размер шрифта

Поиск по сайту




Учителя

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Лук.5:17

29 октября, 2005 г. Лук.5:17 – «В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных». Что же мы можем взять для себя из этого стиха? Кажется, всё понятно – Христос говорит проповедь, люди сидят на скамейках, знатные люди, законные учителя. А если они законоучителя, учили людей, то чему же теперь они ещё могут учиться, когда всё уже позади, обучение-то для них давно кончилось. Но Иисус учил так, как никто не учил: самые простые вещи, на которые люди привыкли смотреть обыденно, вдруг представились совсем в другом свете. Обыкновенный мытарь, все знают, что он грешник, и вдруг Господь к нему заходит домой. Он ломал все бывшие, устоявшиеся понятия о профессии мытарей, какой статус занимал он. Да, перед римской властью он свой человек, перед иудеями же он презренный. Если Христос есть Мессия, то Он не должен был даже подходить к мытарю. Блудница, всеми отверженная, презренная женщина – и вдруг: «оставляются тебе грехи твои, иди с миром». Какой у неё мир, когда она столько семей разрушила? Вот теперь начиналась настоящая учёба у них. Те академии, которые они закончили, этого не преподавали, там чётко и ясно было расписано, что делать. Покаяние не входило ни в один урок. Если покаялся, это там ещё когда-то будет. Но наступила новая эра – эра покаяния, эра примирения с Богом, эра Иисуса Христа. Так и говорят: новая эра. До 1936 года писали: от Рождества Иисуса Христа – от р.Хр. С чем связано, что в 1936 году отменили такое надписание, какие события, я ничего не нашёл, не от того же, что Крупская умерла в этом году? Ответа тоже не нахожу, пусть историки узнают, почему в этом году Советская власть решила писать «новой эры». А до этого, во времена советской власти писали «Р.Хр» - от Рождества Христова.
Мрк.2:2 – «Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово». Там собрались люди и здесь. Я ставлю вопрос: что же их привлекало? В первую очередь жажда получить Царство Небесное. Люди, которые ищут, они найдут. Лук.11:10 – «ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Сегодня у людей такое состояние, что они не ищут. Мне приходилось много ездить, и знаю, как раньше люди интересовались, спрашивали, останавливали. Сейчас вообще не интересуются – это свидетельствуют все, кто путешествует в поезде. Пройти невозможно было мимо нашего купе, когда я ездил. Всегда, куда бы я ни ездил: Санкт-Петербург, это из Ленинграда в Москву, по Украине. Сейчас же хоть сколько проедешь, никто не подойдёт, ты никому не нужен. Почему? Потому что все знают, все уже обихожены, крестики надели, всех покрестили, книжечки продаются, Закон Божий у всех дома лежит. А начинаешь говорить – ничего не знают совершенно. И вот эти люди собрались, потому что молва шла впереди Христа, что Он учит со властью, Его бесы слушаются. И Он изменяет статус людей – презренные всеми люди вдруг стали Его учениками. И люди видели, что жизнь меняется.
Лк.12:1 – «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Да кто же так учил? Если сейчас приезжает патриарх, и он стал бы так говорить: «Самое главное - берегитесь, только в православные храмы не ходите. Не слушайте попов, это разбойники, они людей в ад тащат, они им не дают истинного познания о спасении» - вот ведь как Христос-то говорил. Лук.11:52 – «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали», и говорил о людях, которые были в то время на своих местах. Они людей приводили к Богу. И оказалось, Господь говорит им: ваш отец – дьявол – и это сразу везде разнеслось. Как? Всюду только и слышалось: «Батюшка, батюшка, благослови», – на каждом шагу: «Батюшка, благослови» - и вдруг – дьявол в рясе. У людей-то сознание было: «Я тебе говорил, ты посмотри, что попы делают, на каких машинах ездят, ты посмотри, какие у них дома». Всё начали припоминать тогда. Одной фразой Христос переменил их статус: Мрк.12:9 – «Что же сделает хозяин виноградника? — Придёт и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим». Они ещё у власти, ещё в храме дым пускают, свечи жгут, но дом уже пуст, ничего уже нет. Вы можете ходить и ничего уже здесь нет. Почему? Христа там нет. Где Христос, там полнота, там Царство. Если мы не будем любить Христа, носить веру в Него в сердце, жить для Христа, вникать в Закон Божий, то даже Библия, лежащая здесь, на аналое, даже библейские надписи, по стенам развешенные, не помогут, они будут против нас свидетельствовать, ибо они – немые свидетели. Тут же написано было, почему же вы не поступали так, лицемеры? Я об одном деле всё время вам говорю и знаю, что вам, сидящим здесь, ревнителям православия, желающим спасения, я неприятен – я много раз об этом говорил. Сегодня думаю: сказать или не сказать, хотя я уже без толку говорю, и вдруг читаю, что пророк Иеремия говорит слова, которые услышал Бог: Иез.2:5,7 – «Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. И говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы», долби и долби их, они очень упорные, упёртые, будут слушать или не будут, продолжай долбить. Эту фразу трижды повторяет в одном стихе. Я ещё раз говорю: если мы идём в Царство Небесное, то там не на скамейке сидеть будем, а обители нам готовятся. А обители готовятся из того материала, который мы отсюда туда пошлём. Если бы сказали нам: «Вам надо переезжать сегодня в Таиланд». А там-то жить надо, поэтому успейте вовремя деньги перевести туда. Да с каждой пенсии помаленьку откладывал бы и туда посылал. Так мы-то в Царство Небесное идём!
Кое-что пожертвовали. Я речь веду о ваших квартирах. У кого есть дети, есть внуки и жить им негде – тут вопрос решённый, не надо ничего говорить. Но если уже в пожилом возрасте, дети уже в возрасте, у тех уже ваши внуки растут, квартиры эти им не нужны. Я сколько уже говорил, составлял список и знаю, как это трудно, но я не могу не говорить об этом, потому что до вас уже сотни тысяч бабушек умерли, дома их списанные ушли к родственникам, они продали их сразу же и купили машины, вертолёты, самолеты, атомные бомбы или что-то ещё. Прахом пошло! А некоторым из наших братьев и сестрам жить негде, по квартирам ходят. И я говорю: «Скажите, у ваших сыновей всё есть?» «Всё». В хороших домах живут и куда ваш дом пойдёт? Детям это надо? Зарплаты у них хорошие. Я же делал список, кто нуждается, мне-то не надо ваших квартир, и вы меня не обвините, что мне негде жить. У меня есть где жить, хотя один дом сгорел, и в деревне есть, где жить. У меня ничего ворованного нет. Я говорю о вас. Каких-то племянниц находят, племянников, внуков неверующих, правнуков. «Да они верующие», - говорите вы. Да какие же они верующие, если их нигде нет? Вы только успокаиваете себя.
Вы на Небо идёте, а квартиры здесь оставите, так разве туда не хотите перевести их? Пройдёт время, и лет через 50 лет ни тебя, ни племянников твоих, ни внуков не вспомнят, а квартира пропала. А если бы ты подписала её своему близкому, как первые христиане продавали имения и к ногам Апостолов складывали, то всё это на Небе было бы. Я сделал завещание на этот дом, но, пока я живу, где-то должен ночевать. Я говорю о смерти – после смерти мы пойдём в вечность. Хотим, чтобы у нас там была квартира-обитель? Отправьте ей впереди себя на небо. Через жертву, через милость. У сына есть своя квартира, мать твоя умрёт, ты останешься одна, куда квартира пойдёт? Дети не нуждаются в этом. Подарок внуку сделать? Поймите, это свидетельство того, что ваши сердца не целиком отданы Богу. Если бы у вас была пламенная вера, как у первых христиан, вы огнём горели бы, вы бы поняли, что нужно сделать сегодня же: в понедельник пойду к нотариусу. Вы видите, что делается?
Людям, которые слышат и не делают это, я им противный. «Я даже из общины уйду, чтобы квартиру никому не подписывать». Вы проиграете, притом на 100 процентов, и притом спрошены будете перед Богом. Ты видел нуждающихся брата, сестру, они молодые, они очень нуждаются, им негде жить. Я сказал даже нашим отступникам, которые ушли, но одному была подписана квартира, и я ему сказал: «Договор не меняется. Вы сделались врагами истины, но то я не меняю. Если что-то там будет построено, вы получите квартиры». – «Да нам не надо!» Это ваше дело, но с моей стороны изменений никогда не будет. Они у меня по-прежнему оба прописаны здесь, в доме, по сегодняшний день. Я ни одного шага не сделал, чтобы выписать их. А если бы жили? Продолжали бы жить. А если бы они против Христа поднялись, тогда собрались бы общим собранием, и мы решили бы. Есть люди, которые: 1Тим.1:7 – «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают». Я посмотрел, слово «законоучитель» встречается в Библии всего только три раза. Учителя были, но почему в Ветхом Завете не было законоучителей? Тоже вопрос. Христос пришёл, учителей было море, и Он говорит: Мф.23:6-7 – «также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья». Я так думаю, что, может, настоящий-то закон – это Евангелие; и настоящие законоучителя – это не те люди, которые проповедуют Моисеев закон или Коран, а те, которые несут Евангелие. Закон Бога, который сошёл к нам через Иисуса Христа. Вот они где, законоучителя. В Библии ничего случайного нет. Учителей много в Ветхом Завете, но слово «законоучитель» впервые появляется в Новом Завете – это исследование показывает.
Деян.5:34 – «Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время». Это учитель Савла-Павла. К Гамалиилу у нас должно быть особое отношение. Я не знаю, где он, может, он в Царстве Небесном, ведь он нам дал Павла, он научил его Закону Божию, он дал ему ревность – он у ног его сидел. И здесь, когда гнали христиан, этот законоучитель, настоящий законоучитель, уже в Новый Завет вошёл, он говорит: отстаньте от них, не трожьте, на надо гнать. Отстаньте от этих сектантов, харизматов, ибо начинают попы давить их, в газетах клевещут на них, я это слышал, когда в АГУ на форуме был. Почему, батюшки, вы в людях не сеете Слово Божие? Отстаньте от сектантов. Если это дело не от Бога, оно умрёт само по себе, а если от Бога, то вы сделаетесь врагами Божьими, вы против Бога пойдёте. Это конкретно можно сказать каждому человеку, ведь смотрели на первых христиан и называли христианство назарейской ересью, по имени Христа. Христиане-то были еретиками в глазах иудеев, законопослушных граждан. И на нас так же смотрят: «Да кто это такие, зарубежные?» Не бойтесь этого слова, ибо незарубежного вообще ничего нет. Вера христианская православная пришла из-за рубежа, из Византии князь Владимир привёз, она зарубежная. А Византия получила от евреев, тоже зарубежная. А евреи получили от Бога, тоже зарубежная – за рубежом этой жизни. У нас ничего своего нет, и не надо ни на какое слово обижаться, даже когда нас введут в патриархию, нам дверь откроется на благовестие. А уйти никогда не поздно, пусть они переписывают нас на своё имя, а мы ещё усилим молитву: «Любовью злобу обовьём, И честь не в славе быстротечной, а в торжестве любви найдём».
«Учитель» – это слово встречается 79 раз, из них 69 раз – в Новом Завете. Слово «фарисей» - я нашёл, что Библия упоминается 97 раз и только в Новом Завете. Это люди были знатоками Священного Писания. «Фарес», - означает «отделённый». Люди почитали их за знание Закона, но постепенно они выродились в такую мелочность: цеплялись за самое мелкое, то тмин по зёрнышку считали, сколько надо десятину отдать. Отмахни побольше –три десятины пусть будет, что ты сидишь, до копейки считаешь? Нищему подаст пятак, да ещё скажет: поделите пополам. И Господь их обличил, и слово «фарисей» сделалось нарицательным: это человек лицемерный, прикрывается чем-то, всё напоказ. Чтоб с нами этого не было! Как нужно слушать учителей? Внимательно, не спать. Спать очень опасно. Люди, которые, когда им проповедуешь, спать начинают, они сразу обнимаются со смертью. В обнимку со смертью сидите на скамейке вот здесь. Об этом говорит: Деян.20:9 – «Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мёртвым». Когда Павел продолжил слово до полуночи, окно было открыто, видимо, жарко, и Евтих свалился из окна, с третьего этажа. Таких Евтихиев много уже валяется за двадцать столетий, а воскрешать их некому. Деян.20:17 – «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви», учителей церковных и стал им говорить. Только-только зарождается церковь. Я вас оставлю, и вы после меня, когда меня не будет, расти будете, шагнёте дальше. А Павел видел другое: «Вы уже клацаете зубами друг на друга, вы только ещё меня боитесь, хвосты поджали, но как только я уйду, из вас лютые волки восстанут, не щадящие стадо, и будут говорить превратно, повлекут учеников за собою. Я предупреждал вас, посмотрите на мои руки, я не Пилат, но руки мои чисты от крови всех». И только потому, что я ничего не сокрыл, я вам говорил про ваши квартиры, я вам говорил про всё, что есть, поэтому вы на Суде Божием не скажите: а ты промолчал, уж я бы своей квартирой распорядился, уж я бы нашёл молодую сестру, молодого брата, чтобы им помочь, уж я бы... Потому что я одинокий, куда, с собой потащу? Какие родственники, когда нас Бог отрезал от них? Что общего между светом и тьмою?
Мы отрезаны – они не члены общины. Хорошо подумайте! Хорошо! Развяжите свои уши, когда выйдите, припомните, что я вам сказал. Жалеть будут все люди, которые всё без остатка не отправили на небо. Подумайте! Если у вас есть родственники неверующие, вы ничего не давайте им, даже одной копейки не оставляйте. Есть канон такой: если епископ умер, завещание не сделал, то его не отпевать. Карфагенский собор, правило 31 – «Епископы и состоящие в клире да не отдают ничего тем, которые не православные христиане, хотя бы то были сродники; ничего из своих вещей, как сказано, да не упрочивают таковым, посредством дара, епископы и состоящие в клире». 92 – «Определено и сие: если который епископ еретиков, или язычников, сродников, или не принадлежащих к сродству, оставит наследниками своими, и предпочитает их церкви: таковому и по смерти да будет изречена анафема, и его имя никогда от иереев Божиих да не возносится. Да не может быть ему в оправдание и то, если без завещания отойдет, потому что быв поставлен епископом, по приличию, должен был учинить назначение своего имущества, сообразное своему званию». Не то, что завещание не сделать, а вы завещание делаете на неверующих и говорите, что они верующие. Зачем сами себя обманываете, верующих от неверующих отличить не можете? Просто умер и не сделал завещание, и имение отойдёт кому-то, то канон – не отпевать его даже, не молиться за него, даже за епископа. А про нас и говорить нечего, нас просто как крошки со стола смахнут – и всё. Почему? Вы усиливаете руки врагов, а своих братьев и сестёр не поддерживаете, не укрепляете. На работе он работает, время тратит, а дом готовый был бы, вошёл, да и жил. Всё благословенное от Бога, тем более, эта комната вся будет пропитана молитвой, сколько радости там будет! Я говорю о тех, которые одиноки, вы меня поняли? Которые не одинокие, и дети взрослые, у которых есть где жить, и живут не в одном доме, – я только об этих говорю. Чтобы дом этот ваш не был продан детьми, и они его не спустили, они же не на милостыню пустят его. А если тут будут верующие, то в вашем доме будут слышны молитвы. Я ничего по этому вопросу не успеваю, но я всё время болею им, поэтому вам и говорю, и прощения у вас не хочу даже просить за это.
Мф.10:24 – «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего». Чтобы мы учением своим приобретали ещё большее, чем имеем. Для него довольно, чтобы быть, как учитель. Сидели эти учителя и сразу перешли в разряд учеников. Когда люди встречаются со Христом, они сразу делаются как ученики. Мне в руки попало приглашение на заседание «круглого стола» по теме: «Какая должна быть речь у людей, чтобы не было оскорблений в прессе, в средствах массовой информации». По этой теме они хотят провести встречу. Я по телефону сразу же позвонил и начал вести их к Евангелию: «Апостол Павел говорит: Деян.13:10 – «о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?». Вы можете так сказать президенту? Вы можете сказать тем, которые разворовывают государство?» - «Нет». «Вот какой язык надо иметь». «Так это Евангелие, нам не положено так». – «Вы не берите на себя, что вам не дано за людей решать, а разговаривайте евангельским языком». Я, наверное, тоже к ним пойду, расскажу, каким языком надо разговаривать с людьми в средствах массовой информации. Начинайте об этом молиться.
В Ветхом Завете очень часто слово «учитель» встречается. Что оно им давало? Видимо, почтение перед народом: люди раскланивались, особое одеяние было. А Господь пришёл и говорит: «Вина ваша безмерна». А Иаков говорит: Иак.3:1 – «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». Немногие! Ибо с учителей будет особый спрос: чтобы кого-то учить, ты должен десятки раз прощупать – трясина или нет, здесь лёд крепкий, выдержит ли? Я так скажу, и если выполнят люди, но окажется, что моё неверно, то где всё это будет? Лк.2:46-47 – «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». Мы не можем похвалиться тем, какая у нас была юность – никто нам не удивлялся, а под старость могут удивиться: и откуда ты это всё взял, и откуда ты это знаешь? Когда у меня племянник ходил в школу во второй класс, а дома у них всё время, когда я приезжал часто, беседовали, и учительница говорит: «Я с большим удовольствием с ним беседую и он говорит то, чего я совсем не знаю». Вот почему дети, которые в домах писателей жили, а там кружки собирались просветительные, они не простыми людьми были, они очень много знали и какую-то пользу Родине принесли. Поэтому наши разговоры дома, чтение при детях благотворно влияют на них. Постарайтесь, чтобы дети всё, что они слышат дома, сумели где-то понести, они в школе будут, как-то соедините с какими-то авторами, которые пишут стихи на псалмы и песнопения – Державин, Ломоносов. Сами сходите, может быть, в школу, подумайте, как это сделать, чтобы зацепиться за известное уже и людям дать понятие о неизвестном.
Иоан.3:10. – «Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Многие сегодня от имени Христа проповедуют, а ничего не знают. Уста еретиков нужно заграждать. Заграждать истиной, которую нам Господь открыл. Деян.13:1 – «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл». Пророки стоят на втором месте, во-первых, поставлены Апостолами, пророками и, в-третьих, учителями. 2Пет.2:1 – «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель». Умейте отличать учителя от лживого учителя. Вы можете отличить тогда, когда будете знать Священное Писание. Они сидели перед Христом, некоторые обратились, как написано: Деян.6:7 – «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере». Они переучиваться начали. Переучиваться никогда не поздно.
Рим.12:7 – «имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении». Говорится о ревности, которая должна быть у нас, у всех. Если ты учитель, то ты ещё только начинаешь учиться, пребывай в учении, а не так: я достиг, теперь старым багажом буду пользоваться. Когда я слушаю священников в храме, то мне кажется, что после семинарии они ничего нового не узнали и не читали. Он говорит: «Делайте добро, не грешите, ходите в храм, жертвуйте, милостыню подавайте...» - и он непрерывно проворачивает одно и то же. Надо разъяснять слова Писания. Вот мы прочитали сейчас, что у Христа в один день собрались люди, сидели учителя и слушали, и много было людей... Я хочу узнать, а кого надо нам слушать? Что мы можем взять из того события? Где тот человек, около которого можно присесть и послушать? Когда человек понимает Священное Писание по толкованию святых отцов, по канонам соборным, то немедленно приходи, садись и слушай. Здесь наполняй своё сердце благодатью Господней.1Кор.12:28 – «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями». Еф.4:11– «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Надо проверить, Бог ли поставил или сам человек залез на это место? 1Тим.2:7 – «для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине». Говорится о том, что учителя должны учить непрестанно в вере и стоять сами в вере истинной. Когда ставят, избирают на епископа: 1Тим.3:2 – «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен». Качество епископа – учителен; а сегодня они хвалятся, скольких он рукоположил. Определяется, какой доход он принёс, сколько храмов открыл. Начинается отчёт епархиальный за год: сколько крестили, епископ сколько литургий совершил. Если в деятельности епископа ничего того нет, то он и не епископ совсем. На первом месте он должен быть учителен, чтобы люди знали Священное Писание, полюбили Христа, могли противостать греху.
2Тим.4:3 – «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху». Вот таких учителей будете себе избирать. Один из святых сказал: «ты избери себе такого наставника-учителя, строже которого во всем мире нет». Не зря Суворов говорил: «Трудно в учении, легко в бою». Если мы себе поставим такое правило – обличения не бояться, а искать, кто меня научит, обличит, у нас вполне может быть успех. Евр.5:12 – «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища». Сколько лет вы уже ходите сюда? Не один год некоторых я вижу здесь, а вас снова нужно учить начаткам. Будьте смелые! Ездите на свои дачи, путь далёкий, всё равно где-то вы встречаетесь с другими людьми, попытайтесь им засвидетельствовать. Но бывает, что нельзя: там пьяные люди, мужчинам труднее говорить, а женщины более склонны. Смотрите, вокруг Христа сколько было женщин! Итак, когда рядлом Христос, вокруг будут собираться люди. К нам обязательно кто-то придёт. Никакими особыми талантами, думаю про себя, не обладаю, просто я открыл двери – и люди стали приходить. В деревне пришлось говорить проповедь: «Господи, помоги этому человеку, он нам синагогу построил» - выдвинули, поставили в заслугу. Я же семь синагог построил. Вы собираетесь-то в моём доме. Тот дом сгорел – там у меня собирались. На Никитина были, там у нас постоянно всё время собирались молиться. В лагере у меня постоянно, когда батюшки нет, собираются. В «саманном» домике собирались. На «скворечнике», и то все знают, там моления, приходят все и там службу правили. Я понял, что у меня семь синагог! Фил.3:17 - «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Прошу вас, постарайтесь, если сегодня возможности такой даже нет, то на будущее сказать: «Господи, я постараюсь, чтобы в квартире моей, когда меня не будет, было такое училище – синагога Твоя, чтобы многие собирались там вокруг Слова Божия, как некогда собрались вокруг Тебя», - о чём мы читали сегодня в Евангельском чтении. Аминь.

Список всех проповедей

278

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: