 1Кор.9:11 – «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» Я от вас жду большего, сея духовное всё время, Священное Писание. Поэтому когда слышу, что на какое-то дело не идут, на самое простое, то я вижу недостаток в себе – не мог пробить. Одни и те же люди приходят, где-то нужно помочь, куда-то пойти, кого-то принять, и опять на арене одни и те же. Хоть здесь в городе, хоть в деревню поехать. Не потому, что такая абсолютная занятость. Тут другое, тут духовное, духовный разрывает все эти преграды. Гал.6:1 – «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Плотской человек исправить никого не может, он скажет: «Тут дело молодое». Это ”шариково” рассуждение, а духовный обо всём этом соображает, он и вино, и елей применит. И строгость и милосердие, потому что он духовный. К каждому согрешению свой подход: чем это вызвано, каким путём шёл грех, а как это всё пережечь. Как сделать, чтобы другие не заразились этим духом блуда. А потом Павел говорит: 2Кор.2:11 – «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы». Теперь хочет человека в такую печаль ввергнуть, чтобы человек совсем погиб, поэтому считаю, что надо его уже простить, а тот на отлучении был. Вот духовные рассуждения. А они возгордились, ждали, чем это всё закончится. До Павла дошла худая весть, и он полный разгром нанёс. Еф.1:3 – «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». И когда призывает на нас благословение священник, то мы не должны здесь замыслы свои ставить, что надумали без совета, и чтобы Бог услышал и Бог благословил. Не так делается. Сначала сравнить со Священным Писанием, посоветоваться с духовным. Пр.15:22 – «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся». И не пытайся его восстанавливать, Бог тебя просто сметёт, и тебя не будет.
Найди людей, знающих Писание, найди людей, живущих духовной жизнью. Вот что такое духовное. Еф.5:11 – «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Еф.6:17– «и шлём спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Апостол Павел говорит так, чтобы мы правильно пользовались главным оружием, Библией, которое есть настоящий меч, и притом меч духовный. Мечом духовным ничто больше не называется. Нам нужно победить внешних врагов мечом духовным. Ермак пошёл воевать, он должен был с Библией идти, другого меча у него не должно было быть. Нам нужно, чтобы мусульмане нас не победили. Нужны сильные юноши, проповедники. Другого оружия, кроме Библии чтобы они в руки не брали. Кол.1:9 – «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном». Кол.3:16 – «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».
Откр.11:8 – «и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят». Иерусалим. Духовный понимает значение слов, хотя они не так произносятся. А если у тебя ещё душевное, значит ты не родился свыше, потому на первом месте душевное. А где человек получает духовное? В смирении, когда подходит ко крещению, когда обещает Богу служить Ему доброй совестью, и получает помазание чела миром, чтобы благодать отверзла ум к уразумению Священного Писания. И оно тогда освящает, просвещает, даёт духовный настрой. Духовный настрой даёт человеку бодрость всегда. Он даже будет лежать парализованный, и если у него ещё язык шевелится, то любой входящий почувствует, что у него пламя подымается к небу. Я встречал таких людей, у него одна рука только двигалась, и она всё время кверху поднята: «Аллилуия!» Когда ни зайдёшь: «Аллилуия!» Вот этот заряд даёт духовное рождение, за которым мы пришли в Православную Церковь, за духовным укреплением и проверкой духовной мы пришли сегодня в храм. Да дарует нам Господь сегодня отсюда выйти духовными, облагодатствованными, чтобы многие через нас поняли, что значит жить духовно во Христе Иисусе. Аминь.

Попустительством не стоит пренебречь,
Когда всё трын-трава, авось, небось;
Пылающую без присмотра бросил печь,
Едва забил, загнул на пакость гвоздь.
Без вешалки оторванной пальто
Валяется осиротело рядом;
Лёд без песка –смертельное сальто,
Бумажник где попало – нас ограбят.
Не попустись по мелочи нигде,
И губы подбери в угрозу любодейкам.
С пьяным за столом зачем же нам сидеть –
Евангельское семя всюду сейте.
Пусть попустительство сгорит в святом огне,
Будь подпоясан истиной всечасно;
Надежда есть избегнуть Божий гнев,
И не судить по слухам или басням.
Нам главное бы душу сохранить,
Быть верным Иисусу-Жениху,
Духовный враг чтоб в душу не проник,
Не превратил что есть у нас в труху,
Пророк Иеремия пусть правит бал в плену,
Ему открыты замыслы Владыки;
Свободу может только Бог вернуть,
Когда в рабах насытимся досыта.
Тем патриотам не избыть позора,
Не слушали Иеремии крик.
Князья-епископы нас почитают сором,
И злится в немощи под митрою старик.
Бог попустил распутство в алтарях,
Прелюбодейство с миром, бизнес провонявший.
Не умолчим и обличим не зря,
И тем спасём себя, когда им правду скажем.
Не просто человеком оставаться всюду,
Твердить об истине, ничем не попуститься;
А будут слушать или же не будут –
Пред Иеговой быть бы только чистым. 8.12.05. ИгЛа

Список всех проповедей

880

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: